Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV.4.3. Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от насилия





Детство является таким периодом в жизни каждого человека, когда закладываются основы личностной активности, личност­ные свойства и ценности, определяющие качество будущей жиз­ни. Одновременно это такой жизненный опыт, когда ребенок как человек и как личность наименее защищен от социального, фи-злческого и психического насилия.

Поскольку существует и широко распространена агрессия, можно говорить о ее жертвах — детях и подростках, пострадавших от насилия.

Насилие — это такое отношение, обращение одного человека с другим, которое нарушает право другого быть личностью.

Домашнее насилие — это система поведения одного человека для сохранения власти и контроля' над другим разными способа­ми (изоляция, запугивание, манипулирование, угрозы, эмоцио­нальное насилие, экономическое насилие, физическое насилие, сексуальное насилие).

По мнению специалистов, можно выделить три основные сфе­ры отношений, в которых, с одной стороны, происходит социали­зация детей, с другой — ребенок подвергается риску насилия: семья, сфера образования, государственные учреждения интернатного типа и сфера микросоциальных отношений (Г.Н.Вострокнутов).

Насильственные действия"\лоту\ проявляться в самых разных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства.

В домашнем насилии часто различают пренебрежение (плохое обращение), жестокое обращение (издевательство, физическое насилие), сексуальное злоупотребление.

Пренебрежение преимущественно понимается как отсутствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок яв­ляется бездомным, нуждающимся, живет в физически опасном окружении. В поведении родителей есть серьезные упущения в обеспечении жизненно необходимых (витальных) потребностей ребенка: в пище, одежде, приюте, уходе, медицинском обслужи­вании и защите от опасных условий. По сути дела, речь идет о состояниях депривации. Наиболее близким по значению является понятие «социальное сиротство», или лишение детей родитель­ского попечения при живых родителях.

Физически жестокое обращение определяется как преднамерен­ное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных физических страданий.

Сексуальное злоупотребление понимается как использование ребенка для целей сексуального удовлетворения взрослого чело­века или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Оно может совершаться в различных формах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, крово­смешение (инцест), демонстрация порнографии, проституция несовершеннолетних.

Под сексуальным злоупотреблением понимается вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные дей­ствия, которые они совершают, полностью их не понимая; на которые они не способны дать согласия; которые нарушают табу семейных (социальных) ролей.

Жестокое обращение с детьми оценивается с учетом характера ближайших и отдаленных социально-медицинских последствий. Считается, что характеристика жестокого обращения с детьми должна включать:

оценку совершаемых действий (физические, сексуальные, эмо­циональные);

продолжительность их воздействия и особенности последствий (физические, эмоциональные, психологические).

К факторам жестокого обращения родителей с детьми, по мне­нию многих исследователей, относятся:

• признаки асоциальной личности с психопатическими черта­ми и аффективной возбудимостью, алкоголизм, криминальность;

• незрелость родителей, их изолированность, отсутствие соци­ально-психологической поддержки со стороны прародителей;

• низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы;

• потребность родителей в абсолютной власти над ребенком;

• жесткие моральные нормы и упрямство родителей;

• одиночество и плохое здоровье матери.

Последствия жестокого обращения с детьми чаще всего рас­сматриваются с позиций так называемой концепции цикла наси­лия.

Многие исследователи указывают на связь между жестокостью наказаний, применяемых к.ребенку, и мерами воздействия, ко­торые использовались в родительской семье; между наказаниями и выраженной агрессивностью ребенка, частотой делинквентно-сти и жестоким характером преступлений у тех лиц, с которыми жестоко обращались в детстве.

Психодинамический анализ внутрисемейных ситуаций изби­ваемых детей показывает, что их родители в детстве имели тяже­лую депривацию и страдали депрессивными и тревожными рас­стройствами, алкогольной зависимостью. В их семьях наблюдался авторитарный тип семейных отношений, при котором конфлик­ты между родителями сопровождались враждебно-агрессивным


Диагностические признаки жестокого обращения

Особенности поведения ребенка Особенности поведения взрослых
Психическое (эмоциональное) насилие: Нежелание утешить ребенка
Задержка физического и умствен­ного развития Оскорбление, брань, обвинение, унижение ребенка
Нервные тики, энурез Критичное отношение к ребенку
Печальный вид, подавленное настроение Негативная характеристика ребенка
Различные психосоматические заболевания Отождествление ребенка с нена­вистными людьми
Беспокойство и тревожность, агрессивность Перекладывание ответственности на ребенка
Нарушения сна, аппетита Открытая демонстрация нелюбви,
Неумение общаться, неуспешность в учении ненависти к ребенку
Склонностьк уединению и суициду  
Низкая самооценка  
Пренебрежение нуждами ребенка:  
Утомленный, сонный вид, опух­шие веки Психические заболевания родителей Критические состояния
Санитарно-гигиеническая запу­щенность Умственная отсталость Наличие жестокости и насилия в
Низкая масса тела, задержка роста и физического развития родительской семье Недостаточный самоконтроль и
Стремление при влечь к себе вни­мание любой ценой импульсивность, агрессивность Нежеланный ребенок
Многократная госпитализация Неполноценный ребенок
Повторные повреждения, травмы" «Трудный» ребенок
Кражи пищи, делинквентнЪсть Сходство с нелюбимым родствен-
Нсизбирательностьв контактах ником
Мастурбация Нарушения в поведении ребенка
Регрессивное поведение Социально-экономические проб-
Трудности общения и обучения лемы семьи
Агрессивность и импульсивность Конфликтность семьи

отношением к детям. Следовательно, воспитание повторяет опыт родительской семьи.

В конце 80-х гг. нашего столетия было доказано, что психотрав­матический синдром (ПТС) одинаково проявляется как у жертв домашнего насилия, так и у ветеранов войны. Причем у всех жертв насилия присутствуют страхи мучений и смерти, угрозы жизни, а также такие последствия, как бессонница, ночные кошмары, онемение участков тела и др.

Принято выделять четыре этапа ПТС. Первый характеризу­ется состоянием острого шока или психологического оцепенения,

когда человек не осознает, что с ним произошло, проявляет внеш­нюю заторможенность. Второй этап — это отрицание. Жертва активно пытается вычеркнуть из памяти все, что с ней произош­ло. Она не обращается за помощью, не обсуждает драматическое событие с другими. Третий этап — это стадия острого стресса, состояние глубокого кризиса. Как правило, люди на этом этапе впадают в глубокую депрессию, они не видят смысла жизни, мо­гут считать себя недостойными ее радостей. Четвертый этап — функциональное разрешение внутреннего конфликта, вызванно­го насилием, принятие психотравмирующего опыта, возможность его использовать. Если нет последнего этапа, симптомы становят­ся хроническими и меняют представления человека о мире (ког­нитивный диссонанс).

Опыт насилия в детстве и юношестве имеет фатальный исход для психологического самочувствия и общего развития. Прояв­ления последствий насилия, хотя и нарушают здоровье детей и подростков, не имеют четко выраженных симптомов и призна­ков, по которым можно было бы установить первопричину от­клонений. Степень тяжести последствий зависит от тяжести са­мого насилия. Жертвы насилия живут в состоянии постоянной опасности и страха его повторения или того, что все узнают о нем.


Часто дети и подростки, испытавшие насилие, ощущают себя соучастниками или виновниками. Наблюдаются расстройства эмо­циональной сферы: необоснованная смена настроения, тревож­ность, депрессии, которые могут сопровождаться суицидальны­ми попытками. Часто имеют место нарушения сна, восприятия и ощущений, возникает неприятие своего тела. Невротические симп­томы соседствуют с нарушениями взаимоотношений с окружаю­щими. Вследствие недоверия к миру появляются замкнутость, чув­ство одиночества. Среди отдаленных последствий насилия выде­ляют алкоголизм, аддиктивное и делинквентное поведение, по­пытки суицида.

Считается, что наиболее распространенными видами психи­ческого реагирования на различные формы насилия в детском и подростковом возрасте наряду с задержками психического разви­тия, регрессивными симптомами являются невротические реак­ции, психогенные депрессии и личностные расстройства. Эти со­стояния часто «замаскированы» психосоматическими расстрой­ствами и нарушениями поведения.

К группе риска по жестокому обращению и насилию можно отнести следующих несовершеннолетних:

детей, проживающих в асоциальных, дезорганизованных семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью роди­телей, аморальным или криминальным поведением старших чле­нов семьи;

Психологические симптомы у детей, переживших сексуальное насилие

Возраст ребенка Наиболее общие симптомы
Дошкольники Тревога Ночные кошмары Общее посттравматическое стрессовое состояние Избегающее поведение Уходы из дома Депрессия Боязливость Задержка эмоционального и психического развития Сверхконтроль Агрессия, антисоциальное, неконтролируемое поведение Ссксуализированное поведение
Младшие школьники Страх Невротическое и общее психическое заболевание Агрессия Ночные кошмары Школьные проблемы Гиперактивность Регрессивное поведение
Подростки Депрессия Уходы из дома Суицидальное и самоповреждающее поведение Соматические жалобы Противозаконные действия Побеги из дома Аддиктивное поведение Проституция

детей (социальные сироты), оставшихся без попечения одного ш обоих родителей в связи с лишением их родителей родитель-жих прав и находящихся на государственном интернатном обес­печении или под опекой лиц, которые не в состоянии в полной мере обеспечить жизненно необходимые потребности детей в их физическом и психосоциальном развитии;

детей с асоциальным (криминальным) поведением, не до­стигших возраста уголовной ответственности и нуждающихся в принудительных мерах воспитательного воздействия;


детей, находящихся в особо трудных условиях (в семьях бежен­цев, переселенцев, безработных, одиноких несовершеннолетних матерей).

Другая область отношений, в которой происходит социализа­ция личности, — сфера образования и интернатных учреждений. Можно выделить следующие особенности этой сферы, в силу ко­торых ребенок подвергается риску эмоционального отвержения, психологического и физического насилия.

Дети с психическими и физическими недостатками подверга­ются прямой дискриминации при включении в социальную среду. Особые условия обучения и воспитания для многих из них стано­вятся формой социальной и психологической изоляции и «изгой-ности».

Школьная среда, переживающая нарастающую дифференциа­цию программ и внедрение элитарных форм обучения, создает зоны повышенной конфликтности между сверстниками различ­ных социальных групп. Это приводит к повышению агрессивности в системе межличностных отношений.

Рост социального сиротства сопровождается вытеснением де­тей из неблагополучных семей на улицу, сокращением базы досу­га, доминированием культа «успеха через насилие». Большая группа детей находится в условиях криминального окружения. Она во­влекается в преступную деятельность, подвергаясь тем самым риску различных форм насилия.

Таким образом, наблюдается рост факторов, существенно уве­личивающих риск насилия.

Насилие может быть частью любых отношений. Оно может про­изойти между совсем незнакомыми и долго живущими вместе людьми. В случаях совершения насилия над детьми чаще всего ви­новником является человек, которого ребенок хорошо знал и до­верял ему. По оценкам специалистов, от 25 до 75 % виновников насилия над детьми — их родственники. Часто они используют в своем влиянии на ребенка подкуп, шантаж, угрозу, физическую расправу. В случаях домашнего насилия ребенок не чувствует опас­ности и страха, часто не обращается за помощью, страдает от самого факта насилия и от предательства близких людей.

Жертва насилия — это любой человек, который вовлекается в отношения путем насилия, давления, обмана. Однако стати­стика свидетельствует о том, что наибольшее количество наси­лия совершается в отношении детей и молодежи. Объясняется это физиологическими и социально-психологическими особенно­стями подростков: меньшей физической силой, большей пси­хологической уязвимостью, социальной и моральной зависимос­тью от взрослого.

Определенную роль в формировании «комплекса жертвы» иг­рают социальная изоляция, социальная незащищенность, страх перед будущим в условиях нестабильности общества. Прирожден­ных жертв не существует, но приобретенные человеком физиче­ские, психические и социальные свойства и качества (пассивность, трусость, внушаемость, нестойкость, некритичность поведения, робость, неуверенность в себе и др.) могут сделать человека жерт­вой преступления.

В большинстве случаев человека, совершившего насилие, отлича­ет потребность доминирования над окружающими, а способом

подчинения себе является жестокость. Он бессознательно стре­мится к таким видам деятельности, которые дают возможность удовлетворить эту потребность. Совсем незначительная часть на­сильников имеют психические заболевания. Гораздо больше встре­чается лиц с акцентуированным характером. По данным специа­листов, среди насильников психопаты составляют 49,7 %, алко­голики — 50,8, олигофрены — 36, лица с органическими заболе­ваниями центральной нервной системы — 63 %.

Оказание психологической помощи жертвам насилия. Психоло­гическая помощь детям и подросткам, пережившим насилие и жестокость, должна быть направлена на возможно полное устра­нение их последствий и принятие мер по прекращению насиль­ственных действий.

Эта работа включает меры профилактического, диагностиче­ского и коррекционно-терапевтического характера. Специалисты выделяют ряд особенностей такого рода помощи:

а) полное признание основных прав детей и подростков: на жизнь, личную неприкосновенность, защиту и достойное суще­ствование;

б) анонимность и конфиденциальность, повышающие вероят­ность обращения жертв насилия за помощью.

Для оказания эффективной помощи пострадавшему нужна пол­ная и всеобъемлющая информация о нем и обстоятельствах его жизни.

Цель психологической помощи жертве насилия состоит в умень­шении отрицательного влияния пережитой им травмы на его даль­нейшее развитие, предотвращение отклонений в поведении, об­легчение реадаптации в обществе..

Исходя из этих целей, психолог" решает следующие тактиче­ские задачи:

оценивает уровень психического здоровья жертвы насилия и определяет показания к другим видам помощи;

изучает индивидуально-психологические особенности ребенка с целью более адекватного их использования для решения воз-[никших проблем;

мобилизует скрытые психологические ресурсы ребенка, обес-, печивающие самостоятельное решение проблем;

осуществляет коррекцию личностных дисгармоний и социаль­ной дезадаптации;

выявляет основные направления дальнейшего развития лично­сти;

привлекает других членов семьи, родственников, сверстников, доверенных и референтных лиц к оказанию психологической под­держки пострадавшему ребенку.

Психодиагностическая работа. Проводя психодиагностику, пси­холог выбирает методы исследования в зависимости от конкрет-

ной ситуации, особенностей ребенка, вида насилия и т.д. Наибо­лее информативными являются следующие методики:

1) психодиагностический опросник А. Е.Личко для определе­ния типа акцентуаций характера и наличия психопатических про­явлений;

2) цветовой тест М. Люшера для определения актуального пси­хоэмоционального состояния жертвы, ее потребностей, страхов, уровня стресса и других индивидуальных характеристик;

3) шкала уровня субъективного контроля Д. Роттера для ис­следования типа поведения и характера локализации ответствен­ности;

4) рисуночные тесты «Дом —дерево —человек», «Кинетический рисунок семьи», «Несуществующее животное», методика неокон­ченных предложений для определения зон психологического кон­фликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и эго-состоя-ний жертвы насилия.

Психологическое консультирование. Показаниями к психоло­гическому консультированию являются: самостоятельное обраще­ние ребенка или подростка; их направление родителями, опеку­нами, педагогами или представителями других организаций; при­глашение пострадавшего самим психологом.

Первый вариант является наиболее предпочтительным в связи с наличием осознаваемой проблемы и мотивации. В других случаях требуется дополнительная предварительная работа по снятию тре­воги, беспокойства, страха и связанных с ними психологических защит.

Основным методом психологического консультирования явля­ется интервью. С помощью специальных вопросов и заданий, рас­крывающих актуальные и потенциальные возможности личности жертвы насилия, психолог продвигается во взаимодействии с кли­ентом от достижения принятия личности консультанта и ситуа­ции интервью к сбору информации о возможных альтернативных путях и способах решения проблемы..

Во время интервью психолог может использовать другие извест­ные методы, содействующие активности, смене чувств и пережи­ваний, демонстрирующие жертве насилия безусловное принятие ее личности, безоценочное отношение. Часто эти результаты до­стигаются через различные варианты слушания клиента (Т. Гор­дон):

1) пассивное слушание (тишина): мощное невербальное сред­ство, позволяющее ребенку почувствовать вн-имание к его лично­сти и проблемам;

2) реакция подтверждения, признания услышанного: осуществ­ляется с помощью вербальных реплик и невербальных приемов (кивание головой, наклон вперед, улыбка, нахмуривание бро­вей и др.);

3) «открывание дверей»: специальные вопросы или замечания, позволяющие ребенку быть более открытым, поощряющие его высказывания;

4) активное слушание: с помощью перефразирования услышан­ного психолог уточняет свои гипотезы и декодирует информацию клиента;

5) «отражение чувств»: метод передачи сопереживания и по­нимания (К. Роджерс). При его использовании психолог становится своеобразным зеркалом чувств ребенка, помогает ему их осознать и вербализовать; тем самым он содействует их эмоциональному отреагированию;

6) обучение сублимации: выражение чувств в безопасной, соци­ально-приемлемой и потенциально-творческой форме;

7) интерпретация: это основа психологических методов воз­действия, в результате которых ребенок или подросток получает новое видение ситуации на основе теории или личного опыта пси­холога. Человек открывает для себя альтернативное видение ре­альности, отличающееся от картины, которую он сам себе пред­ставлял;

8) директива: психолог ясно пбказывает консультируемому, какое действие считает для него -желательным, и предполагает, что ребенок выполнит его указания;

9) самораскрытие: психолог делится личным опытом и пере­живаниями, показывает, что способен разделить нынешние чув­ства собеседника. Высказывания психолога построены на «Я-пред-ложениях»;

10) обратная связь: психолог дает возможность человеку по­нять, как (каким) его воспринимают со стороны, дает конкрет­ные данные для позитивного или уравновешенного самовосприя­тия. Метод имеет особое-значение для подростков в связи с нали­чием у них многочисленных проблем и комплексов, усугубляемых комплексом жертвы насилия;

11) логическая последовательность: психолог объясняет ребен­ку последствия мышления и поведения: «Если будешь..., то бу­дет...». Метод дает возможность для рефлексии своих действий и переживаний, способствует развитию рефлексивного поведения и принятия самостоятельных решений;

12) пересказ: повторение сущности ситуации клиента и его мыс­лей психологом, которое активизирует обсуждение проблемы и улучшает ее понимание обеими сторонами;

13) резюме: используется в конце консультативной беседы для суммирования суждений клиента и выводов психолога. Метод спо­собствует прояснению результатов беседы и помогает перенести их в реальную жизнь.

В работе с подростками, пострадавшими от насилия, целесо­образно использовать «телефон доверия» как одну из наиболее

адекватных форм психологической помощи. Она обеспечивает ано­нимность, искренность, снимает страх унижения и различных санкций, дает возможность подростку прервать контакт, если он нежелателен.

«Телефон доверия» предоставляет возможность использовать волонтеров-подростков, хорошо знающих подростковую субкуль­туру и специально подготовленных к этой работе. Роль таких кон­сультантов состоит в помощи подростку в идентификации про­блемы, вербализации негативных эмоций, определении источни­ков угрозы, установлении здоровых сохранных сторон личности потерпевшего, выявлении круга лиц, которые могли бы его под­держать в критической ситуации.

Психотерапия в случаях насилия. Психотерапевтическая помощь строится с учетом следующих обстоятельств:

1) особенностей личности и психического состояния ребенка или подростка;

2) вида перенесенного насилия и способности ребенка осо­знать его сущность;

3) глубины и тяжести переживания факта насилия;

4) психологических последствий:

закрепления личностных форм реагирования на насилие и пред­расположенности к виктимизации;

формирования на основе неотреагированного психотравмати­ческого опыта устойчивых невротических состояний, депрессий, психосоматических заболеваний, нарушений социальной адапта­ции, сложностей вступления в брак и т.д.; - -

отклоняющегося и делинквентного поведения.

Учитывая перечисленные выше обстоятельства, психотерапев­тическую помощь можно проводить в следующих направлениях:

ребенок и подросток — жертвы насилия (индивидуальная и групповая психотерапия);

семья и близкое окружение жертвы насилия (семейная и груп­повая психотерапия);

школьный коллектив и группа сверстников (групповая психо­терапия);

педколлективы, общественные организации, правоохранитель­ные органы (психопрофилактика).

Индивидуальная психотерапия проводится х детьми и подрост­ками, находящимися в кризисном состояний. Ее основными зада­чами являются: преодоление отчужденности, нейтрализация аф­фективного состояния через создание атмосферы принятия, до­верия, безопасности, а также путем привлечения ресурсных со­стояний через использование гипносуггестивных методов.

На первом этапе могут применяться рациональная пси­хотерапия, методы эриксоновского гипноза, гештальттерапии и нейролингвистического программирования.

После установления доверия, воссоздания значительного лич­ностного ресурса возможен переход к второму этапу. Его за­дача состоит в выявлении основного психологического конфлик­та и отреагировании травматических переживаний.

Отреагирование через осознание проблемы происходит у под­ростков с высоким уровнем самосознания и рефлексии. Для детей чаще всего используется психодраматическое проигрывание трав­матических ситуаций через арттерапию, телесно-ориентирован­ные техники, игровую терапию.

Для подростков с высоким напряжением внутреннего конф­ликта это может быть отреагирование путем гипноанализа или соприкосновение с травматическим опытом в состоянии терапев­тического транса. Это всегда очень тонкая и ответственная тера­пия, так как отреагирование травматической ситуации может происходить лишь при наличии достаточного личностного ре­сурса. В противном случае повторное переживание событий лишь усилит психотравму.

Подросток, не имеющий достаточного личностного ресурса, может вывести проблему на уровень осознания и с помощью пси­холога произвести переориентирование с кризисного пережива­ния на позитивные направления. ■

После отреагирования травматического опыта или позитивной переориентации основной проблемы у клиента высвобождается достаточно сил, которые следует направить на поднятие само­оценки, формирование доверия к себе, уверенности в своих си­лах и конструирование новых способов поведения и решения конф­ликтов, выработки активности в борьбе со злом.

Острое кризисное состояние может длиться от одного до двух месяцев. В этот период жертвы ^насилия особо нуждаются в психо­терапевтической помощи^ В групповых формах эта поддержка нуж­на в более поздние периоды.

На третьем этапе применяются терапия творческим са­мовыражением, сказкотерапия, ролевые игры, трансактный ана­лиз и групповая психотерапия.

Групповая психотерапия детей и подростков показана в случа­ях, когда контакт установлен и пострадавший способен говорить о волнующих его темах. Это может произойти после индивидуаль­ной психотерапии или «телефона доверия», когда снимается аф­фективная острая симптоматика.

Обычно группа формируется из подростков, имеющих анало­гичные проблемы. Именно в такой группе они могут обрести по­нимание и сочувствие, ощутить себя в своей среде, рассказать о своих переживаниях, услышать опыт других, попробовать новые модели поведения, не боясь осуждения. В группе вырабатываются новые способы адаптации, саморегуляции и самоконтроля, появ­ляются новые отношения. Группа оказывает психологическую под-

держку и может дать толчок к изменению самооценки, повыше­нию уверенности в себе.

Группа может быть постоянно действующей, открытой или закрытой. По содержанию это может быть:

• психодинамическая группа, целью которой является созда­ние атмосферы поддержки и доверия, осознание и отреагирова­ние собственных проблем, делающих подростков жертвами наси­лия; формирование новых способов поведения в ситуациях наси­лия; сопротивление злу; повышение самооценки и раскрытие творческого потенциала;

• группа ролевого тренинга, направленного на отработку ро­левых ситуаций в общении со взрослыми и сверстниками, осознание своей роли (жертвы) с возможностями ее измене­ния;

• группа тренинга общения, направленного на формирование конструктивного общения, партнерских способов решения жиз­ненных ситуаций, способов социально-психологической адапта­ции в различных условиях;

• группа телесно-ориентированной терапии, имеющей целью снятие телесных зажимов и отреагирование травматического опыта через тело;

• группа терапии творческим самовыражением (рисунок, леп­ка, танец), направленной на раскрытие внутреннего потенциала и отреагирование травматического опыта через творчество;

• группы игровой психотерапии, в которых ребенок может раз­решить свои сложные личностные проблемы и преодолеть аффек­тивные состояния.

Возможны различные сочетания тех или иных сторон группо­вой работы с включением элементов тех или иных техник или следованием одной стратегии в психотерапевтической работе. Важ­ным результатом психотерапии является способность ребенка са­мостоятельно существовать и активно реагировать в возможных ситуациях насилия.

Семейная психотерапия показана в техслучаях, когда необхо­димо помочь семье справиться с кризисным состоянием, или при коррекции семейных отношений, если близкое окружение явля­ется источником насилия. Психолог, взявший на себя роль по­мощника семьи, должен осознавать меру ответственности за свое вмешательство и быть готовым к натиску агрессии и деструктив-ности при нарушении ее стереотипов. В психотерапию включают­ся все поколения семьи, участвующие в воспитании. В процессе психотерапии должны решаться личностные проблемы членов семьи и проблемы семейного воспитания.

Целью семейной психотерапии является помощь семье в осо­знании насильственных способов воздействия на ребенка и по­пытка формирования иных, более конструктивных способов вза-

имодействия. Необходимо научить родителей любить детей таки­ми, какие они есть. В любом случае семейная терапия проводится с участием ребенка.

Психопрофилактика насилия. Психопрофилактикой насилия может служить работ а психолога с родителями и педагогами по осо­знанию источников жестокости и жестокого обращения с детьми и подростками. Необходимо разъяснять их опасность и повышать ответственность за любого рода антигуманные и насильственные действия по отношению к растущей личности. Следует знакомить участников образовательного процесса с. правами жертв насилия и способами предупреждения виктимного поведения.

Профилактическую задачу решает и специальная работа по коррекции агрессивного поведения детей и подростков, которые, как правило, сами являются жертвами насилия. Будучи жертвами на­силия в каких-то сферах микросреды, они становятся насильни­ками в школах, участвуют в криминогенных группах, совершают насильственные и противоправные действия.

Важное место в профилактике насилия занимает деятельность по предупреждению ситуаций насилия.^ Следует обучать детей и под­ростков безопасному поведению, усиливать возможности их са­мозащиты, снимать комплексы неполноценности как основу вик­тимного поведения.

В обществе должны разрабатываться и функционировать соци­альные программы профилактики жестокости:

образовательные программы для детей и подростков;

образовательные программы для педагогов и родителей, дру­гих взрослых, работающих с молодежью;

специальные программы в масс-медиа, демонстрирующие здо­ровые человеческие отношения;

борьба с засилием продукции, изобилующей аверсивными сти­мулами, демонстрирующей насилие и жестокость;

«телефоны доверия», специальные кризисные центры, убежи­ща и приюты для реабилитации жертв насилия и др.







Date: 2016-11-17; view: 282; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.034 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию