Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные положения крестьянской реформы.
Крестьяне получили: 1) личную свободу; 2) ограниченную свободу передвижения (оставалась зависимость от крестьянских общин); 3) право на общее образование, за исключением особо привилегированных учебных заведений; 4) право заниматься государственной службой; 5) право заниматься торговлей, прочей предпринимательской деятельностью; 6) отныне крестьяне могли вступать в гильдии; 7) право обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий; 8) крестьяне находились на положении временно обязанных у помещиков до тех пор, пока не выкупали себе надел земли, при этом объем работ или оброк оговаривался законом в зависимости от размера надела; земля не переходила безвозмездно крестьянам, которые не имели достаточных средств, чтобы выкупить себе наделы земли, из-за чего процесс полного освобождения крестьянства затянулся до революции 1917 г., однако государство достаточно демократично подошло к решению вопроса о земле и предусмотрело, что если крестьянин не мог выкупить весь надел, то он выплачивал часть, а остальную – государство. Порядок выкупа земельного надела крестьянами был следующим: 1) земля полностью сохранялась за помещиками, крестьянам же полагалась только «их оседлая доля», за которую они должны были выплатить 25 % выкупной суммы наличными; 2) далее все остальные денежные средства поступали собственнику земли из казны, однако эту сумму с процентами крестьяне должны были возместить государству в течение 49 лет. Выходя из крепостной зависимости, крестьяне должны были учреждать сельские общества, т. е. поселки, принадлежавшие одному или нескольким владельцам. Такие поселки, расположенные по соседству, объединялись в волости (приходы). В сельском обществе формировалось своего рода самоуправление крестьян: во главе волости стояли волостной староста и волостной сход, составленный из домохозяев волости. Эти органы имели хозяйственно-административное значение. В зависимости от земли, где предоставлялся земельный надел крестьянам (нечерноземной, черноземной или степной полосы), устанавливались разные размеры подушного надела. Поэтому исходя из плодородия земли в каждой отдельной местности устанавливался максимальный размер земельного надела, выделяемого крестьянам. Этот размер являлся отправной точкой для определения конкретного размера выкупаемого надела, который не мог быть меньше 1/3 максимального размера. Собственники земли могли безвозмездно предоставить земельный надел меньшего размера, так называемый «нищенский надел». Для всей России высшая норма крестьянского надела составляла 7 десятин, а низшая – 3. Главным положительным итогом крестьянской реформы является уравнение членов общества в их естественных правах и прежде всего в праве на личную свободу. Недостатки крестьянской реформы: 1) сохранение крупного помещичьего землевладения; 2) маленький размер крестьянских наделов; 3) учреждение крестьянских общин и установление круговой поруки в пределах этих общин. Земская реформа была проведена в 1864 г. и явилась следствием отмены в Российской империи крепостного права. Причина введения органов местного самоуправления – негодное состояние дорог. Впервые упоминание о земской реформе связано с 25 марта 1859 г., когда высочайшим повелением государя были окончательно определены основные положения будущего устройства всего местного хозяйственно-распорядительного управления – принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Земская реформа проводилась на основе «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». Сущность земской реформы заключается в привлечении общественных масс к участию в хозяйственно-административном управлении на местах (уездах и городах); реформа устанавливала регулирование капиталов, имущества и деньгами земства, содержания земских зданий и путей сообщения, учреждениями здравоохранения, образования и т. д. Выделялись исполнительные и распорядительные органы самоуправления. Распорядительным органом в этот период времени является уездное земское собрание. Во главе его стоял местный предводитель дворянства. Выборы в органы местного самоуправления поводились по 3-м куриям: 1) крупные землевладельцы (имущественный ценз – 100 минимальных крестьянских наделов); 2) представители сельских обществ; 3) городские избиратели (имущественный ценз – 15 тыс. руб. в год). Формировались губернские собрания из представителей земских собраний. Исполнительные органы на местах – земские и губернские управы. Управы состояли из председателя и двух членов. Городская реформа была проведена в 1870 г., в результате которой было введено городское управление. Причины городского самоуправления – необходимость административно-хозяйственного управления в городе. 16 июля 1870 г. было принято «Городовое положение». С этого момента было положено начало городской реформе. Сущность реформы заключалась во введении системы органов городского общественного управления (городское избирательное собрание и городская дума с городской управой). Городская дума – выборный орган, возглавляемый городским головой. Городской голова назначался из кандидатов, предложенных думой или губернатором, министром внутренних дел, в Москве и Петербурге – императором. Кандидаты в городскую думу должны были отвечать возрастному цензу (25 лет) и имущественному. Этот ценз определялся по куриям налогоплательщиков. Курии налогоплательщиков: наибольшая часть налогов; на треть меньше; еще на треть меньше. Не могли быть выбраны в земские органы власти осужденные лица, отрешенные от должности, подследственные либо лишенные духовного сана. Компетенция городских учреждений: 1) назначение выборных должностных лиц; 2) установление городских сборов (сборы с торговли, трактиров, жилых помещений, аукционов и т. п.); 3) управление городским имуществом; 4) городская недвижимость; 5) кредиты-займы. Бюджет городских учреждений формировался из отчислений на социальную сферу (учебные, благотворительные заведения и т. п.) и содержания тюрем, полиции, местных воинских частей. Распределением бюджетных средств ведал губернатор. В ноябре 1864 г. было принято Учреждение судебных установлений, которое ознаменовало собой переход к новой судебной системе в России. В состав судебной системы согласно Учреждениям судебных установлений 1864 г. входили: 1) общие суды: а) окружной судья; б) судебная палата; в) мировые суды (мировой судья и съезд мировых судей); 2) специальные суды (например, волостные суды, которые создавались для крестьян и были сугубо сословными, в их компетенцию входило рассмотрение исков до 100 руб. и незначительных уголовных дел); 3) конституционная и высшая судебная инстанция – Сенат. Мировой суд являлся первой и низшей судебной инстанцией по уголовным и гражданским делам. Он рассматривал дела в пределах своего участка: уголовные, штраф за которые предусматривался до 300 руб., и гражданские, цена иска которых была менее 500 руб. Мировой округ включал уезд и входящие в него города и делился на мировые участки, в пределах которых осуществлялась деятельность мировых судей. Все остальные дела относились к компетенции окружных судей. Каждый окружной судья входил в состав коллегии судебной палаты, которая рассматривала дела по общей подсудности (например, государственные преступления и т. п.), в пределах же своей компетенции окружные судьи рассматривали дела единолично. Институт присяжных заседателей действовал только в окружных судах в XIX в. в России. Поэтому суд присяжных можно назвать одной из форм окружного суда. Судебный округ нередко охватывал сразу несколько губерний и делился на судебные участки. Положительная черта окружного судопроизводства заключалась в том, что суд становился выше по рангу губернского начальства. В тот период времени существовали 2 инстанции для пересмотра судебных решений. Таковыми являлись: апелляционная инстанция; кассационная инстанция. Апелляционная инстанция для мировых судей – уездный съезд мировых судей. Он действовал 2 раза в год по несколько дней. Решения этого суда могли быть пересмотрены в порядке кассации. Апелляционной инстанции для пересмотра решений присяжных не было, они пересматривались только в кассационном порядке в судебной палате. Сенат – высшая судебная инстанция, в состав которой входили: 1) кассационные департаменты (они рассматривали жалобы и протесты на нарушение «прямого смысла законов», просьбы о пересмотре вступивших в законную силу приговоров по вновь открывшимся обстоятельствам, дела о должностных преступлениях); 2) особые присутствия (они создавались для решения чрезвычайно важных, особых дел). Реформы 1861 г. устанавливали следующие принципы судопроизводства: 1) бессословного характера суда; 2) состязательности судопроизводства; 3) отделения суда от администрации и разделения судебной и обвинительной властей; 4) рассмотрения дел присяжными заседателями; 5) гласность судопроизводства; 6) выборность суда (это касалось только окружных судов, все остальные назначались, выборными также были мировые судьи на отдельных участках; выборы судьи всегда осуществлялись исходя из высокого имущественного ценза). С момента принятия Учреждения судебных установлений 1864 г. отменялись все специальные сословные суды: для дворян, крестьян, горожан, межевые, совестные суды и т. д. Устав уголовного судопроизводства был принят в рамках судебной реформы 1864 г. Устав устанавливал либеральные принципы рассмотрения уголовных дел судами. По Уставу большинство уголовных дел относилось к компетенции окружных судов с участием присяжных заседателей. В состав окружных судов с участием присяжных входили: во-первых, 3 коронных судьи (они решали вопросы права); во-вторых, 12 присяжных заседателей (решали вопросы факта). Особенности рассмотрения уголовных дел в окружном суде с участием присяжных: 1) допустимость отвода судей; 2) равенство прав судей и присяжных заседателей; 3) вынесение приговора и определение меры наказания относились к исключительному ведению судов, прокурор не имел права касаться вопроса меры наказания до вынесения вердикта присяжных. Стадии уголовного процесса: 1) дознание (проводилось по делам, отнесенным к компетенции полиции); 2) предварительное следствие (по наименее тяжким преступлениям оно проводилось жандармами полиции, по более тяжким – следователями под надзором прокуроров или членов судебных палат; в предварительном следствии защитники не имели права участвовать); 3) подготовительные действия к суду (материалы уголовного дела готовили следователи, в компетенцию которых входило предварительное следствие, далее эти материалы должны были быть предъявлены обвиняемому и переданы прокурору, который в свою очередь составлял обвинительный акт и направлял его в судебную палату, и только затем палата выносила определение о предании дела суду); 4) судебное следствие (проводилось в момент рассмотрения дела судом и исследования доказательств в судебном заседании, на котором должны были присутствовать 3 члена суда, секретарь суда и 12 присяжных заседателей; порядок судебного следствия: начиналось с оглашения обвинительного заключения, затем – произведение допроса обвиняемого, свидетелей и проверка иных доказательств; оканчивалось заключительными прениями – речами прокурора или частного обвинителя и защитника или объяснениями подсудимого); 5) вынесение приговора (основывалось на предварительно вынесенном вердикте присяжных о виновности или невиновности подсудимого, который принимался большинством голосов; приговор касался меры наказания, ее определял коронный суд в совещательной комнате по выдвинутым требованиям прокурора и возражениям защитника); 6) исполнение приговора (приговоры окружных судов с участием присяжных заседателей были окончательными и подлежали немедленному исполнению полицией, за исключением случаев, когда коронный суд признавал, что присяжными осужден невиновный, в этом случае дело передавалось на слушание новому составу присяжных); 7) пересмотр приговора (обжалование приговоров окружных судов или их опротестование прокурором допускалось только в кассационном порядке в Сенате). Сенат и Верховный уголовный суд являлись высшими судебными органами. Их приговоры отменялись только в порядке помилования императором. Поводами для возбуждения уголовного дела (по Уставу) являлись: 1) жалобы частных лиц; 2) сообщения полиции, учреждений и должностных лиц; 3) явка с повинной; 4) усмотрение следователя или прокурора. Подведомственность окружных судов определялась по месту совершения преступления.
88.Вступление России в ХХ век отмечено весьма значительными изменениями в экономической и политической жизни страны. Сложность развития империализма в России заключалось в том, что высоко концентрированная крупная капиталистическая промышленность уживалась с глубокими пережитками крепостничества во всей экономике и политической жизни. Русская буржуазия выросла под покровительством царского правительства, неспособной к политической борьбе и превратилась в контрреволюционную силу (особенно после революции 1905-1907 гг.). В 1900 г. в России разразился экономический кризис, в результате которого закрепилось около 3 тыс. легких и средних заводов и фабрик. 1902-1903 гг. произошел резкий подъем рабочего движения во многих городах России. В 1905-1907 гг. Россию потрясла 1 русская революция. На развитие государства и права наложили отпечаток Русско-японская война 1905 г. и I мировая война. Период с февраля по октябрь 1917 года в России юридически существовала буржуазная государственность. Целью настоящей лекции является рассмотрение особенности развития государства и права в период буржуазно-демократических революций, ознакомление с процессом образования буржуазной государственности в России и законодательством временного правительства. Date: 2016-11-17; view: 364; Нарушение авторских прав |