Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Моше бен Маймун (Моисей, Маймонид) (1135-1204).
Рассматривать там нечего. Сказать можно разве что, что её переводили иногда.
С чистой совестью, рассмотрев арабскую философию, возвращаемся в западную Европу. Тема 5. Поздняя схоластика. 13-первая половина 14 века – расцвет схоластики. 12 век: в это время расцветает ремесло. Назвают 12 век средневековой пром. революции. Мельницы (вода, ветер), появляется нужда в знаниях. Появляется школьное образование. Возникают не только епископские, но и городские школы (7 искусств + медицина, право…). Возникает больше преподавателей, учеников. Т.е. становится больше людей, занимающихся умственным трудном; появляется слой интеллектуалов. Появляется проблема объединения классов; они должны занять определённое место в обществе. Горожане – купцы и ремесленники. Купцы – в гильдии. Ремесленники – в цехи. Люди объединялись по профессии. Поэтому интелектуалы – появились университеты. В 13 веке каждый крупный город имел университет. Корпорация! Университеты ведут борьбу за автономию, самоуправление; независимости от Папы Римского и епископа, власти. 13 век – век университетов. Ранее были дворяне (феодалы), крестьяне, духовенство (служба в церкви).
Лекция 4 23 сентября 2011
Поздняя схоластика. 13 век – «золотой век» схоластики.
Болония – первый университет 1158 год.
Все корпорации были самостоятельными от городских властей. Университеты добивались этого же. Добиваются независисомти от городских, церковных властей (аццкая хитрость: обращались к королевской власти против городской или к власти папы против местной церкви; потому что они далеко…). Появились факультеты, деканы. Один из деканов – ректор, глава университета. Обычно было 1 низший и 3 высшых факультетов. Низший – факультет искусств. На них поступали в 14 лет и учились 6 лет. Высшие: теологический?, юридический, медицинский. На высшых 5-7 лет. Появились учёные степени. Artistian – учащийся факультета искусств. Сдавал экзамен на степень бакалавра. Была публичная защита. Получал звание «бакалавр искусств». Позднее мог стать «доктором искусств». Бакалавр имел право преподавать. Доктор искусств, медицины… Преподаватели вырабатывали уставы, поэтому не было единства (например, не «бакалавр», а «магистр» и т. п.) Была ещё степень иценциат (?). Безплатного обучения, естественно, не было. Преподавание велось на латинском языке по всей Европе. Лекции, экзамены, дискуссии – на латыни. Университеты соперничали, стремились превлечь больше Были переведены основные работы Аристотеля.
В западной Европе вызвали двоякую реакцию работы философию. Аристотель был язычником (задолго до христианства). Т.е., как не сложно догадаться, лживые попы, гореть им в аду, стали мешать распространению идей Аристотеля. И да, Аристотель дошёл с комментариями арабов. Поэтому де факто воевали с искажениями Аристотеля арабскими аристотеля. Попытки сдержать напор идей Аристотеля закончились крахом. К 13 веку Философ и Магистр означало Аристотель, а Комментатор – Оберроес. Было два течения: 1) сугубо Аристотельское 2) подозрительно относившееся к Аристотелю. Было связно с 2мя христианскими орденами. В 12 веке возникла 2 христианских ордена. Один – фарнцисканский орден; другой – доминиканский (по именам создателей). Доминиканцы – инквизиция. Domini canes. Domini – Господь Бог. Canes – пёсики. Терзали еретиков. Пытать пытали, но не казнили своими руками. Передавали после питок светской власти. «Предать смерти нужно милостивой без пролития крови» - сжечь. Монахи в основном преподавали. Доминиканцы за основу взяли Аристотеля. Августин блаженный был авторитетом для францисканцев (ведь отвергать Аристотеля они не могли).
Джованни Фиданца (1221 - 1274). Родился в Италии, преподавал в Париже. Носил прозвище Бонавентура («благое пришествие»). Генерал францискаского ордена (тысячи монахов). Власть непререкаемая у генерала. Пытался соеденить Аристотеля и Августина Блаженного. Ориентир на неоплатонизм (мистика!). Поэтому в его работах сочиталась схоластика и мистика (сверхъестественно познание). Мир сотворён погом из ничего. Все вещи состоят из формы и материи. Форма духовна, материя материальна. Олицетворение формы – свет. В разных существах и в-вах света различное кол-во. Одни более, другие менее светоносны. Занимался проблемой познания. Не обязательно чувственное. Намечал 3 отрезка пути познания. Всё, чем мы занимаеся – познания Бога. Через его творения, например. 1 – через его творения. 2 – познание высшего творения Бога – человеческой души; никакое чувственное познание ничего не даст. 3 – высшая форма, прямое познание бога, экстаз, раскрытие тайны Бога не разумом, а …
Доминиканец – Альберт Великий (Альберт фон Больштедт) (1193-1280). «Всеобъемлющий доктор». Учился в Падуанском Университете. Позже учился в Париже, Кёльне, там и умер. Увлекался богословием, преподавательской деятельностью (залы не вмещали слушателей). Знал древнееврейский, греческий, латынь. Занимался естествознанием. Многотомники «ботаника» и «зоология». Первым высоко оценил греческую философию. «Хотя философ был язычником, христианство появилось из Аристотеля». Первый комментатор метафизических трудов Аристотеля. Отделил философию от богословия. В основе богословия – божественное откровение. В основе философии – разум. Считал, что нужно привлечь философию к богословию для толкования богословских писаний. Вера выше разума. Было не мало работ, но не создал законченной системы философского разума.
Такую систему пытался создать его ученик – Фома Аквинский (1195 - 1274). Происходил из Италии, род графов Аквинских. Учился в Кёльне, Париже. Преподавал там же, и ещё где-то, но основное – Париж. Учение называлось Томизм. Русские зовут его Фома; а в зап. Европе – Томас. Существует и сейчас. Это специальная философия церкви. Правда, сейчас он подправлен – неотомизм. «Сумма теологий» и «Сумма против язычников» - две основные работы. Широко использовал Аристотеля. Стремился соединить католицизм и аристотетелизм. Базируясь на Аристотеля создал грандиозную, законченную, последовательную философскую систему. Существует 2 вида знания: богословие, философия. 2 вида истины: истина разума и истина откровения. Эти две истины есть проявление одной и той же истины. Нужно использовать разум для обоснования истин откровения. Разум должен быть подчинён вере. Философия нужна для служения богословия. «Философия – служанка богословия». Истины богословные, противоречащие разуму – сверхразумные. Т.к. есть разум человеческий (разногласие), но в божественном разуме есть согласие. Вера выше разума. Откровение выше науки. Пытался разумно доказать бытие Божие. Док-ва: 1. В мире всё в движении. А откуда оно берётся? Должен быть перводвигатель. Никто кроме Бога быть не может. 2. Существует цепь причинностей. Но эта цепь причинностей не может быть бесконечной. А первопричиной может быть только Бох. 3. В мире всё случайно. Но где случайность – должна проявляться необходимость. А необходимость должна иметь духовную природу. 4. Вещи отличаются по степени совершенства. Наконец, есть вещь абсолютно совершенная – Бог. 5. В мире существует целесообразность. Значит, есть кто-то, кто поставил цель. (5 – развенчано Дарвином). Занимался проблемой ОиО. Решал как Авиценна. Общее существует трояко. Универсалии суть реалии. Существуют до вещей – в божественном разуме. Ante rem – до вещей. В вещах – in rebus. После вещей – в голове, post rem. Проблемы теории познания. Объективен наш мир. Есть мир внешний. Предметы внешнего мира воздействуют на органы, возникают образы. Вещи начинают существовать двояко. Во внешнем мире и в нашем сознании. Делением на вещи в себе и в нас опередил время. Образы дают только поверхность вещей. А суть вещей чувствам недоступна. Чтобы познать вещь – надо от явления перейти к сущему, к общему. Как? В чувстенных образах в потенциале содержится не только отдельное, нои общее. На помощь приходит (было и у Авиценны, Оберроеса, Аристотеля…) пассивный и активный разум. Активный выцарапывает из чувственного общее. Возникают умопостигаемые вещи для нас. Разрабатывает концепцию общества. Гос-во – творение людей. Прежде всего короли, монархи – истинные создатели. Мир устроен справедливо – должны быть бедные и богатые. У монархов должна быть абсолютная власть; подданные должны повиноваться. Но власть ограничивается только телами людей, но не бессмертными душами. Над этой душой влавствует церковь. Монархи карают преступников. Жестоко караются фальшивомонетчики. Еретики – калечат души людей. Казнить еретеков – фальшивомонетчиков в мире духов!!!
Рассмотрели католический Аристотелизм. Были и иные трактовщики, отталкивающиеся от Оберроеса. «Латинские Оберроеизм».
Основоположник – Сигер Брабантский (1235 – 1282). Его работ почти не дошло. По критике знаем, но сложно. Взгляды: несомененно, атеистом не был. Признаёт бытие Бога. Но Бог – не творец мира. Мир так же вечер, как и Бог. Бог не есть существо со взглядами, представлениями… Бог – некое духовное, безликое, думающее о самом себе. Не вмешивается в дела мира. Бог мир не творил, в дела не вмешивается, но существует. Дальше учение о двух разумах: живой, человеческий и общечеловеческий. Чел-й связан с телом. Без тела нет (Фома А – разум не связан с материей) разума. И в то же время разум бессмертен – бессмертно человечество. Никогда не возникало, никогда не исчезнет. Загробного мира нет. Работал и преподавал в парижском университете. Дважды его взгляды был осуждены на соборох и запрещены к преподаванию. Отправился на папский суд. Говорят, был убит собственным секретарём. Использовал концепцию двух истин, чтобы себя оправдать. Истина откровения и истина разума. В область разума лезть церковникам ни к чему.
Роджэр Бэкон (1214-1294). Образовался в Оксфордском. Перебрался в Парижский. Стал преподавать в Париже. Затем в Оксфордский. Пользовался там огромным влиянием. Вызвало опасение францисканского ордена. Бонавентура запретил преподавать, отправил жить в монастырь. Но затем в монастырскую тюрьму (1278). За год до смерти был освобождён. Философ, вмешивавшийся в светскую жизнь(?). Наступал на духовенство. Склонялся (как францисканец) к неоплатонизму. Выдвигал ряд положений, не новых. Метафизика и философия – общая наука. Должна разбирать, какие отношение в конкретных науках. И метод познания конкретных наук. Философия должна обращатсья к научным знаниям. Учение об источниках знания: существует 3 источника. 1. Авторитеты 2. Разум 3. Опыт. Занимался экспериментированием. Авторитеты – не высший источник, могут ошибаться, могут писать чепуху. Т.к. разные авторитеты говорят противоположное. Говорил, что беда познания – зависимость от авторитетов. В области науки – никакие авторитеты не должны… Опыт - 1!, надёжный, достоверный источник знаний. Огромную роль должны играть физика и математика. Считал, что наука должна приносить пользу, давать человеку власть над миром. «Знание – сила». Появятся аппараты, летающие по воздуху. Лодки без парусов и вёсел. Глаза – источник знания. Нужно изучить устройство глаза. Медицина, астрономия, астрология. Занимался поиском философского камня (металл в золото; вечное здоровье). Проводил опыты.
Англичане. Последние схоласты. После этого схоластика ушла с решающих позиций. Иоанн Дунс Скот (1266-1308). Окончил Оксфорд, преподавал там же, затем в Париже, затем в Кёльне, там умер. Член ордена францисканцев. Критически настроен к Аристорелю. В философия – госоподство разума. Никаой связи не должно быть между философией и богословием. Невозможно привлечь философию к богословию. Истинная вера недоказуема. Для разума она нелепа. Пользы в разуме НЕТ. Теология – не наука, ничего не доказать, не проверить. Область слепой веры. Философия – наука. Теология – для спасения души, не попасть в ад. Бог создал мир. Что хочет – то и делает с ним. Раз может быть всё –то какой, нах, разум. Развивал учение о материи. Есть материя, субстракт, основа всего существующего. Всё кроме Бога состоит из формы и матреии. Форма не появляется из_вне. Форма присуща самой материи. Познание начинается с конкретных, отдельных вещей, с чувственного познания. Для реалиста необычно. Поэтому иногда его трактуют как номиналиста. Нет абсолютной морали, абсолютной нарвственности. У разных народов разное. Познание. Чувственного не достаточно. Нужно проникать в сущность. Наш разум активен. Всемирного разума нет. Активный разум выяляет сущности. Уильям Оккамм (1285- ок1349). Умер от чумы в Мюнхене. Середина 14 века – время, когда на Европу обрушилась «чёрная смерть». ~Треть Евпропы погибла. Учился в Оксфорде, вступил в орден францисканцев. Франсцисканцы к тому времени вступили в конфликт с Папу Римским (роскошь и т.д.). 1309 – 13… - папы римские жили в Абильоне (?). Они вели борьбу с германскими императорами. Шла война идеологическая и политическая. Оккам примкнул к германскому императору к борьбе против ПР. Император (?). Выступал с обличением ПР. Бежал к (?) Баварскому. «Ты меня защищай мечом, а я тебя буду защищать пером». Доказывал, что ПР – никакие не наместники Христа на Земле. Настоящим хозяином кат. мира является христианская община, её соборы. Более того – у ПР не должно бытьт никаких претензий на светскую власть: хоронить, вести службы и т.п. – не более. Власти одного чиловека не должно быть. Как философ: философия и теология общего не имеют. У каждого свои истины; привлекать разум к догаматов церкви ни к чему. Номиналист. Принцип «бритва Оккама». Если есть полностью удовлетворяющее – не нужно придумывать дальше. Всё начинается с чувственного познания (номиналист ведь). Интуитивное (чув) и абстрактное. Интуитивное основано на достоверности, на опытном знании. Опыт – источник знаний.
Лекция 5 30 сентября 2011
Теология – не наука. Просто нужна для спасения души чиловеческой. Ни одно положение религии нельзя разумно обоснвоать. Можно только верить. 14 век – крушение схоластики и теологии в западной Европе. Начинается эпоха возрождения, ренессанса. Громили старые догмы, но мало делали нового.
Тема 6. Общественно-политическая философская мысль средневековья. Напомним, что 10 век – феодализм и комунны, 11-12 – расцвет городов, 13 – средневековая индустр революция, век университетов, торговля. Люди стали поддаными короля. Капитализм, ёпта! «Магистральный процесс». Зародился в 13, сформировался к 15. Другой процесс (в следствие развития торговли) – города подчинили себе деревенскую округу. Города стали гос-ми. Возникли «города-гос-ва». Было в северной Италии. Самый известный – Флоренция. В 12 веке стала коммуной. В 13 – особым гос-м. Один из самых могущественных. Но рядом Венеция, Венуэсс и ещё 10-15 сильных республик. Развернулась борьба за власть. Попалары победили в борьбе. Потом борьба внутри попаларов. В Флоренции произошло первое восстание «Чомпи» наёмных рабочих. «Италии» тогда не было – были города гос-ва (аналог на Руси – великое княжество Тверское, Московское, республика Псков). Данте Альг´ери. Во всех этих республиках были ликвидированы феодальные отношения!!! Возник особый вид общества – торгово-бюргерский или купеческо-бюргерский. Италия, кстати, стала единым го-вом лишь в 19 веке из-за обособленности городов-гос-в. Бурный расцвет культуры (за счёт борьбы партий и т.п.) – возрождение. Вторая половина 14 – первая 16. Возникла культура, резко отличавшаяся от средневековой. В центре идейной жизни средневековья – Бог, католицизм; идеал – загробное блаженство; земное – бременное, печалиться не приходится; главное – обеспечить себе доступ к райскому блаженству; самый простой чит – стать монахом; ещё пути – выполнять догматы. Ренессанс: Бог на втором плане, в центре – земные страдания людей. Секуляризация. Представители этой культуры – гуманисты. Чтобы создавать культуру – нужен материал; средневековый – не годится. Обратились к античности, т.к. там даже Боги изображались людьми, в центре таки человек. Ренесанс – возрождение античной культуры. Возникло понятие «новое время», противоположное «старому времени». С их точки зрения: раньше была античная культура, а потом – варвары набижали, разрушили культуру и наступил чёрный провал в истории, когда исчезла культура (т.е. они считали, что средневековая культура – культура варварская). Итого выделили три эпохи: античность, варварство (средние века), новое время. Установили периодизацию. В эпоху возрождения возродилась история. В средние века господствовал провиденциализм (план Бога, люди пешки; основоположник, кстати – Августин Блаженный «О граде Божием»). Два крупных историка:
Леонардо Бруни (1370-1444), Флавио Бьондо (1369-1463). Заложены основы периодизации мировой истории. Окончательно, кстати, заложилась в 17 веке (Кристофор Келер или Целарус (лат), немец; писал на латыни; 3 книги – «античная и», «и ср веков», «новая и»). Обоснование – борьба против старой культуры.
Наступает не время конца света (долбаный католицизм), а время расцвета. Нужно было упорно бороться со старой культурой. Отличительная черта ренесанса – одобрение античности, чмырение средневековья – духовенства. Безбожников было чуть меньше, чем нисколько, но духовенство критиковали. Был не атеизм, а крерикаиз о лжемонахах и т.д. Критиковали феодализм. За свободу от авторитетов. На священное писание не замахивались, но тех же схоластов (Аквинский, Претерберийский) критиковали (за то, что они авторитеты). «За свободу мысли человеческой, блеять!». Книги стоили дорого – большое препятствие. Переворот, ёпта! 1455 г. – Иоганн Гутенберг издал первую печатную книгу. Богомерзкую Библию, ясен хрен. Создаётся типография. В течение 45 лет возникло 1100 типографий в 260 городах. Вся Европа. Вышло 40000 изданий, тиражом До крестьянских масс, вероятно, не доходили книги, но уж города стали образованными.
Итого: пропоганда свободной мысли, подрыв авторитетов, критика старого и духовенства.
Ознакомимся с крупнейшими представителями (не обязательно из сферы философии; скорее всего – из области искусства). Начнём с северной Италии, Флоренции.
Итальянец (Флорентиец) Франческа Петрарка (1304-1374). Неутомимый собиратель древних рукописей (из монастрей, архивов), размножал и передавал. На латыни все философские и политические трактаты. Поэт. Стихи писал, благо, на Итальянском. Красоты природы, человеческая
Джованни Бокачио (1313 – 1375). Крупное произведение – Декамерон (в фонде мировой литературы; 1350-53; рекомендуется к ознакомлению, блеять!). Сюжет: чума, флоренция, 10 людей спасается от
Лоренцо Валла (1414-1457). Аристотель – царь-догматик. Пропагандировал обращение к античному миру. К Эпикуру (наслаждения). Настроен кричитески к религии. Филолог. Развил то, что называется критика источников. Посмел затронуть священное писание. Когда появились? Кто автор? Можно ли верить? Папа Римский перенос столицу в Константинополь.
Николай Пузанский (Крэпс - фамилия). Богословский философ. Неоплатонист. Мистик. Собственные труды богословские не интересны. А философские не унылы. Был учёным, математик. Знание совершенно, когда выражено в мат
С неприязнью относились к Аристотелю из-за ненависти к схоластике. Нормальное явление. Аристотелю стали противоставлять Платона. 1459, Флоренция – возникла Платоновская академия. Издание и распространение работ Платона. «Настоящий философ» в противовес Аристотелю, недостойному (с точки зрения многих) называться «Философ». Кстати, находились защитники: Аристотель искажён схоластами, настоящий А – не тот; стремились возродить его в первозданной красоте. Обычно такие люди следовали за Оберроесом. Душа смертна, Бог не вмешивается в дела время. Оверроизм – критическое отношение к ортодоксальной схоластике. Ещё течение – Александризм (Афронизийский – комментатор, поклонник Аристотеля 2-3 век; стремился истолковать материалистически и атеистически). Александристы: душа связана с телом, смертна. Оказали влияние на…
Пётр Помпанацци (1462-1524). Отстаивал 2ность истины. Откровения и разума. Могут исключать друг другу и можно принимать и ту и другую. «Книга о трёх обманщиках». Первый – Моисей (заповеди). Второй – Христос (сказки). Третий – Мухамед. Раз есть 3 религии, претендующие на истину – значит по крайней мере 2 из них ложны. Да и вообще – скорее всего, все они ложны. 1522 – состоялся Латиранский собор католической церкви («Вселенские соборы»). Собор осудил александризм, оверроизм, двойсвенность истины.
Никкола Макиявелли. Флорентиец, гос.деятель. Был изгнан из Флоренции (поражение его партии). Умер в Италии. Литератор, драматург, публицист, политолог, философ. Сторонник республики, противник авторитаризма. За народное управление. С другой стороны – патриот Италии. Болело сердце, что Италия раздроблена. В результате набигали внешние враги. Считал, что важнейшая задача – объединение по образцу, скажем, Французского королевства. Книга «Государь» - даёт рецепты как добиться единства Италии. В частности – не стесняться в средствах (обман, читы, подлости). Всё прощается, если цель достигнута. Макиявизм – в политике нет морали, важна цель. Есть общества республики и монархии. Критиковал провиденциализм. Написал книгу «история Флоренции». История Флоренции – история ожесточённой борьбы нескольких группировок с разными интересами; одни стремились сохранить порядки, другие сменить. В основе – имущественное положение. Приходит к идее классовой борьбы, хотя до понятие классов не дошёл. Действуют люди, но результаты не зависят от их желания (Италия: в итоге к власти пришли тираны) – идея объективности исторического процесса. Это его самая ценная идея.
Рассмотрим Гуманизм (к северу Италии).
Северный Гуманизм. Не ренессанс в том смысле, что к античности не обращались. Но идея, что человек с его мечтами и желаниями в центре – основная.
Эразм Ротердамский (1469-1536). Нидерланды (род), Англия, Франция, Швейцария. Везде был. Пользовался популярностью по всей Европе. Работ масса. В фонде – «Похвала глупости». Написана от лица богини глупости, которая царсвует над миром. Только благодаря глупости процветает духовенство, существуют придворные. О схоластах: нихера не знают, а думают что знают всё. Даже себя не знают, ничего не замечают, но проповедуют идеи всеобщности. Всякое духовенство жульё, мошенники. Был знаком со всеми выдающимися людьми того времени
Томас Му/о?р (). Английский гуманист. Генрих 8 сделал его премьр министром. Стал лордом-канцлером. С одной стороны возвысило, но в конце концов поссорился с Генрихом 8 (у него была реформация, отказался от католицизма, провозгласил главой, основал англиканство). Был приговорён и обезглавнен. Причислен к лику святых. ?. Положил начало утопическому социализму.
Лекция 6 7 октября 2011
Обратимся к Германии. Гуманистов было много, но рассм одного.
Ульрих фон Гуттен (1488-1523). Возглавил коллектив гуманистов, написавших «Письма тёмных людей» - пародия на книги схоластов. На латыни. Убит в бою. Для Германии 16 век (Швейцария тоже) – разрослось течение католицизма «реформация». Реформировалось христианство. Протестанство. Лютеранство – одно из направлений.
Мартин Лютер (1483-1546). Представитель умеренной ветви протестанства (т.е. лютеранство). Тогда же разразилась христианская война.
Томас Мюнцер – идеолог войны и крайней реформации. Нужно приблизить время, когда уничтожится несправедливый строй. Нужно искать блаженство на этом свете – создать Царство Божие на Земле – основной лозунг великой христианской войны.
Жан Кальвин (1509-1564) – стал главой правительства Женевы, диктатор. Провёл реформацию борьбы с католиками, инакомыслищами, учёными (сжог Мигеля Сервета, кот занимался кровообращением).
Франсуа Рабле (1515-1573????????) – монах в молодости. Отказался от сана. Географ, врач, химик, физик. Слава – литературные труды. Фонд мировой литературы – «Гаргантюа и Пантагрюэль». Высмеивает существующие порядки, духовенство, богословов (они «ПУСТОБОЛЫ»).
Тоже Франция. Пьер де Ла Рамэ (1494-1553). Преподавал в универе, защитил диссертацию. Враждовал со схоластами. Атаковал Аристотеля, подрывал авторитеты прошлых веков. Магистерская диссертация: «всё сказанное Аристотелем – ложь». Но создать новый метод ему не удалось. Нажил много врагов. Был протестантом. Ночь Святого Варфаламея – на свадьбу короля Наварры (буд Генрих 4) и короля Карла 9 (фр) в знак примерения пригласили огромное кол-во гугенотов (Г4), а ночью они напали на население Парижа и убили несколько тысяч человек.
Редко умпоминается в философии: Жан Боден (1530-1596). Вошёл в историю права, юрисприденции. Обосновал идею государственного суниверитета. Крупный историк также. «Метод лёгкого изучения истории». Развивает унитарно-стадиальную концепцию истории. Унитарно-стадиальная – смена в мастабах человечества, прогресс. Противоположная – у Ибн Холуина?: есть отдельные истории стран, исчезают появляются. Циклический. Два толкования: история всеобща, т.к. все общества должны пройти те же стадии одна позже, другая раньше; не обязательно все одинаково – может пройти только одна нация, а их достижения усвоятся другими. Эстафета, блеять! Выделял 3 мировых эпохи. 1. На первом плане народы Востока. Продвинулись вперёд, добыли огромные знания, потом отступили в тень. 2. На первый план выступили народы возле Средиземного моря. Усвоив достижения – двинули чел рассу вперёд. 3. Крах, варварство, темнота. 4. На первом плане народы севера (Зап Европа). Каждая длилась 2000??? лет. Венец творения – античный мир. Как и многие гуманисты так считал. Т.е. мы должны приближаться к античности. Т.е. сейчас (15 век) мы находимся ниже античности. Но говорит, что зап.Европа поднялась выше античности. Появился компас. Знание, огнестрельное оружие. Выдвинул идею географического детерменизма: движущей силой общества являеются географические условия. Среда – главный, основной, ведущий. Создал целую концепцию. Климат определяет и общественные порядки. Пример. Южные народы – жар, север – человеку нужно внутренне тепло, они активнее.
Мишель Монтень. Написал грандиозную книгу «Опыты». Высказывается по различным жизненным вопросам. В мировой литературе. Нас обманывают чувства; возникают иллюзии, кот мы принимаем за реальность. Называют обычно его скептиком. Скептицизм. В смысле борьба с схоластикой, подрыв доверий средневековья.
Тему исчерпали.
Тема 6. Научная революция 17 века. Возникновение современного естествознания.
Древний Восток, преднаука. Наука носила характер рецептов. «Болит голова – скури сальвию». Но обобщений, рациональной обработки не было.
В области математики Фалес (треугольники не надо сравнивать, если у ник равно основание и два угла), Архимед, Евклид. Закон Архимеда – не нужно бросать тело в воду, чтобы знать… Всё равно было много рецептов, всякой ерунды. Аристотель: зоолог, естествознание. Мирно уживались и точные и нелепые представления. Суть – античная, протонаука.
Арабы. То же самое.
Алхимия.
Научный подход, научное мышление исключающее всякие нелепости, допускающее только проверенные естественные силы – 17 век. Возникает то, что называется наукой. Не сразу. Надо было отказаться от Аристотеля. Настоящие учёные появляются несколько раньше.
Леонардо да Винчи (1451-1519). «Пусты те науки, что не порождены опытом, и середина или конец который не проходит ни через одно из 5 чувств».
Николай Коперник. Работа «об обращении небесных сфер». Ниспроверг концепцию Птолемея: Земля в центре, Солнце вокруг. Создал гелиоцентрическую. Создал мат аппарат, предск движение планет. Священник, католик. Бога не отрицал. Духовенство (1616) почувствовала в нём своего врага. Нанесло его учение сокрушительный удар по средневековой кат картине мира:
Идея земного (грех) и небесного (чистота и уют). Проблема возникла – а где Бог? А? Сжечь Коперника! Либо эвакуировать Бога за пределы солнечной системы. Планеты вращаются – Бог не нужен. Страшный удар по мировоззрению.
Наука бросила вызов церкви. Не Коперник, а его учение независимо от его воли. Грандиозный вызов всему положению вещей. Почему Иисус послан на Землю, а не на Марс?
Джордано Бруно (1548-1600). Не был естествоиспытателем, учёным. Был философом, натурфилософия. «всё что сказано в откровении – чепуха. ед истина – истина разума, науки». Громил духовенство. Выступал против всех религий, вкл хр-во. Выступал против богословия, схоластиков (ослы, словоблуды, надо их отбросить). Разуму нет пределов, разум свободен, нет никаких авторитетов. Делал выводы в пределах солнечной системы. Солнце – одна из многих звёзд, а у них тоже могут быть планеты; более того – они могут быть обитаемы. Так и чё – Богу теперь следить за всеми миллионами звёзд? Да, блеять!!! Преклонись, сука! Гореть тебе на костре! Предпочёл погибнуть… «Больше боитесь моих взглядов, чем я боюсь смерти». В защиту церкви появилась книга Йейтс, где она доказывает что наши взгляды ошибочны. Бруно был мракобесом, борцом против свободной мысли, маг, колдун, пропагандировал ведьм. А то, что он хорош – это нас намеренно вводили в заблуждение. 1889 на площади цветов (там где он сожжён) был поставлен ему памятник. Католики начали протестовать. В Кёльне (оплот католичества) выступил профессор теологии: «он выступал против самого Бога, в фантастическом заблуждении отрицал его существование… материализм, пантеизм… уничтожал основу церковного, нравственного порядка… явный враг чел общества, ибо где нет Бога – нет авторитета, нет истинной свободы… ДБ – отпавший монах, безнрав человек, мятежник против Христа и церкви».
Галилео Галилей (1564-1642). Враг схоластики, противник Аристотеля. Был против его системы мира и против физики Аристотеля. Телескоп. Изобрёл как таковой не первый, но таки сделал увеличение в 30 раз. Открыл спутники Юпитера. Открыл горы на луне. Разгадал природу Млечного Пути. Показал, что все тела независимо от веса падают с одной и той же скоростью. Подтвердил опытами. Изучил движение пушечных снарядов. Порабола, ёпта! Механика твёрдых тел, жидкости. Учение Коперника одобрял. Книга 1632 «диалог о двух великих системах мира». Публично отрёкся от своих взглядов при давлении церкви.
Иоганн Кеплер. Планеты вращаются вокруг Солнца не по кругу (Коперник), а по эллипсам, 3 закона. Все предсказания стали сбываться намного точнее. Сводил концы с концами на должности придворного астролога. Якобы его изречение: «мать астрономия живёт за счёт астрологии – распутной девки».
Уильям Гильберт (1540-1603). Исследовал электричество и магнетизм. Показал, что это всеобщее явление. Почти все твёрдые тела способны электризоваться. Детально описал. Имело практическое значение – компас, отклонение компаса. Предположил, что Земля – это грандиозный магнит. Но думал что полюса совпадают с географическими. Первая научная работа об электричестве и магнетизме. Ясер хер, рассматривал магнетизм и электричество как разные явления. Хули, тензор ЭМ поля в те времена не писали.
Уильям Гарвей (-1637) положил начало физиологии чиловека.
Любимый ученик Галилея – Эванжелиста Теричелли (1608-1647). Крупнейший математик, геометр, физик. Основоположник гидродинамики, аэродинамики в какой-то степени. Изобрёл ртутный барометр. Впервые после Архимеда двинулся дальше.
Отто фон Герике (1602-168?). Изобрёл водный барометр, воздушный насос.
Роберт Бойль (1927-1691). Динамика жидкости, газа. Создатель научной химии (отбросил алхимию). Отец химии.
Эдм Марриот (1620-1684). Инициатор создания парижской АН. Занимался аэромеханикой, оптикой, теплом. Открыл угадайте какой закон, независимо от Бойля.
Христиан Гюйгенс (1629-1691). Голландец. Людовик 14 пригласил его для работы в парижской АН. По вере покинул Францию, хотя ему гарантировали неприкосновенность. Астрономия, кольца Сатурна, спутник Титан. Создание волновой теории света. Вычислил скорость света. В 600000 быстрее звука (против истинных 900000). Разработал теорию маятника, применил к маятниковым часам. Шли необычайно для своего времени точно. Можно было заниматься в астрономии почти точными вычислениями – огромнейшее значение. Открыл двойное преломление света.
Антон ван Левенгук (1632-1723). Физиолог. Впервые открыл микроорганизмы.
Роберт Гук (1635-1703). Оптика. Твёрдые тела. Да, да, закон Гука. Один недостаток – без конца рабзбрасывался. Сыпал идеями но до конца не дорабатывал, становилось скучно как только ухватил суть. Первым ВЫСКАЗАЛ догадку, что свет суть волновая природа. Мех теория теплоты – тоже высказал. Связь материи и силы.
Величайшая фигура 17 века – его Яблочное Гравитейшество Исаак Ньютон (1642-1727). «Я поднялся так высоко, потому что стоял на плечах гигантов». Создал свою корпускулярную теорию света, хоть и уважал Гюгенса. Одновременно с философом Лейбницем создал дифф. исчисление. Обвинял Лейбница в плагиате. Суд постановил независимость, так что нехер. Завистник, помыкатель так что. Зато учёный. Высоко ценили. Поэт Александр Поп: «Был мраком этот мир окутан, сказал Господь: «да будет свет»; и вот явился Ньютон и мир был освещён». Позже другой поэт: «Но сатана не долго ждал реванша. Пришёл Эйнштейн и стало всё как раньше.»
Ньютон. Все явления имеют ествественную причину. Задача науки – найти причину. Утвердился детерменизм в науке. В области науки чудес быть не может. Все выдвигаемые предположения должны быть подтверждены опытом; что не подтверждается – отбрасывается.
А тем временем религия господствовала… Чё делать? 1. Уже знакомый нам путь 2х независимых истин. 2. Истина одна – научная. 3. Пантеизм. Карателя уж точно нет. Противоположно теизму (существо, творитель, вмешивается, карает, даёт леденцы). Пантеизм – компромисс. Бог есть, свотворил мир, вселенную, солн систему, но больше не вмешивается. И создал мир, действ по объективным законам. Создал часы, завёл и свалил. То есть считаться с Богом ни к чему. Кстати да, нужны ли церкви если Бог не вмешивается? У, суки!
Лекция 7 13 октября 2011
Механицизм: редукция, попытка всё объяснить механикой (17-18 век). Естествознание носило механистический характер. Принцип науки – принцип детерменизма. Всё имеет причину, и притом естественную. В итоге принял характер абсолютного детерменизма. Всё имеет необходимую причину (не может не быть). То есть всё абсолютно необходимо. Случайностей нет – это результат нашего незнания.
Появились научные приборы. Телескопотота. Часы, водный и ртутный барометр. Термометр. Термостат. Обсерватории (1632). 72 – в Париже обсерватория. 76 – гринвическая. Естествоиспытатели не считались важными людьми. В университетах не преподавалось. Возникли академии наук. Научные общества. Первое – королевское общество Великобритании (1662). Потом Парижская АН (1666). Берлинская (1700). Возникла нужда в периодической печати. Первый научный журнал – «философские протоколы» (издавала Британия). Потом франзуцы стали издавать.
Научные теории в то время назывались «философии». Философия зоологии, вероятности. Теории=философии.
Тема 7. Возникновение и развитие западно-европейской классической философии 17, 18, первой половины 19 века. Блистательный взлёт. Новые и новые открытия. Сравнимо со взлётом мысли от Фалеса до Аристотеля (-6…-4 века). Кстати, неклассическая или постклассическая – упадок. С чем связан расцвет – возникновение науки. Возникла проблема метода научного познания. Целенаправленный поиск истины. Без метода обойтись было невозможно. Сначала, вопрос метода познания. Потом вопрос познания, гноссиологии. Потом исследование процессов мышления. Нужны методы движения от еденичному, к общему.
Борьба двух направлений. Эмпиризм и сенсуализм против рационализма. Разошлись в вопросе: откуда берётся знание, что источник знания. Ответ эмпиризма: авторитеты, разум, опыт – говорит Роджер Бекон, что это источники знаний. Он же говорил, что авторитеты в области научного знания не должны играть роли. Суть емперизма – единственный источник научного знания это опыт. Возникли два понятия.
A priori – знание, полученной до, без опыта. A posteriori – знание, полученное опытом.
Точка зрения импириков – априорного знания нет и быть не может. Опыт – контакт человека с внешним миром. На первых порах главным было получение нового знания, новых умений. Опыт предполагает эксперимент, наблюдения. Наблюдать можно используя наши органы чувств.
Сенсуализм: наши органы чувств – единственный канал, по которому мы получаем знания. Единственный источник знания. Вторая формулировка сенсуализма – нет ничего в разуме, чего не было в чувстве.
Возникает вопрос: даёт ли разум новые знания? Нет, не даёт (сенсуализм). Тогда что такое мышление? Ничего. Узреть умом нельзя. Значит, мышления нет. Мышление – комбинирование наших чувств. То есть мысль сводилась к чувству (предельная формулировка).
Разработка метода познания – суть разработка мышления. Кстати… Всё-таки, факты доказывают, что мышление даёт такие знания, которые не дают чувства. Например, законы не чувственны. Сущность вещей нельзя потрогать. А мышление даёт сущность. Мышление есть умозрение. Из этого высросло учение…
Раз в разуме есть то, чего не было в чувствах – значит, чувства не единственный канал, есть априорное знание. Мышление и разум способны без опыта давать знание. Суть рационализм. Тот «Рационализм» о котором идёт речь в классической философии был отрицанием эмпиризма (есть и другие рационализмы, не путать). Отрицание догматов, что всё нужно доказывать, ни во что нельзя верить.
Эмпирики: человек родился, нихера не знает. «Табуля разум». Чистое сознание. Рационалисты – есть знание заранее, врождённое и тп.
Факты: 1) нет другого канала кроме чувств 2) разум даёт то, чего не дают чувства. Разрешение противоречия – суть борьбы рационализма и эмпиризма.
Основоположник эмпиризма – Фрэнсис Бэкон. Рационализм – Рене Декарт.
Что источник ощущения? 1) Результат воздействия предметов (матер. сенс.) 2) Кроме ощущений ничего нет (суб. ид.) 3) Ояебу. (агностицизм)
Немцы – теория познания как теория мышления. Линия Бэкон – не принимали в серьёз мышление.
Французы: Жульен Ламетри, Дени Дидро, Клод Гервеций, Поль Гальбах.
Тема 8. Философия Фрэнсиса Бэкона. Родоначальник эмпиризма. 1561-1626.
Знатная семья, но не богата. Отец уважаемый человек. Наследства не было. Бэкон окончил Кембридж, юридическое образование. Был юристом, избирался в парламент. Полит деятельность. Лорд Эссекс – покровитель. Эпоха царствование Елизаветы 1. Тот лорд - Фаворит её. Дарил Бэкону дворец. Карьера лорд Эссекса порвалась. Королева гневалась. Бэкон доказал, что лорд (его друг, блеять) виновен, надо казнить. Ответ Бэкона: «Я предан Королеве, когда лорд служил Королеве – всё ок, но когда стал предателем – шобонсдох». 1603 – смерть Елизаветы. Яков или Джеймс 1 – король Шотландии, сын Марии Стюарт. Приблизил к себе Бэкона. Вначале – хранитель гос печати, лорд. 18 – лорд канслер Англии (премьер министр в наше время). Стал бароном. 1621 – падение. Обвинён во взяточничестве, предан суду парламента. Признан виновен. Штраф, тюрьма, запрещение занимать госдолжности. Но король всё простил. Новый король тоже пригласил, но Бэкон (карл 1 король) отказался. Через год умер.
1597 – книга «нравственные полит очерки». 1605 – философская книга «об преуспевании наук». 1620 – главная «новый органон». 1623 – «о достоинстве и увлечении наук». Стала первой частью его работы «великое зарождение наук»: 1 часть – о дост и увл; 2 часть – новый органон. Это главная работа.
Написал историю Генриха 8, отца Елизаветы. «Новая атландида» - утопия (литература) (примечательна существованием академии наук).
Взгляды. Материалист. Не безбожник, не атеист. По манерам поведения верный сын англиканской церкви. Отделывался концепцией двух истин. Бог не играет роли в науке.
Огромное значение предавал науке. Кстати, Галилей был, а Ньютона ещё нет. И всё равно он понял, что наука очень важна. Объект науки – природа. Задача науки – познать природу, раскрыть её законы. Цель науки – помочь человеку подчинить себе природу. «Знание – сила», блеять! Считал, что живёт в веке науки. Препятсвтия на пути развития науки есть. Создал учение о 4х идолах (призраках) – препятствия познания. 1. Идол рода (человечества?). Наш ум ограничен. Чувства и разум могут обманывать. 2. Окружение, воспитание влияет. Каждый в своей пещере.Идол пещеры. Это можно преодолеть. 3. Призрак рынка (площади). Влияние обычного бранного смысла. Суеверия, нелепости. Язык бывает недостаточно точен. Короче, толпа необразованных людей, их влияние. 4. Призрак театра. Авторитеты церковные и научные.
Критиковал Аристотеля. В университете он был обязателен для обучения. «У Аристотеля была не мало интересного, но…». Схоластическое образование не отвечало требованиям времени. Ещё препятствие – нет метода разработки научного материала. Есть 3 типа учёных. 1) Паук создаёт паутину. Вытягивает из себя. Не обращаются к реальному миру. Старого типа. 2) Муравье. Тащут всё что попадётся. В кучу. 3) Пчёлы. Нектра с цветов, но не только приносит в улей, но перерабатывает в мёд. Хорошие, годные учёные.
Метод познания Аристотеля отжил своей век. В противовес дедуктивной логике Аристотеля создают свою логику с индукцией и шлюхами. Дедукция не даёт нового знания. А как познать причину? Разрабатывает методы поиска причины. 3 принципа: сходтсва, различия, сопутствующих изменений. «Методы Бэконовской индукции». Огромное значение придаёт анализу. Нужно рассекать, разделять, анализировать. Мысленный анализ. Каждый предмет сложный – нужно выделить простейшие элементы, из которых он состоит. Вводит понятие первичных свойств предмета. Отвергает атомизм, у него другое. Берём вещь, она обладает тяжестью, цветом, размером, теплом и т.д. – первичные элементы. Из них и складывается вещь. Дальше переходит к учению о формах. По Аристотелю материя без формы ничто. Проникает форма – возникает вещь. Форма извне. Бэкон – форма не приходит в материю извне. Не является чем-то духовным. Формы присущи самой материи. Форма – это закон, опр-й движение тел. Нужно раскрыть форму, проникнуть в сущность.
Учение о движение, напоминает механицизм (однако его ещё не было). 19 видов движения материи: колебания, …, антипатии (!)…
Говорит о магии природе. Астрология, алхимия есть у него.
Мир – множество мат тел. Мы получаем материал (чувства) и обрабатываем его (мысли).
Главная идея Бэкона – идея индуктивного метода. Раскрываем законы, подчиняем себе мир. Тема 9. Философия Рене Декарта. 1596-1650. Картезиус - по латыни. Картезианская философия. Картетианцы – последователи.
Семья мелкого дворянина. Отдали в духовный колледж. Ненависть к схоластика, догматизму. Стал наёмным солдатом (дворянин – поэтому офицер). Побывал по всей Европе. 1629 – поселился в Голландии и вплотную занялся работой в области естествознания и философии. Шведская королева пригласила к себе (в других местах его учения запрещались, он преследовался). Поехал в Стокгольмский универститет, простудился, через год умер.
Работы. Не только философ, но и естествоиспытатель. Аналит, ёпта! Чьи координаты, блеять? Физика – оптика, закон преломления света. Механика. Открыл инерцию движения, сохранение. И др.
Работа «о том как управлять мышлением» «Руководство ума». 1637 – самая главная работа «рассуждения о методе». 4 принципа научного метода: 1) за основу брать только то, что абсолютно истинно. Признак истины – очевидность. 2) мир сложен. Сложен объект исследования. Надо разложить на элементы. Анализ. Каждый элемент рассмотреть отдельно. 3) синтез. От простых элементов воспроизводим мир во всей его сущности. Собрать от низшего к высшему. 4) Оглянись назад. Не пропустили ли важного?
Опыт важен, но можно обойтись без него. Он был математиком. Есть врождённые идеи. Что самое очевидное для человека? То, что он мыслит. Человек мыслит – значит существуют. «Я мыслю – значит существую». У духовной субстанции формы нет (речь о мысли). А у материальной есть. Как перейти? Вводит понятие Бога. Бог не может быть обманщиком. Мы видим вещи, они созданы Богом, он не обманывает, значит они на самом деле есть. То есть есть 2 субстанции. Душ – вечный дух Бог, и конечный дух человека. Мат – матер мир.
Пытается нарисовать картину материального мира. Рисует первый в истории науки механическую картину мира. В этом мире нет никаких чудес. Действуют законы, не зависящие от сознания человека. Наука может познать всё. Пытается впервые ввести идею развития космоса. «Космогония». Был хаос, много простейших частиц. Начались вихри, из них планеты, солнце и тд. Короче, разумное в этом – мир изменяется, возникает естественным образом. Чудес нет. Материализм, есть законы. А кто создал? Дух всеобщий – идеализм. Матер – вторичен и произволен. Но Бог не вмешивается. Создал и пох. Первая механистическая картина мира.
Лекция 8 21 октября 2011
Томас Гоббс (). Критиковал Декарта. Декарт – много субстанций. Гоббс – одна, из неё же знания…
Биография. Оксфорд – образование. Возненавидел схоластику. Хотел путешествовать. Попутешествовал по Европе (3 раза). Выучил латынь, стал читать научные труды. Во время второго путешествия познал труды Евклида, был поражён. Уверовал, что математика суть высшая форма знаний. 3е путешествие длилось 6 лет. Узнал о трудах Декарта, Пьера де Сенди. Италия – знакомился лично с Галилеем. Начал систематически рассказывать философию. Но началась революция, бежал во францию. Развернулась гражданская война между королем и парламентом. Кромвель – лидер, победил, король пленён. Король бежал, 2я гр война. Опять Кромвель победил. Король (Карл 1) объявлен изменником и казнён (1649). Франция теперь суть республика. Эта форма длилась 4 года. Теперь появился протекторат (не монархия и не республика). Английский аристократы мигрировали в Европу. Сам Гоббс написал первый фил труд (52г) «О гражданине» (позже он стал 3й частью сист изложения философии). Гоббс вернулся на родину (когда появился протекторат). Работа «Левиофан». Под Левиофаном в работе подразумевалось гос-ву. Главное в работе – изложение полит. чего-то. При возвращении на родину к нему отнеслись с доверием. Работа «о теле». Потом «о человеке». «О гражданине» написана раньше. 58 – смерть Кромвеля. Один из генералов республиканской армии возвёл на трон сына Карла 1 – Карла 2. Эпоха реставрации. Восстановлена власть Стюартов. Революционеров не репрессировали (Карл 2). Карл 2 относился к Гоббсу благосклонно. Но окружающие травили Гоббса. 79 – умер Гоббс в такой обстановке.
Фил взгляды. Придавал огромное значение научному знанию. Наука – основа практической деятельности людей. Успехи деятельности народа основаны на научном знании. По Фр Бэкону есть 2 истины. Истина разума по Гоббсу – единственная. Теология – чепуха. Чтобы наука успешно развивалась – нужен научный метод. Многие беды человечества связаны с тем, что не было метода. ? начинается с чувственного познания. Факты собираем. Научное знание – методы создания теории, теор знания. … Главные понятия – причина и следствие. Познать мир – нужно познать причинные связи. Связи могут идти двояко (от причины к понятию и наоборот). Наше познание есть вычисление (процесс сложения и вычитания; но не только числа, блеять! фигуры, вещи, факты и тд). Идеал для него – математика. Знаем вещи, но надо раскрывать порядок существования вещей. Пытается нарисовать картину, как идёт научное познание. Начинает с того, что знания нужно держать в памяти и надо уметь вызывать их в нужный момент. Для этого нужны метки – материальные вещи, наводящие на воспоминания (тучи – метки дождя). Но мало иметь метки – нужно общение меду людьми. Нужды знаки – тоже мат вещи. В чёт отличие? Метки у каждого человека свои. Знаки – то, с помощью чего мы общаемся (имена, слова). Далее развивает номинализм. Существуют только конкретные вещи. Общее – только в форме слов. Скорее даже радикальный номинализм. Ну или умеренный (нет в мире общего, но есть в сознании). Из слов составляются суждения. Имена бывают общие и личные (собака, Пётр). Суждения могут быть истинными и ложными. В мире нет ни ложного, ни истинного – эти понятия относятся к сознанию, а не к миру. Что такое истина? 1. Соответствие между суждениями и реальным миром. 2. Согласование между суждением и противоречием (хз). Придаёт огромное значение анализу. Все вещи мира (они сложные) надо разделить на части, расчепить. Доходим до чисто мысленных структур (точка, мир, квадрат) – мир становистя математико-геометрическим. Бесплотные они – есть первичные элементы мира. Далее за анализом синтез. Движение линии – плоскость, аналогично круги, прямоугольники… Как видно, это путь дедукции (от общего к частному). Знание геометрии – идеальное, всеобщее. К числу таких наук (дедукция) он относит социология, эстетика (об искусстве). Есть ещё индуктивные науки. Факты получаем, потом обобщаем их. Такова физика. Индуктивное по Гоббсу менее объективное, чем дедуктивное. Не является всеообщим и необходимым. Т.е. индуктивное – вероятностное знание. Переходит на рационализм. Эмперическое знание ниже априорного. ??? Получилось своеобразная эклектика (совмещение несовместимого). Из-за преклонения перед Евклидом. Т.е. Гоббс и эмпирик и рационалист. 3. Введение в науку философии. «Первая философия». Выше рассмотрена проблема познания. Здесь же проблема взгляда на мир. Мир – совокупность тел, ничего более нет. Мир – телесная субстанция. Некоторые тела способны к мышлению. Наше мышление суть проявления и порождение телесной субстанции. Материалистический реализм. Субстанция была и есть. Никогда не была, никем не творилась и никогда не исчезнет. А тела возникают, исчезают. Идёт движение. Механическое движение. Один вид. Каждое тело существует только в связи с другими телами, возникает в результате воздействия других тел. Отсюда причинность – нет явлений безпричинных. Причинная связь необходимо. Приходит к абсолютному детерменизму. ВСЁ в мире необходимо. Случайного нет, блеять. Что не знаем – то «случайно». Говорит о свободе. Свобода - … Об обущении. Мир – мат тела. Знание начинается с действия мат тел на наши органы чувств. Возникают ощущения. По нервам идёт возбуждение. Организм сопротивляется. В результате содержание наших ощущений предстаёт как мир. Возникают «призраки вещей». Вещи – в реальном пространстве. Призраки вещей – в мнимом. То Солнце, что мы видим – в мнимом, но за ним (?) есть то, что в реальном. Т.е. есть мир сам по себе и тот, что существует в сознании. Учение об обществе. Книги Лефиофан, О гражданине. Строит науку об обществе на дедукции. У человека есть тело, на тело действуют внешние предметы. Когда возникают возбуждения – одни идут в мозг (мышление, ощущение). Другая часть – к сердцу, возникают человеческие чувства и эмоции. Процессы, что к нашему сердцу – могут помогать или мешать жизнедеятельности. Поэтому одни воздействпия вызывают наслаждение, другие – страдание. Вещи на 2 категории: приятные, неприятные. Те вещи, что причиняют страдание – зло, наслаждение – добро. Для каждого человека своё. Добро и зло не абсолютно. Стремление к добру, отвращение от зла. Существует 2 состояния чел рода. Естественное – не было общественных норм, порядков, никакой собственности, все равны, у каждого право взять что хочешь. Но происходят столкновения (из-за пищи), ведь нет норм. Отсюда конфликты, убийства. 1е состояние – борьба всех против всех (все равны). Ведёт к самоистреблению человечества. Чтобы этого не произошло – люди договариваются и создают гос-во. Все свои права передают гос-ву. Оно начинает управлять людьми. В гос-ве возникают законы, важнейшее понятие частной собственности. Он считает, что так возникла мораль (он ошибается, это суть право – замечание Семёнова). Выделяет 3 формы гос-ва. Власть одного человека (монархия) – наилучшая форма. 2я – люди, избранные всем обществом – республика. Народ правит. 3я – слой людей правит – аристократия. Для порядка недостаточно силы гос аппарата (кот награждает и карает). Нужно ещё духовное обеспечение этой власти. Таким обеспечением является религия. С его точки зрения (атеиста) – религия суть чепуха. Но если людям внушить, что монарх имеет Бож суть, а вы будете гореть, неверные!, то власть будет хороша. Т.е. он хотя и безбожник чувствует нужду религии. Ведь религия предлагает выход из безвыходного положения.
Закончили.
Существует в философии науки 2 концепции познания: Субстанциальная – ящик, в который навалена материя. Время и материя. Пространство само по себе. В науке – Ньютон (абс пространство и время). В то время господствовала эта концепция. Реляционная – время и пространство само по себе не существует. Одно за другим – временной порядок. Одно рядом с другим – пространственный порядок. Декарт таков, например. Время и пространство – не самостоятельные сущности, а формы бытия. В науке – его Относительное Фотоэффекшество Эйнштейн.
Гоббс. Субстанциально реальное пространство.
Следующий, блеять!
Барух (либо Бенедикт по латыни) Спиноза (1632-1677). Родился в еврейской купеческой семье (Амстердам). И да, в то время по Европе евреев преследовали (в том числе за казнь Иисуса Христа, оно ведь правда была, вы не знали?). Веротерпимость была в Голландии, поэтому имелись еврейские колонии. Возглавил еврейскую школу. Проявил аццкие способности. Полагали, что вырастет великий теолог. Но он проникся такой ненавистью к иудаизму, что… хз. Латинский не изучали, поэтому ходил на занятия к Франциску Ван Ден Эйдену. Научился писать на латыни, освоил всю новейшую философию. Стал полным атеистом. Обрекли его на 3х месячный байкот. Не помогло. Обещали выплачивать приличную сумму, если будет заглядывать в синагогу хоть иногда. Отказ. Подвергли великому отлучению. Навсегда изгнали из еврейской общины. Из всех их. 24 года молодчику. Оказался один на улице, но помог ему Ван Эйден. Родители обратились в Амстердам – «он раб, взятый христианскими мракобесами». Запретили жить в Амстердаме. Поселился в деревнях. На жизнь наскребал шлифовкой очков. Говорят, это сгубило его. Туберкулёз… Вернёмся. Переблался в Гаагу (?). Написал несколько работ (62). «Этика». 63 – принципы философии Декарта. 71 – богословско-политический трактат. Изложил взгляды на общество. Реакция – от восторга до неприятия. Стал популярен. Дошло до герцога в Германии. Гейкельбергский (?) институт пригласил к себе. Но с условием ненапора (идейного) на начальство. И да, оклад хорош. Спиноза отказался. От имени Людовика 14 было предложено, чтобы одну из своих работ посвятил Л14 в обмен на пожизненную пенсию. Спиноза: «свои труды посвящаю только истине».
Фил На него оказала огромное влияние работа Декарта. Но отверг понятие духовной субстанции. Существует 1! субстанция. Спиноза – монист. Кроме субстанции в мире ничего нет. Особенности субстанции? Никогда не возникала, никогда не исчезнет. Бесконечна в пространстве, вечна во времени. Неделима, не состоит из вещей. Причина самой себя. Субстанция – Бог. Пантеизм, ребята. Первый пантеист – Ксенофан. Спиноза – представитель чистого пантеизма. Вопрос. Почему он использовал понятие Бога? В средневековье было 2 понятия о природе: 1) Природа производящая. 2) Природа призводная….? Субстанция – и то и другое. Поэтому Бог. Она ни в чём не нуждается. Существует множество атрибутов. Но знаем только два – протяжённость и мышление. Сознанием наделяет всю субстанцию. Вводит понятие «модусы субстанции». Модусы – модификации, спец тела. Модус ограничивает субстанцию в пр-ве и во времени – суть отдельные предметы; появляются и исчезают. Одни модусы порождают другие. Причины и следствия необходимы. Отсюда детерменизм, тоже абсолютный. Большинство абс детерменистов сразу же отметали свободу (какая свобода когда есть абс необходимость). Спиноза не так. Пытается. Свобода есть, потому что есть необходимость. Если бы не было необходимости и порядка, не знали бы что было бы через минуту – то какая могла бы быть свобода. Короче, в хаосе свобода исключена. Свобода – знание и свободное подчинение необходимости. Что такое человек? Это модус субстанции, а ей присущи два атрибута – протяженность и мышление. Значит, он мыслит. Мир полностью познаваем, т.к. мышление и субстанция связаны? ЩИТО? … О познании. Несколько форм познания. 1) Где-то что ты услышал, усвоил – не познание. Способ существует, однако, хоть и убог. 2) Беспорядочное. Много фактов, неосмысленны. 3) Рациональное. Об одной вещи узнаём по другим вещам. Движение может быть от следствия к причине и наоборот. О вещи – в результате суждений и наоборот? Но и такое познание ограничено. 4) Интуиция, блеять! Рационалистическая концепция. Интуиция – проявление разума. Тут мы сразу проникаем в сущность вещей. Про богословско-полит трактат. Антибогословие, собственно. С его точки зрения – религия никогда не может дать истины. Религия – заблуждение, причиняющее огромный вред обществу. Почему возникает религия, почему люди верят в то, чего нет? Невежество и страх (Пифагор, Лукреций Кар – уже об этом писали, кстати). Не ограничевается общими осуждениями. В частности, критиковал Лоренцо Валла. Занялся не просто поношением, а научной критикой Библии (он, кстати, читал все эти книги, внезапно). Автором считается (Ветхого Завета) – Моисей. Моисеево пятикнижие. Путём тщательного анализа Спиноза доказал, что авторов несколько, никак не 1 Моисей. И да, Моисей, возможно, и не существовал. Пример. Последние строки из книги: «наконец, МОИСЕЙ, умер и его похоронили»… Реакция христиан немного предсказуема. С религией нужно бороться. Нести светлое знание. Когда рассеется тьма – исчезнет и религия.
Общество. Сходна с концепцией Гоббса. Естественное состояние и гос-во (и да, впервые высказано у софистов). Про естественное (отличие от Гоббса) – не было частной собственности, но была всеобщая собственность. Первобытный коммунизм, мои верные соплеменцы! Термин «война против всех не применяет», но говорит что для мира нужно гос-во, наводящее порядок. Появляются органы власти и тд. Гоббс – полная власть гос-ва. Спиноза говорил об неотчуждаемых правах человека, народа. Гос-во должно с ними считаться, ни в коем случае не покушаться. Т.е. власть гос-ва дб ограничена. Формы власти: 1) Монархия 2) Республика, демократия Есть власть деспотическая (неправильная, нарушающая права людей). Есть власть демократическая – все дела через своих представителей, проблемы решаются в месте (большинством голосов). Рационалист, как видите. Видите?
Следующий!!!!
Гот Date: 2016-11-17; view: 465; Нарушение авторских прав |