Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перераспределению ресурсов между уровнями бюджетной системы





2) - управлению бюджетом

3) - бюджетному управлению сферами и субъектами экономики

4) - управлению государственным долгом

 

5) Основным источником погашения государственных займов выступают…

1) налоги

2) средства внебюджетных фондов

3) другие займы

4) средства граждан

 

Билет № 12

 

1)Бюджетный дефицит: понятие и причины его возникновения

Существует два состояния государственного бюджета:

1. нормальное, когда расходная часть равна доходной части государственного бюджета;

2. дефицитное, когда расходная часть превышает доходную часть госбюджета.

Правительство каждого государства прилагает усилия для того, чтобы доходная и расходная части были равны. Это равенство называется «балансом дохода».

Под воздействием различных факторов (природных, политических, экономических) возникают ситуации, при которых доходная часть бюджета не может покрыть все предусмотренные расходы. В этом случае можно говорить о бюджетном дефиците. Дефицитом бюджета является превышение расходов над доходами. Но это состояние бюджета нежелательно для страны, оно ведет к инфляции и росту государственного долга. В том случае, когда доходы превышают расходы, возникает профицит бюджета.

В настоящее время каждое государство мира в разные периоды своей истории переживает бюджетный дефицит. Основными причинами образования бюджетного дефицита могут являться:

1. Чрезвычайные ситуации, такие как, катастрофы, стихийные бедствия, войны, массовые беспорядки;

2. Коррупция в государственном секторе;

3. Спад общественного производства, увеличение затрат на оборону;

4. Неэффективность финансовой системы государства;

5. Несовершенство налоговой политики;

6. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

В ситуации, когда дефицит бюджета составляет не более 3 % ВВП, имеются возможности его преодоления. В данном случае дефицит называется временным. В случае дефицита бюджета до 10 %, его называют допустимым дефицитом, а в случае более 20 % — критический дефицит.

 

2) Кредит, элементы кредитных отношений.

Кредит - предоставление денег или товаров в долг, как пра­вило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. Возник­новение кредита связано непосредственно со сферой обмена, где владельцы товаров противостоят друг другу как собствен­ники, готовые вступить в экономические отношения.

Кредитные отношения в экономике базируются на опреде­ленной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке:

1) возвратность;

2) срочность;

3) обеспеченность;

4) платность;

5) целевое назначение.

Кредит, как объект исследования состоит из элементов.находящихся в тесном взаимодействии друг с другом. Такими эле­ментами являются прежде всего субъекты его отношений. Про­странственно они могут быть удалены друг от друга на разные расстояния, однако характер их взаимных обязательств от этого не меняется. В кредитной сделке субъекты отношений всегда вы­ступают как кредитор и заемщик.

Кредитор - сторона кредитных отношений, предоставляющая ссуду. Кредиторами могут стать субъекты, выдающие ссуду, т. с. реально предоставляющие нечто во временное пользование. Для этого чтобы выдать ссуду, кредитору необходимо располагать оп­ределенными средствами. Их источниками могут стать как собст­венные накопления, так и ресурсы, позаимствованные у других субъектов воспроизводственного процесса. В современном хозяй­стве банк-кредитор может предоставить ссуду не только за счет своих собственных ресурсов, но и за счет привлеченных средств, хранящихся на его счетах, а также мобилизованных посредством размещения акции и облигаций.

Заемщик - сторона кредитных отношений, получающая кредит и обязанная возвратить полученную ссуду. Исторически заемщиками были отдельные лица, испытываю­щие потребность в дополнительных ресурсах. С образованием банков происходит концентрация не только кредиторов, но и значительное расширение состава заемщиков. В современных ус­ловиях помимо банков заемщиками выступают предприятия, на­селение и государство. Традиционно банки при этом становятся коллективными заемщиками, поскольку занимают не для себя, а для других.

 

Тест

 

1) Определите принципы бюджетного устройства РФ: 1) единство; 2) демократический централизм; 3) партийность; 4) самостоятельность; 5) гласность; 6) полнота…


1) 1, 4, 5и 6

2) 2, 3 и 4

3) 1, 4 и 6

4) 3, 4 и 6

2) Определите стадии бюджетного процесса: 1) исследование рынка; 2) бюджетное прогнозирование; 3) утверждение дефицита бюджета; 4) составление проекта бюджета; 5) реструктуризация внешнего долга; 6) утверждение проекта бюджета законодательной властью; 7) рассмотрение проекта бюджета; 8) экспертиза бюджета; 9) составление отчета об исполнении и его утверждение; 10) исполнение бюджета; 11) утверждение контроля; 12) бюджетный контроль…

1) 4, 6, 7, 9 и 10

2) - 1, 3, 5и 10

3) - 2, 4, 5, 8 и 12

4) - 2, 4, 6, 8, 9 и 11

5) - 4, 5, 6, 7, 9, 10 и 12

3) Сумма расходов по выплате процентов по всем долговым обязательствам в отчетном периоде и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил, составляет…

1) текущий государственный долг

2) капитальный государственный долг

3) внутренний государственный долг

4) внешний государственный долг

4) Активное функциональное назначение государственного долга проявляется в отношениях, где государство выступает в качестве…

1) кредитора

2) заемщика

3) гаранта

5) Определяющими признаками финансов являются…

1) это денежные отношения, которые носят фондовый характер

2) это денежные отношения, одной из сторон которых обязательно выступает государство

3) это отношения, связанные с формированием фондов денежных средств

4) это денежные отношения по поводу использования различных фондов

 

Билет № 13

 

1) Экономическая сущность бюджета. Необходимость и зарождение бюджета государства.

Возникновение и развитие государственного бюджета неразрывно связано с появлением и становлением государства. Государственные власти вмешивались в распределительный процесс с целью мобилизации денежных средств, необходимых для выполнения государственных функций. Переход от единоличного распределения доходов государства монархом к обсуждению и утверждению их распределения специальными государственными властями привёл к составлению сметы доходов и расходов государства. Под бюджетом стали понимать роспись государственных доходов и расходов. Впервые бюджет как форма образования и расходования государственных денежных средств появился в Англии (последняя треть XVII в.) затем во Франции (конец XVIII в.). Эти страны первыми установили практику составления бюджетов, которая в XIX веке распространилась на большинство стран.

Бюджет представляет собой сложное многогранное явление и должен рассматриваться с нескольких сторон. Во-первых, по экономической сущности бюджет выражает определённые финансовые отношения, имеющие свою специфику, во-вторых, бюджет – это финансовый план государства, состоящий из доходной и расходной частей и имеющий силу закона; в третьих – это фонд денежных средств.

Сущность и значение бюджета определяются экономическими отношениями в обществе.

Бюджет представляет собой систему денежных отношений по поводу распределения и перераспределения общественного продукта с целью образования и расходования централизованного фонда денежных средств, используемого на выполнение общегосударственных задач и утверждаемого законодательно в форме финансового плана, состоящего из доходной и расходной частей.


В соответствии с БК РФ бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Необходимость существования бюджета обусловлена тем, что в условиях товарно-денежных отношений государство не может выполнять свои функции без соответствующего финансирования. Бюджет является тем фондом, в котором аккумулируются денежные средства всех секторов экономики посредством распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода.

 

2) Понятие кредита, принципы кредитования, виды и формы кредитов.

Кредит - это предоставление денежных средств или товаров (работ, услуг) на условиях последующего возврата этих денежных средств или оплаты предоставленных товаров (работ, услуг) в установленный срок, включая оплату процентов за их использование.

Основные принципы кредитования:

1.Возвратность предполагает, что переданные в долг ценности в оговоренной заранее форме (кредитном соглашении), чаще всего денежной, будут возвращены продавцу кредита (кредитору).

2. Срочность кредитования - это естественная форма обеспечения возвратности кредита. Она означает, что ссуда должна быть не просто возвращена, а возвращена в строго оговоренный в кредитном соглашении срок.

3.Принцип платности кредита означает, что заемщик денег должен внести определенную единовременную плату за пользование кредитом или платить в течение оговоренного срока.

4. Целевая направленность - выдача ссуды под четкую цель ее использования (оговаривается в кредитном соглашении). Целевая направленность ссуды позволяет кредитору четко представлять возможности заемщика по возврату ссуды в срок с процентами.

5.Принцип дифференцированности кредита означает различный подход к заемщикам в зависимости от их реальных возможностей погасить ссуду предполагает деление заемщиков на первоклассных и сомнительных.

Формы кредита:

1. Коммерческий кредит - предоставляемый одними функционирующими предпринимателями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Он оформляется векселем. Его объект - товарный капитал. Целью является ускорение реализации товаров и заключенной в них прибыли.

2. Банковский кредит выдается банками, специальными кредитно-финансовыми учреждениями, функционирующим предпринимателям в виде денежных ссуд. Это основной вид кредита в современных условиях.

3. Потребительский кредит предоставляется потребителям в форме коммерческого кредита (продажа товаров с отсрочкой платежа) и банковского кредита (ссуды на потребительские цели).

4. Ипотечный кредит - это долгосрочные ссуды под залог недвижимости (земли, производственных и жилых зданий).

5. Государственный кредит - совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство и местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам. Традиционная форма этого кредита - выпуск государственных займов, которые изымают ресурсы рынка ссудных капиталов для покрытия бюджетного дефицита.


6. Международный кредит - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и платности. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные и региональные организации.

7. Сельскохозяйственный кредит предоставляется банками на длительный срок для покрытия крупных капиталовложений в сельскохозяйственное производство, как правило, под обеспечение недвижимостью.

8. Ростовщический кредит сохраняется как анахронизм в ряде развивающихся стран, где слабо развита кредитная система. Обычно такой кредит выдают индивидуальные лица, меняльные конторы, некоторые банки.

 

Тест

 

1) Если Центральный банк продает большое количество государственных ценных бумаг на открытом рынке, то он преследует при этом цель…

1) уменьшить общую массу денег в обращении

2) сделать кредит более доступным

3) затруднить покупку населением государственных ценных бумаг

4) увеличить объем инвестиций

5) снизить учетную ставку

2) Подберите верную категорию под следующее определение: безусловное письменное обязательство должника уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок и в установленном месте с учетом процента за отсрочку

1) вексель

2) чек

3) банковский билет

4) казначейский билет

3) Организатором безналичных расчетов, лицензирующим, регулирующим и разрабатывающим правила расчетов, является…

1) Центральный банк РФ

2) Минфин РФ

3) Федеральное казначейство

 

4) Документом, удостоверяющим право его держателя распоряжаться грузом, указанном в этом документе, является…

1) коносамент

2) коммерческий вексель

3) варрант

4) опцион

5) Ссудный капитал – это…

1) денежный капитал, приносящий собственнику доход в форме процента

2) безвозмездно переданные средства

3) совокупность кредитных операций

4) денежный капитал, переданный на краткосрочный период

 

 

Билет № 14

 

1)Генезис финансов

Генезис финансов — это момент зарождения и последующий процесс развития категории финансов. Финансы являются исторической категорией, содержание которой постоянно совершенствуется с изменением общих условий государственного устройства. С развитием товарно-денежных отношений и усилением роли государства используются все более совершенные формы финансов, которые дают возможность обеспечить участников распределительного процесса достаточным объемом финансовых ресурсов.

Задолго до возникновения понятия "финансы" человечество уже имело деньги, товарно-денежные отношения, развитие которых соответствовал особенностям общественного строя, но только в Средневековье возникло такое явление и термин, его обозначающий. Это объясняется формированием определенных исторических предпосылок, а именно:

1. В Средневековье в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций еще сохранялись монархические режимы, но их власть была ограниченной, и, самое главное, — состоялось отстранение монарха от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государства (монарх) не мог лично распоряжаться.

2. Формирование и использование бюджета приобрели системный характер, то есть появились законодательно закрепленные системы государственных доходов и расходов с определенным составом и структурой. Особенностью бюджета стало то, что основные группы расходной части почти не менялись на протяжении многих веков.

3. Налоги в денежной форме приобрели господствующего значения, тогда как ранее доходы государства формировались, прежде всего, за счет натуральных сборов и трудовых повинностей.

Учитывая исторический аспект возникновения и формирования категории финансов можно утверждать, что они являются продуктом цивилизации. Факторами, которые обусловили генезис категории "финансам", являются:

1) развитие товарно-денежных отношений, обусловленный использованием основных функций денег, ростом производства и увеличением стоимости общественного продукта;

2) общественное разделение труда, создание и развитие различных социально-экономических формаций;

3) возникновение и укрепление государства, которая обеспечивает систему законодательных и правовых норм;

4) формирования и использования общегосударственного фонда денежных средств - бюджета;

5) возникновение самостоятельных, независимых субъектов хозяйствования, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающих для производства необходимые денежные фонды.

Таким образом, возникновение финансов связано с развитием товарно-денежных отношений, общественным разделением труда, с усилением роли и расширением функций государства, потребностью субъектов хозяйствования и государства в финансовых ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

 

2)Кредит, элементы кредитных отношений.

Кредит - предоставление денег или товаров в долг, как пра­вило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. Возник­новение кредита связано непосредственно со сферой обмена, где владельцы товаров противостоят друг другу как собствен­ники, готовые вступить в экономические отношения.

Кредитные отношения в экономике базируются на опреде­ленной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке:

1) возвратность;

2) срочность;

3) обеспеченность;

4) платность;

5) целевое назначение.

Кредит, как объект исследования состоит из элементов.находящихся в тесном взаимодействии друг с другом. Такими эле­ментами являются прежде всего субъекты его отношений. Про­странственно они могут быть удалены друг от друга на разные расстояния, однако характер их взаимных обязательств от этого не меняется. В кредитной сделке субъекты отношений всегда вы­ступают как кредитор и заемщик.

Кредитор - сторона кредитных отношений, предоставляющая ссуду. Кредиторами могут стать субъекты, выдающие ссуду, т. с. реально предоставляющие нечто во временное пользование. Для этого чтобы выдать ссуду, кредитору необходимо располагать оп­ределенными средствами. Их источниками могут стать как собст­венные накопления, так и ресурсы, позаимствованные у других субъектов воспроизводственного процесса. В современном хозяй­стве банк-кредитор может предоставить ссуду не только за счет своих собственных ресурсов, но и за счет привлеченных средств, хранящихся на его счетах, а также мобилизованных посредством размещения акции и облигаций.

Заемщик - сторона кредитных отношений, получающая кредит и обязанная возвратить полученную ссуду. Исторически заемщиками были отдельные лица, испытываю­щие потребность в дополнительных ресурсах. С образованием банков происходит концентрация не только кредиторов, но и значительное расширение состава заемщиков. В современных ус­ловиях помимо банков заемщиками выступают предприятия, на­селение и государство. Традиционно банки при этом становятся коллективными заемщиками, поскольку занимают не для себя, а для других.

 

Тест

 

1)Основой кредитной системы является…

1) коммерческие банки

2) Центральный банк

3) специализированные финансово-кредитные организации

2)Ломбардный кредит ЦБ РФ – это…

1) кредит под залог ценных бумаг

2) приобретение ценных бумаг с обязательством последующей их продажи

3) кредитование целевых программ Правительства РФ

3) Инструментом денежно-кредитной политики ЦБ является…

1) оба ответа верны

2) купля-продажа Банком России иностранной валюты

3) установление ориентиров роста денежной массы

4)Тип финансовой политики, где государству отводится роль наблюдателя за экономическими процессами в стране, называется…

1) классическим

2) регулирующим

3) планово-директивным

5)Муниципальные финансы относятся к…

1) централизованным финансовым отношениям

2) - децентрализованным финансовым отношениям

3) - они находятся на стыке этих отношений

Билет № 15

1)Функции финансов

 

Основные функции финансов: распределительная и контрольная, которые осуществляются финансами одновременно. И это естественно, поскольку каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов означает их участие в распределении национального дохода, заключающееся в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы образуются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы:

1. зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян;

2. доходы предприятий сферы материального производства.

Перераспределение национального дохода происходит между:

· производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства;

· отраслями материального производства;

· отдельными регионами страны;

· формами собственности;

· социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национально дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, — развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уровня жизни широких слоев населения.

Контрольная функция. Финансы, являясь инструментом аккумуляции и использования денежных доходов и фондов, объективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.

Финансовый контроль в условиях перехода на рыночные отношения направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех отраслях народного хозяйства. Финансовый контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферы. Он охватывает весь комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

2)Экономическая сущность банковского процента, его функции.

Специфическим товаром банков является ссужаемая стоимость, за пользование которой кредитополучатели уплачивают банку процент. Ссудный процент – это плата за временное пользование ссужаемой стоимостью. Процент выражает экономические отношения между кредитором и заемщиком и выступает в форме процентной ставки. Это часть прибыли, которую заемщик уплачивает кредитору за взятый в кредит капитал. Отношения по поводу процента отличаются от отношений по поводу кредита по следующим признакам:

- движение кредита возвратное, а процента одностороннее – от заемщика к кредитору;

- право собственности на ссужаемый капитал остается у кредитора, а на процент переходит от заемщика к кредитору;

- при кредите происходит авансирование средств, уплата процента завершает кругооборот стоимости;

- размер кредита при его возврате соответствует сумме предоставления кредита, процент -это приращение к кредиту при его движении.

Процент как экономическая категория обладает следующими функциями:

- перераспределительной (перераспределениедоходов между субъектами хозяйствования и населением, в пользу тех или других);

- регулирующей (регулирует производство путем распределения ссудных капиталов между предприятиями, отраслями, населением, а также используется в качестве инструмента денежно-кредитной политики);

- сохранение ссудного фонда (сохраняется не только первоначальный размер ресурсов, но и увеличивается за счет разности между процентами за размещенные и привлеченные ресурсы).

 

Тест

 

1) Выделите орган финансового контроля, регулирующий деятельность участников фондового рынка…

1) + ФКЦБ РФ

2) Минфин РФ

3) Федеральное казначейство

4) ЦБ РФ

2) Подберите верный термин к определению… «система отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств»…

1) + финансы

2) - финансовый контроль

3) - денежный оборот

3) Отношения по поводу коммерческого кредита возникают…

1) только между хозяйствующими субъектами

2) между хозяйствующими субъектами и коммерческим банками

3) только между коммерческими банками

4) между хозяйствующими субъектами и физическими лицами

4) Регулирование совокупного объема денежной массы в сторону ее увеличения может осуществляться…

1) с помощью активной покупки Центральным банком на открытом рынке государственных ценных бумаг

2) с помощью активной продажи Центральным банком на открытом рынке государственных ценных бумаг

3) невозможно с помощью операций купли-продажи Центральным банком на открытом рынке государственных ценных бумаг

5)Онкольные ссуды – это…

1) ссуды до востребования

2) ссуды на определенный срок

3) безвозвратные ссуды

 

Билет № 16

1)Бюджетная система: понятия, структура, принципы построения. (20б)

Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве

РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Состав бюджетной системы:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты.

В связи с образованием, распределением и использованием посредством государственных и местных бюджетов совокупности денежных фондов в РФ существует целая бюджетная система. Бюджетная система включает в себя органы, обладающие бюджетными полномочиями: финансовые органы; органы денежнокредитного регулирования; органы государственного (муниципального) финансового контроля.

Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.

Эти нормы являются в бюджетном праве основополагающими, поскольку выражают право государственных и административно-территориальных образований на свой бюджет, уровень самостоятельности в его использовании.

Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В соответствии с законодательством РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты.

Принципы бюджетной системы:

1)принцип единства - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации,

принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ - закрепление

соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими

органами;

3) самостоятельность бюджетов:

а) право соответствующих органов самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ;

в) право соответствующих органов самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов бюджетов и т. д.;

4) полнота отражения доходов и расходов – все доходы, расходы и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме;

5) сбалансированность бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников инансирования его дефицита;

6) эффективность и экономность использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджетов нужно исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

7) общее (совокупное) покрытие расходов – все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

8) принцип гласности:

а) обязателное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

б) обязательная открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по

проектам бюджетов;

9) достоверность бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

10) адресность и целевой характер бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

2) Факторы, определяющие величину ссудного процента. (20б)

Ссудный процент (или процентный доход) – это денежное вознаграждение, которое получает кредитор, предоставляя ссуду.

Большое влияние на ссудный процент и кредитный рынок оказывает межбанковская процентная ставка – ставка, по кредитам на межбанковском рынке. Она очень подвижна и ориентирована на рыночную конъюнктуру.

В России существуют следующие средние ставки межбанковского рынка:

МИБОР – средняя процентная ставка от ежедневно заявляемых московскими банками ставок размещения межбанковских кредитов;

МИБИД - средняя процентная ставка от ежедневно заявляемых московскими банками ставок привлечения межбанковских кредитов;

МИАКР – средневзвешенная по объёмам фактических сделок процентная ставка по предоставлению коммерчески банками межбанковских кредитов.

На величину ставки ссудного процента влияют следующие факторы:
- Риск, чем выше риск не возврата, тем выше ставка процента.
- Срок ссуды, чем больше срок предоставления ссуды, тем выше ссудный процент, и наоборот. Но существуют исключения. Так например, банки в свою очередь берут временно свободные ресурсы у юридических и физических лиц, соответственно есть возможность ими распоряжаться, а не держать постоянно деньги наготове.
- Размер ссуды, при прочих равных условиях ставка процента выше на ссуду меньшего размера.
- Налогообложение, в этом случае высокий уровень налогов на доходы кредитора, ведет к соответствующему росту ставки процента.
- Степень монополизации рынка ссудного капитала.

 

Тест

 

1)При увеличении расходов банка по привлечению ресурсов ставка банковского процента по кредитам…

1) растет

2) снижается

3) не изменяется

2)Ссудный капитал – это…

1) денежный капитал, приносящий собственнику доход в форме процента

2) безвозмездно передаваемые средства

3) бюджетное финансирование

4) средства, конфискованные по решению суда

3)Банковская система…

1) входит в состав кредитной системы

2) входит в состав финансовой системы

3) включает в себя кредитную систему

 

4)Звеном финансовой системы НЕ является…

1) структурные подразделения предприятий

2) внебюджетные фонды

3) финансы домашних хозяйств

4) внебюджетные фонды и финансы домохозяйств

5)Финансы – это…

1) денежные отношения

2) экономические отношения

3) политические отношения

4) реальные отношения

 

Билет № 17

 

1)Банковская и казначейская системы исполнения бюджета: понятия, особенности функционирования, преимущества и недостатки. (20б)

Из мировой практики известны две модели исполнения государственного бюджета:

· казначейская, при которой на специальные органы министерства финансово (Казначейство) возложены организация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений;

· банковская, когда функцию организации исполнения бюджетов выполняет центральный банк (возможен вариант участия и коммерческих банков);

Система, похожая на казначейскую, в России действовала с 1918 года до середины 1990-х годов. В СССР порядок исполнения бюджета определялся минфином СССР по согласованию с госбанком СССР. Бюджетными средствами распоряжались финансовые органы, единая система которых была подчинена минфину; кассовое исполнение бюджета осуществлял Госбанк по принципу единства кассы. В систему Госбанка поступали и хранились все доходы и оттуда производились все расходы бюджета. С распадом СССР в России сложилась банковская система исполнения бюджета, ее участники: Минфин, Центробанк, налогоплательщики, коммерческие банки, налоговые органы. Распоряжался бюджетными средствами государственный орган – Минфин России, а оперировали деньгами коммерческие банки. Кассиром коммерческих банков являлся ЦБ, а кассиром бюджетных средств - коммерческие банки. Сначала ЦБ предложил пользоваться услугами расчетно-кассовых центров (РКЦ), но бюджетополучателей не устраивала скорость операций и отсутствие процентов по остаткам на бюджетных счетах. Тогда был создан институт уполномоченных федеральных коммерческих банков - из числа крупных, обладающих достаточной филиальной сетью, а так же муниципальных банков. Обладая более совершенными банковскими технологиями, комбанки получили право на кассовое обслуживание денежных потоков бюджета. Значительная часть счетов бюджета и бюджетных учреждений были переведены в коммерческие банки, которые осуществляли все расчетные функции. Однако из-за многочисленности счетов Правительство не могло в полном объеме владеть информацией о движении средств и контролировать исполнение бюджета. Нецелевое использование бюджетных денег стало массовым явлением, хотя и каралось Минфином и ЦБ. Кроме того, банковская система исполнения бюджета вообще является “рисковой”: коммерческие банки разоряются, и деньги застревают в неплатежеспособном банке.

Рассмотренные недостатки банковской системы исполнения бюджета устраняет централизованная казначейская система исполнения бюджета. К 1999 году практически был завершен процесс перевода счетов бюджетополучателей из комбанков в систему казначейства, которая состоит из трех уровней:

- Главное Управление федерального казначейства на правах департамента Министерства финансов РФ;

- Главное Управление федерального казначейства на правах департамента Министерства финансов;

- сеть отделений федерального казначейства в городах и районах (в них сосредоточено большинство лицевых счетов бюджетных организаций и остатков бюджетных средств. Сокращаются краткосрочные заимствования на внутренних финансовых рынках. В результате казначейская система имеет три специфических преимущества: во-первых, повысилась сохранность средств; во-вторых, повышается скорость расчетов в государственном секторе (сокращаются неплатежи); и, в-третьих, высвобождается значительный объем бюджетных средств за счет перехода от авансирования расходов к оплате счетов по факту.

 

2) Способы обеспечения кредита (20б)

Банковское законодательство РФ предусматривает, что выдача кредита коммерческими банками должна производиться под различные формы обеспечения кредита. Для предварительного обеспечения интересов кредитора и для получения им гарантий надлежащего исполнения должником своих обязанностей законодательством предусмотрены следующие способы обеспечения обязательств:

— неустойка;

— залог;

— удержание имущества должника;

— поручительство;

— банковская гарантия.

Кроме того, кредит может быть обеспечен средствами депозитного счета (в том числе в иностранной валюте), открытого в банке. Сумма на счете должна быть достаточна для удовлетворения банком требований по выданному кредиту. Средства депозитного счета в иностранной валюте пересчитываются на день заключения кредитного договора по курсу иностранных валют к рублю на договорной основе с владельцем счета.

В качестве кредитного обеспечения заемщик может пользоваться одной или сразу несколькими формами, что закрепляется в кредитном договоре. Обеспечительные обязательства по возврату кредита оформляется вместе с кредитным договором и является обязательным приложением к нему.

Перечисленные способы обеспечения обязательства предусматриваются прежде всего для побуждения должника к исполнению своего долга, и уже только потом — как невыгодные последствия или как санкция за его неисполнение.

 

 

Тест

 

1)Форма государственного кредита, при которой привлечение средств происходит путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг – это…

1) государственный займ

2) государственное финансирование

3) выдача гарантий

2)Займы, не имеющие вторичного обращения – это…

1) нерыночные

2) - краткосрочные

3) - выпускаемые центральным правительством

4) - беззакладные

5) - с нулевым купоном

3)В зависимости от обеспечения долговых обязательств займы делятся на…

1) закладные и беззакладные

2) рыночные и нерыночные

3) выигрышные и процентные

4) с твердым или плавающим доходом

4)«Дефицитное финансирование» – термин из теории:

1). марксизма;

2). А. Смита;

В). кейнсианства.

5). К специализированным финансово-кредитным институтам относятся: 1) коммерческие банки; 2) кредитные союзы; 3) общества взаимного кредита; 4) страховые компании; 5) центральный банк страны…

И 4

2) 1, 2, 3, 4 и 5

3) 1, 3 и 5

4) 1, 2, 3 и 5

Билет № 18

1) Управление государственным долгом, основные методы и пути сокращения

Правовое регулирование деятельности, касающейся внутреннего государственного долга, осуществляется посредством установления статуса:

1. Регулирования внутреннего и внешнего государственного долга.

2. Управления внутренним и внешним государственным долгом.

3. Обслуживания внутреннего и внешнего государственного долга.

Регулирование внутреннего и внешнего государственного долга – установление общих принципов и начал в политике внутреннего и внешнего государственного долга. Осуществляется Парламентом. Его основные функции:

· принятие закона о государственном долге;

· установление норматива внутреннего и внешнего государственного долга при утверждении бюджета.

Управление государственным долгом представляет собой определенные мероприятия, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства; регулированию рынка государственных ценных бумаг; обслуживанию и погашению государственного долга; предоставлению кредитов и гарантий.

Цель управления госдолгом заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Под обслуживанием внутреннего(внешнего) государственногодолга понимается выплата процентов по государственным долговым обязательствам и их погашение путем выкупа либо иного изъятия из обращения.

В числе финансовых мероприятий, проводимых в рамках управления государственным долгом, наиболее распространены в мировой практике следующие:

1. Рефинансирование долга, т.е. погашение ранее выпущенных долговых обязательств за счет новых заимствований или изменение условий их предоставления. Самым главным недостатком рефинансирования долга является то, что если полученные средства не идут на расширение производства, а «проедаются», то в будущем могут возникнуть проблемы, связанные с уменьшением поступления налогов в государственную казну.

2. Под конверсией займов обычно понимается изменение первоначальных условий государственных займов, выражающихся в понижении процента, изменении срока действия и способа погашения займа, объединения облигаций разных займов и т.д. В результате государство получает временную экономию, поскольку продолжившийся выпуск займов вел к росту государственного долга и, следовательно, расходов бюджета по нему. В целях снижения расходов по управлению госдолгом государства чаще всего снижет размер выплачиваемых процентов по займам.

3. Государство, заинтересованное в получении займов, на длительные сроки, достигает этого за счет консолидации государственного долга. Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками - увеличение либо уменьшение срока действия государственных ценных бумаг, т.е. перенос даты их погашения.

4. Новация – соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством.

В принципе, новация является аналогом конверсии с той лишь разницей, что конверсия предполагает замену как одной формы займа на другую, так и на аналогичную (например, кредит на облигацию или облигацию на облигацию), а новация обычно предполагает замену одной формы займа на аналогичную (т.е. облигацию на облигацию).

5. Унификация – объединение ранее выпущенных займов, при котором несколько старых облигаций приравниваются к одной новой. Это метод предпочтителен в условиях выхода из экономического кризиса, сопровождавшегося инфляцией, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним производят в новых полноценных деньгах.

Можно выделить следующие пути уменьшения государственного долга:

· Следует отметить, что в бюджетной политике нашего государства реализуется пассивная форма дефицита, которая носит потребительский характер. Это значит, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также на поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора.

· Необходимо провести оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли экономики должны решать задачи структурной перестройки, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих НТП.;

· Одной из мер пополнения бюджета и возврата различных внешних займов может служить процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности, также это является положительным моментом в том плане, что таким образом, возможно будет сократить бюджетное финансирование.

· Произвести совершенствование планирования и развития системы платных услуг в непроизводственной сфере.

Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.

 

2) Методы кредитования. (20б)

Методы кредитования являются составной частью механизма кредитования. Возвратное движение кредита определяется, во-первых, поступлением или расходованием ценностей, осуществлением или возмещением затрат, текущими платежами, т.е. непосредственно процессом производства и обращения. Во-вторых, оно может быть увязано с изменением остатка обеспечения. В соответствии с этим различают кредитование по обороту и по остатку, а также оборотно-сальдовый метод.

Все эти особенности реализуются через отдельные элементы метода кредитования. К ним относятся: вид ссудного счета, порядок выдачи кредита, способы его погашения, организация банковского контроля за соблюдением принципов кредитования.

Сейчас используется подход, основанный на кредитоспособности заемщика. Такой подход означает перемещение акцента в механизме кредитования с выбора объекта на оценку субъекта кредитной сделки. Основная часть ссуд стала выдаваться на основе оборотно-сальдового метода.

Этот метод является переходной формой, имеющей черты кредитования по обороту и по остатку. Главной чертой практики этого метода послужило ограничение круга платежей расчетами за товарно-материальные ценности, введение ограничения уровня задолженности плановым размером кредита. КБ стали шире использовать кредитование по остатку в сочетании с твердым лимитом кредитования. В зависимости от метода кредитования открываются следующие виды ссудных счетов:

  • простой ссудный счет;
  • специальный ссудный счет;
  • контокоррент

Общим признаком этих счетов является учет образования и погашения задолженности; выдача каждой новой ссуды и, следовательно, сумма долга ссудополучателя всегда фиксируется по дебету, а погашение задолженности отражается по кредиту.

При кредитовании по отдельному ссудному счету применяется оборотно-сальдовый метод.

При кредитовании по специальному и отдельному счету, а также по контокорренту момент выдачи ссуды не сопровождается проверкой соответствия размера кредита накопленным кредитуемым товарно-материальными ценностям.

Благодаря платежному характеру кредита спец. ссудный счет и контокоррент способствуют своевременному удовлетворению потребностей предприятий в дополнительных денежных средствах. Разница между простым и специальным счетом в том, что в первом случае кредит носит эпизодический характер, а во втором постоянный.

При некотором сходстве спец. ссудных счетов и контокоррента между ними есть существенные отличия. Масштабы кредитования по спец. ссудным счетам значительно уже, чем при кредитовании по контрокорренту, ряд операций на них не отражается.

Иным является и объем средств, направляемых на погашение кредита. Отдельные кредиты по простым ссудным счетам.

Доверительный кредит это универсальный кредит; выдается первоклассным заемщикам; он способен удовлетворить самые разнообразные потребности предприятия, вызванные накоплением запасов товарно-материальных ценностей, отсутствием свободных денежных средств для выплаты зарплат, платежей в бюджет и др. Срок такого кредита 60-90 дней.

Бланковый кредит это кредит, предоставляемый без обеспечения товарно-материальными ценностями и ценными бумагами. Револьверный кредит это автоматически возобновляемый кредит (лимит задолженности + срок погашения). Не нужно дополнительных переговоров.

 

Тест

 

1)Рыночным методом покрытия дефицита бюджета является…

1) выпуск ценных бумаг

2) - фидуциарная эмиссия

3) - внешний заем

2)Важнейшим признаком финансов являются…

1) фондовая форма использования денежных средств

2) - распределительный характер финансовых отношений

3) - принадлежность финансов к конкретному субъекту хозяйствования и государству

3) Финансовым планом государства является…

1) государственный бюджет

2) - финансовый прогноз развития народного хозяйства на перспективу

3) - сводный финансовый баланс

4) Финансовый рынок включает: 1) рынок капиталов; 2) рынок земли; 3) рынок ценных бумаг; 4) рынок денег; 5) базарную торговлю; 6) рынок рабочей силы…

1) 1, 3 и 4

2) 1, 2, 3, 4, 5и 6

3) 1, 2, 3 и 6

4) 1, 2 и 4

5) только 4

6) 1 и 4

5) Источником уплаты процентов служит…

1) прибавочный продукт

2) ссудный капитал

3) централизованные денежные фонды

4) денежные фонды предприятия

Билет № 19

1) Бюджетный процесс: понятие и основные принципы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. (20б)

Правовые нормы, регулирующие бюджетный процесс, предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчета об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов — участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Нормы процессуального бюджетного права, строгое их соблюдение, являются гарантией законности применения норм материального бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности поступления в бюджет доходов, законности и своевременности их расходования.

Бюджетный процесс — это регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства и муниципальных образований по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению и утверждению отчета о его исполнении. Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнений длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса: это стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения и заключения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют одна другую. Сам бюджет действует в течение одного года — с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации длится 12 месяцев. По прошествии года по закону для завершения бюджета предоставляется еще один льготный месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Счетный период включает срок с 1 января по 31 декабря плюс льготный месяц.

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются государственные средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный период.

Однако порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета, его исполнения, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета остается неизменным.

На каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время. Так, вопросы бюджетного регулирования за счет процентных отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов РФ, а также вопросы финансовой поддержки территорий решаются в момент составления бюджета. Окончательно процентные отчисления от регулирующих источников для нижестоящих территорий и вопросы финансовой поддержки утверждаются вышестоящими представительными органами в момент утверждения вышестоящего бюджета. Этим достигается, на стадии принятия закона о бюджете, сбалансированность показателей бюджета.

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. Однако в настоящее время Бюджетным кодексом в гл. 5 предусмотрены общие принципы для бюджетной системы в целом.

Это следующие принципы:

  • единство бюджетной системы РФ;
  • разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
  • самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированность бюджетов;
  • эффективность и экономность использования бюджетных средств;
  • общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
  • гласность;
  • достоверность бюджета;
  • адресность и целевой характер бюджетных средств.

 

2) Понятие кредита, принципы кредитования, виды и формы кредитов. (20б)

Кредит имеет денежную природу. Выступает в качестве формы разрешения противоречия между накоплением временно свободных денежных средств у одних экономических субъектов и потребностью в них у других. Условием существования кредита является наличие крупного фонда денежных средств – ссудного капитала (ссудного фонда). Кредит есть форма движения ссудного капитала (фонда).

Принципы кредитования:

§ возвратность;

§ срочность;

§ платность;

§ обеспеченность кредита;

§ целевое использование.

Функции кредита:

§ распределительная – распределение ссудного фонда страны на возвратной основе;

§ эмиссионная – создание кредитных средств обращения и замещение наличных денег;

§ контрольная – контроль за эффективностью использования хозяйствующими субъектами заемных средств, ускорением технического прогресса. Реализуется путем контроля за финансовым состоянием заемщика, соблюдением принципов кредитования.

Кредитные отношения это все денежные отношения, связанные с движением ссудного капитала.

Опосредуя кредитные отношения, деньги выполняют функцию средства платежа. Кредитные отношения имеют двоякое выражение: мобилизуя денежные средства, банк выступает как заемщик, размещая их по активным операциям – как кредитор.

Субъектами кредитных отношений выступают кредитор и заемщик.

Объектом кредитных отношенийявляются денежные средства, предоставляемые в ссуду. Важным условием предоставления кредита является наличие у кредитора кредитных ресурсов, а их объем определяет кредитный потенциал банка.

Кредитный потенциал банка – величина мобилизованных банком средств за минусом резерва ликвидности (отчисления в фонд обязательных резервов Центрального банка РФ).

 

 

Тест

 

1) Изменение нормы банковских резервов в наибольшей мере влияет…

1) на инвестиции

2) на потребительские расходы

3) - на объем экспорта

4) - на государственные расходы

2) Форма кредитования путем списания банком средств по счету клиента сверх остатка на его счете, называется…

1) овердрафт

2) акцепт

3) факторинг

4) форфейтинг

3) Назовите вид долгосрочного кредита под залог недвижимости…

1) ипотечный

2) коммерческий

3) вексельный

4) потребительский

 

4 Группировка расходов на субсидии, субвенции и дотации устанавливается…

1) ни одной из перечисленных

2) экономической классификацией

3) функциональной классификацией

5) Расходы на оборону, государственное управление, социальную сферу, экономику являются расходами…

1 функциональной классификации

2 экономической классификации

3 ведомственной классификации

Билет № 20

1) Финансовая система государства: понятие, структура, функции, уровни, принципы построения. Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы государства. (20б)

Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились как государственные финансы в виде образования и использования государственной казны.

Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует ее для управления народным хозяйством страны.

Финансовая система – это совокупность финансовых отношений, связанных с использованием фондов денежных средств через соответствующие финансовые учреждения.

Система финансовых отношений включает в свой состав следующие звенья:

  • бюджеты различных уровней;
  • фонды социального, имущественного и личного страхования;
  • валютные резервы государства;
  • денежные фонды предприятий, организаций и фирм;
  • прочие специальные денежные фонды.

Через финансовый механизм государство образует фонды денежных средств, которые используются для выполнения различных функций в экономической, социальной и политической сферах.

Принципы построения финансовой системы. В современных условиях наиболее распространенным является принцип фискального («фискал» – казенный, «фискальный» – в интересах казны) федерализма. Такой подход используется и при построении финансовой системы России.

Принципы построения финансовой системы предполагают:

  • экономическую самостоятельность и четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения – оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы – развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т. д. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;
  • формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;
  • взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашений;
  • доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов.

С помощью финансовой системы воспроизводятся все процессы по перераспределению общественного продукта и национального дохода; регулирование финансовой политики осуществляется государством.

Функции финансовой системы. Американский экономист Р. Масгрейв сформулировал три классические функции, выполняемые финансовой системой: аллокация ресурсов; перераспределение доходов; стабилизация экономики.

Функция аллокации ресурсов связана с предоставлением обществу определенных благ со стороны государства, которые не может и не желает предоставлять частный сектор: внутренняя и внешняя безопасность (полиция, армия); создание транспортной сети (дороги, освещение); строительство городских инженерных коммуникаций (водопровод, канализация) и т. д. Целью функции перераспределения доходов является корректировка распределения доходов и имущества для достижения большей социальной справедливости.

Функция стабилизации экономики осуществляется путем реализации целевых установок экономической политики, направленной на обеспечение высокой занятости, стабильности цен, постоянного и соразмерного экономического роста.

В общей совокупности финансовых отношений выделяются три сферы: финансы предприятий, учрежде­ний и организаций, страхование, государственные финансы. Внутри каждой сферы выделяются звенья, которые группируются в зависимости от характера деятель­ности субъекта. Каждое звено подразделяется на под звенья. Сферы и звенья финансовой системы взаимосвязаны, а совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств и образуют финансовую систему.

Характеристика сфер и звеньев финансовой системы:

1.Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные) составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий зависит общее финансовое состояние страны. Предприятия осуществляют деятельность на коммерческой основе, т.е. расходы покрываются за счет собственных доходов. Предприятия обладают финансовой независимостью, самостоятельно распоряжаются прибылью, формируют фонды специального назначения, привлекают инвесторов, размещают временно свободные денежные средства.

2.Страхование- по мере развития рыночных отношений социальное, имущественное, личное страхование, страхование ответственности приобретают все большее значение, т.к. степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью возрастает.

3.Государственные финансы:

Государственный бюджет- ведущее звено финансовой системы, главное орудие перераспределения национального дохода. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, а расходуются средства бюджета на военные цели, содержание аппарата управления, развитие экономики и социальной сферы.

Внебюджетные фонды- образуются за счет единого социального налога (страховых взносов работодателей) и расходуются на выплату пенсий, пособий. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение.

Государственный кредит- кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при который государство выступает в качестве заемщика средств.

 

2) Экономическая сущность банковского процента, его функции. (20б)

Основными целями процентной политики коммерческих банков являются получение максимально возможной процентной прибыли, минимизация процентного риска и улучшение ликвидности банка.

Банковский процент является «иррациональной формой цены» ссудного капитала, так как выражает его потребительную стоимость, а не стоимость. Следовательно, банковский процент выступает как эквивалент потребительной стоимости кредита.

Банковский процент используется для аккумуляции в кредитной системе временно свободных денежных средств предприятий, населения, других банков и т.п. Для кредитора процент служит средством получения дохода, реализации особой потребительской стоимости денег – их способности к самовозрастанию. Для заемщика процент выступает средством получения денег во временное пользование. Ссудный процент служит одним из основным источником формирования доходов банка. За счет ссудного процента выплачиваются проценты по депозитам, возмещаются затраты на содержание банковского аппарата и образуется процентная прибыль банка.

Особенностью процента как вида дохода является риск, которым всегда сопровождается установление долговых и процентных отношений. Он состоит в вероятности не только неполучения кредитором процентного дохода, но и утраты самих денег в процессе временной переуступки собственности на них

Процентная политика коммерческих банков должна быть направлена на максимизацию доходов от предоставления кредитов, поддержание достаточно гибкой структуры активов, приспособленных к изменению процентных ставок, и минимизацию расходов путем поддержания оптимальной структуры пассивов.

Размер процентных ставок по активным и пассивным операциям, порядок, период, сроки начисления и уплаты процентов, а также механизм их взыскания определяются банком на долгосрочной основе с клиентом в кредитном договоре. Начисление процентов по депозитам и по кредитам производится в соответствии с ГК РФ.

Проценты начисляются по расчетным, текущим, ссудным, депозитным счетам и по вкладам граждан в размере и в сроки, предусмотренные договором, но не реже о







Date: 2016-11-17; view: 297; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.198 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию