Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3: Традиционность и повседневность





1. Народная и архаическая традиция в русской культуре.

2. Традиционное моделирование как сущностная характеристика российской повседневности.

 

2.3.1 Народная и архаическая традиция в русской культуре

 

Традиция – форма и способ социального наследования (от лат. – передача). Традиция и новация – два «плеча» культуры. В живом бытии, в переживании выявляют моменты устойчивости или неустойчивости культуры. Соединение традиции и новации в каждом культурном феномене, культурной форме показывает жесткость формы и её неустойчивость, склонность к модификации, а также способность хранить многие варианты исторически сложившейся гармонии культуры. Культурный феномен включает традиционные и новационные компоненты, и когда складываются определенные условия, имеет способность сохраниться или отходить на скрытый план бытия, а при вновь появляющихся условиях – восстанавливаться. Такая регенерация, иллюстрирующая сущность культуры, её органику, демонстрирует разные уровни потенциала культурной жизнестойкости. Чем больше в культуре традиционного наполнителя – чем мощнее традиционное ядро, тем значимее будет сохранение культурной формы. Традиция в значительной мере сохраняет все присущие ей формы.

В традиционной культуре каждая культурная составляющая хранит устойчивость, коренящуюся в её традиционности. Традиция канонизирует базовые формы культуры. В случае угрозы гибели культуры часто увековечивается её формальная сторона (рождаются фундаментальные её формы). В процессе христианизации русской культуры внешне принятый Русью христианский канон позволил наполнять принятую форму собственным традиционным содержанием. Такая трансформация языческой культуры Руси обязана повседневности, сохраняющей жизнеобеспеченные традиционные формы культуры.

Проявление культурной формы – это не всегда гармоничное целое, это может быть комплекс, коллаж или мозаика. Мера, гармония, свойственная культуре, её гармонизирующее начало в разных культурных феноменах будет разной. Слитность, синкретность традиционности и новационности наиболее полно выражается в художественном феномене, художественной форме, в художественном произведении. В варианте художественной формы таким началом будет выступать цвет, пространственные, композиционные характеристики, смысловые компоненты, на которые опирается художник. Традиционный мир рождает феномен народной художественной культуры, в ней весь народ становится «коллективным художником».

Мощь традиционности и мера новации позволяла культурам сохранять целостность и устойчивость в истории. Путь культуры России - молодой культуры, можно определить как по преимуществу традиционный путь. Мир архаической традиции соединял человека с исходной космогонией. Человек в своем повседневном мировоззрении в каждом действии, в человеческой, не - природной, «надприродной» жизни соотносит себя с высшими проявлениями природы. Они выражаются в традиционной культуре в образах земли и космоса. В обрядах человек выявляет иерархию природного и неприродного. В ней определяется место человека, человеческого рода и всего живого мира. Эта иерархия усложняется с расширением человеческих знаний и представлений о мире. В первой, наиболее древней модели мирозданья человек взаимодействует с космосом и планетой напрямую, что выражается в заговоре и архаических языческих верованиях. Эту модель мы сегодня можем увидеть в росписи русской прялки, где небо и подземный мир символически связаны в изображениях на головке и донце прялки.

Таблица 6 – Структура мира в Древней Руси

Структура мира «по вертикали» Характеристики каждого уровня мирозданья
Высший мир Мир богов и предков (Солнце, планеты, птицы небесные)
Средний мир Мир людей и живущих с ними на земле животных
Подземный мир Хтонические (порожденные землей) существа, поземные царства

2.3.2Традиционное моделирование как сущностная характеристика

российской повседневности

В архаике всех народов нет индивидуального выражения в современном его понимании. Понятия «я» и «мы» слиты. Человек в своей индивидуальности повторяет в своей судьбе путь Бога, и его жизнь соединена с жизнью рода. Подобно божеству он (как ни одно живое существо) может быть самим собой и кем – то другим. Он свершает эти превращения в ритуальных действиях и магических обрядах которые с древности разработаны в каждой традиционной обрядовой культуре.

Предложенная ниже последовательность традиционных обрядовых действий показывает, как в обряде одевания паневы[16] девочка – подросток превращается в невесту.

Таблица 7 – Традиционные действия преодоления социальных и культурных границ: инициация

Исходное состояние человека Традиционное действие во времени и пространстве Социальное превращение Традиционные действия во времени и пространстве Новое состояние человека
         
Я (подросток) Обряд «уговоров и получения согласия необходимые на действия Традиционное символическое обрядовое (социальное) взаимодействие «Надевание необходимой для нового статуса одежды» Обретение нового социального статуса (собственно «превращение» девочки подростка в невесту)

Раскрытый выше обряд описан Д. Зелениным[17]. В результате обряда девушка – невеста входит в сообщество других девушек - невест для того чтобы впоследствии стать частью взрослого сообщества[18]. Принять обрядовую культуру девушка должна добровольно, после чего она должна была принять участие во всех необходимых обрядовых действиях. В историческом процессе сложность обряда со временем утрачивается, и необходимые превращения происходят в процессе новых форм социального действия.

Для самых архаических обрядов социальных превращений требуется соотнесение начальных, промежуточных и итоговых состояний с традиционной космогонией, используя некие постоянные величины, принятые в данной традиции и представляющие космическое целое. В архаике – это солнце, планеты и т.п. В советской культуре - знамя, орден, галстук и т.п. Цепочка связей ведёт от «я» к «мы», через опорные смыслы (постоянные величины), построенные на традиционных основах. Таков путь превращений и символических действий во всех русских заговорах, например в традиционной формуле: «Встану я благословясь, пойду перекрестясь, из ворот в ворота, из дверей в двери, выйду в чисто поле, к бел-горюч камню…» Цепочка превращений ведет исполнителя обряда от благословления через архаические константы, обозначающие переходы в культурном пространстве архаики (входы – выходы) к пространству иных культур, где расставлены знаки (константы) иного мира (чисто поле, бел-горюч камень) – и далее - к божествам, которые помогут решить его проблему (Заря – зоряница).

Таблица 8 – Последовательность использования смыслов в традиционном заговоре

Архаические константы
       
Благословление Двери, ворота чисто поле Бел - горюч камень

 

Продолжение таблицы 8 – Последовательность использования смыслов в

традиционном заговоре

Архаические и антропологические константы Христ. конст.
       
Заря – Зоряница красная девица Шьет – вышивает, кровь унимает Встань кровь остановись Аминь

 

Действия и смыслы чередуются в определенной последовательности (от благословления - к «замыканию» христианской формулой: «Аминь»). Благословление, двери и ворота, бел – горюч камень – все это маркировка традиционного культурного пространства, в которое встраивается человек. Мировоззренческое превращение – это учебная программа традиционности. Традиционные тексты или традиционные образы повествуют о таких превращениях. Время дополнило сакральные смыслы архаики христианскими, сохранив смысл общего действа заговора.

Если традиционные вербальные тексты и соответствующие действия – это учебные пособия в традиционной культуре, то обряд – это экзамен, практикум в котором используется весь пройденный материал. Определяющими в этих практикумах будут сакральные знаки (космические и планетарные постоянные). Философское освоение традиционного материала и тем народной культуры тесно связано с историческими и этнографическими исследованиями. Такая междисциплинарность обеспечивает близость и соответствие выводов и обобщений исследованиям в смежных сферах. Определение правдивости и истинности (подлинности) угаданных и выявленных, а затем подтвержденных фактами смыслов заставляет уточнять культурные границы, «зону» пограничья, поле взаимодействия традиции и культуры в этой «зоне». Эти изыскания ставят проблему культурной (или традиционной) формы, проблемы её возникновения, становления, развития, гибели или закрепления во времени. Описания культурных и традиционных реалий (конкретных форм традиционности и культурности), мы находим в отчетах фольклористов и этнографов.

В традиционной повседневности выделяются неизменные по сравнению с краткой жизнью человека - небо, землю, море, звезды, солнце и иные предикаты вечности. Вечностные константы могут быть космологическими[19], планетарными[20], социальными. Они становятся ориентирами в традиционных текстах (рассматривая тексты в широком смысле как фиксацию народной истории и культуры в любом носителе – музыке, сказке, костюме и т.д.). Вечностные константы в традиционных культурах обрамляют человеческую жизнь.

В народной традиции нет понятия, точного места и времени, и действуют обобщенные абстрактные категории, приближающие жизнь к вечности: здесь и сейчас, всегда, вечно. Наиболее важным традиция делает эмоциональное отношение к своему прошлому с его извечными модусами гордости, боли, избранности и т.п.[21]

Таким образом, в традиционной культуре мы выявляем ее целостные и обобщенные, генерирующие ориентиры (вехи). Ведущими ориентирами (константами) являются смыслы вечности и постоянства; им противопоставлялись смыслы живого человеческого чувства, которые обрамляли смыслы вечности. Это - главные традиционные категории.

Все, что соответствует выделенным основаниям, становится центральной опорой для последующего исторического становления народа, организации его жизни. Можно предположить, что в традиционной жизни эмоциональное обладает определенной целостностью и значимое всегда эмоционально. В бытовой культуре эмоциональные компоненты доминируют, вечностные уходят на второй план. Это обуславливает направленность мысли и действия человека. Современная повседневность, например, минимизирует традиционные (вечностные) постоянные, соединяющие людей. На первом плане остаются чувственно – эмоциональные особенности традиций и культур. Чувственно – эмоциональные штампы демонстрируют все современные культурные тексты: радио, теле и кино – продукция, печатные издания.

Анализ традиционности останавливает внимание на мифе, а исследование мифологии приводит к её основе – первомифам. Они повествуют о началах традиционного мировоззрения, размышления о том, как возник мир носителей данной мифологии[22]. Неизменность космоса продолжают планетарные постоянные, константы в образах земли, которая была смыслом жизни человека и человеческого сообщества. Эта же неизменность, вечность отражена в планетарном образе горы как центра мира, его смыслового начала, приближающего к вечности, а также моря - окияна, речки – матушки или векового дуба.

Дуб - не космогоническая величина. Он имеет свой век, некие временные рамки, но они значимо превосходили жизнь человека и перед ней представляли вечность. Такие же вечностные основания хранили социальные смыслы человеческого рода (род, роженицы; мор и морены), константы, отражающие жизнь и социальность как непрерывность подобную вечности.

Неподвижное и неизменное (вечностное) – это лишь одна составляющая традиционной целостности, часть традиционного мировоззрения, обеспечивающего устойчивость (постоянство) мира и человека. Во второй его части то, что исходно изменчиво и противоположно вечности: это бренность, движение жизни и неустойчивость человеческого начала. В своем истоке эта неустойчивость отражает плотское и чувственное естество.

Субстрат традиционности – это соединение вечного и бренного в целостном образе – смысле. Ранние культуры демонстрируют целостность такого взгляда. Жизнь – это «Мать – сыра земля» и призывающая на защиту «Родина – Мать». В первом образе – смысле (суперобразе) социально – антропологическое начало (мать) продолжено в космогонии (смыслы влаги, воды) и планетарном начале (земля). Во втором мать – это защитница живого. Оба смысла предполагают и саму вечность, и непрерывность человеческой жизни, вечно – бренное единство. Можно подчеркнуть, что объединяющее начало образа «Родины – Матери», матери – воительницы (традиционность) стала предпочтительна в культуре с мощным мужским началом – в военных действиях, к которым она призывала.

Народная традиция и сегодня обращает нас к глубинным пластам человеческой истории, к началу ее социальной и общественной жизни. Она как исходная точка отсчета заставляет предполагать в себе особую жизнестойкость (наиболее четко выраженную в архаичном варианте народной традиции), позволившую человечеству выжить и сохраниться.

Так традиционность объемлет высокие мировоззренческие парадигмы, определяющие далекие «вечностные», не имеющие временной разверстки перспективы человечества, и «погружена» в ближайшие житейские планы, в буйство человеческого чувства. Её крайнее выражение - аффект. (Исходя из этого, исследования цивилизации Гербертом Маркузе с его теорией, рассматривающей «принцип удовольствия» и его подавление цивилизацией, или работа Норберта Элиаса о цивилизации с его анализом аффекта неявно исследуют традиционность.)

Таким образом, в традиционной культуре, выделенной как предмет философского исследования, доминируют целостные и обобщенные, генерирующие ориентиры (вехи) в их чувственном обрамлении – главные традиционные категории, образы и смыслы. Историзм будет важной характеристикой их формы[23].

История с одной стороны остается для потомков в абстрагированном смысле (концепции); с другой - в пропущенном через живое, личностное, человеческое чувство слове. Это слово есть специфическое, чувственное воплощение фактов. Эта специфическая форма, свойственная народной традиции, отражающая ее, и дублирующая её в соответствующей структуре - мифе[24].

Миф - это не сам факт жизни народа или индивида, это специфически воспринятый и соответствующим образом переданный факт. При этом что – то в этой передаче к данному факту присовокупляется, а что – то утрачивается. Целостная общая концепция отбрасывает массу прагматичных повседневных вещей, и в то же время отдельные фрагменты приобретают значимость и вес. Окружающая жизнь претерпевает свойственное народной традиции превращение в миф – мифологизацию. Линия этого превращения пролегает между своим и иным пространствами жизни.

Мифологическое мировоззрение осваивало свое жизненное пространство и иные миры и царства. То, что не принадлежало своему миру, формировало иные сферы. Свое и иное во всех проявлениях составляло «поле» архаического мировидения, свойственного народной традиции. Свой род, семья, друзья, страна, свой царь. Иные сущности в небесной выси и в подземных царствах, а также – в глубинах времени, там, куда уходят старики и откуда приходят дети.

Народная традиция укоренена в чувственности, но эта чувственность особого рода – она есть чувственность, хранящая жизненные смыслы. Она в высшей степени реальна, так как принадлежит сфере собственного чувства, она прагматична, так как оформляет действие, обеспечивающее жизнь. Она предельно абстрагирована в традиционных образах – смыслах. Примером подобной абстракции можно признать образ палеолитической мадонны, не имеющей черт лица, но объединяющей смыслы продолжения рода. Итак, миф не выдумывают, он защищает человека истинно человеческим оружием – вооруженной мифологией мыслью. Миф и сегодня - конкретная реальность.[25]

Мифология всегда вокруг нас с её обязательным бинаром «вечное – бренное» или «иное – бренное», где иное несет предикаты вечности. Волшебство вечности в истинах научных парадигм или в бытовой страшилке в стиле постмодерн (вспомним Фреди Крюгера!) окружает человека, создает контекст иного смысла, относительно которого проигрывается логика своей, собственной жизни.

Для примера использования космогонических и планетарных культур в повседневной практике повторим еще раз знакомый заговор: «Встану я благословясь, пойду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду в чисто поле, в чистом поле стоит бел – горюч камень на бел - горюч камне сидит, Заря Зоряница – Красная девица, она шьет – зашивает, кровь унимает…» - в тексте константы выделены жирным шрифтом.

В предложенном заговоре мы видим, как космогонические основания продолжает развернутая социальность: Заря Зоряница - Красная Девица. (Знаки социальности - это отец, царь, а в нашем случае – это антропный знак девы - девицы, которым в ахраике придавалась особая роль в организации жизни).

В каждой сказке или быличке можно отметить жизнеобеспеченность архаики. Сфера «Мы» в таких текстах предполагается изначально. Человек живет с родными людьми, знает, что у них те же проблемы, что и у него.

Другие (не – свои) вне сферы его любопытства – это иные миры, где «нас» (родных людей) нет. Структура мира не предполагает его действий с учетом интересов других. За пределами традиции растут взаимосвязи людей и сообществ, которые отдаляют человека от прямого взаимодействия с космосом и живой планетой. Традиционный мир не придает значения культуре взаимодействия с другими народами, миром других культур. Традиция выстраивает процесс коммуникации с ними по образу взаимодействия с иными мирами и царствами. Однако социальные формы усложняются и космогонические константы заменяются социологизированными. Процесс социологизации культуры виден в анализе «зачинов» традиционных песен и сказок: космогонические постоянные заменяются социальными и техническими.

Для примера мы возьмем традиционный заговор, в котором хорошо видно как изменяются константы традиционного мировидения. В данном заговоре христианские смыслы сочетаются с архаическими, и более поздними, антропными и техногенными.

Вот текст заговора: «Передо мною гора Сионская и рука Спасителя, Архангел Михаил с мечом и Гавриил с ключом! Господи, спаси меня от злого человека, закрой ему руки, ноги и глаза, чтобы он не видел моего лица!»

В начале заклинания человек обращается к более древнему оберегу – архаическим константам- это гора, но детализация этой константы вполне христианская:гора Сионская. Рядом с архаическими константами рука спасителя и Архангелы Михаил и Гавриил.

Завершение заклинания – молитва и просьба, обращенное к Богу соединенная с обычным завершением заговора языческого заговора – скрепление его с помощью орудий которыми скрепляется действие в обыденности - ключа. В данном случае роль ключа играет меч. Меч с его прочностью и способностью к защите - это поздняя силовая формула, «закрывающая», «закрепляющая» символическое действие заговора. Можно отметить использование в качестве закрепа в традиционных оберегах новационных смыслов: железо, ключ и замок и др. Схема разрушения архаической модели культуры и моделирования христианского типа поведения свойственно средневековой Руси. В этом подходе интерсубъектность, «проблематизация другого» отсутствует.

Человек взаимодействует только с представителями «своего» мира. Архаическая модель ориентирована на «вертикаль», средневековая модель – как вертикаль космогонии и социальные модели.

 

Таблица 9 - Картина мира Древней и средневековой Руси

Архаическая картина мира Развитие архаической картины мира с усложнением социальной организации и культурных смыслов
   
Космос (звезды и планеты) Космос (звезды и планеты) Понимание мира как социального космоса (мир всех людей, мир крестьянской общины)
Люди (Я = Мы) Другие люди, с которыми мы взаимодействуем Множество других сообществ, сосуществующих вместе с нами сходным с нашим, но иным образом жизни
Подземные миры Подземные миры

 

В российской культуре и на уровне повседневности и в официальном мире культуры функционируют обе модели. Архаическая модель взаимодействия раскрывается в русской сказке. В анализе традиционных форм важное место принадлежит обряду, ритуалу, обычаю. Обряд – смысловой переход традиционной культурной границы. Ритуал – это узаконенная в бытовой практике последовательность действий, составляющая структуру обряда (смена караула, возложение венков, зажигание огня). Норма - это ценностный регулятив традиционной и не традиционной жизни («ступень» её организации). В традиционной повседневности норма не обладает жесткостью вспомним действия героев русской сказки.

Правила поведения в русской сказке основаны на вариативности, имеют игровую природу - «пойдешь направо - пойдешь налево». Многочисленные образцы традиционного моделирования повседневного поведения повседневности мы найдем в традиционных (разного уровня) текстах: в пословицах, поговорках, быличках, сказках, анекдотах.

2.3.3 Вопросы для повторения материала:

1. Раскрыть традиционные основания российской повседневности (сделать анализ зачинов и систем взаимодействия персонажей в русской сказке.)

2. Почему жизнеобеспеченность свойственна архаической, исходной форме традиционности?

3. В чем особенности российской традиционности?

2.3.4 Список литературы

1. Афанасьев, А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. В 3-х т. Т.1 / А.Н. Афанасьев - М.: Издательство Эксмо; СПб.:Terra Fantastica, 2002. - 768с.- ISBN 5-7921-0568-5(TF) ISBN 5-699-00849-7(Эксмо)

2. Афанасьев, А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. В 3-х т. Т.2 / А.Н. Афанасьев - М.: Издательство Эксмо; СПб.:Terra Fantastica, 2002. - 768с. - ISBN 5-7921-0568-5(TF) ISBN 5-699-00849-7(Эксмо)

3. Афанасьев, А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. В 3-х т. Т.3 / А.Н. Афанасьев - М.: Издательство Эксмо; СПб.:Terra Fantastica, 2002. - 768с. - ISBN 5-7921-0568-5(TF) ISBN 5-699-00849-7(Эксмо)

4. Адоньева, С.Б. Категория ненастоящего времени: (антропологические очерки)./ С.Б. Адоньева– СПб.: «Петербургское востоковедение»,2001.-176с..- ISBN 5-85803-194-4

5. Забелин, И.Е. Домашний быт русских царей в ХVI-ХVII столетиях. Книга первая. Государев двор или дворец. /И.Е. Забелин - М.: Книга,1990. - 416с. ISBN 5-212-00284-2 5-212-00541-8 (кн.1)

6. Зеленин, Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 190-11913./ Д.К. Зеленин - М.: ИНДРИК,1994. - 400с. – ISBN 5-85759-007-8

7. Георгиева, Т.С. Культура повседневности. Учебное пособие для вузов в 3 кн. - Кн.2. Частная жизнь и нравы от Средневековья до наших дней / Т.С.Георгиева – М.: Высшая школа, 2006. - 479 с.- ISBN 5-06-005294-Х, ISBN5-06-005296(кн.2)

8. Костомаров, Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI-ХVII столетиях. / Н.И. Костомаров - М.: Республика,1992. - 303с.- ISBN 5-250-02013-5

9. Скопинцева, Т.Ю. Сказки Александры Сергеевны Протопоповой,/Т.Ю.Скопинцева //Гостиный двор. Альманах. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство,1999-С.121-131.- ISBN 5-88788-002-3

2.3.5 Вопросы к практическому занятию 3: работа с текстами, характеризующими повседневность

1. Раскрыть понятие «текст повседневности». Привести примеры «текстов повседневной культуры».

2. Обзор источников, дающих сведения о культуре повседневности. (Природные, демографические, изобразительные, письменные источники, дающие сведения для исследования культуры повседневности)

3. Дать примеры и самостоятельно составить описи

4. Дать анализ письма как текста повседневности.

5. Привести пример художественной литературы и произведения искусства.

6. Показать пример публицистического произведения

7. Привести пример проявления народной культуры

8. Показать пример театрального и кинопроизведения

2.3.6 Задание для самостоятельной домашней работы:

1. Раскрыть роль традиционного начала в современной российской культуре повседневности.

2. Найти и выписать примеры традиционных и исторических (нетрадиционных) элементов русской и российской повседневности в различных текстах (по выбору студентов)

Date: 2016-11-17; view: 396; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию