Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические теории онтогенеза
Раздел I ДВА ТИПА ВОЗРАСТОВ: СТАБИЛЬНЫЙ И КРИТИЧЕСКИЙ Глава 1 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОЗРАСТЕ Психологические теории онтогенеза В психологии, главным образом детской и возрастной, под онтогенезом понимают отрезок жизни чндивчда от рождения до на-с туп пения зрелое! и Среди мноюобразия научных школ в психологии можно выделить две группы психологических теорий в зависимости от их взгляда на онтогенез. Представители первой из них рассматривают развитие в ею целостное г • и чеделчмости, не выделяя в нем отдельных периодов или этапов (Г. Оллпорт, Дж. Кеггелл, К. Роджерс, Г. Айзенк и др.) В теориях этой группы, как правило, во главу угла ставится представление о некоторой целостности, например понятие личности. Далее предметом исследования становятся характеристики этой целостности, ее внутренняя структура, условия происхождения. Даже признавая прижизненную динамику изменений данной целостности, изучая условия ее происхождения, исследователи не связывают жестко эти изменения с каким-то определенным возрастом. Возрастное развитие в этом случае придается фоном изучаемых изменений. Вторую группу психологических теорий образую^ те, в кото рых онтогенез представляет собой чередование, смену определенных периодов развит ля (З.Фрейд, Ж Пиаже, А. Валлон Э.Эрик-сон, Л.С.Выготский, А.Н.Леонгьев и др.). Для обоснованного деления онтогенеза на определенные периоды каждый исследователь вводит собственные основания этого деления и представляет собственную теорию психического развития человека в онтогенезе. Таким образом, в зависимости от исходных теоретических представлений онтогенез рассматривается как сугубо индивидуальная траектория (или тип траекторий), как непрерывная плавная череда микроизменений или, напротив, как последовательность относительно устойчивых и отграниченных стадий, в принципе единых для всех представителей данной культуры. Можно говорить о некотором наглядном образе, который иллюстрирует данную психологическую концепцию, - «метафоре развития». Так, в нарративной* психологии это образ четырех непересекающихся линий, поскольку в ней выделяют четыре типа представлений индивида о себе в зависимости от того, какое место в собственной жизни он себе отводит. Человек, например, может видеть себя героем, ответственным за все, что с ним происходит, или, наоборот, жертвой внешних обстоятельств и т. п. При таком взгляде на развитие личности выделяются четыре типа траекторий развития, а исследователя интересует в первую очередь различие между этими выделенными типами, а не их изменения с возрастом. В теориях «большой пятерки», где личность описывается пятью основными характеристиками (пятью шкалами), а индивидуальное развитие определяется вкладом каждой из пяти переменных, это «пучок» линий развития, где каждая отдельная линия представляет индивидуальную траекторию развития. В отечественной психологии принят иной образ. В ней возраст рассматривается как относительно устойчивый отрезок развития -каждый возраст представлен своей «ступенькой». Почему так по-разному описывается онтогенез в различных психологических школах? Мы видим, что исследователи выделяют как самое существенное в онтогенезе различные его стороны. Так, понять причины уникальности и неповторимости человека - задача тех, кто придерживается образа «пучка» индивидуальных линий развития. Вместе с тем, люди в чем-то схожи, понять поведение человека можно, сравнив его с поведением другого, похожего на него. Эта схожесть и становится главным фактором для тех исследователей, которые заняты разработкой разного рода типологий - описанием личностных типов, как это делается в рамках нарративной психологии. В нашей обыденной жизни также существует представление о возрасте. Мы по-разному общаемся с детьми разного возраста. Трехлетнего ребенка взрослый, возможно, погладит по головке, а новорожденного воздержится трогать. Первоклассника спросит о школе, а с подростком и не сразу сообразит, о чем можно заговорить. Все это элементы нашей «житейской психологии». Это означает, что возраст, особенно возраст ребенка, реально существующая характеристика, определяющая наше поведение и отношение к человеку. Можно сказать, что возраст - это эмпирическое понятие, т.е. понятие, возникшее как обобщение внешне заметных, чувственно воспринимаемых признаков. Такое обобщение существует исходно в самих наших представлениях о жизни и о ребенке. Если это эмпирическое понятие становится предметом анализа и исследования, возникают возрастные теории онтогенеза. И тогда эмпирическому понятию «возраст» начинает соответствовать какое-то научное понятие. Именно эмпирическое понятие возраста и его научный аналог -научное понятие - и становятся основными в тех научных теориях, которые принято называть возрастными. В них на первый план выходят проблемы описания возраста - его характеристик, длительности, условий возникновения и завершения. Date: 2016-11-17; view: 262; Нарушение авторских прав |