Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство и право России после февральской буржуазно-демократической революции





Период с февраля по октябрь 1917 года в истории России отмечен возникновением и развитием буржуазной государственности. Составными элементами этого процесса следует считать:

  • стремление буржуазии сохранению аппарата управления царского правительства и приспособление его к новым условиям;
  • создание новых органов управления буржуазным государством;
  • разрушение революционными массами наиболее реакционных органов старого государственного аппарата управления.

2 марта 1917 года Николай II отрекся от престола, а 3 марта Михаил Александрович отказался от вступления на престол. В течение 3-х дней (с 28 февраля по 2 марта) роль правительственной власти выполнял Временный комитет Государственной Думы. 2 марта 1917 года Временный комитет по соглашению с эсероменьшевистким руководством Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов создал Временное правительство под руководством князя Львова.

В ходе революции вновь начали возникать Советы рабочих депутатов.

В Петрограде Совет рабочих депутатов был избран 27 февраля 1917 года, который 1 марта объединился с Советом солдатских депутатов в единый орган - Совет рабочих и солдатских депутатов. Аналогичные органы власти стали возникать по всей стране как носители новой революционной власти.

В результате образовалось двоевластие, выражавшее переходный момент в развитии революции. Классовая сущность двоевластия заключается в том, что временное правительство являлось органом диктатуры буржуазии и обуржуазившихся помещиков, а Совет рабочих и солдатских депутатов - органом революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства.

Двоевластие продолжалось до июля 1917 года. Временному правительству удалось одержать верх в борьбе за ликвидацию Советов.

Временное правительство имело полномочие законодательного и исполнительного органа. Оно формировалось из представителей партии, состав его никто не избирал. В мае 1917 года в правительстве произошел рост представительства эсеров и меньшевиков. Правительство постепенно освободилось от опеки Временного комитета, усиливало натиск на Советы, стало откровенно бонапартистским.

В августе образовалась внепартийная Директория ("Совет пяти") во главе с Керенским, просуществовавшая с 1 по 24 сентября. 24 сентября Керенский сформировал правительство с участием кадетов.

Из старых элементов государственного аппарата продолжили функционировать:

  • правительствующий сенат - высший судебный орган страны;
  • министерства: иностранных и внутренних дел, военное, морское, торговли и промышленности, финансов, юстиции, путей сообщения, земледелия, народного просвещения, государственного контроля;
  • особые совещания по топливу, оборонные, по перевозкам, по продовольствию, по устройству беженцев.

Некоторые из них были реорганизованы, но методы работы органов не изменились.

Вместе с тем, был создан ряд учреждений прежде всего, для дезориентации народных масс и создание видимости реформ. Правительство не могло игнорировать вопросы упорядочения трудовых отношений в интересах рабочего класса, разрешения продовольственной проблемы обеспечения национального равноправия.

Были образованы новые Министерства: труда, продовольствия, почт и телеграфов, исповеданий, общественного призрения.

Для разработки земельной реформы был образован Главный земельный комитет при Министерстве земледелия, а на местах - губернские, уездные и волостные земельные комитеты, в которых большинство принадлежало буржуазно-помещичьим элементам.

С целью создания видимости борьбы с хозяйственной разрухой и отвлечения масс от активной революционной борьбы были учреждены экономический Совет и Главный экономический комитет, которые не смогли стать органами регулирования экономической жизни.

Для разработки законопроектов, обсуждения правовых вопросов и осуществления работы по созыву Учредительного совещания было сформировано Юридическое совещание из представителей кадетов. Хотя в него входили крупнейшие юристы России оно не смогло подняться выше классовых интересов, стремилось сохранить царские законы, сословные привилегии.

Временное правительство принимало меры к укреплению карательной системы.

Оно сохранило основные звенья царской судебной системы. Судебными органами в России были: Сенат, судебные палаты по уголовным и гражданским делам, окружные суды и мировая юстиция. Временное правительство упразднило лишь наиболее ненавистные народу верховный уголовный суд и и особое присутствие в Сената, а в судебных палатах заменило сословных представителей присяжными заседателями.


Под влиянием демократического движения по приказу министерства юстиции от 3 марта 1917 г. в Петроградской губернии и во многих других городах были созданы "временные суды" в составе мирового судьи и двух заседателей от рабочих и солдат. После июльских событий временные суды были распущены. Для судебно-прокурорских должностей устанавливался стаж рабочих в судебном ведомстве от 4 до 10 лет, что обусловило превращение судов в буржуазно-помещичьи органы.

Постановлением Временного правительства о введении смертной казни и об учреждении "Военно-революционных судов" (12 июля 1917 г.) были восстановлены военно-полевые суды под названием "военно-революционные суды", состоящие из офицеров. Они учреждались в дивизиях с полномочиями рассмотрения дел:

  • о сопротивлении исполнению боевых приказов и распоряжений начальников;
  • об участии в восстании и о подстрекательстве к нему;
  • о военной и государственной измене.

Они не были связаны с действующим законодательством и получили право назначения смертной казни. Приговоры приводились в исполнение немедленно.

Административный суд был создан для рассмотрения дел по конфликтам между органами самоуправления и комиссарами Временного правительства, а также жало на должностных лиц. Назначенные в суды старые судебные работники не разбирали конфликт по существу, а проверяли лишь законность действий должностных лиц.

Полиция после февральской революции была реорганизована в земскую и городскую милицию под общим руководством Главного управления по делам милиции.

Практически Временное правительство сохранило действие старого законодательства. С окончанием двоевластия оно начало репрессии против большевиков на основе Уголовного уложения 1903 года, в которое внесло дополнения. Дополнения заключались в том, что к ответственности привлекались не только посягнувшие на свержение верховной власти, но и те, кто лишал ее возможности осуществлять власть (демонстрантов).

 

89. Первым документом, оформившим новый тип государственно-правовой системы в России, стал Декрет о власти, принятый 25 октября 1917 г. II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов.

Второй Съезд провозгласил переход власти в центре и на местах к Советам, признав их единственной формой власти. Были устранены комиссары Временного правительства. Съезд избрал новый ВЦИК и сформировал СНК, который стал правительством России.

На II съезде были приняты декреты о мире и о земле. Последний закрепил переход земли "во всенародное достояние и пользование всех трудящихся на ней". Отныне запрещалось применение наемного труда.

Декреты II съезда Советов явились первыми актами конституционного характера советского периода. В них решались не только текущие, но и фундаментальные проблемы государственной власти, внешней политики, экономических преобразований, поэтому факт принятия этих документов можно рассматривать как первый этан конституционного строительства советской власти и советского общества (октябрь 1917 г.).

Второй этап начался, когда под давлением эсэров и меньшевиков в ноябре 1917 г. прошли выборы в Учредительное собрание на основе Положения о выборах в этот орган, разработанного еще Временным правительством. Так как в Учредительном собрании большинство мест получили меньшевики и эсеры, ЦК партии большевиков отдал предпочтение Республике Советов перед парламентской республикой. В. И. Ленин, отрицая принцип разделения властей, выступал за единство законодательной и исполнительной власти в образе Советов.


Третий Всероссийский съезд Советов 12 января 1918 г. утвердил "Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа", определившую основные принципы и направления государственной политики. В данном документе Россия провозглашалась Республикой Советов. Съезд законодательно закрепил систему Советов в качестве органов государственной власти. Государственное устройство определялось как Федерация национальных республик. Провозглашались диктатура пролетариата, национализация земли, отмена частной собственности. На III съезде было также принято постановление "О федеральных учреждениях Российской Республики", в котором закреплялась система органов федеральной власти: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК.

Третий Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции и внести его на рассмотрение очередного Всероссийского съезда Советов.

Первая советская Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 г. на V съезде Советов, где был избран и новый состав ВЦИК.

Основное значение Конституции РСФСР 1918 г. заключалось в учреждении государственно-политической организации власти в форме Советов и формировании политической системы, основанной на идеологии марксизма-ленинизма.

Конституция содержала ряд существенных противоречий. С одной стороны, за гражданами РСФСР признавались равные права, независимо от их расовой и национальной принадлежности. С другой стороны, ограничивались права непролетарских слоев населения: представителей эксплуататорского класса, духовенства, бывших служащих полиции, особого корпуса жандармерии и охранного отделения. При формировании Советов всех уровней преимущества предоставлялись рабочим по сравнению с крестьянами. Таким образом, избирательная система, закрепленная Конституцией 1918 г., отражала главный идеологический принцип большевиков – диктатуру пролетариата.

По форме государственного устройства РСФСР объявлялась федерацией, которая по своей структуре и содержанию была асимметричной. Предусматривалось два вида субъектов федерации – национальные республики и областные союзы, состоящие из нескольких национальных областей.

Конституция РСФСР установила единую систему центральных и местных органов государственной власти. Законодательная власть осуществлялась одновременно Всероссийским съездом Советов, ВЦИК, Президиумом ВЦИК и СПК РСФСР.

Высшим органом государственной власти провозглашался Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, состоящий из представителей городских и губернских съездов Советов. Съезд избирал ответственный перед ним ВЦИК, который в свою очередь формировал СНК – Правительство РСФСР, состоявшее из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты. В области государственного управления СНК мог издавать декреты и распоряжения, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.


Органами государственной власти в областях, губерниях, уездах, волостях были соответствующие съезды, Советы и их исполкомы. На нижестоящие Советы, подчиненные вышестоящим по вертикали, была возложена задача проведения в жизнь решений, спускаемых сверху. В то же время в пределах прав местных Советов им предоставлялись достаточно широкие полномочия по реализации их компетенции. Этот принцип организации власти получил наименование "демократический централизм".

Таким образом, историческая роль первой Конституции России выразилась в учреждении нового типа общественного и государственного строя, положившего начало периоду возникновения, функционирования и развития советского государственного права России.

Интенсивное государственное строительство на территории бывшей Российской империи, первоначальное размежевание ее составных частей, а затем их объединен не в период с 1918 по 1922 г. привело к образованию на подавляющей части ее территории СССР. В декабре 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республикой. К этому времени каждая из республик уже имела свою конституцию. На I съезде Советов СССР было принято решение о разработке общесоюзной Конституции.

Конституция СССР от 31 января 1924 г. была утверждена II съездом Советов СССР и состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Декларации указывалось на особый характер национальной политики Советского государства, причины объединения советских республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие).

Договор состоял из 11 глав.

1. О предметах ведения верховных органов власти СССР.

2. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве.

3. О Съезде Советов СССР.

4. О Центральном Исполнительном Комитете СССР.

5. О Президиуме ЦИК СССР.

6. О Совете Народных Комиссаров СССР.

7. О Верховном Суде СССР.

8. О народных комиссариатах СССР.

9. Об объединенном Государственном политическом управлении.

10. О союзных республиках.

11. О гербе, флаге и столице СССР.

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов (1 депутат от 25 000 избирателей) и от губернских съездов Советов (1 депутат от 125 000 избирателей).

В период между съездами в качестве высшего органа власти провозглашался ЦИК СССР, состоявший из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоящего из представителей союзных и автономных республик (по пять депутатов от каждой республики) и автономных областей (по одному депутату от каждой области). ЦИК СССР работал в сессионном порядке, а количество его председателей соответствовало числу союзных республик.

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом являлся избиравшийся на совместном заседании палат Президиум ЦИК СССР, который мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Положения союзной Конституции 1924 г. давали центральной власти значительные полномочия по контролю в союзных республиках и на их территориях.

Высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти – СНК СССР, в состав которого входили председатель СНК, его заместители и десять наркомов – формировал ЦИК СССР.

В соответствии с Конституцией СССР 1924 г. была принята Конституция РСФСР 1925 г., которая юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР и в которой подробно регламентировались организация советской власти, взаимоотношения органов государственной власти республики с органами государственной власти СССР, бюджетные права РСФСР, государственная символика. Аналогичные советские конституции были приняты и в других союзных республиках.

Несмотря на концептуальную и содержательную связанность государственно-правовых систем РСФСР и Союза ССР, представляется не совсем верным отрицать факт функционирования и развития государственного права непосредственно в России. Особенностью указанной отрасли было наличие двух уровней государственно-правового регулирования на территории России: союзного (федерального) и республиканского. В связи с этим в РСФСР применялись два вида государственно-правовых норм, и их действие было неразрывным.

Наибольший "расцвет" советское государственное право получило в период с середины 1930-х до второй половины 1980-х гг.

К середине мая 1936 г. был подготовлен проект новой союзной Конституции, который 12 июня этого же года был опубликован для всенародного обсуждения. Проект новой Конституции обсуждался более полугода на собраниях трудящихся, пленумах Советов, заседаниях секций и депутатских групп Советов. Итоги обсуждения были подведены в октябре – ноябре 1936 г. на районных, областных, краевых и республиканских съездах Советов, которые с учетом пожеланий и поправок трудящихся одобрили проект. Свыше 50 млн человек, или около 55% взрослого населения СССР, участвовали в обсуждении, в ходе которого в Конституционную комиссию поступило 154 тыс. предложений, поправок, дополнений и замечаний к отдельным статьям проекта.

В итоге 5 декабря 1936 г. была принята Конституция СССР, достаточно демократичная для того времени по содержанию. Считается, что эта Конституция законодательно закрепила построение социализма в нашей стране. В ней и в принятых на ее основе конституциях союзных и автономных республик была зафиксирована победа социалистических общественных отношений.

Конституция СССР 1936 г. преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся, обозначив их в качестве политической основы СССР. Экономическую основу составили социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, которая выступала в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Наряду с социалистической системой хозяйства законом допускалось мелкое частное хозяйство, основанное на личном труде.

С учетом предложений колхозников ст. 8 проекта Конституции была дополнена положением о закреплении земли за колхозами не только в бессрочное, но и в бесплатное пользование. Положением о праве наследования личной собственности граждан была дополнена ст. 10 проекта.

В Конституции СССР определялся как федеративное союзное объединение республик. Предметы ведения и полномочия распределялись следующим образом: в отношении федеральных органов государственной власти давался исчерпывающий перечень полномочий, в то время как остальные права передавались союзным республикам, которым предоставлялось право выхода из состава СССР. Конституции союзных республик должны были соответствовать Конституции СССР. В случае расхождения союзного и республиканского законов действовал союзный закон.

В Конституции 1936 г. в определенной мере были разделены функции законодательной, исполнительной и судебной властей. Высшим органом государственной власти СССР являлся Верховный Совет СССР, наделенный законодательной властью и состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по территориальным округам, Совет Национальностей – по союзным, автономным республикам, автономным областям и национальным округам. Обе палаты признавались равноправными и работали в сессионном порядке.

В период между сессиями Верховного Совета высшую власть в государстве осуществлял Президиум Верховного Совета, который назначал новые выборы, издавал указы, проводил референдумы. В случае непримиримых разногласий при принятии решения Президиум Верховного Совета имел право распустить Верховный Совет и назначить новые выборы. Вместе с тем Президиум был подотчетен Верховному Совету.

Правительство (СНК СССР), формируемое на совместном заседании обеих палат Верховного Совета, издавало постановления и распоряжения на основе действующих законов, принятых Верховным Советом.

Советская Конституция исключала политический плюрализм и устанавливала монополию одной партии – Коммунистической.

В Конституции 1936 г. была отменена дискриминация в избирательных правах и провозглашен принцип равноправия всех граждан; закреплялась более демократичная избирательная система: было отменено ограничение избирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд, и введено всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, предоставляемое с 18-летнего возраста. В "сталинской" Конституции были закреплены также другие политические права и свободы: свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, право на объединение и т.д. Однако многие из этих прав, и в особенности свобод, фактически не реализовывались.

Впервые в конституционном тексте говорилось о политических, личных, социально-экономических правах и свободах. В соответствии с концепцией Конституции СССР 1936 г. первое место среди зафиксированных конституционных прав занимали социально-экономические права на труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности. Гарантии этих прав опирались только на государственные меры, исключающие какие-либо частные системы страхования, школ, бирж труда, санаториев и т.д.

В конституционных основах общественного строя отрицались свобода экономической деятельности, частная собственность и ее равноправие с другими формами собственности, в том числе с государственной. Экономическая система социализма сводились к закреплению господства в экономике государственной собственности и планового ведения хозяйства.

Конституция лишь формально закрепила неприкосновенность личности, жилища и тайны переписки. В реальной жизни не оказалось действенных гарантий, защищающих людей от незаконных арестов, обысков, выемок, осмотров личной корреспонденции и иных мер, ограничивающих личную свободу. Декларативность этих прав была очевидна в условиях произвола карательных органов и отсутствия судебного контроля.

Конституция РСФСР 1937 г. была разработана в соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и утверждена 21 января 1937 г. на XVII Всероссийском съезде Советов.

В российской Конституции, как и в конституциях других республик в составе СССР, впервые были достаточно полно урегулированы вопросы государственного и общественного устройства, определены система и компетенция высших и местных органов государственной власти и управления, суда и прокуратуры. Специально выделялись главы, посвященные правам и обязанностям граждан, избирательной системе.

Российская Конституция 1937 г. зафиксировала добровольное объединение РСФСР с равноправными союзными республиками в составе СССР, суверенный характер прав РСФСР вне пределов прав Союза.

Несмотря на то что социалистическая идеология составила сущность Конституции РСФСР 1937 г., в ее тексте уже не было откровенных призывов к победе социализма во всем мире. В то же время нельзя не отметить декларативность норм данной Конституции, провозглашающих принципы демократии, законности и защиты прав граждан. Так же, как и союзная, российская Конституция не смогла служить гарантом предотвращения массовых внесудебных расправ и репрессий.

Принятие Конституции СССР 1936 г. и соответствующей Конституции РСФСР 1937 г. совпало с репрессиями десятков тысяч невинных людей, которые без суда и следствия лишались свободы, подвергались заключению в лагеря, где "исправлялись" трудом на благо строительства социализма. Заимствовав у В. И. Ленина идею беспощадной борьбы с врагами революции, И. В. Сталин довел ее до работающей в реальной жизни концепции "врагов народа", составившей политическую и моральную основу массового подавления личной свободы граждан. Это выразилось не только в фактических массовых репрессиях и раскулачивании, "борьбе" с предателями и врагами народа, принудительном переселении целых народов и депортации населения, но и в закреплении на формально-юридическом уровне. В частности, была установлена всеобщая паспортизация населения с изъятием из этого процесса жителей сел и деревень. В итоге для крестьян исключалась возможность свободно менять свое место жительства, а над каждым городским жителем устанавливался милицейский контроль. В крупных городах была введена прописка, которая лишила людей возможности по собственному выбору определять свое место жительства. В этот период были запрещены браки с иностранными гражданами и практически отсутствовала возможность свободного выезда из страны.

Советский федерализм, положенный в основу государственного устройства Союза ССР после его образования в 1922 г., также был формальным. Как СССР, так и Россия лишь на бумаге провозглашались федеративными государствами. В реальности функционировала централизованная государственно-правовая система, где разделение прав между федеральным центром и территориями носило ограниченный характер и основывалось на абсолютной власти центра, способного в любой момент перераспределить права.

Таким образом, после принятия в СССР Конституции 1936 г. и в России Конституции 1937 г. по-прежнему отсутствовали многие существенные институты демократической организации государства и общества, практически полностью сводились на нет свободы личности. Государственное (конституционное) право с принятием сталинской Конституции 1936 г. лишь на формально-юридическом уровне приобрело элементы демократии, а компромисс между тоталитарным режимом и попыткой установить социалистический тип демократии базировался на перевесе диктатуры и централизма.

Частичная реформация по демократизации в рамках марксистско-ленинской коммунистической доктрины советского государственного права была осуществлена в годы правления лидеров КПСС Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева.

Обновление государственно-правовых институтов началось после XX съезда КПСС (1956), обличившего "культ личности Сталина". В период так называемой "хрущевской оттепели" были предприняты попытки оживить представительную систему, ослабить ограничения гражданских свобод, дать импульс правосудию. Некоторая демократизация и частичное "высвобождение" человека из-под гнета карательных инстанций сочетались, однако, с неизменным монополизмом и концентрацией власти в руках Коммунистической партии. Сохранялись государственно-правовые механизмы борьбы с инакомыслием. Репрессии, вплоть до массовых расстрелов в 1962 г. в Новочеркасске, ссылки и высылки, хотя и реже, но продолжали применяться для расправы с неугодными.

Для периода брежневского правления было характерно продолжение функционирования государственно-правового режима, сочетающего тоталитаризм и социалистический тип демократии. С одной стороны, по-прежнему имели место процессы против инакомыслящих и высылка из страны, значительной была роль

Комитета государственной безопасности и партийных надзорных структур, а с другой – проводилась политика конвергенции с общемировыми процессами освобождения человека, народов и государств, в том числе от колониального гнета, расширения механизмов правовой защиты личности. В СССР были ратифицированы принятые ООН в 1966 г. пакты о правах человека, хотя эта акция и не получила широкого резонанса в СМИ.

В 1975 г. был подписан Хельсинкский заключительный акт СБСЕ, в котором провозглашалась незыблемость общепризнанных демократических прав и свобод человека. Хотя этот договор так и не обрел реальной силы в советском государстве, его демократическая значимость была очевидна: СССР и союзные республики, входящие в него, постепенно приобретали характер открытых для международного сообщества государств.

Разработка новой Конституции СССР началась сразу после окончания Великой Отечественной войны. Однако подготовленный в 1946 г. проект не был обнародован. Вторично к разработке Конституции приступили в 1962 г., и работа над ней затянулась на 15 лет. Конституция СССР 1977 г. была принята 7 октября на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР. Этот исторический акт был оформлен Декларацией Верховного Совета СССР "О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Союза ССР". В Декларации указывалось, что Верховный Совет Союза ССР, действуя от имени советского народа и выражая его суверенную волю, принимает Конституцию СССР и объявляет о ее введении в действие с 7 октября 1977 г. День 7 октября был объявлен всенародным праздником – Днем Конституции СССР.

Новая Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г. Верховным Советом РСФСР и в значительной степени копировала Конституцию СССР 1977 г. Аналогичные конституции были приняты и в других союзных республиках.

Конституция СССР 1977 г., подчеркивая свою преемственность с предшествующими ей конституциями (1918, 1924, 1936), в то же время значительно отличалась от них. В ней констатировалось построение "развитого социалистического общества" и создание "общенародного государства". В качестве цели определялось построение бесклассового коммунистического общества, базирующегося на общественном самоуправлении. Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы – Советы народных депутатов. В Конституции закреплялась руководящая и направляющая роль Коммунистической партии. В тексте появились новые разделы: о политической системе общества, социальном развитии и культуре, внешней политике, статусе народного депутата.

Конституция СССР 1977 г. устанавливала новые формы непосредственной демократии: всенародное обсуждение и референдум. Были закреплены такие права человека и гражданина, как право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, на критику действий государственных и общественных организаций. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, пользование достижениями культуры, свободу творчества. В Основном законе подчеркивалась неразрывная связь прав и обязанностей. В целом последняя Конституция СССР придавала особое значение личности, декларируя уважение и охрану ее нрав и свобод.

В области федеративного устройства Конституция СССР 1977 г. подтвердила право союзных республик на выход из состава СССР. Устанавливалось право союзных республик на законодательную инициативу в высших органах власти Союза, а также право участвовать в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза (в Верховном Совете, в Президиуме Верховного Совета и Правительстве СССР), что свидетельствовало о введении новых элементов федерализма в централистские начала государственной власти и управления.

Оценивая данный этап конституционного развития, следует отметить сохранение двойственного характера государственно-правовой политики. С одной стороны, был расширен перечень гражданских прав и свобод, введены новые институты непосредственной демократии, изменена природа самого государства и общества, поставлены задачи развития общественного самоуправления. С другой стороны, Конституция СССР 1977 г. сохранила в неприкосновенности советскую систему государственной власти и, стремясь укрепить ее, установила принцип руководящей роли КПСС в общественной и государственной жизни. Она закрепила монополию общенародной государственной собственности, ограничила свободу экономической деятельности и развитие гражданского общества, не признала равноправия всех форм собственности, включая частную.

Формально-юридически в этот период были ликвидированы классовое неравенство и классовый характер советского государства. В реальности, однако, через установки КПСС идея диктатуры пролетариата была преобразована в принцип ведущей роли рабочего класса. Этот принцип породил практику преимущественных прав представителей рабочего класса при вступление в члены

КПСС, кадровом назначении, пользовании определенными материальными и социальными благами и услугами.

Аналогичная двойственность была присуща и Конституции РСФСР 1978 г., а также соответствующим конституциям других союзных республик, принятым на основе союзной Конституции.

Таким образом, Конституция СССР 1977 г., Конституция РСФСР 1978 г. и конституции других союзных и автономных республик продемонстрировали ограниченность социалистической демократии, неспособность обеспечить полноценное функционирование и развитие государства и права, защиту интересов личности, ее прав и свобод.

 

90. Формирование основ нового права началось с изданием первых декретов Второго Всероссийского съезда Советов, сформировавших его принципы. Декрет о суде №1 отменял действие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию». Последнее и стало главным источником права при отсутствии новых писанных норм.

В местных судах в качестве источника продолжали действовать нормы обычного права. Постепенно стала складываться новая судебная практика. Революционное правотворчество осуществлялось самими судебными органами, высшими органами власти (съезд, ВЦИК, СНК), руководящими органами политических партий и даже местными советами.

Одной из первых сфер, в которой было осуществлено законодательное нормирование, были брачно-семейные отношения.

В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК приняли декреты, отменявшие всякие ограничения, узаконивающие только гражданскую форму брака, устанавливающие свободу развода. В сентябре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве.

В кодексе подчёркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридических последствий; переезд одного из супругов не влечёт обязанности другого следовать за ним; отменялся принцип общности имущества супругов.

Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не как их частное дело. Провозглашался принцип раздельности имущества родителей и детей, запрещалось усыновление.

В декабре 1917 г. ВЦИК принял решение «О страховании на случай безработицы» и декрет «О страховании на случай болезни». Эти меры социальной защиты обеспечивались из фондов предприятий. Весной 1918 г. Была сформирована новая инспекция труда, избираемая профсоюзными организациями.

В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР, обобщающий всё предшествующее Советское законодательство о труде. Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах хозяйства. В кодексе закреплялись нормы труда и отдыха, устанавливались льготы для подростков и женщин.

Большая роль в разрешении вопросов о труде и отдыхе отводилась профсоюзам и инспекциям Наркомата труда. КЗоТ заменил систему социального страхования (выплат из фондов предприятий и учреждений) системой социального обеспечения (выплат из централизованных фондов государства), что было связано со структурными изменениями в экономике--сплошной национализацией производства и централизацией управления и финансирования. КЗоТ вводил также трудовую повинность для лиц от 16 до 58 лет.

Сфера нового гражданского права формировалась в ходе процессов национализации, которая охватила как объекты промышленности, транспорта и финансов, так и сферу жилья. ВЦИК в апреле 1918 г. принял декрет «Об отмене наследования», по которому все виды наследования (по закону и по завещанию) отменялись, наследственная масса ограничивалась суммой в 10 тыс. рублей (всё остальное имущество переходило в собственность государства) и поступала родственникам умершего в виде «меры социального обеспечения» на праве управления и распоряжения.

Произошло резкое сокращение торгового оборота, из которого были изъяты национализированное имущество, ценные бумаги.

Государственная монополия на хлеб, текстиль, нефть, спички и т.п. предельно сократила товарооборот. Система главкизма исключала товарно-денежные отношения между предприятиями, монополия внешней торговли--из сферы экспортно-импортных отношений частных лиц и частный капитал. Натуральный продуктообмен вытеснил денежные отношения, на правовом уровне происходило соответствующее вытеснение гражданско-правовых норм административно-правовым регулированием. Нормативное запрещение частной торговли привело к тому, что областью торговых отношений стал сохранившийся подпольный «чёрный рынок», где эти отношения были деформированы и искажены.

В декабре 1919 г. Наркомюст принял Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, ставшие первой попыткой обобщения практики судов и трибуналов. Согласно получившей широкое распространение в этот период теории «социальных функций права», новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности.

На этой идее базировалась структура Руководящих начал. Они состояли из введения, разделов о сущности уголовного права, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях совершения преступления, о соучастии, об условном осуждении.

Законодатель отказывался от исчерпывающего и полного нормирования всех отношений, полагаясь на «социальное чутьё пролетарского суда». Кодекс понимал под правом систему общественных отношений. Формы вины, необходимая оборона, крайняя необходимость не рассматривались в кодексе. Недостаточное внимание к трактовке субъективной стороны преступления приводило к усилению принципа объективного влияния, когда степень наказания связывалась с результатом преступления, но не с его мотивами.

На меру наказания влияли социальная принадлежность преступника и социальная направленность деяния. К смягчающим обстоятельствам относились принадлежность к «неимущим классам», состояние голода, нужды, невежество и несознательность.

Практика судебного правотворчества получила в Руководящих началах поддержку в виде принципа аналогии: при отсутствии конкретной нормы в законе, разрешающей конкретный казус, к нему могли применить аналогичную норму, и решить его по аналогии с другим казусом, урегулированным этой нормой. Свобода толкования на практике вела к произволу.

Система наказаний, предусмотренных кодексом, включала: внушение, общественное порицание, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, конфискацию имущества, лишение политических прав, лишение свободы, расстрел и др. Свободный выбор наказаний предоставлялся ревтрибуналам постановлением Наркомюста в июне 1918 г.

В феврале 1919 г. ВЦИК издал положение «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию». Вся земля определялась в качестве единого государственного фонда. Создаются совхозы, коммуны, общества по совместной обработке земли. Все формы единоличного землепользования рассматриваются как отживающие.

Декреты Второго съезда Советов рабочих и солдатских депутатов были первыми актами конституционного характера. В них решались не только текущие, но и фундаментальные проблемы внешней политики, экономических преобразований, власти.

Поэтому факт принятия этих документов можно рассматривать как первый этап конституционного строительства. А заключительным этапом конституционного строительства, на котором был бы окончательно создан Основной закон Республики, стала Конституция 1918 г. Конституционная комиссия была создана на заседании ВЦИК 1 апреля этого же года. В её состав вошли представители от партийных фракций и от ряда народных комиссариатов. Председателем комиссии стал Я.М. Свердлов.

Работа над проектом Конституции заняла четыре месяца. В её ходе развернулась оживленная полемика между представителями различных фракций. Обсуждались следующие вопросы:

1. О федеративном устройстве государства. Левые эсеры предлагали ввести административно-территориальный принцип государственного устройства. Предлагалось предоставлять каждому субъекту федерации самые широкие права по самоопределению своей территории.

2. О системе Советов. Левые эсеры предлагали, ликвидировав нижние звенья этой системы (в мелких деревнях и сёлах), заменить их традиционными сельскими сходами. В целом по стране местные Советы предполагалось преобразовать в муниципальные органы, лишив их политических функций.

3. О Совете народных комиссаров. Оппозиция настаивала на преобразовании этого органа и слиянии его с Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, мотивируя это идеей о нераздельности властей и их объединении в одном органе. Несколько более умеренным было предложение об изъятии у СНК законодательных полномочий и передаче их Съезду и ВЦИК.

4. О социально-экономических преобразованиях. Радикалы настаивали на тотальной специализации собственности, на максимальном внедрении трудовой повинности и т.п.

Слом старой судебной системы начался по инициативе местных Советов. Стихийно возникавшие судебные органы носили достаточно многообразный характер: революционные суды, народные суды, мировые суды, административные суды и т.д. В своих решениях эти суды руководствовались “революционным правосознанием”, “революционной совестью” и обычаями.

Первым государственным актом, положившим начало формированию единой судебной системы, стал ноябрьский 1917 г. Декрет СНК РСФСР--Декрет о суде № 1. Он упразднил все дореволюционные судебные органы, созданные еще судебной реформой 1864 г. Ликвидировались прокуратура и адвокатура, институт судебных следователей. Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными Советами.

Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Предварительное следствие осуществляли судьи единолично.

Кассационными инстанциями, рассматривавшими не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, были уездные и столичные съезды местных судей.

Кассационное обжалование могло вести к отмене приговора или решения нижестоящего суда, если выше стоящий суд устанавливал неполноту или неправильность проведенного предварительного следствия, процессуальных, уголовных норм, несправедливость приговора или отсутствия состава преступления в деянии осужденного. Дело могло быть возвращено на новое рассмотрение, а приговор отменен или изменен в сторону смягчения наказания.

В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ, “революционным правосознанием” и “законами свергнутых правительств”, если они не противоречат выше перечисленным нормам и принципам. Однако уже в ноябре 1918г. ссылки на старые законы были вовсе запрещены.

В феврале 1918г. ВЦИК принял новый Декрет о суде №2, расширивший подсудность местных судов. Новой инстанцией стали окружные суды, состоявшие из трех постоянных членов и четырех народных заседателей (по гражданским делах) и двенадцать заседателей под председательством постоянного члена суда (по уголовным делам). Заседатели принимали решение не только о факте преступления, как это было в суде присяжных, но и о мере наказания.

Декрет воссоздавал следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными Советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. В силу политических обстоятельств (борьба с левыми эсерами, имевшими серьезное влияние в судебной сфере, и недоверие к старым туристам) осенью 1918г. были ликвидированы окружные суды.

В июле 1918г. СНК принял Декрет о суде №3, далее расширявший компетенцию местных судов. Следственные комиссии переподчинялись местными Советами. Кассационные жалобы рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Создавался в Москве Кассационный суд, для рассмотрения жалоб на решения и приговоры окружных судов.

В конце ноября 1918г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое унифицировало судебную систему Республики. Учреждалась единая форма суда--народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких (двух или шести) заседателей. Выборы судей осуществлялись местными Советами, заседатели утверждались исполнительными комитетами местных Советов. Кандидаты должны были пользоваться избирательными правами и иметь опыт политической работы. В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами Советской власти и “социалистическим правосознанием”.

Защиту и обвинение осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые их Советами. Члены коллегий были должностными лицами. Предварительное следствие проводили следственные комиссии, милиция либо сами суды.

Принципами нового судебного права стали: коллегиальность в принятии судебных решений, уменьшение роли судебного профессионализма, расширение судебного правотворчества, вторжение в судопроизводство социальных и политических мотивов, сближение судебной и властно-управленческой деятельности (Советов). Вместе с тем в 1918г. существуют частичные попытки вернуться к некоторым институтам и принципам старого судебного права.

Уже Декрет о суде №1 учреждал параллельно с местными судами особые суды “для борьбы против контрреволюционных сил”--революционные трибуналы.

В их компетенцию входила борьба с контрреволюцией, мародерством, саботажем и прочими “злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников”. Социальная направленность деятельности этих органов была определена.

В их состав входили председатель и шесть заседателей, избираемых губернским и городскими Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии. Система ревтрибуналов начала формироваться уже в январе 1918г., когда были созданы специальные революционные трибуналы печати.

С марта по май 1918г. Наркомат юстиции разрабатывал проект декрета о революционных трибуналах, который был принят СНК в мае 1918г. Предписывалось сохранение ревтрибуналов только в крупных центрах и их упразднение в иных местах.

Деление трибуналов по направлениям деятельности также упразднялось. Была сделана попытка укрупнить и централизовать деятельность этих органов. Одновременно были приняты меры к разделению юрисдикции трибуналов и местных судов. Вместе с тем ревтрибуналам была оставлена полная свобода в выборе мер “борьбы с контрреволюцией”.

В период гражданской войны система ревтрибуналов была подвергнута существенным изменениям. В феврале 1919г. ВЦИК своим постановлением подтвердил, что ревтрибуналы сохраняются только в губернских центрах и крупных городах. В их состав входят три члена, избираемые исполкомами Советов. Трибуналы проверяли следственные действия ЧК, которые наряду со следственными комиссиями осуществляли предварительное следствие. Судебное рассмотрение в трибуналах должно было начинаться не позднее сорока восьми часов с момента окончания следствия.

Положение о ревтрибуналах 1919г. закрепило несколько отраслевых видов этих органов: военно-полевые суды, железнодорожные трибуналы, транспортные суды, имевшие статус революционных трибуналов.

В марте 1920г. новое Положение о ревтрибуналах, принятое ВЦИК, упраздняло специальные следственные комиссии, возложив их функции на органы ВЧК и особые отделы, в состав трибуналов стали входить представители губернской ЧК.

Особенности судебного процесса, характерные для ревтрибуналов, объяснялись условиями гражданской войны. Ускоренное судопроизводство, право применения высшей меры наказания, свобода в выборе мер уголовной репрессии, использование в качестве защитников и обвинителей только штатных членов коллегии при Советах, ярко выраженные социальные критерии при назначении наказаний--все это придавало характер чрезвычайности этим судебным органам. Поэтому при переходе к нэпу (1921-1923гг.) система ревтрибуналов была существенно реорганизована и большая часть ревтрибуналов упразднена.

Сохранились военные трибуналы высшего звена, военно-транспортные трибуналы в ряде крупных городов. В качестве органов чрезвычайной юстиции сохранились также особые трудовые сессии народных судов, земельные и арбитражные комиссии, выпадавшие из общей судебной системы. К органам чрезвычайной юстиции относились также внесудебные органы репрессии.

С марта 1918г. начинается формирование местных чрезвычайных комиссий, подчиненных ВЧК. Им предоставлялось исключительное право на аресты, обыски, реквизиции и конфискации. Местные ЧК создавались в губерниях и уездах и к июлю 1918г. существовали повсеместно.

В июне 1918г. прошла Первая Всероссийская конференция ЧК, разработавшая общие принципы организации и деятельности ЧК и подготовившая “Положение о местных ЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности”, утвержденное ВЦИК в октябре 1918г. ВЧК являлась органом СНК, работала в тесном контакте с Наркоматом юстиции и Наркоматом внутренних дел. Местные органы ВЧК образовывались местными Советами на правах их отделов. По вертикали местные ЧК подчинялись ВЧК.

Система чрезвычайных органов включала специализированные органы: летом 1918г. были созданы пограничные ЧК, в ноябре 1920г. на особый отдел ВЧК была возложена функция по охране границ, ему были переданы пограничные воинские части. В армии и на флоте в конце 1918г. создавались особые отделы ВЧК, в феврале 1919г. ВЦИК принял Положение об особых отделах ВЧК.

При наличии разветвленной сети местных органов ВЧК превращалась в мощный аппарат политических репрессий. По окончании следствия ЧК передавали дела в трибуналы, а сами рассматривали их по существу и определяли меры наказания, “общественно опасные элементы” могли подвергаться тюремному заключению в административном, внесудебном порядке. Столь широкие полномочия ВЧК и местные ЧК получили в период с сентября 1918г. до февраля 1919г., известный как период “красного террора”. В феврале 1919г. ВЦИК принимает положение о ВЧК, в котором право выносить приговоры по делам, проводимым ЧК, предоставлялось ревтрибуналам, на них же возлагалась обязанность проверять следственные действия ЧК. Однако в особых случаях органы ВЧК по-прежнему могли применять внесудебную расправу.

Для борьбы с хищениями, спекуляцией, подлогами, злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распределительных органах в октябре 1919г. ВЧК создается Особый Революционный Трибунал, состоявший из председателя и двух назначенных ВЧК членов.

В марте 1920г. ВЦИК своим Декретом вовсе отменяет право ЧК применять внесудебные репрессии, обязывая их передавать дела на рассмотрение ревтрибуналов. Однако уже в мае 1920г. в связи с обострившейся военной и политической ситуацией, ВЦИК вновь расширяет права органов ВЧК на применение особых репрессивных мер.

В конце 1921 г. Девятый Всероссийский съезд Советов принял решение об упразднении ВЧК. В новых социально-экономических условиях чрезвычайный орган “борьбы с контрреволюцией” трансформировался в Главное политическое управление (ГПУ) при НКВД.

Рабочая милиция возникла в ходе проведения вооруженного восстания в Петрограде и формировалась на основе принципа добровольности. Этот принцип и был закреплен в октябрьском Декрете 1917 г., подчинившем милицию Советам. Через год, в октябре 1918 г., НКВД и Наркомюст приняли совместную инструкцию “ об организации рабоче-крестьянской милиции”. Систему милиции возглавляло Главное управление рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР. На местах создавались местные управления милиции, находившейся в двойном подчинении: НКВД и местных исполкомов Советов. При главном управлении милиции создавалось Центральное управление уголовного розыска, при местных управлениях--отделы уголовного розыска.

На работу в милицию принимались только лица, имеющие рабочее или крестьянское социальное происхождение. В апреле 1919 г. СНК своим Декретом утвердил порядок использования отрядов милиции в боевых действиях на фронтах гражданской войны.

Окончательно система милицейских органов сложилась к середине 1920 г. В июне ВЦИК утвердил Положение о рабоче-крестьянской милиции, возлагавшие на ее органы функции по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, проведение следственных действий и дознаний по уголовным делам.

В систему органов милиции входили: городская и уездная милиция, промышленная, железнодорожная, водная, розыскная милиция. Милиция имела статус частей особого назначения при использовании ее в боевых действиях. Руководство системой осуществляло НКВД.

В период гражданской войны для “ изоляции враждебных элементов” создавались лагеря принудительных работ НКВД и ВЧК. Порядок их организации и функционирования был определен в апреле 1919 г. постановлением ВЦИК. Положение об общих местах заключения было принято Наркомюстом в ноябре 1920 г.

Итак, советское право возникло в России в результате Октябрьской революции 1917 г. как социалистическое по своему характеру. Его идеологическим и теоретическим обоснованием были основные идеи марксизма-ленинизма о праве и государстве.

В соответствии с этим учением, социалистическое право закономерно приходит на смену праву буржуазному и является полным его отрицанием, а потому подлежит уничтожению вся государственная надстройка.

Его социальное назначение - выражать классовые интересы и быть средством построения бесклассового коммунистического общества. Эти постулаты определили и практику правового строительства в нашей стране.

Право носило ярко выраженный классовый характер. Это довольно последовательно выражалось в законодательстве. Представители свергнутого класса буржуазии не могли быть назначены на руководящие должности в государственном аппарате, где разрешалось лишь использовать их опыт и знания; они лишались избирательных прав; принадлежность к бывшему состоятельному сословию усугубляла юридическую ответственность, а нередко являлась единственным основанием для ее применения.

Для борьбы прежде всего с классовыми противниками в Уголовный кодекс 1922 г. был введен институт аналогии, ибо принцип «нет преступления без указания на то в законе» мешал «революционному правосудию». Законодательно закреплялось преимущество рабочего класса и перед крестьянством. В частности, Конституция РСФСР 1918 г.

Классовый подход подавлял в советском праве гуманные начала, идеи справедливости и свободы. Необходимостью классовой борьбы объяснялись неоправданно жестокие послереволюционные карательные акции и массовый террор тридцатых-пятидесятых годов. Классовым (хотя и в несколько смягченном виде) советское право продолжало оставаться до последнего времени. Устраненные несколько лет тому назад различия между рабочим и крестьянином в оплате труда, пенсионном обеспечении -- наглядный тому пример. Конституция и современное российское законодательство закрепили приоритет общечеловеческих начал. Однако для их реализации пока не созданы социально-экономические, политические и иные условия.

Развитие советского права определялось не столько объективными потребностями общества, сколько решениями (зачастую волюнтаристскими) правящей коммунистической партии. На протяжении десятилетий советское право было средством осуществления партийной политики и идеологии, жесткого регулирования экономики, гасившего всякую хозяйственную самостоятельность, средством тоталитарного вмешательства во все сферы социальной и даже личной жизни.

За период с 1917-1940 гг. было создано большое количество законодательных актов: постановлений, декретов, обращений и пр. Стоит отметить и создание Конституций, которые закрепляли сущность и задачи государства, права трудящихся и своей целью ставили построение социализма. Институты гражданского права развивались в направлении защиты прав собственника, основанные на личном труде, но всячески притесняло собственников, эксплуатировавших труд других. Усложнялась система договоров. Принимались различные меры социальной защиты: выплаты пособий по инвалидности, на кормление ребенка, на погребение, оказание лечебной помощи и пр. В семейном праве проводилась политика по увеличению рождаемости.

В уголовном праве с самого начала проявляется четкая тенденция к защите личности -жизни, здоровья, чести человека. Правда, почти на всем протяжении эпохи уголовное право подходит к человеку с классовых, сословных позиций, различая ответственность и по объекту, и по субъекту преступления в зависимости от положения того и другого на социальной лестнице. Развивалось трудовое, наследственное, земельное, финансовое и др. право.

 







Date: 2016-11-17; view: 801; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.058 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию