Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и предмет этики. Основные мотивы поступков и способы их обоснования в истории этики.





Этикаобласть философского знания, исследующая универсальные предпосылки и формы нравственных отношений людей в системе их духовно-практической деятельности.

Предметом этики является мораль. Мораль - это совокупность исторически определенных норм, представлений, правил поведения людей, реализующихся в их нравственных действиях и поступках.

Все этические учения прошлого и настоящего имеют своей целью рациональное обоснование морали, выявления ее общего, сущностного значения, выраженного в системе норм, законов, ценностей, принципов, категорий. В этом смысле, этика в теоретической форме выступает как выражение высших моральных ценностей. Она формирует идеальные представления о нравственно должном. Мораль говорит не о том, что есть, а, основываясь на обобщении практики поведения людей, она говорит о том, что должно быть.

Мораль замкнута на человека. Она – атрибут его существования, показатель его социальности. Она связывает людей воедино во всех их прочих связях. Это единственно возможное условие взаимного существования людей, то пространство, в рамках которого человеческое бытие разворачивается именно как человеческое. Уже самые ранние этические учения рассматривают человека в качестве единственного и высшего критерия морали. Именно мораль служит универсальным способом и средством самопознания и самосовершенствования личности. Она обеспечивает высшую общественную и личную целесообразность, поддержание гармонии человека и общества, устойчивости всех звеньев общественного бытия.

В любом поступке, наряду с осознанным мотивом, существуют еще и мотивы бессознательные, наряду с основным, или доминирующим, мотивом присутствуют сопутствующие, или второстепенные, мотивы.

Поэтому при определении ценности поступка необходимо учитывать и выявлять весь спектр побуждений и воли.

Первый мотив – желание блага себе – определяет в целом «этику эгоизма». Эгоизм включает в себя два момента: себялюбие и самолюбие.

Исторически исходной, элементарной формой «этики эгоизма» явился гедонизм (удовольствие, наслаждение).

Но всякое ли удовольствие есть благо?

Эвдемонизм исходил из того, что благом являются лишь разумные удовольствия (не влекут за собой страдания, раскаяния и сожаления).

Утилитаризм основывался на том, что нравственная ценность и мера удовольствия определяется их полезностью.

Теория разумного эгоизма: человек может достичь собственного блага только стремясь к общему благу, желая блага другим.

Перфекционизм (совершенство) – «этика совершенствования» - доводит до предела альтруистический смысл мотива желания собственного блага. Заботясь о благе души, человек перестает быть эгоистом, ибо думать о собственной душе – значит думать о благополучии других.

Второй мотив – желание блага другому.

Для того, чтобы реально желать блага другому лицу, необходимо умерить притязания на собственное благо. Формой такого смирения желания блага самому себе является аскетизм.

«Этика альтруизма» исторически выступала в следующих формах:

- христианская этика любви к ближнему;

- этика сострадания;

- этика долга или нравственных обязанностей;

- этика благоговения перед жизнью.

Третий мотив – желание зла другому.

Сочетание мотива желания зла другому с мотивом желания блага другому.

Этика «любви к дальнему» - желание зла ближнему (несовершенному, духовно выродившемуся человеку) во имя желания блага дальнему, «сверхчеловеку».

Сочетание мотива желания зла другому с мотивом желания зла себе способно привести к этике «радикальной мизантропии» и «маниакального человеконенавистничества». Основанием такой этики может служить только некая сатанинская идея «проклятья жизни» и «триумфа смерти».

Четвертый мотив – желание зла себе.

Этическая ценность данного мотива проявляется прежде всего в сочетании с мотивами желания блага себе и желания блага другому.

В первом случае речь идет о «дуалистической этике подвижничества»: желании блага собственной душе и зла собственной плоти. Во втором случае – об этике «радикального альтруизма».


 

Date: 2016-11-17; view: 989; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию