Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5: Повседневность как мир поведения, овладения чувствами и аффектами





1. Повседневность как психологическая проблема.

2. Повседневное поведение в работах З. Фрейда.

2.5.1 Повседневность как психологическая проблема

Исследование повседневного поведения связано с исследованиями человека в самых различных областях знания. Это исследование социального характера (Э.Фромм), изучение национального характера в личностно-центрированном (А.Инкельс, Д.Левенсон) или культуро-центрированном подходе (М.Мид, Р.Бенедикт, Г.Горер). Поведение человека рассматривалось в ценностном (К.Клакхон, Ф.Клакхон, Р.Стродбек) и адаптационном подходе (М.Спиро), исследовании картины мира (Р.Редфильд), изучению распределительной модели культуры (Т.Шварц), в рамках психологической антропологии (Ф.Хсю, Дж.Хонигман).

При изучении культуры повседневности необходимо учитывать современные антропологические теории культуры в которых культура рассматривалась как ткань значений (К. Гирц); в ее связи с психологией (М. Спиро); в опытно-процессуальная модели культуры (Т. Шварц); как система значений, и ее связь с социальной системой и “потоком материала” (Р. Д’Андрад) и др. В культурной психологии проблема повседневного поведения рассматривается в российской культурно-исторической школе (Выготский, Лурия, Леонтьев).

Все современные подходы к исследованию повседневности учитывают ближние планы бытия, рассматривается природа существования человека. Идеям и идеальным планам бытия свойственна всеобщность, всеобщность соотносится с ясностью логики, а логика понятна каждому. Не всеобщее, субъективное, свойственное самому человеку (человеческая особенность) на рубеже 19 – 20 веков стала соотноситься с его психической сущностью и связанной с ней способностью человека воспринимать мир. Психологизм стал ведущей тенденцией в трактовке бытия. Однако, культура всегда за пределами человеческой субъективности, её ведущие планы характеризуют, прежде всего, всеобщность социальной природы человека.

Культура базируется на социальности, исток которой в традиции народа. Психологизм, таким образом, оказывается погруженным в традиционные, соединенные с природностью основания. Поиск природности в самом человеке привел основателей психологических парадигм, З. Фрейда и К.-Г. Юнга к пониманию начал человеческой культуры в его психике. Если З. Фрейд основывался на исследовании глубин индивидуальной психики, то К. Г. Юнг уделил внимание коллективным базисам культурного бытия. Тенденция психологизма оказалось близкой общей тенденции индивидуализации (субъективации) в понимании бытия. Это произошло на пути перехода от цивилизационных форм индустриальной эпохи к универсуму формирующейся культуры эпохи постмодерна.

 

2.5.2 Повседневное поведение в работах З. Фрейда

 

З. Фрейд, выдающийся австрийский врач и психолог, основоположник психоанализа. Начало XX века - это повышение «интеллектуальных скоростей», скрещивание траекторий и сближение различных, возможно, противоположных сфер бытия (искусство, наука, жизненные планы человека). Новое направление исследования бытия позволяет сравнить принципы нового подхода с принципами входящего в мир нового литературного жанра – детектива. Для этой новой формы родившейся в Новое Время характерно:

1. Нарушение естественной последовательности жизни человека (личные и социальные катастрофы, психозы).

2. Уверенность героя в том, что видимая картина не соответствует действительности.

3. Наличие преступника (необходимость разгадать принципы действия и мотивы).

С 1898 года З. Фрейд заинтересовался принципами человеческих ошибок, описок, оговорок (то, что в статье 1900 года он назовет парапраксисом). Повседневность выдает такие факты, мы не придаем им значения, но именно в них и кроются зачатки последующих катастроф. В лекциях по «Введению в психоанализ» З. Фрейд пишет: «Если вы, будучи криминалистом, участвуете в расследовании убийства, разве рассчитываете вы на самом деле, что убийца оставит вам на месте преступления свою фотографию с адресом, и не вынуждены ли вы довольствоваться более слабыми и не столь явными следами присутствия личности, которую вы ищете?»[43] Ошибка заставляет человека вести себя так, как ведет себя преступник (извиняться, таить ошибку). Есть сферы, где Вы защищены от случайности: в молитве, любви, войне в достаточно жестких схемах, оформленных каноном, уставом, законом.

Проблемы психологизма и индивидуализма в межкультурном понимании и диалоге заняли ведущее место и сохраняют его. Угадывание перспективы развития культуры на рубеже ХХ века стало родственно режиссуре и уподоблялось авторской работе. Если в направлении идей и стилей (как четко выраженных оснований) такая авторская работа соотносилась с романтической парадигмой, то в русле психологизма она напоминала детектив или боевик. Картина мира демонстрировала катастрофу – крушение предыдущей, культурной формы, но причина была неявна, и её форму (как и направление её развития) З. Фрейд и К. Г. Юнг угадывают по знакам, скрытым в проявлениях индивидуальной (и социальной) психики.

З. Фрейд устанавливает глубинный факт психической и культурной обусловленности сексуальной жизни. Выдающиеся советские этнографы В.В.Богораз, Д.К.Зеленин, российские филологи – М.М.Бахтин, В.Я.Пропп, О.М.Фрейденберг начинают исследовать половой символизм и роль психологических факторов в оформлении «индивидуальных половых различий и социальных ролей, в контексте общих закономерностей формирования личности и ее самосознания (И.С.Кон).

Фрейд указывает на ошибку человека, оговорку или очитку и определяет её как знак последующей трагедии. Самое бытие в этом случае, несёт отпечаток трагизма, в бытии автор концепции усматривает преступление, в его итоге – трагедию, в принципе организации жизни – необходимую осторожность. В индивидуальном и социальном бытии обязательно присутствие строгих правил, законов, нарушение которых недопустимо (иначе трагедия неизбежна). Все это знаки новой эпохи, эпохи, несущей след рушащейся культуры, её надлома, перестройки. Запреты – это знаки грядущих перемен, равно как смешение и утрата ориентиров – знак назревающего строительства нового.

Психический план нового подхода к познанию бытия раскрывает новые проблемы и необходимость их прочтения. З.Фрейд трактует проблему «забывания», очитки, описки или оговорки. Забывание имени в его подходе – это вытеснение неугодного индивиду мотива (смысла), это симптом болезни. Прочесть этот симптом, значит узнать, как вылечиться. В оговорке явно читается скрываемый смысл, в воспоминаниях и забывании участвуют «блуждающие» словесные образы, лежащие за порогом сознания и не предназначенные для произношения, скрывающие истинные мысли человека.

В трактовке З. Фрейда, например, образование подстановок и контаминаций есть начало работы подсознательного, рождение скрытых, психических планов бытия.[44] Душевный аппарат – это одна из инстанций архитектоники бытия. Такие инстанции находятся в определенной иерархии, одна над другой, в которой высшие инстанции руководят низшими слоями.[45] Все, связанное с психологией, таким образом, выходит за пределы случайного. Как неслучайность сфера психического имеет упорядоченность и складывается в систему. Как закономерность эта система является определяющей в организации жизни человека и общества, формирует его культуру.

Проявляется все это многообразие психических форм на самых ближних планах бытия, в повседневности и обыденности. С этими планами бытия человек и общество сталкиваются ежедневно и ежечасно. Забота о контроле за подобными проявлениями остается «на плечах» врача, ежедневно наблюдающего больной мир (общество, семью, человека) современной эпохи. Психология этого периода завоевала признание у философии, сформировалась как раздел философской науки. Повседневность с ее психологизмом стала рассматриваться как сущностное основание бытия. В содержании повседневности стали усматривать и психологические смыслы.

В спонтанном (обыденном, не каноничном) действии ошибки неизбежны. Оперирование «ошибками» постоянно, неизбежно - в игровой сфере и области творчества. Обыденный человек (по Фрейду) это «невинный преступник». Он разрушает свою жизнь, и важная роль в этом принадлежит ошибке. Жених, спотыкающийся перед алтарем, в этой концепции выдает свое отношение к браку. Ошибки не случайны, это маркёры поступка, которые расставляет бессознательное предсказывая будущие трагедии бытия.

1.5.3 Литература по теме:

1. Георгиева, Т.С. Культура повседневности: учебное пособие для вузов в 3 кн. Кн.3 Частная и общественная жизнь в современном мире / Т.С.Георгиева. – М.: Высшая школа, 2007.-551с. - ISBN 978-5-06-005297-8.

2. Фрейд, З. Психопаталогия обыденной жизни /З.Фрейд. - СПб.: «Алетейя»,1997.-191С. - ISBN 5- 89329-029-1

3. Элиас, Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования в 2-х т. - Т. 1. Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада / Н.Элиас. - М.: СПб.: Университетская книга, 2001.- 332с. - ISBN 5- 94483-011-5

 

2.5.4 Практическое занятие 5: Смех и ирония в культуре повседневности России

 

Вопросы для обсуждения:  
1.Смех как феномен культуры: основные концепции.  
2.Смех на Руси: российские исследователи смеховой культуры.
3.Смех - плач в повседневной культуре Руси.
4. Смех и специфика праздничной культуры.  
5. Скоморошество, юродство. 6.Смех в Петровской Руси: народная сатира.  
7. Сатирическая литература и повседневность. 8. Байка, карикатура, анекдот в современной российской культуре. 9. Анекдот как текст культуры повседневности.  
    Материал для подготовки к практическому занятию: Исследование смеха и смеховой культуры имеет длительную историю. Корни первых концепций смеха и смеховой культуры можно отнести к античности. Исследователями смеха в античности были Платон и Аристотель. Аристотель рассматривал смех как форму образованного высокомерия. Он рассматривает комедию как воспроизведение худших людей не в порочности, а в смешном виде. Смешное — частица безобразного, какая-нибудь ошибка или уродство, не причиняющее страданий и вреда (комическая маска). Это нечто безобразное и уродливое, но без страдания. В Римский период исследование феномена смеха продолжает Цицерон. Он признал смех одним из признаков ораторского искусства, создал первую классификацию приемов остроумия, выделив проистечение смешного из самого содержания предмета. Цицерон отметил обязательное наличие некоего двусмысленного содержания в остроумном выражении: каламбур, пословицу, метафору, иронию. Он выявил два рода остроумия: первое древние называли шутливостью, а второе – острословием. Ни в том, ни в другом названии не предполагалось ничего серьезного; возбуждать смех – дело не серьезное. Для непрерывной шутливости не требуется никакой науки (природа, создавая людей, вложила в некоторых дар передразнивать и дар шутливо рассказывать, помогая себе и лицом, и голосом, и самим складом речи). В Новое время продолжаются попытки изучения смеха и смеховой культуры. Исследователи этого периода – Гоббс, Кант, Гегель, Бергсон, Фрейд- рассматривали природу смеха, пытались выявить его сущностные характеристики, влияние смеха на человека. Бергсон видел причины смеха в дисгармонии. Гегель называл смех двигателем прогресса, способом борьбы с отжившими явлениями. Фрейд называл смех средством освобождения подавляемых эмоций. Попытки изучения смеха и смеховой культуры продолжились в XX веке. К теме смеха обращаются В.Я. Пропп, Л.С. Карасев, Д.С. Лихачев. Существенный вклад в разработку данной проблемы внес М.М. Бахтин. В своей книге «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» он исследует генезис средневекового смеха. В 70 - е годы XX века издается книга Д.С.Лихачева, А.М. Панченко и Н.В. Понырко «Смех в Древней Руси», также посвященная проблеме исследования смеховой культуры древней Руси. И.Кант в «Критике способности суждения» отмечал, что смех (как и музыка) – это «тип игры эстетическими идеями, посредством которого ничего не мыслится, но доставляет живое удовольствие». Гегель считал смех индивидов победой их субъективностью, остающейся внутри себя устойчивой, несмотря ни на что. Он отмечал, что смех могут вызывать как самые пошлые вещи, так и значительные явления. На основе подобных рассуждений выстраивал обоснование комического З. Фрейд. В концепции З. Фрейда «...юмор является средством получения удовольствия, несмотря на препятствующие ему мучительные аффекты». Юмор подавляет развитие аффекта, занимает его место. Условие для возникновения юмора дано тогда, когда имеется ситуация, в которой мы сообразно с нашими привычками должны были бы пережить мучительный аффект, и когда мы поддаемся влиянию мотивов, говорящих за подавление этого аффекта. Человек, которому причинён ущерб, может получить юмористическое удовольствие, в то время как человек непричастный смеётся от комического удовольствия. Фрейд как психолог вскрыл сущность смеха в рекреации (оздоровления) человеческой природы, способности превратить недостаток в достоинство. Он связал смеховую природу с эффектным началом, травмирующем человеческую психику, и как философ указал «лечебные» свойства смеха. Из этого вытекает возможность использовать смех в оздоровительных и рекреационных целях. В народной культуре здоровое начало смеха и юмора всегда занимало важное место. Исследование смеховой природы народной культуры сделал М. Бахтин в своей работе, посвященной творчеству Ф. Рабле. Народная природа смеха и юмора выражена в смеховых формах, проявляется в карнавальных формах, остается актуальной на протяжении всей истории человечества. Молодость русской культуры позволила сохраниться народным традиционным формам в бытовой культуре и в народном празднике до наших дней.  
2.5.5 Литература и материалы для подготовки к практическому занятию:   1. Аверинцев, С.С. Бахтин и русское отношение к смеху «От мифа к литературе»: Сборник в честь 75-летия Е. М. Мелетинского. [Электронный ресурс] -М.,1993.-С.341-345–Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Linguist/Article/av_bah.php 2. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса./ М.М. Бахтин - М.: Художественная литература, 1990. – 549с.-IBSN 5-280-00710-2 3. Бергсон, А. Смех / предисл. и примеч. И.С. Вдовина, А. Бергсон. — М.: Искусство, 1992. — 127с. ISBN 5-210-02205-6 4. Зиновьев, И.Б Диалогический дискурс карнавального смеха в трактовке М. М. Бахтина. [ Электронный ресурс]/ И.Б Зиновьев //Известия Уральского государственного университета./ Общественные науки. Выпуск 4 Эстетика и культурология. № 54(2007) - Режим доступа: proceedings.usu.ru /? база = mag/0054 (04_04-2007 5. Карасев, Л.В. Мифология смеха/ Л.В. Карасев // Вопросы философии. - 1991. - № 7, С. 68-86. 6. Лихачев Д.С. «Смеховой мир» Древней Руси./ Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, Н.В. Понырко - Л.: Наука,1976. – 367с. 7. Калязинская челобитная //Изборник. Повести Древней Руси / сост. и примеч. Л. Дмитриева и Н. Поныпко; вступит. статья Д.Лихачева.-М.: Худож. лит., 1986.-С.324-327 8. Повесть о Шемякином суде //Изборник. Повести Древней Руси/ сост. и примеч. Л. Дмитриева и Н. Поныпко; вступит. статья Д. Лихачева. - М.: Худож.лит., 1986.-С.321-323 9. Успенский, Б. А. Антиповедение в культуре древней Руси / Б.А. Успенский. Избранные труды в 3-х т. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. / Б. А. Успенский. – М.: Языки русской культуры, 1994, С. 320-332. 10. Фрейд, З. Остроумие и его отношение к бессознательному / З. Фрейд – СПб – М.: Университетская книга, АСТ, 1997.- 318с. ISBN 5-7914-0001-2  
 

Date: 2016-11-17; view: 241; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию