Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Международная положение и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы (1945-1953 гг.).
52. СССР в период "оттепели": политическое развитие страны. ХХ съезд КПСС. 5 марта 1953 г. скончался И.В.Сталин. После смерти И.В.Сталина во главе КПСС стал Президиум ЦК, в который вошли ближайшие соратники вождя: Маленков, Берия, Молотов, Ворошилов, Хрущев, Булганин, Каганович, Микоян, Сабуров, Первухин. Маленков стал Председателем Совета Министров. Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал Ворошилов. Берия получил пост министра внутренних дел, Молотов вернулся к руководству Министерством иностранных дел, а Булганин остался министром обороны. Н.С.Хрущев ушел с поста главы партийной организации Москвы и возглавил новый Секретариат ЦК партии. Таким образом, казалось три человека пришли к руководству страной: Маленков, Берия и Хрущев. Со смертью И.В.Сталина закончилось не только его долгое правление. Начинался новый период, сущность которого никто не мог предвидеть даже в общих чертах. За внешним проявлением единства и эффективности руководства, которые демонстрировали наследники И.В.Сталина после его смерти, скрывалась напряженная драматическая борьба. Первой заботой новых руководителей было успокоить страну. Кампания против "врагов народа" была разом прекращена. Были провозглашены амнистии по всем незначительным преступлениям и сокращены сроки по приговорам к более длительному заключению. 4 апреля МВД было сделано сенсационное заявление о том, что "враги народа" невиновны. Это произвело огромное впечатление. Берия стремился получить популярность. Однако спустя три месяца он был обвинен в заговоре с целью установления своей личной власти. Жестокий и циничный, он был окружен общей ненавистью. Главным его стремлением было: поставить МВД над партией и правительством. Для изменения положения не было другого пути, кроме решительной борьбы с Берией и его аппаратом. Опасную работу по свержению Берии возглавил Н.С.Хрущев. Маленков оказывал ему всяческую поддержку. На заседании Президиума ЦК КПСС в июне 1953 года Берия был арестован группой офицеров, которой руководил маршал Жуков, и отправлен под стражу. 10 июня об этом было объявлено всей стране после Пленума ЦК партии, продолжавшегося шесть дней. В декабре 1953 года было сообщено о судебном процессе над Берией и его расстреле. В августе 1953 года Маленков объявил о пересмотре экономической политики. Было заявлено, что повысить благосостояние народа можно только через аграрную реформу и увеличение товаров народного потребления. К этому времени большинство населения жило в деревне, которая неуклонно деградировала. Колхозы и совхозы приходили в упадок. В стране назревал голод. В соответствии с аграрной реформой старые долги с крестьян списывались, налоги уменьшились вдвое, были подняты закупочные цены на мясо, молоко, овощи. Это дало незамедлительный политический эффект, который сравнивался с эффектом НЭПа. В сентябре 1953 года состоялся Пленум ЦК, на котором выступил Н.С.Хрущев с докладом о состоянии сельского хозяйства. Это был глубокий, но резкий, доклад, в котором, кроме исчерпывающего анализа дел в деревне, было отмечено, что 1928 год был наилучшим во всей русской и советской истории. Именно на этом Пленуме Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС, и он становится единоличным лидером партии и государства. Основными причинами прихода к власти Хрущева явилось то, что: 1. назревшие противоречия нуждались в разрешении. Советскому Союзу нужен был руководитель-реформатор. Внешне могущественная держава уже начала хиреть. Технический прогресс в промышленности шел крайне слабо. Гигантские расходы на армию разоряли экономику СССР и подрывали основы благосостояния его народов. Цены снижались, но население бедствовало. Крестьяне вообще нищенствовали. Народ, задавленный диктатурой, в целом безмолвствовал, но глухое недовольство в нем нарастало. 2. Хрущев обладал некоторыми качествами вождя-реформатора, такими как: большой природный крестьянский ум, выдающиеся организаторские способности, неуемная энергия. Хрущев был личностью оригинальной, творческой. Немаловажно, что Хрущев еще при Сталине часто бывал в колхозах, на заводах и стройках и видел жгучие проблемы, волнующие народ. А с приходом к власти регулярные поездки по стране, беседы с рабочими, колхозниками, учеными в непринужденной обстановке стали неотъемлемой частью его стиля руководства страной. То, что Хрущев многие годы работал на высших постах в сталинском руководстве, что он вписал в себя психологию, привычки, понятия сталинского окружения, негативно влияло на глубину и характер проводимых в СССР реформ. С другой стороны, Хрущев обладал качествами, благодаря которым ни Сталин, ни другие члены Президиума ЦК не видели в нем серьезного соперника. Сталинская обстановка сформировала в Хрущеве особую хитрость и особую скрытность. _ Общественно-политическая жизнь страны в 1953-1964 гг. XXсъезд партии. Разоблачение культа личности. Внутренняя эволюция СССР после смерти Сталина повлекла новую ориентацию страны и в сфере внешней политики. Важную роль, в частности, сыграли проблемы в сельском хозяйстве. В 1955 году в советских посольствах был учрежден пост атташе по сельскому хозяйству, обязанного передавать в Москву информацию и предложения о новых методах ведения хозяйства. Печать начала писать не о том, что плохого произошло в других странах, а о том полезном, что можно там найти. Обновляя контакты с зарубежными странами, Советское правительство постоянно предлагало развивать торговые отношения. Это нравилось странам Западной Европы. Новые отношения с внешним миром не могли ограничиваться экономикой и техникой. Верховный Совет установил прямые контакты и начал обмен делегациями с парламентами других стран. Быстро росло число журналистов, аккредитованных в Москве. В этих условиях было трудно и рискованно сохранять преемственность со сталинским прошлым. Менялось соотношение между полномочиями центра и периферии в сторону последней. Разногласия по поводу вводимых изменений и их пределов постепенно подрывали сплоченность после сталинского руководства. Это усугублялось и недостаточно эффективной работой комиссии, занимавшейся реабилитацией репрессированных. Главная причина этого состоит в том, что данные комиссии возглавлялись твердыми сталинцами, не желавшими возвращаться к "социалистической законности", которую провозгласила партия. Жизнь настоятельно требовала принять глобальное решение - сообщить народу об ужасных последствиях сталинского произвола, которые ещё довлели над страной. Этому противилась группа старейших сталинцев: Ворошилов, Молотов, Каганович, Маленков. Они не оправдывали террор прошлого, но считали, что такие ошибки были неизбежны при решении столь больших и сложных исторических задач. Кроме того, плохие результаты освоения целины позволили Молотову, Маленкову и Кагановичу перейти в наступление на Хрущева. В такой обстановке открылся XX съезд партии. XX съезд КПСС проходил с 14 по 25 февраля 1956 года и был первым после смерти Сталина. Решение о его созыве принял Пленум ЦК в июле 1955 года. Были определены два главных докладчика: Хрущев - с Отчетным докладом, и Булганин - с докладом о наметках новой пятилетки. Этот съезд должен был стать решающим этапом в истории СССР и коммунистического движения. В первой части Отчетного доклада Хрущев впервые объявил о мировой социалистической системе. Вторая часть доклада была посвящена распаду колониальной системы, обоснованию "общего кризиса капитализма". Главным выводом, сделанным в докладе, был вывод о том, что альтернативой возможной ядерной войне может быть мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Отмечалось, что войны не являются фатально неизбежными, но в мире существуют силы, способные порушить эту неизбежность. Очень важным было то, что впервые за много лет была сделана попытка объективно взглянуть на мировую реальность. Впервые был предложен реальный выход из тупика атомной эры. СССР снова проявила способность к лидерству в идейной сфере. Имя Сталина в докладе было названо лишь дважды, когда речь заходила о его смерти. Критика культа была прозрачной, но имя Сталина не называлось. Наиболее резко с критикой культа выступил Микоян. Однако его никто не поддержал. Обсуждался доклад Булганина о новом пятилетнем плане. Съезд подходил к концу. Однако неожиданно для многих делегатов было объявлено, что съезд продлевается ещё на один день. 25 октября на секретном заседании Хрущев выступил с докладом "О культе личности и его последствиях". Хрущев сам решился на этот шаг. Главной причиной этого было то, что в партии образовались две фракции, и их столкновение могло бы привести к повторению кровавых репрессий сталинских лет. Нельзя было допустить их повторения. Именно так объяснял это впоследствии сам Хрущев. Самым решительным образом этому докладу противились Ворошилов, Молотов и Каганович. Основу "секретного доклада" составляли результаты расследования репрессий. Хрущев детально проанализировал методы, с помощью которых Сталин сконцентрировал в своих руках всю власть и поддерживал в стране культ самого себя. Съезд был поражен. После доклада была принята короткая резолюция, в которой поручалось вновь избранному ЦК принять меры по "преодолению культа личности и ликвидации его последствий во всех областях". XX съезд изменил всю политическую атмосферу в стране. Произошел и окончательный раскол в правительственной коалиции. Несмотря на сопротивление сталинцев, "секретный доклад" был зачитан на открытых собраниях, на предприятиях, в учреждениях и в ВУЗах. Сама брошюра с докладом выпущена не была, но материалы, попавшие в руки спецслужб США, были опубликованы. Это потрясло мир. Обнародование доклада в СССР вызвало бурную реакцию. Серьезные инциденты произошли в Грузии и в Прибалтике. Стали восстанавливаться автономные государственные образования, освобождались незаконно осужденные, им возвращались утерянные права. Снова общество стало обращаться к В.И.Ленину. Были изданы ранее не опубликованные сочинения В.И.Ленина, в том числе и его "Политическое завещание". Руководители стремились найти в работах Владимира Ильича готовый ответ на проблемы после сталинского развития СССР. Чтение неизданных и забытых работ впервые привело многих советских граждан, особенно молодежь, к мысли о том, что сталинизм в действительности не исчерпывает все многообразие социалистической мысли. Хрущева поддерживала интеллигенция. В печати развернулась бурная полемика по вопросам истории и социологии. Однако представители оппозиции скоро запретили эти дискуссии. Положение самого Хрущева как главы Секретариата ЦК партии осенью 1956 года оказалось под угрозой. После XX съезда КПСС произошли драматические события в Польше и Венгрии. В Президиуме ЦК оформились две противоборствующие группы: Хрущев и Микоян, с одной стороны, Молотов, Ворошилов, Каганович и Маленков - с другой, а между ними - группа колеблющихся. Успех хрущевской аграрной политики спас его от краха. Это стало возможным благодаря освоению целинных земель. Продовольственное снабжение в городах заметно улучшилось. В первой половине 1957 года началась острая политическая борьба в руководстве страной. Она обострилась особенно резко после предложения Хрущева о реорганизации промышленности. Реформа предусматривала роспуск отраслевых министерств и группирование предприятий не по производственному признаку (как это было с 1932 г.), а по географическому признаку под местным руководством. Это была попытка децентрализации промышленности, управлять которой централизованно без издержек было невозможно. Воспротивился идее Хрущева и Булганин. Он стал собирать у себя старых и новых оппозиционеров и вскоре перешел в антихрущевское наступление. Поводом послужила речь Хрущева в Ленинграде. Ободренный успехом в сельском хозяйстве, он по своей инициативе выдвинул нереальную идею обогнать США за 3-4 года по производству мяса, молока и масла на душу населения. Удобный случай для оппозиции представился в первой половине июня, когда Хрущев был в Финляндии с визитом. После возвращения он попал на заседание Президиума ЦК, созванного без его ведома с целью его отставки. Ему предложили занять пост министра сельского хозяйства. На сторону Хрущева встали Микоян, Суслов и Кириченко. Заседание Президиума ЦК длилось более трех дней. Несмотря на принятые меры по изоляции Хрущева, некоторые члены ЦК узнали о происходящем и срочно прибыли в Москву и направились в Кремль, чтобы потребовать отчета о происходящем и немедленного созыва Пленума ЦК. Хрущев настаивал на своем выступлении. На встречу с членами ЦК направились делегации обеих фракций: с одной стороны Ворошилов и Булганин, с другой - Хрущев и Микоян. На встрече замыслы оппозиции оказались скомпрометированными. Уже на первом заседании Пленума ЦК ситуация изменилась. Хрущев смог предпринять наступление. Оппозиция получила отпор. Было решено Молотова, Маленкова, Кагановича снять со всех постов и удалить из всех руководящих органов. Многие факторы обусловили победу Хрущева. Благодаря XX съезду, первым успехам в сельском хозяйстве, многочисленным поездкам по стране и огромному авторитету, страху людей о возможности возврата к репрессиям в случае прихода к власти оппозиции - все это решило судьбу Хрущева. Важно заметить в этой связи и то, что значительным гарантом успеха Хрущева была поддержка Маршала Советского Союза Г.К.Жукова, возглавлявшего Вооруженные Силы. Оппозиционеры не были репрессированы. Они получили второстепенные посты. Повышение получили, и стали членами и кандидатами в члены Президиума ЦК те, кто показал себя энергичным сторонником Хрущева (Аристов, Беляев, Брежнев, Козлов, Игнатов и Жуков). Хрущев завоевал неограниченную власть в партии и государстве. Открывалась хорошая перспектива углубить демократизационные процессы в обществе, разоблачить остатки сталинизма. Однако этого не произошло. Наоборот, вскоре Жуков был снят с поста Министра обороны. Это свершилось тогда, когда он находился с визитом в Югославии и Албании. По возвращении он оказался перед фактом. Его подозревали в бонапартистских намерениях, то есть в том, что он вроде бы хотел вывести Вооруженные Силы из-под контроля партии и установить в них "культ собственной личности". В действительности же Жуков только лишь сократил в армии число политорганов и их руководителей в армии. Вероятно, Хрущев хотел помешать военным, завоевать самостоятельную политическую роль. В Жукове видели возможного кандидата на пост Председателя Совета Министров вместо Булганина. Однако в марте 1958 года на этот пост был назначен Хрущев, который сохранил и пост Первого секретаря ЦК КПСС. Так исчезло разделение власти, осуществленное после смерти Сталина. Это решение мало соответствовало решениям XX съезда 53. СССР в период «оттепели»: социально-экономическое и культурное развитие страны. Социально-экономическое развитие СССР. Реформы Н.С. Хрущева. Попытки аграрной реформы По приходу к власти Хрущева положение в аграрном секторе экономики было особенно тяжелым, поэтому Хрущев решил начать именно с сельского хозяйства. Хрущев понимал, что самой первой, самой насущной, самой большой потребностью трудящихся является потребность в продуктах и, следовательно, самая главная задача – накормить народ. Чтобы осуществить преобразования в аграрной сфере, было необходимо определить причины сложившейся ситуации, указать пути и средства подъема этой отрасли. На сентябрьском (1953 г.) пленуме ЦК КПСС Хрущев вскрыл важнейшую проблему бедствий сельского хозяйства – это длившийся десятилетиями грабеж крестьянства, изъятие из деревни не только всего прибавочного, но и части необходимого продукта с помощью системы обязательных поставок колхозами продуктов государству по крайне низким ценам, фактически бесплатно. В числе причин отставания сельского хозяйства Хрущев назвал также: отсутствие принципа материальной заинтересованности колхозников результате низких заготовительных цен; нарушение принципа правильного сочетания личных и общественных интересов колхозников, выражавшееся в гонениях на личное подсобное хозяйство, в огромных налогах на него; удушающую централизацию планирования сельского хозяйства (колхозы ежегодно отчитывались по 10 тысяч показателей). Хрущевым были разработаны и реализованы пути развития сельского хозяйства. Резко увеличились государственные капитальные вложения в эту отрасль. Были повышены заготовительные и закупочные цены. Произошел рост материальной заинтересованности колхозников в результате труда. В колхозах ввели такие экономические категории, как хозрасчет, себестоимость, рентабельность, заработная плата. Хрущев стал требовать от руководителей хозяйств считать доходы и расходы. Несколько расширилась хозяйственная самостоятельность колхозов в планировании, в разработке своих уставов. В 1956 г. колхозы получили право изменять свои уставы. Резко уменьшились налоги на приусадебное хозяйство, были отменены обязательные поставки с него. Было осуществлено освоение целинных земель и залежных земель. За 20 лет (1954 – 1974 гг.) целина дала стране 500 млн. тонн зерна, был создан рад прогрессивных технологий (раздельная уборка хлебов, строительство крупных птицефабрик и т. д.). Хрущев сделал немало ошибок в повсеместном насаждении кукурузы, но нельзя забывать то, что в 1953 – 1958 гг. эта кукуруза сыграла огромную роль в обеспечении животноводства кормами. В годы Хрущевских реформ была произведена реорганизация машинно-тракторной системы (МТС), их технику продали колхозам. Затратив огромные средства на покупку техники, многие колхозы подорвали свою экономику. К тому же жизнь показала, что целесообразнее было не ликвидировать МТС, а преобразовать их в машинно-прокатные или машинно-технические станции. В 1955 – 1958 гг. реформы берут курс на интенсификацию животноводства. Аграрная политика Хрущева дала значительные результаты в 1953 – 1958 гг. За пять лет прирост сельскохозяйственного производства составил 34%. Таких темпов коллективное хозяйство никогда не знало. Но в конце 50-х годов Хрущев по многим направлениям повернул на 180°. Администрирование, командование колхозами вновь приобрело чудовищные размеры. Колхозников в массовом порядке принуждали продавать своих коров колхозам. Вновь главной задачей было объявлено увеличение поголовья. Итак, в результате аграрных реформ Хрущева развитие сельского хозяйства опять стало крайне вялым. Промышленная политика Хрущева В этой области Хрущев также предпринял ряд прогрессивных шагов. Благодаря ему произошла всеобщая «экономизация» страны в том смысле, что повсюду на предприятиях развернулась экономическая учеба, и страна была втянута в водоворот экономических экспериментов. Хрущев пресек демагогию последних лет сталинского периода, когда все советское объявлялось лучшим, передовым, когда была запрещена какая бы, то ни было пропаганда достижений науки и техники на Западе. Было принято специальное решение о всемерном использовании не только отечественного, но и запанного передового опыта. В июле 1955 г. Состоялся специальный пленум ЦК КПСС, посвященный техническому прогрессу. Была осуждена нелепая теория о том, что преимуществом социализма является отсутствие морального износа техники, что при социализме техника должна работать до полного физического износа. Анализируя развитие индустрии на Западе, Хрущев выявил тенденцию ускоренного роста химической промышленности, связанную с ее исключительно высокой экономической эффективностью. После чего Хрущев выдвинул лозунг химизации народного хозяйства. В результате, среднегодовой прирост капитальных вложений в химическую индустрию в 1958 – 1963 гг. в три раза превышал такой прирост в целом по народному хозяйству. В последующие годы капитальные вложения в химическую отрасль планировалось повысить. Хрущев сломил сопротивления консерваторов, цеплявшихся за паровозную тягу на железнодорожном транспорте, доказав то, что электрическая тяга в 4 раза экономичнее паровой. И предложил в 1956 году принять генеральный план электрификации железных дорог сроком на 15 лет. План был успешно осуществлен. Однако Хрущев не понял важного обстоятельства: технический прогресс на Западе ведет к интенсификации производства и экономии сырья и материалов, к ликвидации необходимости наращивать объемы производства многих видов продукции в прежних масштабах. Игнорируя это, программа КПСС, принятая на XXIIсъезде (1961 г.) на длительную перспективу, намечала колоссальный количественный прирост объема производства: в течение 20 лет – в 6 раз. Что касается ошибок Хрущева: он не сумел понять необходимости коренной перестройки производственных отношений, отказа от командно-административной системы, перехода к экономическим методам управления. Хрущев возлагал главные надежды на организационную перестройку. Одной из таких мер была ликвидация большинства промышленных и строительных министерств и создание территориальных органов управления промышленностью и строительством – совнархозов. К этому решению Хрущева подтолкнул ряд причин. Гигантские масштабы производства делали невозможным управление им из одного центра. Ведомственный подход вел к нерациональному использованию оборудования. На предприятиях одних ведомств имелось много неиспользуемых машин, в то время как рядом находившиеся предприятия других ведомств нуждались в них. Надо сказать, что идея с совнархозами удалась: создавались общие для ряда отраслей ремонтные заводы с более высоким производственно-техническим оснащением; налаживались территориальные связи, и устранялась часть нерациональных перевозок; развивалось производство товаров народного потребления для местных нужд. Благодаря реорганизации системы управления в 1958 г. значительно увеличился прирост национального дохода. Но с введением совнархозов возник ряд проблем: было потеряно управление отраслью как целым, колоссально развилось местничество. На завершающем этапе своей политической деятельности Хрущеву стало ясно, что перестройка управления промышленностью и строительством не дала ожидаемого экономического эффекта. И Хрущев обратился к лучшим представителям экономической науки, предлагавшим принципиально иные подходы к делу. У него нашли поддержку идеи харьковского экономиста Е. Либермана о расширении самостоятельности предприятий и повышении роли прибыли. Но до практической реализации этих предложений дело не дошло. Социальная политика Хрущева Для Сталина человек был лишь средством к достижению цели. Хрущев же стремился сделать человека центром, целью политики. Хрущев не мало сделал в социальной области: увеличил минимальный заработок в государственном секторе на 35%, удвоил размеры пенсий для рабочих и служащих, ввел в масштабах всей страны пенсионное обеспечение колхозников. А наибольшей заслугой Хрущева в социальной сфере было коренное улучшение жилищных условий народа. В начале 50-х годов большинство людей жило в коммунальных квартирах, бараках и подвалах, у десятков миллионов горожан все удобства находились во дворе. При Хрущеве развернулось гигантское жилищное строительство индустриальными методами, по его темпам страна вышла на первое место в мире, с 1955 по 1964 гг. городской жилищный фонд увеличился на 80% и в 1956 – 1965 гг. половина населения получила новые квартиры. Хрущев сделал первые шаги в борьбе с привилегиями. Он пытался если не отменить, то хотя бы ограничить привилегии, дарованные Сталиным партийной номенклатуре. Хрущев отменил дополнительную «закрытую зарплату», которая была в 2 – 3 раза выше «открытой» и с которой не платились не налоги, не взносы. Он резко сократил количество персональных автомобилей. Однако, полностью преодолеть привычки и нравы громадного слоя партийной аристократии Хрущеву не удалось. Партийная иерархия взяла верх. Но самой серьезной неудачей социальной политики Хрущева было то, что он не смог ликвидировать дефицит снабжения населения продуктами питания. В 1954 – 1958 гг. такой дефицит был существенно смягчен, но вновь резко обострился в конце 50-х годов и, особенно в начале 60-х годов, в результате ошибок аграрной политики Хрущева 1959 – 1963 гг. Смещение Хрущева Деятельность Хрущева постепенно стала вызывать все большее недовольство почти всех высших чинов партии и государства. Ряд осуществленных и намечавшихся Хрущевым реформ чекисты считали ревизионистскими. Сталинский по своей сути ЦК и особенно его верхушку тревожило углубление и развитие Хрущевым критики культа личности. Партийные верхи не могло радовать и введение норм обновления партийных органов, утрата перспективы оставаться пожизненно на своих постах. Наконец, их беспокоило то, что у Хрущева стала все отчетливее проявляться тенденция к устранению своих ошибок. Об этом свидетельствовали его высказывания о необходимости чистых паров и засушливых зонах, о возможности там, где целесообразно, отдавать предпочтение пшенице перед кукурузой, о недопустимости вмешательства первого лица партии и государства в споры между учеными, и т. д. Созрел заговор с целью снятия Хрущева. Заговорщики действовали весьма профессионально. Главным орудием дискредитации Первого секретаря ЦК они избрали кампанию его восхваления, прекрасно понимая, что на фоне усугубляющихся экономических неурядиц это раздражает народ. Они отговорили Хрущева от введения двух выходных в неделю. Они «приняли меры» к тому, чтобы перед смещением Хрущева с полок исчезли продовольственные товары (а после 14 октября 1964 г. все сразу появилось, хотя и ненадолго). Брежнев предлагал председателю КГБ Семичастному несколько вариантов устранения Хрущева: арестовать по возращении его из Швеции, устроить авто- или авиакатастрофу, отравить. Но Семичастный на это не пошел. В конце концов, был избран «легальный» способ смещения. 13 – 14 октября 1964 г. на заседании Президиума ЦК КПСС, а затем 14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК было принято решение об освобождении Хрущева от обязанностей первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья». Если Хрущев преподал народу первые уроки правды, то новый этап в жизни страны начался, таким образом, с бессовестной лжи ЦК КПСС стране и миру. 54. Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг. Во внешней политике после смерти Сталина противоборствовали две стратегии. Первая(В.М.Молотов), исходила из того, что общий курс советской внешней политики, основанный на идее непрерывной и неизбежной борьбы между блоками, должен был остаться прежним. Главная задача внешней политики СССР, считали сторонники этой стратегии, –дальнейшее укрепление социалистического лагеря и руководящей роли в нём первой страны социализма. Вторая стратегия(высказал Маленков,поддержал Хрущёв и Микоян) признавала возможность мирного сосуществования двух блоков, а также "зоны мира" в лице стран "третьего мира", к которым советская дипломатия, начиная с 1954-1955 гг., стала проявлять всё большее внимание. Важнейшими задачами СССР на международной арене являлись: скорейшее снижение военной угрозы и завершение "холодной войны", расширение международных связей, усиление влияния СССР в мире в целом. Это могло быть достигнуто лишь благо-даря осуществлению гибкой и динамичной внешней политики с опорой на мощный экономический и военный потенциал (прежде всего ядерный). Кари́бский кризис — чрезвычайно напряжённое противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами относительно размещения Советским Союзом ядерных ракет на Кубе в октябре 1962. Кубинцы называют его «Октябрьским кризисом» в США распространено название «Кубинский ракетный кризис». Кризису предшествовало размещение в 1961 году Соединёнными Штатами в Турции ракет средней дальности «Юпитер», напрямую угрожавших городам в западной части Советского Союза, доставая до Москвы и основных промышленных центров. Начало-14 октября 1962 года, когда самолёт-разведчик U-2 ВВС США в ходе одного из регулярных облетов Кубы обнаружил в окрестностях деревни Сан-Кристобаль советские ракеты средней дальности Р-12. По решению президента США Джона Кеннеди был создан специальный Исполнительный комитет, в котором обсуждались возможные пути решения проблемы. Некоторое время заседания исполкома носили секретный характер, однако 22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе советского «наступательного оружия», из-за чего в США немедленно началась паника. Был введён «карантин» (блокада) Кубы.
Вначале советская сторона отрицала наличие на острове советского ядерного оружия, затем — уверяла американцев в сдерживающем характере размещения ракет на Кубе. 25 октября фотографии ракет были продемонстрированы на заседании Совета Безопасности ООН. В исполкоме всерьёз обсуждался силовой вариант решения проблемы и его сторонники убедили Кеннеди как можно скорее начать массированную бомбардировку Кубы. Однако очередной облёт U-2 показал, что несколько ракет уже установлены и готовы к пуску, и что подобные действия неминуемо привели бы к войне. 55. Политическое развитие страны в период правления Л. И. Брежнева. Конституция 1977 года. Внутренняя политика Брежнева «Эпоха застоя» - так характеризуют публицисты экономическое и политическое состояние СССР в период правления Л. И. Брежнева (с 1964 по 1982 годы). Консерватизм и отсутствие политической дальновидности генсека Брежнева приближали советскую экономику к развалу. Он отдавал особое предпочтение развитию военно-промышленного комплекса, на что растрачивалась основная часть бюджетных средств. Был создан мощный комплекс, но это негативно отразилось на экономике в целом и усугубило кризис в стране. Происходит замедление научно-технического прогресса, экономические реформы «замораживают», резко снижаются темпы роста сельского хозяйства и промышленности. Все эти факторы стали приводить Советский Союз к отставанию в развитии от лидеров мировых держав. В это же время внутриполитическая ситуация складывалась не лучшим образом. Принимается новая Конституция СССР. В основном законе страны говорилось о полновластии народа, как о главном принципе власти. На деле же все обстояло иначе. При Брежневе возрастает и усиливается бюрократический аппарат. Партийцы и приближенные Леонида Ильича свободно занимаются произволом, казнокрадством, злоупотребляют служебным положением. Процветает коррупция среди чиновников. Активно ведется борьба с инакомыслящими. Под руководством Брежнева органами государственной безопасности применяются репрессивные меры в отношении членов правозащитных движений. Ужесточается цензура. Возобновляется преследование литературных деятелей за их произведения. Однако помимо негативных моментов во внутренней политике СССР, следует выделить такое важное историческое событие, как первый выход человека в открытый космос (1965 г.). Внешняя политика СССР при Брежневе
Что касается внешней политики, проводимой Брежневым, то она носила неоднозначный характер. СССР совместно с мощными державами США и Великобританией подписывают ряд договоров (о мирном использовании космического пространства, о нераспространении ядерного и бактериологического оружия и другие). Принимается множество соглашений о сотрудничестве с различными странами (Египтом, Индией, Сирией, Ираком и т.д.). Наряду с принятием мирных политических постановлений, в годы правления Брежнева принимаются решения о вводе советских войск совместно с некоторыми европейскими войсками на территорию Чехословакии (август 1968 г.). Менее чем через десять лет, в 1979 году войска СССР направляются в Афганистан. Помимо этого Л. И. Брежнев выступает инициатором доктрины об ограничении суверенитета для социалистических государств. Иными словами, те государства, которые попытались бы не считаться с руководством Советского Союза при построении своей внешней и внутренней политики, могли быть подвергнуты определенным санкциям (от простого запугивания, до военного вторжения). Столь агрессивное поведение СССР обесценило прежние договоры по поддержанию мира. Советский Союз под руководством Брежнева стремительно подходил к развалу. Конституция 1977 года и общество развитого социализма конца 70-х гг. С момента ввода в действие прежней Конституции 1936 г. прошло более 40 лет, и приближаю-щийся шестидесятилетний юбилей советской власти побудил руководство СССР активизировать работу конституционной комиссии под председательством Л. И. Брежнева. Новая Конституция должна была закрепить произошедшие изменения в социальной, экономической и национальной сфере, в большей мере соответствовать нормам международного права и знаменовать собою достижения советской вла-сти за прошедшие десятилетия. 4 июня 1977 г. был опубликован проект Конституции, в обсуждении ко-торого приняло участие в различных формах (в том числе и формально) 140 млн человек. Были внесены изменения в 118 статей из 173 и добавлена еще одна новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г. текст Конституции был утвержден на внеочередной сессии ВС СССР. В Конституции провозглашалось построение в СССР развитого социализма, складывание новой исторической общности людей - советского народа и переход от диктатуры трудящихся к общенарод-ному государству рабочих, крестьян и интеллигенции, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех. В статье 6 законодательно закреплялась роль КПСС, про-возглашенной "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической сис-темы" Далее в этой статье говорилось, что, "вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, при-дает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма". Конституция утвердила в дополнение к прежним правам положения о всеобщем среднем образо-вании, о праве на выбор профессии и на жилье. Помимо перечисления прав, в Конституции были опре-делены гарантии их выполнения. Так же, как и в предыдущей Конституции, провозглашались основные, демократические свободы: слова, собраний, шествий и демонстраций, совести и т. д. В Основной закон были включены десять положений Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений. Конституционно закреплялась уголовная ответственность за пропаганду войны. Основным направлением развития политической системы советского общества в статье 9 Кон-ституции провозглашалось "дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широ-кое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения". Статья 5 Конституции вводила институт референдума. Число общественных организаций в 70-е гг. значительно увеличилось, как и их роль в советском обществе. В Советах всех уровней в начале 80-х гг. работало 2 млн 270 тыс. народных депутатов. Существовало около 250 тыс. комитетов народного контроля. При всей заформализованности деятельности этих орга-низаций это был пусть и ограниченный, но опыт местного самоуправления, уступка правящих кругов возросшей общественной активности в начале 70-х гг. Вместе с тем провозглашение Конституции развитого социализма обозначило определенный са-модостаточный застой в общественной жизни СССР. В этих условиях политические права часто явля-лись фикцией и не соблюдались. Политические изменения не коснулись верхов, где в этот период фиксировались многочисленные примеры коррупции. Нарицательной впоследствии стала деятельность министра внутренних дел Щелокова. За период с 1975 по 1982 г. он получил безвозмездно 80 тыс. руб-лей (в том числе 30 тыс. рублей на ремонт квартиры). Под видом служебных из фондов МВД произво-дилась оплата содержания 9 квартир Щелокова, его родственников и друзей. К тому же он имел 3 лич-ные дачи (одна из них стоимостью 200 тыс. рублей), несколько бесплатных "мерседесов-бенц", выделенных якобы для обеспечения безопасности во время Олимпиады-80, антикварные ценности на 248,8 тыс. рублей, украшавшие квартиру министра и его родственников, спецмагазин МВД исключи-тельно для членов его семьи, а также возможность бесплатно получать живые цветы стоимостью до 15 тыс. рублей в год, якобы возлагаемые к Мавзолею Ленина и могиле Неизвестного солдата. 56. Социально-экономическое и культурное развитие советского государства во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг. Пленум ЦК КПСС признал нецелесообразным совмещение обязанностей Первого секретаря ЦК (им стал Л. И. Брежнев) и Председателя совета министров (А. Н. Косыгин). Следующие 20 лет стали периодом наиболее стабильного развития советского общества. В период с 1964 по 1985 гг. шло быстрое увеличение населения страны. В этих условиях особое значение приобрела социальная политика. Но основные средства в стране шли на проведение экономических реформ, в то время как социальная сфера финансировалась по остаточному принципу: 1) сокращались капиталовложения в текущее строительство; 2) были уменьшены расходы на здравоохранение; 3) обострилась продовольственная проблема (росимпорт продовольствия), что уже в 1970-е гг. стало причиной введения карточной системы распределения; уменьшился прирост реальных доходов на душу населения. В сфере экономики в 1960—1980-х гг. в стране начала проводиться одна из самых крупных реформ хозяйственного механизма, подготовленная еще в эпоху Н. С. Хрущева: 1) в сельском хозяйстве списали долги колхозов и совхозов; 2) повысили закупочные цены; 3) установили надбавку за сверхплановую продукцию. В промышленности главным направлением преобразований было: 1) укрепление хозрасчета; 2) перестройка системы ценообразования; 3) восстановление отраслевого принципа управления; 4) сокращение числа плановых показателей. Главной целью всех реформ было оздоровление экономики через внедрение в нее механизма внутренней саморегуляции. Главными недостатками реформы были половинчатость и непоследовательность. Сопутствующими негативными процессами реформы были: 1) экстенсивное развитие, предполагавшее расширение производства, что стало затруднительным в связи с исчерпавшимися возможностями главного донора – сельского хозяйства; 2) необходимость наращивания военных потенциалов; 3) покрытие дефицита госбюджета за счет экспорта энергоносителей; 4) неспособность освоить новые технологии НТР; 5) появление теневой экономики и сращивание ее с коррумпированными группами советской номенклатуры. 57. Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг. Правительства СССР и США приняли меры к ограничению ядерных вооружений. Первым шагом было подписание в 1968 г. СССР, США и Великобританией Договора о нераспространении ядерного оружия. Следующий принципиальный этап наступил в ходе визита президента США Р. Никсона в Москву в 1972 г.: был подписан Договор об ограничении стратегических вооружений, положивший начало длительному процессу ядерного разоружения. В 1970-е гг. увеличилась устойчивость и стабильность системы международных отношений, активно развивалась разрядка международной напряженности. Ее суть заключалась в развитии добрососедских, основанных на атмосфере доверия и сотрудничества отношений со странами Запада во всех сферах. Пиком международных успехов советской дипломатии стало подписание в Хельсинки главами 33 европейских государств, а также США и Канады Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Важнейшей его частью стала Декларация принципов взаимоотношений между государствами. Таким образом, были закреплены результаты победы советского народа в Великой Отечественной войне, обеспечены пути дальнейшего развития разрядки и сотрудничества со странами Запада. Однако советская система, хоть и смягчившаяся после смерти Сталина, продолжала оставаться тоталитарной и органически не могла принять идеи прав и свобод. Это особенно ярко проявилось в 1968 г., когда советские войска были введены в Чехословакию с целью предотвратить приход к власти «ревизионистов». Огромный удар и по престижу Советского Союза, и по его взаимоотношениям с Западом нанесло введение в 1979 г. войск в Афганистан. Разрядка была свернута. США не ратифицировали заключенный в 1979 г. договор ОСВ-2. В 1982 г. президент США Р. Рейган назвал Советский Союз «империей зла». Начался новый виток холодной войны. Date: 2016-11-17; view: 483; Нарушение авторских прав |