Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физического воспитания населения СССР





(основные исходные положения)*

Цель введения Программы физического воспитания населения СССР — содей­ствовать повышению эффективности физической культуры как фактора всесто­роннего гармоничного развития человека, укрепления и сохранения его здоровья.

Программа содержит основные исходные положения для разработки программ физического воспитания конкретных социально-демографических групп населения, а также региональных, национальных и индивидуальных программ.

Указанные программы разрабатывают и утверждают в пределах своей компе­тенции государственные и общественные организации совместно с соответствую­щими комитетами по физической культуре и спорту.**

Программы составляются с учетом возраста, пола, характера учебной и трудо­вой деятельности, уровня здоровья, степени физической подготовленности, интересов и потребностей контингента, региональных и национальных особенностей. Програм­мы для лиц специальной медицинской группы и инвалидов разрабатываются Министерством здравоохранения СССР совместно с заинтересованными министер­ствами, ведомствами и организациями с учетом положений настоящей Программы.

Для практической работы по реализации Программы используется все мно­гообразие адекватных средств, форм и методов обучения и воспитания, гигиени­ческие и естественные факторы внешней среды, вошедшие в сферу физической культуры, виды спорта, культивируемые физкультурно-спортивными и оборонными организациями страны, народно-национальные компоненты физической культуры.

Программа по мере необходимости обновляется на основе новых научных данных и передового практического опыта.

ОСНОВНЫЕ ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КОНТИНГЕНТОВ НАСЕЛЕНИЯ

I. Дети раннего возраста (до 3-х лет)

Задачи:

пробудить интерес и воспитать эмоционально положительное отношение к доступным в данном возрасте элементам физической культуры;

обучить начальным формам целесообразных двигательных действий; стиму­лировать двигательную активность, направленную на освоение ребенком окружаю-

* Утверждена Госкомитетом СССР по физической культуре и спорту 18 янва­ря 1990 г.; согласована с Госкомитетом СССР по народному образованию, Министер­ством здравоохранения СССР и Министерством культуры СССР.

Текст программы приводится по официальной публикации с отдельными редакционными изменениями.

В подготовке материалов, положенных в основу исходных положений програм­мы, участвовали ведущие специалисты страны, в том числе сотрудники Кафедры теории и методики физического воспитания Гос. Центрального института физи­ческой культуры (ГЦОЛИФК).

** Программы физической подготовки военнослужащих и приравненных к ним контингентов разрабатываются в соответствии с директивными установками, уставами и наставлениями Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР, Комитета госбезопасности СССР.


щей действительности, оптимизировать развитие физических способностей в един­стве с психическими; содействовать формированию нормального телосложения, выработать навык рациональной осанки;

обеспечить постепенное закаливание растущего организма.

Требования:

уметь верно (в меру возрастных возможностей) выполнять элементарные жизненно необходимые двигательные действия — координировать локальные движе­ния (в виде элементарных гимнастических упражнений, в том числе с предметами), перемещаться в смешанной опоре, ходить, бегать, лазать, прыгать, оперировать с предметами, правильно ориентироваться при этом в пространстве и во времени, уметь взаимодействовать в простых парных упражнениях и групповых подвижных играх; иметь нормальную осанку.

Средства:

комплексы упражнений гимнастического характера, элементарные подвижные игры, циклические упражнения, отвечающие особенностям формирования моторики детей раннего возраста, направленное использование других компонентов повсед­невной двигательной активности ребенка (в виде действий по самообслуживанию, прогулок и т.д.); массаж, гигиенические и естественные закаливающие факторы среды.

Формы занятий:

регламентированные основные формы занятий физическими упражнениями (урочного типа), дополняющие их — гигиеническая гимнастика, подвижные игры, прогулки и другие занятия с элементами двигательной активности в режиме дня, сеансы закаливающих процедур и массажа.

Объем и режим физкультурно-двигательной активности:

основные формы занятий физическими упражнениями (кроме легких подвиж­ных игр, прогулок и других видов двигательной активности) — не менее двух занятий ежедневно:


для детей первого года жизни — по 10—15 минут каждое;

для детей второго года жизни — по 15—20 минут;

для детей третьего года жизни — по 20—25 минут.

II. Дети дошкольного возраста (3— 6(7) лет)

Задачи:

развить интерес к физической культуре, использовать его для формирования положительных черт характера и поведения;

закрепить и расширить индивидуальный фонд основных жизненно важных двигательных умений и навыков, приобретенный ранее, обучить начальным зна­ниям в области физической культуры;

содействовать повышению общего уровня функциональных и адаптационных возможностей растущего организма применительно к особенностям данного этапа онтогенеза;

обеспечить направленное развитие физических и основанных на них психомоторных качеств, способностей; усилить закаливание организма приме­нительно к широкому спектру воздействий различных факторов среды, продолжить формирование нормального телосложения.

Требования:

уметь решать двигательные задачи, посильные в данном возрасте, используя при этом рациональные способы двигательных действий, в том числе ходьбы, бега, прыжков, лазания, преодоления предметных препятствий, передвижения на вело­сипеде, лыжах, коньках, других приспособлениях, метаний (в цель и на дальность), поднимания и переноски предметов; не бояться водной среды, уметь держаться на поверхности воды;

уметь выполнять доступные гимнастические упражнения и танцевальные движения и комбинации, осознанно взаимодействовать в простых подвижных и доступных спортивных играх;


выполнять на уровне нормированных для данного возраста показателей физической подготовленности упражнения, требующие координации движений, ско­ростных и скоростно-силовых качеств, выносливости и гибкости;

иметь нормальную осанку и вес тела;

иметь начальные знания по физической культуре, личной гигиене, а также доступные навыки самообслуживания, соблюдения правил безопасности, пользо­вания вспомогательным инвентарем и ухода за ним в процессе физкультурных занятий.

Средства:

комплексы упражнений основной и гигиенической гимнастики, подвижные игры, танцы, ациклические и циклические упражнения с избирательными требованиями к основным двигательным качествам (способностям), регламентированные приме­нительно к возрастным группам детей дошкольного возраста, соответственно нормированные другие виды двигательной активности; солнечные, воздушные и водные ванны, гигиенические факторы, массаж.

Формы занятий:

занятия урочного типа, «малые» (утренняя зарядка, физкультпауза, физкульт­минутка), оздоровительно-рекреативные и другие формы занятий, включающие двигательную активность в общем режиме дня (подвижные игры, физкультурные забавы, состязания в отдельных упражнениях, прогулки и т.д.), закаливающие процедуры.

Объем и режим физкультурно-двигательной активности:

не менее трех физкультурных занятий различного типа ежедневно, общим объемом не менее 5—6 часов в неделю в младших группах, 6—8 — в средних и 8—10 часов в старших группах.

III. Учащиеся младшего школьного возраста (6(7) —10 лет)

Задачи:

закрепить у детей интерес к физкультурно-сиортивным занятиям;

углубить знания по гигиене и закаливанию, сформировать доступные понятия об индивидуальном физическом развитии, влиянии на него систематических физи­ческих упражнений и вредоносном воздействии на него и на здоровье негативных бытовых привычек, дать начальные знания по самостоятельному использованию физических упражнений, научить выполнять начальные организаторские роли в доступных самодеятельных подвижных играх и физкультурных развлечениях;


обеспечить формирование и улучшение совокупности двигательных умений и навыков, входящих в состав базового разностороннего «двигательного образо­вания», в том числе гимнастических, танцевальных, игровых, локомоторных (включая навыки передвижения на лыжах, коньках, велосипеде и т.д.); обучить как минимум одному из способов плавания;

гарантировать дальнейшее направленное развитие основных индивидуальных физических качеств, двигательных способностей, упрочение здоровья.

Требования:

уметь рационально и выразительно выполнять гимнастические и танцевально-ритмические упражнения, играть в соответствующие возрасту подвижные игры (в том числе народные), выполнять посильные приемы одной из спортивных игр, плавать одним из способов;

соблюдать рациональную осанку;

участвовать во внутришкольных физкультурно-оздоровительных акциях и со­ревнованиях не менее 10—12 раз в году;

знать свой уровень физической подготовленности и улучшать его, в частности, путем самостоятельных занятий;

сдать зачет по физической культуре в III классе, экзамен — в IV классе, выполнять нормативы комплекса БГТО.


Средства:

гимнастика, комплексы музыкально-ритмических упражнений, танцы, элементы акробатики, легкой атлетики, подвижные (в том числе народные) и спортивные игры, плавание и другие виды физкультурной активности, гигиенические и естествен­но средовые факторы.

Формы занятий:

уроки физической культуры, «малые» формы занятий физическими упраж­нениями (физкультминутки, динамические паузы и т.д.), «подвижные перемены», «физкультурный час» в группах продленного дня, занятия урочного типа в кружках и секциях, турпоходы, физкультурные праздники, соревнования, семейные физкуль­турные занятия, выполнение физических упражнений в рамках домашних заданий.

Объем физкультурно-двигательной активности:

общий объем физкультурно-спортивных занятий в указанных выше формах — не менее 8—12 часов в неделю.

IV. Учащиеся среднего школьного возраста (1115 лет)

Задачи:

развивать потребности освоения ценностей физической культуры;

обеспечить приобретение и углубление знаний, необходимых для приобщения к культуре движений и здорового образа жизни, обогащение и совершенствование индивидуального фонда двигательных умений и навыков, составляющих одну из основ практического физкультурного образования;

обеспечить гармоничное развитие физических качеств и связанных с ними способностей, достижение необходимого уровня общей физической подготовленности с учетом особенностей текущего периода возрастного развития, повышение степени закаленности организма, приобщение к углубленным занятиям избранным видом спорта.


Требования:

в течение каждого учебного года выполнять тестовые нормы физической подготовленности и контрольные упражнения по основным разделам учебной прог­раммы и комплекса БГТО;

сдать зачет по физической культуре по годам занятий и экзамен в VIII классе;

участвовать не менее 10 раз в течение года в спортивных соревнованиях и физкультурно-оздоровительных акциях; принимать участие в их организации и судействе.

Средства:

комплексы упражнений основной, гигиенической и других разновидностей гимнастики, легкоатлетические упражнения, активно-двигательные игры (включая народно-национальные и международно-спортивные), элементы спортивных едино­борств и танцев, плавание, бег на лыжах и коньках, велоезда, другие виды двига­тельной активности; использование закаливающих процедур, гигиенических и естественно-средовых факторов.

Формы занятий:

уроки физической культуры (общий курс), внеурочные формы занятий физи­ческими упражнениями в режиме дня, занятия в секциях (кружках) общей физической подготовки, спортивных секциях, спецгруппах, внутришкольные и вне­школьные спортивные соревнования и физкультурно-рекреативные формы занятий, выполнение домашних заданий по физической культуре и др.

Объем физкультурно-двигательной активности:

общий объем физкультурно-спортивных занятий в различных формах — 8—12 часов в неделю.


V. Учащиеся старших классов общеобразовательной школы,
ПТУ, средних специальных учебных заведений (15
18 лет)

Задачи:

выработать и закрепить осознанную потребность в физической культуре, здоровом образе жизни, содействовать становлению активной жизненной позиции;

завершить базовое физкультурное образование (общий минимум), вооружив юношей и девушек достаточно широким кругом нужных в жизни и предстоящей трудовой деятельности знаний, умений и навыков в сфере физической культуры;.

обеспечить всестороннее развитие на достаточном уровне личных физических качеств и основанных на них двигательных способностей, необходимых для успешно­го освоения избранной профессии и военной службы, а также закаленность организма, его устойчивость к физическим нагрузкам;

выработать умения и навыки самоконтроля в процессе физкультурно-спортивных занятий;

подготовить (в необходимом минимуме) к семейному физическому воспитанию.

Требования:

в течение каждого учебного года выполнять тестовые нормативы физической подготовленности и контрольные упражнения по основным разделам программного материала и комплекса ГТО;

уметь составлять индивидуализированные комплексы упражнений и варианты разделов программы занятий для поддержания хорошего физического состояния;

участвовать не менее 8 раз в течение года в соревнованиях и физкультурно-оздоровительных акциях;

сдать выпускной экзамен по физической культуре, основными критериями оценки на котором являются: знания, относящиеся к ее сфере, выполнение учебных нормативов, динамкка прироста индивидуальных показателей развития физических качеств и двигательной подготовленности занимающихся.

Средства:

комплексы общеподготовительных физических упражнений, атлетическая, рит­мическая гимнастика и се другие разновидности, виды спорта по выбору, танцы, специализированные средства профессионально-прикладной и военно-прикладной физической подготовки; естественные средства закаливания и гигиенические фак­торы.

Формы занятий:

уроки по общему обязательному курсу физического воспитания, профессиональ­но-прикладной и военно-прикладной физической подготовке в рамках учебного расписания, тренировочные занятия в секциях и самостоятельные занятия трени­ровочного характера, другие формы занятий физическими упражнениями в режиме дня, соревнования, физкультурно-рекреативные и оздоровительные формы занятий.

Объем физкультурно-двигательной активности:

общий объем физкультурно-спортивных занятий — 8—12 часов в неделю.







Date: 2016-11-17; view: 351; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию