Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Соборное Уложение 1649 г.: вещное и обязательственное право. Нормы уголовного права. Судебные органы и процесс.
Судебное право в Уложении составило особый комплекс норм, регламентировавших организацию суда и процесса. Еще более определенно, чем в судебниках, здесь происходила дифференциация на две формы процесса: «суд» и «розыск». Глава X Уложения подробно описывает различные процедуры суда: процесс распадался на собственно суд и «вершение», т.е. вынесение приговора, решения. Суд начинался с «вчинания», подачи челобитной жалобы. Затем происходил вызов приставом ответчика в суд. Доказательства: свидетельские показания (не менее десяти свидетелей), письменные доказательства (документы), крестное целование, жребий. Судоговорение было устным, но протоколировалось в «судебном списке». Процессуальными мероприятиями, направленными на получение доказательств, являлись общий и повальный обыск: в первом случае опрос населения осуществлялся по поводу факта совершенного преступления, во втором — по поводу конкретного лица, подозреваемого в преступлении. Правеж. Довольно своеобразным процессуальным действием в «суде» стал так называемый правеж. Ответчик (чаще всего неплатежеспособный должник) регулярно подвергался судом процедуре телесного наказания — его били розгами по обнаженным икрам. Розыск. Розыск, или «сыск», отличная от «суда» форма процесса применялся по наиболее серьезным уголовным делам. Пытка. В главе XXII Соборного Уложения впервые регламентировалась такая процессуальная процедура, как пытка. Основанием для ее применения могли послужить результаты «обыска», когда свидетельские показания разделялись: часть в пользу подозреваемого, часть — против него. В Уложении уточнено понятие “преступления” как противление царской власти и правопорядку, установленного государством, и даны стадии преступления: умысел, покушение на преступление и совершение преступления. Выделялись •преступления против Церкви •Государственные преступления •Преступления против порядка управления. •Должностные преступления. •Воинские преступления. •Преступления против личности •Преступления против нравственности.. •Имущественные преступления. Состав преступления Субъективная сторона преступления обусловливалась степенью вины: Уложение делило преступления на умышленные, неосторожные и случайные. Характерно, что за неосторожные действия совершивший их наказывался так же, как за умышленные преступные действия. Здесь сохранился архаический (и репрессивный) принцип объективного вменения: наказание следует не за мотив преступления, а за его результат. В признаках объективной стороны преступления закон выделил смягчающие и отягчающие обстоятельства. К первым относились состояние опьянения, неконтролируемость действий, вызванная оскорблением или угрозой (аффект), ко вторым - повторность преступления, размеры вреда, особый статус объекта и предмета преступления, совокупность нескольких преступлений. Виды наказаний: смертная казнь, телесные наказания, тюремное заключение, ссылка, конфискация имущества, отстранение от должности, штрафы.
82. Внешнеполитическим условием установления абсолютизма была необходимость борьбы за выход к морю, так как только сильная центральная власть могла вести дорогостоящие войны. Особенностями абсолютизма в России были (в отличии от европейских государств) слабость нарождающейся буржуазии и отсутствия борьбы между дворянством и буржуазией, с одной стороны, и резкое обострение классовой борьбы крестьян и помещиков, требовавшие консолидации сил господствующего класса - с другой. Идеологическое обоснование абсолютизма были даны в трудах современника Петра I Феофана Прокоповича ("Правда воли монаршей") и И.Т. Посошкова ("О скудости и богатстве"). Установление абсолютизма в России отмечено следующими событиями: Во второй половине XVII века перестали созываться Земские соборы, которые в значительной мере ограничивали власть монарха. Вместе с тем продолжалась практика созыва совещаний различных сословий. Укреплялась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю. Было создано постоянное войско, монарх стал менее зависим от дворянского войска (шесть тысяч человек), так как численность стрельцов, рейтаров, драгун и солдат в 1681 году составила 82 тысячи. Царь получил финансовую самостоятельность и имел возможность создавать и содержать огромный государственный аппарат. Упало значение Боярской Думы (к 1688 году в ней было 68 гл. из дворян и 28 - из бояр). Место Боярской Думы заняла "Ближняя" или "Тайная" Дума. В 1711 году функции Думы полностью перешли к "Ближней Канцелярии". Совет канцелярии состоял из 8-14 человек и назывался "Конзилией". В феврале 1711 года с учреждением Сената Ближняя Дума прекратила существование как последний орган, ограничивающий власть монарха. В этот период происходит интенсивный процесс подчинения церкви государству. 20 октября 1721 года в связи с победой в Северной войне Сенат и Духовный Синод присвоили Петру I титул "Отца Отечества, Императора всероссийского", что также сыграло определенную роль в укреплении власти монарха. В начале XVIII века абсолютизм получил законодательное закрепление. В толковании к артикулу 20 Воинского устава 1716 года устанавливается: "...его величество есть самовластный Монарх никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь по своей воле и благо мнению управлять". В Регламенте (Уставе) духовной коллегии (1721 г.) так же зафиксирована абсолютная власть: "Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться Сам Бог за совесть повелевает". Таким образом, в России в конце XVII - начале XVIII веков сформировался абсолютизм, как государственная форма диктатуры класса феодалов. По классовой сущности он выражал прежде всего интересы дворянства и нарождающегося купечества, а для крепостного крестьянства и городских низов означал усиление эксплуатации.
83. В рассматриваемый период источниками права являлись законодательные акты, изданные в форме указов, регламентов, уставов и манифестов. Наиболее важные мероприятия различного плана определялись Указами: * Указ о единонаследии от 18 марта 1714 г. * Табель о рангах от 2 января 1722 г. * Указ о форме суда от 5 ноября 1723 г. Регламентами учреждались государственные органы управления, состав и порядок их работы: * Генеральный регламент коллегии от 29 февраля 1720 г. * Регламент главному Магистрату от 16 января 1721 г. * Духовный регламент от 29 января 1721 г. Под уставами понимались сборники законов, где были собраны нормы права, относящиеся к определенной сфере деятельности государства: * Устав о векселях 1722 г. * Устав о купеческом водоходстве 1781 г. * Устав благочиния 1782 г. * Воинский Устав 1716 г. * Морской Устав 1720 г. Манифестами объявлялись особо важные и торжественные мероприятия. Так, например: Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству 1762 г. В 1715 г. были созданы: "Артикул воинский" - уголовный кодекс, и "Краткое изображение процессов или судебных тяжб" - процессуальный кодекс. Источником права являлось и Соборное уложение 1649 года. Попытки создать новое Уложение при Петре I и Екатерине II не увенчались успехом из-за противоречий в интересах различных сословий, блокировавших работу комиссии. Получило развитие гражданское право. Большое внимание было уделено регулированию права собственности на недвижимое имущество, в первую очередь на землю. Завершился длительный процесс по установлению единого правового режима вотчин и поместий, получивших наименование "недвижимое имение". Указом от 23 марта 1714 г. "О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах" были определены следующие установки: * земельное владение могло передаваться по завещанию только одному из сыновей, а при отсутствии завещания оно переходило стершему сыну, другие получали имущество и привлекались на службу; * при отсутствии сыновей недвижимость переходила дочери, * запрещалось отчуждать недвижимость за исключением продажи "по особой нужде", * старший сын и его потомство имело право выкупа имущества (вотчины, поместья, городского имущества, фабрики и т.д.) в течении 40 лет (в 1837 г. этот срок был сокращен до 3-х лет, а право внука предоставлено всем родственникам). Указ о единонаследии был отменен в 1781 году по требованию дворянства. По Указу от 10 декабря 1719 г. государство сохраняло за собой право на недра земли и на "произрастание земли" (т.е. на леса). Запрещалась под страхом смертной казни вырубка корабельного леса (в 1782 г. Указ был отменен Екатериной II и дворяне становились неограниченными собственниками недр и лесов). В целях поощрения промышленности собственникам земель разрешалось устройство заводов или же получать 1/32 часть прибыли от разработки полезных ископаемых на его землях. Было разрешено промышленникам ставить заводы и на казенных землях. Указом "О покупке деревень к заводам 1721 г." промышленность обеспечивалась рабочей силой. Купленные к заводам деревни не подлежали отчуждению отдельно от предприятий. Но дворянство добивалось полного и монопольного права на землю. И это удалось: * В 1781 г. - отменен указ о единонаследии, * В 1782 г. - завоевано право на недра и леса своих земель, * В 1785 г. - по жалованной грамоте получило право свободно распоряжаться имением. Вместе с тем во II половине XVIII века запрещено купцам приобретать населенные деревни к заводам и фабрикам. Все земли, не находящиеся в собственности дворянства, были государственными. Способами установления права собственности были: * завладение никому не принадлежащей вещью (добывание ископаемых, поимка животных, ловля рыбы), * приплод от животных и плоды от растений, * пожалование земель государством, * приращение (высохший берег реки), * находка (если не обнаружен собственник) или вознаграждение в размере 1/3 цены вещи, * договоры (дарование, мена, купля-продажа, залог - в случае просрочки выкупа). С развитием ремесла, мануфактуры, торговли, транспорта, строительства в XVIII в. широкое распространение получило обязательственное право. Отличительной особенностью сферы обязательственного права было то, что дворянство, духовенство и купечество пользовались широкими возможностями, а для мещан и крестьян устанавливались большие ограничения. Известны следующие договоры: 1. Договоры товарищества разрешались еще Указом 1698 г. с целью создания как торговых, так и промышленных предприятий. 2. Договор подряда применялся для производства различных работ: строительства или ремонта. При заключении договора поставки для государства необходимо было поручительство. 3. Договор личного найма получил широкое распространение (от домашних услуг до промыслов). 4. Договор имущественного найма совершался письменно и только "крепостным" порядком. 5. Договор купли-продажи осуществлялся определением предмета договора, цены и "очищением" от претензий на вещь третьих лиц. 6. Договоры дарения и мены по Указу 1714 г. не касались недвижимого имущества. В 1731 г. ограничения были отменены. 7. Договор поклажи мог заключиться на любое движимое имущество всеми лицами за исключением монахов, которым по Духовному регламенту запрещалось брать на хранение чужие вещи и деньги. До 1754 года запрещалось взимать проценты с должника, а после было установлено получение по договору займа 6% годовых. В 1754 году был создан заемный банк. С 1729 года купцы получили право выдавать векселя. В брачно-семейном праве произошли существенные изменения. Указом о единонаследии 1714 года был установлен брачный возраст 20 лет для мужчин и 17 для женщин. После смерти Петра I был установлен прежний брачный возраст 15 и 13 лет соответственно. В 1830 году во избежание "вредных последствий, кои происходят от сочинения браков между несовершеннолетними и потрясают добрые нравы" был установлен брачный возраст 18 и 16 лет. Указом Синода 1744 г. определены предельный брачный возраст - 80 лет. "Брак от бога установлен для умножения рода человеческого, чего от имеющего за 80 лет надеяться весьма отчаянно, ибо... человек может быть в силах только до 80 лет...". Синод также осудил несоразмерность лет между брачующимися (женят же в крестьянстве малолетних ребят с возрастными девками, а сии их умерщвляют), но не запретил их. Указом 1722 г. запрещено было вступать в брак с неполноценным рассудком ("дуракам"), "которые ни в науку, ни в службу не годились и впредь не годятся". Указ 1724 г. требовал учитывать волю брачующихся под угрозой "тяжкого штрафования". Для вступления в брак требовалось знание основных начал вероучения, для служащих - дозволение начальства. По указу 1714 г. разрешалось венчать только дворян, которые представляют свидетельство о знании грамматики, арифметики и геометрии. Обручение брачующихся проводилось обычно задолго до венчания, а в 1775 г. обручение и венчание были слиты в одну процедуру. Прекращение брака устанавливалось в случаях: * политической смерти и ссылки в вечную каторгу супруга, брак при этом считался расторгнутым без всякого ходатайства (приказ 1720 г.), а с 1753 г. с санкции Синода; * пострижении в монахи обоих супругов при достижении женой 50-ти летнего возраста, при отсутствии малолетних детей; * безвестное отсутствие (указ 1723 г.) в течение 5 лет (указ 1810 г.); * неизлечимая болезнь "освидетельствованная врачами"; * прелюбодеяние одного из супругов (жена в этом случае ссылалась в Сибирь или монастырь); * неспособность к брачному "сожитию", с запрещением неспособному супругу вступать в новый брак; * покушение на жизнь супруга; * принятие христианства одним из супругов, при нежелании второго (указ 1739 г.). Бракоразводные дела рассматривала духовная консистория, которая направляла решение на усмотрение архиерея. Устав благочиния 1782 г. определяет власть родителей над д етьми. Артикул воинский разрешает применять "лозы" для наказания детей. А Учреждение о губерниях 1775 г. - предоставляет право заключать в смирительные дома. В XVIII в. получил развитие институт опеки над несовершеннолетними детьми, с получением 5% дохода управляемого им имущества. По достижении опекаемому 14 лет опекун заменялся попечителем, опекаемый при этом пользовался правом распоряжения имуществом, но с согласия попечителя. Петр I учредил опеку над умышленными и над жестокими помещиками. Уголовное право в XVIII в. характеризуется усилением репрессивных мер против зависимого населения. Основным источником, созданным в этот период, Артикул воинский, состоящий из 24 глав и 209 артикулов(статей). При Петре I впервые появляется термин "преступление" для обозначения наказуемых деяний. Преступлением является деяние общественно опасное для господствующего класса и государства. Более детально рассматриваются деяния случайные, неосторожные и умышленные. Случайные деяния не наказывались, в зависимости от степени неосторожности. Законодательство более четко устанавливает различия между умышленным и предумышленным, т.е. заранее задуманным намерением. Например, умышленное убийство наказывалось смертной казнью через отсечение головы, предумышленное - колесованием. Не до конца разработан был принцип индивидуальной ответственности. За совершение некоторых преступлений отвечали, наряду с виновниками, их близкие - жена и дети. Более подробно разработаны стадии совершения преступления. Голый умысел "злая воля", т.е. намерение совершить преступление в 3-х случаях: * когда кто "умышлять будет царское величество полонить или убить или учинить ему какое насильство"; * когда кто "какую измену или тому подобное учинить намерится"; * когда "многие умышлят к неприятелю бежать". По Морскому уставу даже умысел на убийство наказывался смертной казнью. Наличие голого умысла в сознании устанавливалось пыткой. Покушение различалось оконченное и неоконченное. Как правило
84. Классовая структура общества Русского государства в этот период претерпела некоторые изменения, связанные с усилением разложения крепостнического строя и формированием капиталистических отношений. Зарождались новые классы: буржуазия и пролетариат. По-прежнему население делилось на 4 сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городское население. Правовое положение дворянства было привилегированное, оно считалось "оградой престола". Оно пользовалось привилегиями, представленным "Жалованной грамотой дворянству" 1785 г. С развитием капитализма дворянству были предоставлены дополнительные права: иметь в городах фабрики и заводы, вести торговлю наравне с купечеством. В XIX в. доступ в дворянское сословие затрудняется, Царизм стремился усилить позиции крупных землевладельцев. Манифест от 6 декабря 1831 г. "О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным" установил порядок избрания на общественные должности. Избирались только дворяне, имевшие не менее 100 душ крепостных крестьян или 3 тыс. десятин земли. Закон от 16 июля 1845 г. установил так называемые заповедные дворянские имения - майораты, не подлежащие дроблению и переходящие по наследству старшему сыну. В 1798 г. были уволены со службы офицеры, не являющиеся дворянами, запрещено присваивать офицерские звания не дворянам. Духовенство делилось на черное (монашество) и белое (приходское). Правовое положение духовенства существенно изменилось. С 1801 г. лица духовного звания, а с 1835 г. - их дети были освобождены от телесных наказаний. С 1807 г. дома духовенства освобождались от поземельного сбора, а с 1821 года - от постоя. Вместе с тем, принимались меры по ограничению духовного сословия только лицами, несущими службу в церквях, сокращению числа лиц, пользующихся привилегиями и не несущих повинностей. Крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных, удельных (принадлежащих царской фамилии). Указ 28 декабря 1818 года разрешил всем крестьянам (в т.ч. и помещичьим) учреждать фабрики и заводы. Развитие капиталистических отношений отразилось в некоторых актах, касающихся правового положения крестьян. Указ от 12 декабря 1801 г. представлял право купцам, мещанам и всем крестьянам (кроме помещичьих) покупать земли. Указ от 3 марта 1848 г. предоставил это право и помещичьим крестьянам. Указ от 20 февраля 1803 года "О вольных хлебопашцах" предоставил право помещикам отпускать своих крестьян на волю за установленный самими выкуп. Сумели за 59 лет стать "Вольными хлебопашцами" лишь 111829 душ мужского пола. (По другим данным из 10,7 млн. крестьян стали свободными хлебопашцами лишь 71 тыс. крестьян). Указ 1842 г. " Об обязанных крестьянах" предоставлял право помещикам выделять землю в пользование крестьянам, за что последние несли определенные повинности. Помещики при этом сохраняли право "суда и расправы в проступках и маловажных преступлениях". Из более 10,7 млн. крепостных крестьян в положение обязанных было переведено лишь 27173 крестьянина. С 1816 года часть государственных крестьян была переведена в положение военных поселенцев(около 400 тыс. чел. в 1825 году). Они должны были заниматься сельским хозяйством (на правах "половников") и нести военную службу. Им не разрешалось торговать и отлучаться в город. Жизнь их регламентировалась Воинским уставом. В 1837 г. была проведена реформа управления государственными крестьянами. Для упорядочения сбора податей и управления государственными крестьянами было создано Министерство государственных имуществ. В результате реформы: * было упорядочено оброчное обложение; * несколько увеличены земельные наделы; * регламентированы органы крестьянского самоуправления (в волостях действовали волостные сходы и волостные управления, а в селах и деревнях - сельский сход и сельский староста). Что касается посессионных крестьян, то в 1840 г. заводчикам было разрешено их освобождать, т.к. в этот период получил распространение наемный труд. Положение удельных крестьян не изменилось. Городское население в этот период значительно выросло, усилилось его расслоение. В 1832 г. был введен институт личного и потомственного почетного гражданства. В разряд потомственных почетных граждан входили: крупные капиталисты, ученые, художники и их дети. В разряд личных почетных граждан - низшие чиновники и лица, окончившие высшие учебные заведения. Почетные граждане не платили подать, не если рекрутской повинности, освобождались от телесных наказаний. Купечество стало делиться на 2 гильдии: к первой относились оптовые торговцы, ко второй - розничные торговцы. Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев. Мещанами назывались лица, работающие по найму. Низшую группу составляли рабочие люди. По форме правления Россия оставалась абсолютной монархией, при этом самодержавие давно уже стало тормозом исторического процесса. Происходит всемерная централизация, бюрократизация государственного аппарата, увеличивается число правительственных учреждений, подчиненных непосредственно царю. До 1801 года действовал Совет при Высочайшем дворе, затем был создан Непременный совет из 12 человек с совещательными функциями, 1 января 1810 г. был создан Государственный совет как высший законосовещательный орган, просуществовавший с некоторыми изменениями до 1917 г. Инициатором создания был М.М. Сперанский, который разработал концепцию деления власти на законодательный, исполнительный и судебный. Часть совета назначалась императором, другую часть составляли министры и главноуправляющие. Количество членов Совета в разное время колебалось от 40 до 80 человек. Председательствовал в общем собрании Совета император или один из членов Совета. Решение Совета направлялось императору. По подсчетам Даневского, из 242 дел, по которым в 1810-1825гг. в Государственном Совете произошли разногласия, Александр I в 159 случаях утвердил мнение большинства, в 83 случаях - мнение меньшинства (причем в 4-х случаях согласился с мнением одного члена). В 1802 г. возник и в 1812 г. окончательно сформировался Комитет министров как высшее административное учреждение, совещание царя с наиболее важными вопросами управления. В его состав входили: министры, председатели департаментов Государственного совета, гос. секретарь и другие, назначенные императором лица. Решения Комитета утверждались императором. В 1802г. вместо коллегий были образованы министерства, возглавлявшиеся единолично министрами. Сначала коллегии входили в министерства, а затем ликвидировались. В 1811г. было 11 министерств: военное, морское, иностранных дел, финансов, коммерции, народного просвещения, полиции, путей сообщения, государственного контроля. Во II четверти ХIХ в. с приходом к власти Николая I (1825-1855 гг.) в России усиливается реакция. Собственная канцелярия императора. созданная в 1812 г. оттесняет на второй план и Государственный совет и Комитет Министров, непосредственно связывая царя с правительственными учреждениями. Она уже рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны. Аппарат канцелярии разрастался, появились ее подразделения (отделения). Первое, Второе и Третье отделения с 1826 г., Четвертое - с 1826 г., Пятое - с 1836 г., Шестое - с 1842 г. Первое отделение контролировало Министерство, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников. Второе отделение занималось кодификацией законов. Третье отделение получило мрачную известность в борьбе с революционным движением в стране. Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Пятое отделение разрабатывало проекты реформ управления государственными крестьянами. Функции Шестого отделения (существовавшее с 1842 по 1845гг.) занималось в подготовке предложений по управлению Кавказом. Роль Сената после Петра I значительно упала. Александр I предпринял попытку возродить роль Сената. Но со временем Сенат снова утерял позиции и вновь превратился лишь в высший Судебный орган. Местные органы власти практически не претерпели никаких изменений. Судебные органы находились в руках созданного в 1802г. Министерства Юстиции. В I половине ХIХ в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Военные поселения и Народное ополчение Комплектование войск по рекрутской системе перестал отвечать новым условиям. В I половине ХIХ в. царизм предпринял попытку заменить его другим способом - созданием военных поселений, а во время войны - созывом народного ополчения. Военные поселения были созданы по инициативе Александра I. Практическим осуществлением решения царя занимался Аракчеев. Военные поселения - это особая форма организации русских войск, совмещающих военную службу с сельскохозяйственным трудом. Поселения создавались из солдат, прослуживших не менее 6 лет в армии и женатых, и местных жителей - мужчин в возрасте от 18 до 45 лет. Первая попытка организовать поселения была предпринята в 1810 г., но Отечественная война 1812 года сорвала их создание. С 1816г. военные поселения стали вводиться в Петербургской, Новгородской, Могилевской, Слободско-Украинской и Херсонской губерниях и охватили около 375 тыс. человек. Жизнь военных поселян строго регламентировалась: весь год они занимались военным обучением, в связи с чем, сроки земледельческих работ срывались. К поселянам широко применялись телесные наказания. Военные поселения по сути явились проявлением сильнейшего крепостнического гнета и бедствием для крестьян этих губерний. Они стали одним из очагов феодальной борьбы. В 1857 году они были упразднены. В I половине ХIХ в. царское правительство вынуждено было пополнить войско народным ополчением. В условиях крепостного права создать массовую регулярную армию было невозможно. Вместе с тем, войны с Францией и другими державами требовали резкого увеличения войск. В 1806-1807гг. в России было созвано земское войско (Милиция). В 1812 году создано - народное ополчение, В 1854 году - морское ополчение, В 1855 году - подвижное ополчение. Манифестом 1806 года "О составлении и образовании временных ополчений или милиции" все слои общества призывались к участию в ополчениях и пожертвованиям. В ротники привлекались ратники от 20 до 50 лет. В губерниях они объединялись в Губернское земское войско, несколько губернских войск - в областное земское войско. Командующие областного войска назначались императором, а губернского - избирались дворянством. Народное ополчение 1855г. комплектовалось от всех сословий, в т.ч. из казачьих крестьян. Помещики поставляли 23 ратников от 100 ревизских душ в возрасте от 20 до 45 лет. Если прежние ополчения были местными, губернскими войсками, то ополчение 1855 года было государственным подвижным ополчением, и поступало на пополнение армейских полков. Несмотря на героизм русских солдат, Крымская война была проиграна. Поражение в войне обусловило: отмену крепостного права, что создало условие для перехода к всеобщей воинской повинности. Таким образом, в I половине ХIХ в. в России отмечается тенденция централизации аппарата государственного управления, как орудия укрепления крепостнического строя.
85.Развитие права в первой половине ХIХ в. В первой половине ХIХ в. велась активная работа по кодификации русского права. Со времени создании Соборного уложения 1649 г. накопилось значительное количество правовых актов, находящихся в ряде случаев в противоречии друг с другом. С технико-юридической точки зрения они требовали систематизации. Социально-экономической причиной являлось необходимость обновления законодательства в связи с развитием капитализма, но с сохранением устоев крепостничества. По существу это была не кодификация, а инкорпорация - т.е. систематизация уже изданных законов без изменений содержания и норм. Политика кодификации под руководством М.М. Сперанского, начатая 1804г., окончилась неудачей, т.к. реакционное дворянство не приняло уложения, усмотрев в них влияние французской революции (группу реакционеров, выступивших против проекта, был историограф Карамзин). С 1826г. по 1830г. было составлено полное собрание законов (ПЗС) России. Оно состояло из 40 томов (330920 актов) и 6 томов приложения. Этот хронологический сборник всех законов с Соборного уложения 1649г. до Манифеста 12 декабря 1825г. о вступлении на престол Николая I. Велись работы по составлению Свода действующих законов. В 1832 г. Свод законов был опубликован, с 1835г. введен в действие. В Свод вошли только действующие законы, часть из которых была сокращена; из противоречащих актов были выбраны позднейшие. Свод законов состоял из 8 главных разделов, собранных в 15 томах. Последующие законодательные акты издавались в виде ежегодных "Продолжений к Своду". В 1842 г. было второе издание, а в 1857году - третье издание Свода законов. В социально-экономическом плане это был кодекс феодального права, вместе с тем учитывались в некоторой степени интересы развивающейся буржуазии. С юридической точки зрения Свод явился шагом вперед в развитии права: * огромный законодательный материал был обобщен и систематизирован в одном Своде законов; * нормы содержащиеся в разных актах были обобщены в ясной форме; * оно привело к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и др.; * в нем нашли отражение некоторые положения буржуазного права. Вместе с тем в Своде содержалось много устаревших правовых норм. С 1836г. по 1845г. велась работа по созданию нового уголовного кодекса. В 1845г. было утверждено "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных". В Своде Законов законодательные акты были составлены в определенной последовательности по тематике. В I том были включены "Основные законы Российской империи". Они закрепляли самодержавный строй и устанавливали права императора в области законодательства, управления, суда, командования армией, расходовании денежных средств, престолонаследования, законы о высших и центральных органах власти и управления. II том содержал законы о местных органах власти и управления. В III том закреплены были законы о службе чиновников. В IV томе были Устав рекрутский и Устав о земских повинностях. В V томе - уставы о податях, пошлинах и питейном сборе. В VI томе - Устав таможенный. В VII - Устав монетный. В VIII томе - Устав лесной. В IХ томе - Законы о сословиях. В Х томе - гражданские законы. В ХI томе - законы о фабричной, заводской, ремесленной промышленности, торговли; - уставы путей сообщения, строительный и пожарный; - уставы благополучия: о народном продовольствии; об общественном призрении; врачебной. В ХV томе - законы уголовные и уголовно-процессуальные. В начале ХIХ в. была проведена кодификация военного законодательства. В 1839г. был издан Свод военных постановлений (СВП), включающий 2788 актов (С 1649г. по 1838г.). В 1859г. и 1869г. Свод переиздавался. Он действовал вплоть до Октябрьской Революции. СВП делился на 6 частей и состоял из 24 книг. В 1 части помещены акты об управлении: о военном министерстве, военных округах, местных органах военного управления, о полевом управлении войск. 2 и 3 части содержали акты об устройстве войск и прохождении службы по военному ведомству. В 4 части были собраны правовые акты о военных учебных заведениях. 5 часть содержала акты, регулирующие вопросы хозяйства. 6 часть включала - Воинский устав о наказаниях, Устав дисциплинарный, Устав военно-судебный. В СВП были собраны все действующие акты военного права. Он отражал классовую природу царской армии, бесправное положение солдатских масс. В начале ХIХ в. наблюдается тенденция интенсивного развития гражданского права, что было продиктовано усилением темпов развития промышленности и торговли. Гражданское законодательство этого периода еще не утратило феодального характера. Значительное место в Своде было уделено земельной собственности. Большая часть земли оставалась собственностью феодального государства; площади, занимаемые государственными крестьянами не могли отчуждаться. Ограничивалось отчуждение дворянских поместий (сохранялось право родового выкупы, учреждались майораты). Право владеть землей, населенной крестьянами, принадлежало только дворянам. Крестьяне не могли выделяться из общины и закреплять за собой в частную собственность обрабатываемый ими надел. Ст. 262 ч. 1 т. Х Свода было впервые дано понятие право собственности как права "исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным вечно и потомсвенно". Право собственности на землю устанавливалось как право "на все произведения на поверхности ее, на все, что заключается в недрах ее, на воды, в пределах ее находящиеся, и, словом, на все ее принадлежности". Закон защищал, наряду с правом собственности, и право законного владения. Развитие обязательственного права было продиктовано расширением товарно-денежных отношений. В Своде были улучшены положения о составлении, заключении, исполнении и прекращении различных видов договоров, которым посвящалось более 1/3 статей гражданских законов. Договоры заключались по взаимному соглашению. Предметом договора могли быть имущество или действия лиц. Договоры могли быть заключены письменно или устно. Закон предусматривал средства обеспечевания договоров: 1) поручительства; 2) неустойка; 3) залог недвижимости; 4) заклад движимого имущества. Запрещалось мена недвижимости (кроме отдельных случаев), а мена движимого имущества не ограничивалась. Закон допускал куплю-продажу по доверенности. Продавать разрешалось имущество, принадлежавшее продавцу на праве собственности, в т.ч. крепостных крестьян (последних запрещалось продавать лицам недворянского происхождения). Сводом предусматривается новый вид договора - договор запродажи. По договору одна сторона обязывалась продать к определенному сроку недвижимое или движимое имущество, причем в договоре указывалась цена и сумма неустойки. Договор запродажи составлялся на гербовой бумаге и назывался запродажной записью. По договору имущественного найма запрещалось сдавать в наем недвижимость сроком свыше 12 лет. Договор найма недвижимости, пороходных и речных судов составлялся письменно, движимого имущества мог заключаться устно. Договор поставки и подряда также нашли отражение в Своде, но рассматривались вместе. (Договора перевозки еще не было). Договор займа заключался под проценты, которые не должны были превышать 6% годовых. Договор ссуды имущества составлялся на беспроцентной основе, но под условием возвращения имущества в том же состоянии. Большое место отводилось договору товарищества, что отражало развитие товарно-денежных отношений и отвечало интересам буржуазии. Различались товарищества 3-х видов: 1) Товарищество полное (состоящее из 2-х и более человек, объединивших свой капитал); 2) В товарищество на вере входили вкладчики, вверившие ему определенную сумму капитала; 3) Товарищество "по участкам" (акционерная компания) состояло из многих лиц, соединивших определенные суммы (" складочный капитал"). В первых двух типах товариществ за свои долги его члены отвечали всем имуществом, а в акционерном обществе - только наличным вложенным капиталом. Договор личного найма получил широкое распространение, хотя и с ограничениями: * государственные крестьяне не могли наниматься без паспортов; * помещичьи крестьяне - без разрешения помещиков; * женщины - без разрешения мужей. Наследственное право предусматривало наследование по закону и по завещанию. Духовное завещание должно было составляться лицами не моложе 21 года и "в здравом уме и твердой памяти" только в письменной форме. При отсутствии Завещания имущество подлежало наследованию по Закону. Право наследованию по Закону имели родственники мужского пола по нисходящей линии (сын, внук, правнук). Дочь при живых братьях получала 1/4 недвижимого имущества, 1/8 - движимого. При отсутствии наследников мужского пола, наследовали наследники женского пола. Наследники II очереди были боковые родственники. При отсутствии таких родственников наследниками становились родители. Переживший супруг получал 1/7 часть недвижимого и 1/4 часть движимого имущества. Уголовное право было включено в ХV том Свода законов и составляло II разделов (765 статей). Впервые были выделены Общая и Особенная части. После составления Свода обнаружилось много несогласованностей и противоречий в различных статьях, принятых в разное время. Новой кодификацией уголовного права занимался М.М. Сперанский, но работу завершить он не успел. Проект был рассмотрен Государственным советом, утвержден в 1845 году императором и введен в действие с 1846 года. Кодекс получил название "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных". В основном, он явился кодексом феодально-крепостнических уголовных законов, отражающих принципы буржуазного права в минимальной степени. Феодальный характер проявлялся прежде всего в том, что кодекс предусматривал 2 системы наказаний: Одна - для дворян, духовенства, почетных граждан и купцов; другая - для крестьян, мещан и рабочих людей (не изъятых от телесных наказаний). Помещики имели право ссылать крепостных крестьян в Сибирь, отдавать в рекруты или применять к ним телесные наказания. Кодекс определяя "преступление" не отделяет его от "проступка". Ст. 4 гласит: "Преступлением или проступком признается как самое противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания уголовного или исправительного законом предписано". Уложением устанавливалось: * формы вины; * стадии совершения преступления; * обстоятельства смягчающие вину и освобождающие от уголовной ответственности. * Уголовная ответственность наступала с 7 лет. Незнание Закона не освобождало от наказания. * Иностранцы без дипломатического иммунитета судились по Российским законам. * Из него были выделены дела подсудные военному и духовному судам. Кодекс обеспечивал борьбу против возмущения крестьян и дворовых людей, против помещиков, а борьбу с революционным движением рабочего класса, квалифицируя выступления как восстание против власти. Система преступлений по Уложению являлась крайне сложной. Вначале шли преступления против веры. За богохульство предусматривалось лишение всех прав состояния и ссылка на каторгу сроком от 12 до 15 лет. За недоносительство о богохульстве назначалось наказание - заключение в тюрьму от 6 месяцев до 1 года. На втором месте шли государственные преступления. Покушение, преступное действие и умысел свергнуть императора карались смертной казнью (с лишением всех прав состояния). За участие в восстании предусматривалось аналогичное наказание. Подстрекательство к бунту в письменных и печатных сочинениях каралось лишением всех прав состояния с ссылкой на каторжные работы в крепость сроком от 8 до 10 лет. При этом лицам, не освобожденных от телесных наказаний, дополнительно назначалось от 50 до 60 ударов плетью и клеймение. В Уложении 9 разделов из 12 были посвящены охране существующего строя, где предусматривались исключительно тяжелые наказания за преступления против общественно-политического строя. Специальные разделы были выделены для борьбы с преступлениями против порядка и управления и должностным преступлением. Появилось специальное отделение "О неповиновении фабричных и заводских людей". Зачинщики забастовок подвергались аресту сроком от 3 недель до 3 месяцев, участники - от 7 дней до 3-х недель. Раздел "О преступлениях и проступках против законов о состояниях" предусматривал защиту сословных прав и привилегий, охране и закрепляя сословное деление людей в обществе. В отдельном разделе содержались нормы, относящиеся к преступлениям против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц. Умышленное убийство наказывалось лишением всех прав состояния и ссылкой на длительный срок или пожизненно. Большое внимание уделено борьбе с имущественными преступлениями. Насильственное завладение имуществом вооруженными людьми наказывалось лишением прав состояния и ссылкой в Сибирь. Поджег карался ЛПС и ссылкой на каторжные работы в крепость сроком от 8 до 10 лет, а за поджег церкви или здания членов семьи императора - до 20 лет. Система наказаний была также крайне сложной. Различались наказания уголовные и исправительные. К уголовным относились: * смертная казнь; * каторжные работы на рудниках от 4 до 20 лет или бессрочно; * ссылка на поселение в Сибирь или за Кавказ. Все эти наказания сопровождались лишением прав состояния, которое состояло в: * потере сословных прав; * прекращение "прав семейственных"; * утере прав собственности. ЛПС сопровождалось всегда лишением почетных титулов, чинов, орденов и других знаков отличия. К исправительным наказаниям относились: * ссылка и потеря всех особенных прав и преимуществ; * отдача в исправительные арестантские роты; * заключение в крепость, тюрьму, смирительные дома (или работные); * краткий арест; * выговор в присутствии суда; * денежные взыскания. Уложение отменяло наказание кнутом и предусматривало следующие телесные наказания: * наложение клейм; * наказание плетьми, шпицрутенами, палками и розгами; * заключение в оковы; * бритье половины головы заключенным. Престарелым лицам (ст. 70 лет) телесные наказания не назначались, каторжные работы заменялись ссылкой в Сибирь. Уложение 1845 года с небольшими изменениями, внесенными в 1885 году действовало до Октября 1917 года. Процесс в первой половине ХIХ в. оставался розыскным, инквизиционным, основанным на теории формальных доказательств. Указом 1801г. запрещались пытки при производстве расследования дел, хотя на практике запрет не соблюдался. В Своде законов уголовному процессу были посвящены свыше 800 статей кн. II т. ХV. В кодексе отводилась решающая роль полиции. Она осуществляла следствие и исполнение приговора. Само следствие по закону подразделялось на предварительное формальное. Возбуждение дела осуществлялось по доносу, жалобе отдельных лиц, по инициативе прокурора, стряпчих или полиции. Прокуроры и стряпчие осуществляли надзор за следствием. После окончания следствия дело отправляется в суд. Судебного следствия, как части судебного разбирательства не существовало. Дело докладывал один из членов суда или секретарь. Обвиняемый вызывался в суд лишь для выяснения вопроса о том, применялись к нему недозволенные приемы при производстве следствия. Он являлся по существу не субъектом, а объектом процесса. В системе доказательств сохранялось деление их на совершенные и несовершенные. (с 1786г. краткое изображение процессов и судебных). К совершенным относились: * собственное признание обвиняемого, сделанных в суде; * письменные доказательства, признанные им; * заключение медицинских экспертов; * совпадение показаний 2-х свидетелей, не отведенных подсудимым. К несовершенным относились: * внесудебные признания обвиняемого, подтвержденного свидетелями; * оговор им посторонних лиц; * повальный обыск; * показание одного свидетеля; * улики. Сила свидетельских показаний зависит от общественного положения свидетеля. Уложение 1845 г. прямо приписывало давать преимущество: * мужчине перед женщиной; * знатному перед незнатным; * ученому перед неученым; * духовному перед светским. По наиболее тяжким уголовным делам суд первой инстанции составлял мнение и направлял дело в палату уголовного суда для вынесения приговора. При недостаточном количестве улик суд не выносил оправдательного приговора, а оставлял подсудимого под подозрением. Для крестьян это могло означать выселение в Сибирь по приговорам местных обществ. Не допускались в качестве свидетелей лишенных прав состояния, "не бывшие никогда у святого причастия", "те, кто от церкви отчуждены или прокляты", "отпущены на волю - против своих прежних владельцев и их детей". Четко очерченный классовый характер вошли нормы процесса, закрепленные в разделе о судопроизводстве по наиболее опасным государственным преступлениям и преступлением против веры. Эти дела рассматривались "без промедления" (ст.1241). Для рассмотрения таких дел по указу царя могли создаваться верховные уголовные судья, состав которых назначал царь. Такой суд судил, в частности, декабристов. Если крестьяне или рабочие оказывали сопротивление войскам, приглашенным для их усмирения, то дела передавались военному суду. Приговор приводился в исполнение немедленно после утверждения губернатором или Министром внутренних дел. Следуют отметить, что в судах процветало взяточничество, рассмотрение дел затягивалось. В судопроизводстве допускался формализм, канцелярская тайна и произвол. В процессе господствовало открытое неравенство перед законом различных социальных групп. Оно было предопределено законом.
86. В самом начале царствования Александра I был учрежден Непременный совет, который был призван рассматривать и обсуждать проекты законов и управленческих решений (март 1801 г.). В мае 1801 г. императору был представлен проект создания особого «негласного комитета» для разработки и проведения государственных реформ. В «негласном комитете» обсуждались вопросы о предоставлении права владеть недвижимостью купцам, мещанам и государственным крестьянам, а также проблемы отмены крепостного права. Было принято решение, что отмену крепостного права нужно рассматривать как длительный и сложный процесс, с этим нельзя торопиться. Предполагалось разделать компетенцию высших законодательных, исполнительных, надзорных и судебных органов. Также предлагалось разграничить также компетенцию Сената и Непременного совета (при этом Сенату отдавались судебные и административные споры, а Совету — совещательные и законопроектные функции). В сфере суда предлагалось воспринять новые французские установления: суд делился на уголовный, гражданский и полицейский. В сентябре 1802 г. были учреждены первые министерства. Император возглавлял всю систему власти, опираясь на разветвленный чиновничий аппарат. В качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты (утверждаемые императором), был создан Государственный совет. План реформ М. М. Сперанского В 1809 г. по поручению императора крупнейший юрист и государственный деятель России М.М. Сперанский составил план государственных преобразований — Введение к уложению государственных законов, в котором предлагалось изменить правовые формы самодержавного правления, придав им черты законности и конституционности (выборность и ответственность чиновников, новая организация суда, разделение ветвей власти, государственный контроль и т.д.). В системе местного самоуправления предполагалось создать волостные думы, окружные (уездные)думы, губернские думы. В столице предполагалось создать Государственную думу, состоявшую из депутатов всех губернских дум. Сенату отводилась роль высшего судебного органа, состоявшего из лиц пожизненно избранных губернскими думами. Законодательная власть должна принадлежать двухпалатной Думе, а также установление новых податей, налогов и повинностей. Исполнительная власть — в руках монарха. Судебная — реализуется судебной системой, в которую входят суды присяжных и которую возглавляет Сенат. План реформ Н. М. Карамзина В Записке о старой и новой России Карамзин обрушил резкую критику на М. М. Сперанского. Высказывая некоторые симпатии республиканской форме правления, идеалом для России Карамзин считал сильную монархическую власть, опирающуюся на законы и осуществляющую нравственное воспитание и просвещение народа. Карамзин выступал против разделения власти. Всю власть должен соединять государь, «отец и патриарх» народа. Дворяне – основная опора трона. Он считал, что требуется не отмена крепостного права как системы, а установление «благоразумной власти помещика». При Николае I была создана система всесторонней опеки государства над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, социальной. Несмотря на то, что эра Николая 1 стала временем расцвета русской культуры, в стране вводилась жесточайшая и обязательная цензура, которая имела два уровня: - предварительная, когда отсеивались неугодные для режима произведения и публикации; - карательная — цензура вышедших произведений, в ходе которой "просеивались" вышедшие произведения и наказывались цензоры и авторы вольнодумных произведений, случайно или умышленно прошедших первоначальную цензуру. Политика правительства Николая I еще более ужесточилась под впечатлением от революций 1848—1849 гг. в Европе. Репрессии обрушились прежде всего на печать и школу. Для контроля над ними были созданы специальные комитеты: А. С. Меншикова для пересмотра издающихся журналов и Д. П. Бутурлина для наблюдения за «духом и направлением всех произведений... книгопечатания». Начался период цензурного террора, во время которого пострадали М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Ю. Ф. Самарин, были запрещены письма Екатерины II Вольтеру, сатиры Кантемира и т. д. В этот период серьезно пострадало и университетское образование. Министр просвещения С. С. Уваров был вынужден уйти со своего поста из-за статьи в защиту университетов, которую бутурлинский комитет счел «вмешательством в правительственную политику». Обсуждался вопрос о закрытии всех высших учебных заведений, но, в конце концов, дело ограничилось тем, что студентов было ограничено 300 человеками. Полицейская реформа. В 1862 г. вместо городских и земских исправников были созданы уездные полицейские управления во главе с исправниками. В городах полицейские органы возглавляли градоначальники и полицмейстеры. Города делились на участки и околотки, а во главе этих территориальных единиц стояли участковые и околоточные надзиратели. Жандармские округа были упразднены, хотя в каждой губернии появилось жандармское управление. Земская реформа. В 1864 г. были изданы Положения о губернских и уездных земских учреждениях. Роль распорядительных органов выполняли губернские и уездные земские собрания. Компетенция земских учреждений ограничивалась местными хозяйственными и некоторыми культурными вопросами. Земства действовали под строгим контролем правительственных органов в лице губернатора и местной полиции, им запрещалось публиковать свои постановления и отчеты без разрешения губернатора. Городская реформа 1870 г. было утверждено Городовое положение, согласно которому создавались органы городского самоуправления, избиравшиеся населением независимо от сословной принадлежности сроком на 4 года. Распорядительным органом городского самоуправления являлась Городская дума, исполнительным – Городская управа, которую возглавлял городской голова, он же был председателем Городской думы. Все избиратели делились на три курии в зависимости от имущественного положения. Городское самоуправление находилось в еще большей зависимости от администрации, чем земства: городской голова уездного города утверждался губернатором, губернского – министром внутренних дел. Военные реформы. В 1864 г. было создано 15 военных округов, охвативших всю территорию страны, что позволило улучшить призыв и обучение военнослужащих. В 1867 г. была проведена военно-судебная реформа, сложилась трехзвенная система военных судов: полковые, военно-окружные, главный военный суд. Наконец, в 1874 г. предполагалась отмена рекрутских наборов и вводилась обязательная военная служба для всех лиц мужского пола независимо от сословия, достигших 20 лет, в сухопутных войсках – 6 лет, на флоте – 7 лет. От действительной службы освобождались многие нерусские народы, особенно восточные, устанавливались также сокращенные сроки службы для лиц, имевших образование. Важнейшим органом центрального управления во второй четверти XIX в. становится Собственная его императорского Величества канцелярия, в составе которой было шесть отделений. Первое отделение осуществляло контроль над деятельностью министерств и ведомств(личная канцелярия царя); Второе отделение – обобщало и анализировало законы Российской империи, кроме того должно было упорядочить все законы государства(произвести кодификаци). Руководитель – Сперанский. Третье отделение с корпусом жандармов(возглавлял Бенкендорф), ведавшее вопросами государственной безопасности, являлось важнейшим: его задачами были руководство полицией, борьба с государственными преступлениями и противниками существующего строя, сектантами и раскольниками, управление тюрьмами, высылка и размещение ссыльных, наблюдение за иностранцами. Отделение подразделялось на экспедиции. Первоначально было 4 экспедиции. Четвертое отделение контролировало работу женских учебных заведений и благотворительных учреждений, Пятое отделение должно было выработать проект реформы по управлению государственными крестьянами,Шестое отделение занималось управлением территории Кавказа. Однако после революционных потрясений в Европе в 1830-1831 годах Николай отказался от дальнейших реформ, сосредоточившись в основном на охране существующих порядков. Существенную роль в приспособлении российского государственного аппарата к условиям буржуазного развития сыграла финансовая реформа. Первый элемент реформы - ликвидация финансовой самостоятельности министерств и ведомств и введение единого общегосударственного бюджета и единой общегосударственной кассы укрепляло твердый порядок в расходовании средств. Государственный бюджет теперь калькулировался Министерством финансов, а рассматривался и утверждался Государственным советом. Важное значение имело установление гласности бюджета. С 1862 г. роспись государственных доходов и расходов стала публиковаться в печати. В 1864 г. был реорганизован государственный контроль, который стал проверять целесообразность расходов ведомств и ревизовать состояние финансов. С 1866 г. отчеты государственного контроля об исполнении бюджета стали публиковаться для всеобщего сведения. Второй элемент реформы - отмена государственной кредитной монополии, что привело к созданию широкой сети коммерческих банков. Учреждение, помимо Госбанка, Крестьянского и Дворянского банков, также сети коммерческих банков отвечало потребностям капиталистического развития. Третий элемент реформы - изменение налоговой системы. Один из главных источников доходов был "питейный сбор". Он давал до 40% доходной части бюджета. Государство обычно продавало с аукциона право продажи водки откупщикам, которые вносили всю сумму в бюджет, а потом торговали водкой по монопольной цене в свою пользу и наживали огромные деньги. Винные откупа вызывали наибольшую ненависть народа. С 1863 г. винные откупа были упразднены и введена свободная торговля водкой с уплатой акцизного сбора в казну. Упразднен также архаичный соляной налог. Подушная подать, которая бралась с мужских ревизских душ-крестьян и мещан (духовенство и дворянство были от нее освобождены), также была упразднена и заменена поземельным налогом для крестьян и землевладельцев и подоходным налогом для остальных налогоплательщиков. Таким образом, налоговая система также стала всесословной. Но основной доход все же давали не прямые, а косвенные налоги, которые ложились всей своей тяжестью на народные низы. Немалые средства извлекало государство и в виде натуральных повинностей (дорожной, гужевой и т. д.), распространявшихся также на крестьян. Основные статьи расходов по государственному бюджету составляли затраты на содержание вооруженных сил (свыше 35% бюджета), государственного аппарата, в том числе полиции, царского двора, уплату процентов по государственным долгам. Характерно, что расходы по Министерству просвещения в 1866 г. составляли всего лишь 1,6% госбюджета,
87. Вторая половина XIX в. ознаменовалась проведением буржуазных реформ в сфере правового положения крестьян, структуры органов управления земствами и городами, судебной и полицейской систем. Виды предпосылок буржуазных реформ 60—70-х гг. XIX в.: 1) социально-экономические; 2) политические; 3) идеологические. Социально-экономические предпосылки: к середине XIX в. стал очевиден упадок феодального уклада производства, на промышленную арену все более открыто выступали буржуазные черты производства, появлялись и широко распространялись капиталистические формы хозяйствования, приходя на смену старым феодальным порядкам производства. Уже к 20-м гг. XIX в. все больше и больше применялись вольнонаемные рабочие, а к 1960-м гг. их число превысило 50 % рабочей силы на фабриках, вотчинная и посессионная мануфактуры прекращали свое существование, уступая место новым буржуазным отношениям. Промышленный переворот 30—40-х гг. XIX в. остро поставил проблему нехватки кадров, так как большинство населения находилось в крепостной зависимости и не имело возможности отлучиться от своих помещиков. Одновременно мельчало дворянское землевладение, земля начала стремительно переходить в руки других сословий, на этом фоне распространялась практика отходничества крестьян. В среде дворянства также появлялись сторонники буржуазных реформ, так как все меньше доходов поступало с земель, основными источниками существования дворянства становились предпринимательство и служба государю, а поместья скорее, наоборот, требовали значительных материальных затрат. Политические предпосылки: основной предпосылкой реформ 60—70-х гг. XIX в. явилась предреволюционная ситуация, сложившаяся в те годы в России. Политическая обстановка 50-х гг. XIX в. была такова, что постоянно возрастала классовая борьба, разгоравшаяся на фоне противоречий между дворянством и крестьянами. Эта борьба резко обострилась после поражения в Крымской войне 1853–1855 гг., когда уже после застигшего волнения декабристского выступления вновь значительно оживилась деятельность общественно-политических кружков. Феодальные порядки полностью изживали себя, требовалось принятие скорейших мер по установлению некоторых гарантий гражданам, чтобы удержать в силе хотя бы саму абсолютную монархию. Перестройки требовал весь государственный аппарат, полицейские и судебные органы, так как везде царили взяточничество и беззаконие, резко возрастала преступность в стране. На фоне такой неблагоприятной обстановки в России немаловажным фактором, послужившим предпосылкой для проведения реформ второй половины XIX в., явились собственно либеральные взгляды правившего в те годы Александра II. Идеологические предпосылки: важнейшим идеологическим толчком к установлению буржуазных порядков во всем мире, в том числе и в России, послужили идеи Великой французской революции: свобода, равенство, братство, законность. В России же непосредственно в тот момент сформировались 3 главных идейно-политических силы: 1) официально-правительственный; 2) либеральный; 3) революционный. Все они одновременно считали необходимым проведение буржуазных реформ, хотя и расходились во мнениях о способе их проведения. 1861 г. ознаменовался крестьянской реформой, в результате которой крестьянство России было освобождено от многовековой крепостнической кабалы. Date: 2016-11-17; view: 902; Нарушение авторских прав |