Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I. Понятие патристики. Краткий обзор патриотической традиции. 42 page
Рус. пер.: В. Оболенского (1827), Г. Янчевецкого (1898), А. Н. Егунова(1922, 1971). ЗЕНОНИЗКИТИЯ 381 Текст и пер.: Platon. Oeuvres complètes. T. XI-XII: Les Lois, par E. Des Places et A. Diès. P., 1951-1956; England Ε. В. The «Laws» of Plato, introd., text and notes. Vol. 1-2. Manchester, 1921 (repr. N. Y., 1976); Taylor A. E. (introd. and tr.). The «Laws» of Plato. L., 1934; Pangle T. L. The «Laws» of Plato, transi, with notes and an interpretative essay. Chic · L., 1980. Лит.: Ritter J. Piatons «Gesetzte», Kommentar zum grieschichen Text. Lpz., 1896; Goergemanns К Beitraege zur Interpretation von Platons Nomoi. Munch., 1965; Hentschke A. B. Politik und Philosophie bei Plato und Aristoteles. Die Stellung der «Nomoi» im platonischen Gesamtwerk und die politische Philosophie des Aristoteles. Fr./M., 1971; Morrow G. R. Plato's Cretan City. A historical interpretation of the Laws. Princ, 1960; Piérart M. Platon et la Cité grecque. Théorie et réalité dans la constitution des «Lois». Brux., 1974; Stalley R. F. An introduction to Plato's Laws. Oxf, 1983; Vanhoutte M. La philosophie politique de Platon dans les Lois. Louvain, 1954; Hentschke A. Politik und Philosophie bei Platon und Aristoteles. Die Stellung der «Nomoi» im platonischen Gesamtwerk und die politische Theorie des Aristoteles. Fr./M., 1971; Morrow G. R. Plato's Cretan City: A Historical Interpretation of the «Laws». Princ, 19932; BalaudéJ.-F. (ed.). D'une cité possible. Sur les Lois de Platon. P., 1995; Plato's «Laws» and its historical Significance, Selected Papers of the I International Congress on Ancient thought. Ed. F. Lisi. S.Aug., 1998; Proceedings of the Vlth Symposium Platonicum (The Laws). Ed. L. Brisson, S. Scolnicov. S. Aug., 2003. Библ.: Saunders T. J. Bibliography on Plato's Laws, 1920-1970, with additional through May 1976. N.Y., 1976. А. И. ЗАЙЦЕВ 3EHOH ИЗ КИТИЯ {Ζήνων 6 Κιτιεύς) (334/3-262/1 до н. э.), основатель стоической школы, родоначальник стоицизма. Жизнь. Родился в г. Китий на Кипре, где издавна была колония выходцев из Финикии (D. L. VII 1; 3; 6; 15; 25; 30; «пуниец» - Cic. De fin. IV 56). Из имеющихся сведений о продолжительности жизни 3. - 98 лет (D. L. VII 28; Luc. Macrob. 19) и 72 года (D. L. VII28, по датировке Персея) - в настоящее время более надежной считается вторая версия. Смерть 3. источники относят к архонтству Арренида (D. L. VII 10; Philod. De philos, col. IV), которое принято датировать 262/1 до н. э., соответственно, датой рождения 3. принимается 334/3. Поначалу 3. занимался торговлей, как и его отец Мнасей, и уже в Китии пристрастился к чтению сократической литературы (D. L. VII 31, ср. 5). В Афины 3. приехал, по датировке Персея, в 22 года, т. е. в 312/1, — возможно, по торговым делам («с грузом пурпура», VII 2; ср. VII4-5). Не имея четкого плана занятий, 3. оказался в кругу слушателей киника Кратета (VI 105; VII 2 ел.). Влиянием Кратета отмечены первые философские сочинения 3., прежде всего «Государство»; о своем первом учителе 3. написал воспоминания по образцу Ксенофонтовых воспоминаний о Сократе. Нет ясности относительно того, у кого и сколько затем учился 3. По традиционной версии (Ibid. VII 2; 25, ср. Cic. De fin. IV 3; Eus. Pr. Εν. XIV 5, 11), он занимался по 10 лет с мегариком Стильтоном и академиками Ксенократом и Полемоном. Занятия с Ксенократом (ум. 314/3) оказываются невозможны, если принять хронологию Персея (однако альтернативная хронология, согласно которой 3. родился ок. 360, - принимаемая, в частности, Грилли, - допускает занятия с Ксенократом), и в 10 лет, скорее всего, входили параллельные занятия со Стильпоном и Полемоном. Кроме того, Зенон изучал диалектику у мегариков Филона Диалектика иДиодора Крона (D. L. VII 16; 25). Вероятно, ок. 300 3. начал преподавать в т. н. Расписной Стое (Στοα Ποικίλη), и его слушатели стали называться «стоиками» (см. Стоя). 382 ЗЕНОН ИЗ КИТИЯ В Афинах 3. имел репутацию человека добродетельной, строгой и умеренной жизни, пользовался уважением и широкой известностью. Сыграла роль и его дружба с македонским царем Антигоном II, чье мнение афиняне должны были учитывать. После смерти город почтил философа золотым венком и гробницей в некрополе Керамика (фр. 7-8), между тем 3. до конца своих дней оставался гражданином родного Кития. По традиционной версии, сообщаемой Диогеном Лаэртием (VII28-29), 3. ушел из жизни по своей воле, задержав дыхание. Сочинения. Известны 25 названий: 19 по списку у Диогена Лаэртия (VII4 = S VF 141) и еще 6 по иным источникам. 1)Логика. «Логика» [«О разуме»] (Пер1 λόγου), «О знаках», «О словесных выражениях» (Пер1 λέξε «Решения», «Опровержения» в 2-х кн. 2) Физика. «О мироздании» (p του όλου), «О сущности», «О природе», «На "Теогонию" Гесиода», «О влечении, или О природе человека» (возможно, два отдельных соч.), «О зрении». 3) Этика. «Государство», «Этические воспоминания о Кратете», «О жизни согласно природе», «О страстях», «О надлежащем», «О законе», «Об эллинском воспитании». 4) Прочее. «Общие вопросы», «Пифагорейские вопросы», «Гомеровские вопросы» в 5 кн., «О чтении поэзии», «Искусство», «Беседы» (Λατρι/?αί), «Полезные изречения» (Xpeïai). Хронология почти не поддается уточнению. Можно предполагать, что «Государство», «Воспоминания о Кратете» и, вероятно, «Беседы» были самыми ранними соч., близкими по содержанию и отмеченными сильным киническим влиянием. В собрании фон Арнима (SVF I) представлено более 300 текстов, содержащих цитаты из соч. 3. или изложение его мнений; наиболее важны свидетельства Диогена Лаэртия, Цицерона, Плутарха, Стобея. Учение. 3. достаточно подробно разработал доктрину стоицизма во всех ее принципиальных пунктах (кроме, возможно, учения о категориях). В учении 3. сочетались несколько линий влияния: академическая (деление философии), мегарская (логика), ионийская (Гераклит - огненный логос, космические циклы), аристотелевская (теория познания, понятие о бескачественном субстрате), кинико-сократическая (автаркия блага-добродетели). На базе этих элементов 3. создал целостную доктрину и разработал для нее оригинальную терминологию. Деление философии на три части - логику, физику и этику - 3., скорее всего, заимствовал у академиков (Cic. De fin. IV 3-4). Предложенный им порядок изложения дисциплин от логики к этике (D. L. VII 40 = S VF I 46) в целом остался общешкольной догмой, хотя впоследствии уточнялся Клеанфом и Хрисиппом, менявшими местами этику и физику. Логика. 3. разработал основы стоической теории познания: учение о видах представлений, о критерии и механизме познания, введя в оборот технические термины «постигающее представление» {φαντασία καταληπτι,κή), «согласие» (συγκατάθεσις) и «постижение» (κατάληφι,ς). Начинаясь с чувственного восприятия, познание методически и стадиально восходит к прочному знанию (SVF I 52 ел.; 72), которое 3. определял как устойчивое и надежное постижение, не опровержимое никакими доводами разума (168 ел.). При воздействии внешних объектов на органы чувств в душе сначала возникает впечатление (которое 3. представлял по аналогии с отпечатком на воске); если подтверждается его адекватность, оно становится постигающим («каталептическим») представлением. Последнее может возникать только ЗЕНОНИЗКИТИЯ 383 от реально наличного, а не мнимого и воображаемого тела в акте «согласия», подчеркивающего активность познающего субъекта (I 59 ел.); абстрактные общие представления (kvvo-ηματα) не имеют вещественного эквивалента и обладают лишь «квазисуществованием» (65). В состав логической части 3. включал также риторику (74 ел.), уподобляя ее раскрытой ладони, а диалектику - сжатому кулаку (75). Диалектике (семантике и формальной логике) 3. придавал большое значение (47 ел.). Нельзя исключать, что сводка материалов о знаках у Секста Эмпирика (Adv. math. VIII) основана в т. ч. и на сочинениях 3. Несомненно, что 3. широко использовал силлогизмы для обоснования своих суждений (напр., SVF I 77-78; 106; 137; 148; 152 и др.). Однако по сохранившимся текстам подлинные масштабы достижений 3. в этой области установить невозможно. Скорее всего, первые наработки 3. потеряли значение после достижений Хрисиппа, а соответствующие тексты были забыты и утрачены. Физика. 3. сформулировал ключевые положения физической доктрины стоицизма: о всеобщей телесности, о двух началах - активном (Бог-логос) и пассивном (бескачественный субстрат), о четырех элементах, о пневме и «сперматических» логосах, о всеобщей причинности и всеобщем смешении (85 ел.). Космос - одушевленное разумное существо, он окружен бесконечной пустотой и подвержен циклическим воспламенениям, во время которых все полностью превращается в огонь, а затем восстанавливается до мельчайших деталей (97 ел.). 3. предложил ряд нормативных формулировок о небе, небесных явлениях и светилах: последние он считал разумными существами, содержащими «творческий огонь» {πυρ τβχνυκόν - 115 ел.). Бог есть единый природный закон, творец космоса, огненный логос-разум и одновременно огненная пневма, которая пронизывает собою все; «бог распространяется по веществу, как мед по сотам» (155). С понятием «судьбы» связано понимание промыслительной заботы бога о космосе (152 ел.), направляющего всевозможные взаимодействия тел с помощью причинно-следственной связи (172 ел.). Наконец, при изложении космологии 3. наметил основы физической аллегорезы (104; 118; 121; 169). Антропологии и психологии (I 134-151) 3. также уделил достаточное внимание. Душа - «чувствующее испарение» (141), частица мировой пневмы, не иноприродная телу, но «сродная» (σύμφυτον) с ним (137). Тело образовано сочетанием четырех традиционных элементов (125), которые держатся вместе благодаря присутствию души-пневмы. Душа состоит из восьми частей: пяти чувств, речевой и породительной способности и разумного «ведущего начала» (ήγβμονικόν), локализованного в сердце. После смерти тела душа продолжает существовать длительное время, но не вечно (146 ел.). Этика. В соответствии со «сверхзадачей» учения этике 3. уделил преимущественное внимание и для этого раздела также создал новые термины (в ряде случаев лексические неологизмы). Конечная цель - жить «согласно» (όμο-λογουμένως) с природой, т. е. с мировым разумом, и это то же самое, что жить согласно добродетели, которой довольно для счастья (179 ел.). Единственное благо - добродетель, единственное зло - порок, прочее - безразлично. В безразличном 3. выделял по принципу соответствия природе обладающее «ценностью», «предпочитаемое» (προηγμένα), и лишенное «ценности», «непредпочитаемое» (άποπροηγμένα) (190 ел.). Добродетель как 384 ЗЕНОН ИЗ КИТИЯ таковая тождественна разумности, а отдельные ее виды (здравомыслие, мужество, справедливость) - ситуативным проявлениям разумности (199 ел.). Противоположность добродетели, страсть (основные виды — скорбь, страх, вожделение, наслаждение), есть неразумное и противоприродное движение души или чрезмерно сильное влечение (ορμή πλεονάζουσα), возникающее как следствие ошибочного суждения (205 ел.). Скорее всего, к 3. восходят основы учения о «первичной склонности» (οίκείωσις), позволяющего выводить этические императивы из естественных стремлений разумного существа (197 ел.). «Надлежащее» (καθήκον) — действие всякого живого существа, соответствующее принципу природной целесообразности, - для существа разумного не является еще подлинно нравственным действием, поскольку определено сферой «безразличного» (230 ел.). Нравственным действие становится лишь при соблюдении всех требований разумной природы, а это доступно только мудрецу - обладателю совершенного, свободного от ошибочных суждений и страстей интеллектуально-нравственного настроя (216 ел.). Мудрец следует только своим внутренним принципам, а потому может демонстративно пренебрегать сферой «безразличного» и совершать шокирующие поступки в киническом духе (247 ел., фрагменты из «Бесед» и «Государства»). Что касается не-мудрецов (подавляющего большинства людей), то 3., возможно, признавал за ними способность продвигаться к добродетели или, по крайней мере, ставил этот вопрос (232). Помимо теории 3. уделил внимание и практической этике (паренетике) -конкретным наставлениям на разные случаи жизни (233 ел.). Особое значение имеют этико-политические взгляды 3. Хотя люди разбросаны по различным городам и государствам, они обитатели единого мира. На этом убеждении основано намеченное 3. учение о «космополи-се» - утопическом всемирном государстве, в котором гражданство обеспечивается не происхождением и социальным положением, а статусом разумного существа и добродетельностью. В таком государстве людей объединяет бог Эрот, покровитель дружбы и единомыслия, и в нем не нужны внешние признаки богопочитания - храмы или изваяния отдельных богов. Поскольку граждане относятся друг к другу справедливо, не нужны и суды, а также, по-видимому, деньги. Идеальным гражданином является мудрец; ему следует заниматься государственными делами ради блага сограждан (262 ел.). Обычаи этого государства окрашены несомненным ки-ническим колоритом: мужчины и женщины соблюдают минимум условностей, носят одинаковую одежду (256 ел.), мудрецы имеют общих жен (269) и т. д. Вместе с тем 3., вероятно, уделял внимание и проблемам реального общественного устройства - природе власти, судебной системе, роли ораторского искусства (262). Помимо перечисленного 3. занимался комментированием Гомера и Гесиода (274 ел.). Ученики. Наиболее известные - Аристон Хиосский, Сфер Боспорский, Дионисий Гераклейский, Герилл Карфагенский, Персей из Кития и Клеанф из Асса. Менее значительные - Филонид из Фив, Каллипп из Коринфа, Посидоний из Александрии, Афинодор из Сол, Зенон из Сидона (SVF 136— 37). 3., возможно, слушал Эратосфен Киренский (Strab. I 2, 2), учившийся затем у Аристона Хиосского. С течением времени ученики, прежде объединенные авторитетом наставника, резко разошлись. Самые заметные из них ЗЕНОН СИДОНСКИЙ 385 могут быть условно разделены на две равные группы - «уклонившихся» (Аристон, Дионисий и Герилл) и «ортодоксов» (Сфер, Персей и Клеанф). Фрагм.: The Fragments of Zeno and Cleanthes. With intr. and expl. notes by A. C. Pearson. L., 1891; I Frammenti degli Stoici Antichi. Ordinati, trad, e annot. daN. Festa. Vol. I. Bari, 1932; SVF 11-332; рус. пер. Столяров, Фрагменты. Т. I, 1998. Лит.: Wellmann E. Die Philosophie des Stoikers Zenon. Lpz., 1873; TroostK. Zenonis de rebus physicis doctrinae fundamenta ex adjectis fragmentis constituta. В., 1891; Falchi A. Lo Stoicismo di Zenone, - RIFD 13, 1933, p. 175-203; Pohlenz M. Zenon und Chrysipp, - NGG, n.f. II, 1938, S. 173-210; JaguA. Zenon de Cittium. Son rôle dans l'établissement de la morale stoïcienne. P., 1946; Adorno F. SulF significato del termine ήγβμονικόν in Zenone Stoico, -PPass 12, 1953, 26-41; Baldry H. С Zeno's Ideal State, -JHS 79, 1959, p. 3-15; GrilliA. Zenone e Antigono II, -RFIC, n. s. 41, 1963, p. 287-301; Graeser A. Zenon von Kition. Positionen und Probleme. В.; N. Y., 1975; Hunt H. A. A physical interpretation of the Universe. The doctrines of Zeno the Stoic. Carlton, 1976; Rist J. M. Zeno and the Origins of Stoic Logic, - Les Stoïciens et leur logique. Ed. J. P. Brunschwig. 1978, p. 387-400; Schofield M. The Syllogisms of Zeno of Citium, -Phronesis 28, 1983, p. 31-58; Ebert Th. The Origin of the Stoic Theory of Signs in Sextus Empiricus, - OSAPh 5, 1987, p. 83-126; Isnardi Parente M. Zenone di Cizio e le idée come non-esistente, - AFLFC 9, 1988, p. 53-61; Gardo P. La concezione dei πάθη da Zenone e Crisippo a Panezio, - StudSR 13, 1989, p. 183-195; Vander Waert Ρ Zeno's Republic and the Origins of Natural Law, - The Socratic Movement. Ed. by P. Vander Waert Ithaca, 1994, p. 272-308; Jacquette D. Zeno of Citium on the Divinity of the Cosmos, - Studies in Religion 24, 1995, p. 415-431; Forschner M. Theoria und Stoische Tugend. Zenons Erbe in Cicero, Tusculanae Disputationes V, -ZPhF 53 (2), 1999, S. 163-187. А. А. СТОЛЯРОВ ЗЕНОН ИЗ TAPCA (Ζήνων 6 Ταρσβύς) (2-я пол. 3 в. - 1-я пол. 2 в. до н. э.), стоик, преемник Хрисиппа во главе школы (Eus. Pr. Εν. XV 13, 8). В целом придерживался ортодоксальных взглядов: подчеркивал, что деление школьной доктрины является отражением внутренней структуры философии (D. L. VII 41), следовал сложившемуся после Хрисиппа нормативному делению этики (VII 84). Вместе с тем сомневался в учении о «воспламенении» (Eus. Pr. Εν. XV 18, 2). Фрагм.: SVF III, 209 [fr. 1-5]. См. общ. лит. к ст. Стоицизм. А. А. СТОЛЯРОВ ЗЕНОН СИДОНСКИЙ (Ζήνων 6 Σώώνιος) (ок. 150-75 до н. э.), философ-эпикуреец, учитель Филодема из Гадары. Жил и преподавал в Афинах, где его в свое время слушал Цицерон (ср. Nat. D. I 59). От сочинений сохранились немногочисленные фрагменты. Философские интересы 3. были широки: он читал лекции по этике, полемизировал со стоиками о природе знаков, критиковал Евклидову геометрию (см. Procl. In Eucl. 214-218 Friedlein), указывая, в частности, что некоторые аксиомы («две прямые не могут иметь общего отрезка», «две окружности не могут совпадать в какой-то своей части») не являются таковыми и могут быть доказаны лишь при введении новых допущений. Почвой для данного спора явились принципиальные расхождения в понимании континуума: согласно атомистической концепции, которой придерживался 3., континуум состоит из неделимых составных частей, согласно противоположной концепции, сторонником которой был Евклид, континуум непрерывен и не состоит из неделимых. Критике воззрений 3. было посвящено сочинение стоика Посидония, о котором упоминает Прокл (Procl. In Eucl. 200, 2-3). В школьной ЭПИКу- 386 ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ рейской традиции авторитет 3. был достаточно высок. Предположительно, по материалам лекций 3. написаны сочинения Филодема из Гадары «Об Эпикуре» (РНегс. 1289) и «Об откровенной речи» (Пер1 παρρησίας, PHerc. 1471). Фрагм.: AngeliΆ., Colaizzo M. (edd.). I frammenti di Zenone Sidonio, - CronErc 9,1979, p. 47-133; Kleve K., Del Mastro G. II PHerc. 1533: Zenone Sidonio «A Cratero», - Ibid. 30, 2000, p. 149-156. Лит.: Vlastos G. Zenon of Sidon as a Critic of Euclid, - Wallach L. (ed.). The Classical Tradition: Literary and Historical Studies in Honor of H. Caplan. Ithaca (N. Y.), 1966, p. 148- 159 (repr.: Vlastos G. Studies in Greek Philosophy. Vol. II. Princ, 1995); Fritz K. von. Zenon von Sidon, - RE, X, A. 1972, col. 122-138; Guerra A. T. Zenone di Sidone, - ΣΥΖΗΤΗΣΙΣ. Studi sull'epicureismo Greco e Romano. V. II. Rassegne bibliografiche. Nap., 1982, p. 550-552. См. общ. лит. к ст. Эпикуреизм. M. А. СОЛОПОВА ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (Ζήνων 6 Έλεάτης) (род. ок. 490 до н. э.), др.-греч. философ, представитель Элейской школы, ученик Парменида. Родился в г. Элея в Южн. Италии. Согласно Аполлодору, акме 464-461 до н. э. Согласно описанию Платона в диалоге «Парменид» - ок. 449: (ср.: Parm. 127b: «Парменид был уже очень стар... ему было примерно за шестьдесят пять. Зенону же тогда было около сорока»; в беседе с ними участвует молодой Сократ, предположительно, не моложе двадцати лет, - отсюда указанная датировка). У Платона 3. изображен как знаменитый автор сборника аргументов, который он составил «в молодости» (Parm. 128d6-7) для защиты учения Парменида. Аргументы 3. прославили его как искусного полемиста в духе модной для Греции сер. 5 в. софистики. Содержание его учения полагалось тождественным учению Парменида, единственным «учеником» (μαθητής) которого он традиционно считался («преемником» Парменида называли также Эмпедокла). Аристотель в своем раннем диалоге «Софист» называл 3. «изобретателем диалектики» (Arist, fr. 1 Rose), используя термин диалектика, вероятно, в значении искусства доказательства из общепринятых посылок, которому посвящено его собственное соч. «Топика». Платон в «Федре» говорит об «элейском Паламеде» (синоним ловкого изобретателя), прекрасно владеющем «искусством словопрения» (άντιλογική) (Phaedr. 26Id). Плутарх пишет о 3., используя терминологию, принятую для описания практики софистов (βλεγξις, άνηλογία): «умел искусно опровергать, приводя через контраргументы к апории в рассуждении». Намеком на софистический характер занятий 3. выглядит упоминание в платоническом диалоге «Алкивиад I» о том, что он брал высокую плату за обучение (Plat. Ale. I, 119а). Диоген Лаэртий транслирует мнение, что «диалоги впервые стал писать Зенон Элейский» (D. L. III 48), вероятно производное от мнения о 3. как изобретателе диалектики (см. выше). Наконец, 3. считался учителем известного афинского политического деятеля Перикла (Plut. Pericl. 4,5). У доксографов имеются сообщения о занятиях политикой самого 3. (D. L. IX 25 = DK29 А 1): он участвовал в заговоре против тирана Неарха (имеются другие варианты имен), был арестован и на допросе попытался откусить у тирана ухо (Диоген излагает эту историю по Гераклиду Лембу, а тот, в свою очередь, — по книге перипатетика Сатира). Сообщения о стойко- ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ 387 сти 3. на суде передавали многие античные историки. Антисфен Родосский сообщает, что 3. откусил себе язык (FGrH III В, п° 508, fr. 11), Гермипп - что 3. бросили в ступу и истолкли в ней (FHistGr, fr. 30). Впоследствии этот эпизод был неизменно популярен в античной литературе (о нем упоминают Диодор Сицилийский, Плутарх Херонейский, Климент Александрийский, Флавий Филострат, см. А 6-9 DK, и даже Тертуллиан, А 19). Сочинения. Согласно Суде, 3. был автором соч. «Споры» ("Ερώας), «Против философов» (Προς τους φιλοσόφους), «О природе» (IJepl φύσζως) и «Толкование Эмпедокла» (Έξηγησις των Έμπ€δοκλέους), - не исключено, что первые три на самом деле представляют собой варианты названий одного сочинения; последнее называемое Судой произведение не известно из иных источников. Платон в «Пармениде» упоминает об одном сочинении (то γράμμα) 3., написанном с целью «высмеять» оппонентов Парменида и показать, что допущение множества и движения приводит «к еще более смехотворным выводам», чем допущение единого бытия. Аргументация Зенона известна в пересказе более поздних авторов: Аристотеля (в «Физике») и его комментаторов (прежде всего у Симпликия). Основное (или единственное) произведение 3. состояло, по-видимому, из набора аргументов, логическая форма которых сводилась к доказательству от противного. Защищая элей-ский постулат о едином неподвижном бытии, он стремился показать, что принятие противоположного тезиса (о множестве и движении) приводит к абсурду (άτοπον) и потому должно быть отвергнуто. Очевидно, 3. исходил из закона «исключенного третьего»: если из двух противоположных утверждений одно неверно, следовательно, верно другое. Известно о двух основных группах аргументов 3. - против множества и против движения. Имеются также свидетельства об аргументе против места и против чувственного восприятия, которые можно рассматривать в контексте развития аргументации против множества. Аргументы против множества сохранились у Симпликия (см.: DK29 В 1-3), который цитирует 3. в комментарии к «Физике» Аристотеля, и у Платона в «Пармениде» (В 5); Прокл сообщает (In Parm. 694, 23 Diehl = А 15), что сочинение 3. содержало всего 40 подобных аргументов (λόγοι). 1. «Если есть множество, то вещи необходимо должны быть и малы и велики: так малы, что вообще не имеют величины, и так велики, что бесконечны» (В 1 = Simpl. In Phys. 140, 34). Доказательство: существующее должно иметь некую величину; будучи к чему-то прибавлено, оно его увеличит, 2. Если есть множество, то вещи должны быть и ограничены, и безграничны (В 3). Доказательство: если есть множество, вещей столько, сколько есть, не больше и не меньше, а значит, их число ограничено. Но если 388 ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ 3. «Если есть множество, то вещи должны быть одновременно подобными и неподобными, а это невозможно» (В 5 = Plat. Parm. 127e 1-4; этим 4. Аргумент против места (А 24): «Если есть место, то оно будет в чем-то, 5. Аргумент против чувственного восприятия: «Просяное зерно» (А 29). Аргументы против движения. Наибольшую известность получили 4 аргумента против движения и времени, известные по «Физике» Аристотеля (см.: Phys. VI9) и комментариям к «Физике» Симпликия и Иоанна Филопона. Первые две апории основываются на том, что любой отрезок длины может быть представлен в виде бесконечного числа неделимых частей («мест»), которые не могут быть пройдены в конечное время; третья и четвертая — на том, что и время состоит из неделимых частей («теперь»). 1. «Стадий» (другое название «Дихотомия», А 25 DK). Движущееся тело, прежде чем преодолеть определенное расстояние, должно сначала пройти его половину, а прежде, чем достичь половины, ему необходимо пройти А А3___________ Д2________________ Αι___________________________________ g Date: 2016-11-17; view: 249; Нарушение авторских прав |