Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности отдельных (не урочных) форм занятий в физкультурной практике 5 page
13* физического воспитания, если она опирается на достаточные фактические предпосылки и корректные планировочные операции. Некоторые операции этапного планирования. К наиболее труд0. емким из них относятся операции по планированию порядка освоения материала занятий и расчеты динамики параметров нагрузок в группах упражнений. Дальше сжато охарактеризованы некоторые используемые при этом подходы и приемы. Когда в рамках планируемого этапа предусматривается разучивание в значительном объеме новых (для данного контингента занимающихся) двигательных действий, одна из первых проблем заключается в том, чтобы целесообразно распределить суммарный бюджет времени — в зависимости от образовательной ценности действий и наметить рациональную последовательность обучения им. Вначале затраты времени на разучивание каждого отдельного действия обычно выделяют приблизительно, ориентируясь на имеющиеся эмпирические и исследовательские сведения о необходимом времени на формирование двигательных умений и навыков у данного контингента занимающихся. Суммируя эти частичные затраты, тот, кто составляет план, проверяет, насколько они согласуются с общими параметрами затрат времени, которое может быть выделено на обучение в рамках этапа, и в случае рассогласований вносит поправки. Они могут заключаться, например, в перенесении части первоначально запланированного нового учебного материала на следующий этап; в сокращении намеченных вначале затрат учебного времени на материал, не являющийся главным на данном этапе; в уменьшении планируемых затрат времени на отдельные под- готовительные упражнения; в перераспределении планируемого времени между общими урочными и дополнительными самостоятельными занятиями (если есть уверенность, что самостоятельные занятия обязательно состоятся) и т.д. Что касается планирования рациональной последовательности разучивания различных двигательных действий на этапе, то ее намечают с учетом конкретных предпосылок к освоению очередной порции учебного материала, созданных на предыдущем этапе, структурной сложности действий, подлежащих разучиванию, и закономерностей положительного и отрицательного переноса двигательных умений, навыков. Ключевая проблема здесь состоит в том, чтобы предусмотреть в этапном планировании обеспечение оптимальной готовности занимающихся к разучиванию новых действий на основе использования преемственности занятий, наметить при этом путь, который вполне соответствовал бы принципу доступности в освоении каждой очередной части учебного материала, вел бы к последовательному использованию положительного переноса двигательных умений, навыков и по возможности исключал бы отрицательный их перенос. В полной мере решить эту проблему в условиях унифицированного планирования классно-урочных занятий удается далеко не всегда. Однако и в таких случаях лучше руководствоваться не вполне совершенным планом, чем вообще никаким. Перспективы совершенствования этапного планирования обоснованно связываются с внедрением современных методов программирования учебного процесса, Рис. 46. Пример фрагмента простейшего сетевого графика обучения некоторым гимнастическим упражнениям на брусьях Предусмотрены два варианта следования (слитные и пунктирные стрелки), избираемые в зависимости от фактического хода разучивания упражнений, предъявляющих различные требования к силовым и координационным способностям. Цифры по горизонтали — номера занятий, цифры в кружках — номера упражнений: / — упор на брусьях, 2 — из упора перемах в упор сидя ноги врозь, 3 — размахивание в упоре. 4 — угол в упоре (держать), 5 кувырок вперед в сед ноги врозь из упора сидя ноги врозь, 6 — стойка на плечах силой из упора сидя ноги врозь, 7 — стойка на плечах из размахивания в упоре, 8 — стойка на плечах из угла в упоре, 9 -- кувырок вперед в упор сидя ноги врозь из стойки на плечах. Предполагаемые затраты времени и число повторений в упражнениях рассчитывают исходя из литературных данных, опыта и экспертных оценок (по материалам В. В. Тру-пана, переработано) использованием достаточно строгих и вместе с тем гибких алгоритмов и компьютерной техники. В частности, заслуживает внимания разработка сетевых графиков обучения комплексам двигательных действий (упрощенный пример приведен на рис. 46). В своих развитых модификациях методика сетевого планирования предусматривает четкое очерчивание пути к целевому результату с оправданными вариантами выбора (предпочтительный вариант определяется с помощью соответствующих расчетов в процессе фактического продвижения по пути, намеченному в графике, в зависимости от реализации промежуточных задач). Понятно, что составление оптимального графика предполагает достаточно скрупулезные предварительные разработки: тщательное выделение порций учебного материала, расчеты наиболее вероятных в конкретных условиях затрат времени на усвоение каждой порции, определение дидактически оправданной последовательности в распределении их во времени. Наряду с основными линиями обучения в этапном плане должны быть подробнее, чем при крупноцикловом планировании, намечены и основные линии тренирующих воздействий. При этом те этапные параметры нагрузок, которые были предусмотрены в крупноцикловом плане, нужно конкретизировать и скорректировать с учетом общего уровня нагрузок, примененных на предыдущем этапе, и состояния занимающихся, выявленного этапным контролем. В соответствии с принципами регулирования динамики нагрузок (гл. III; 3.1—3.3), в рамках этапа требуется предусмотреть их увеличение и вместе с тем варьирование по микроциклам, с тем чтобы обеспечить развитие тренированности, но исключить перерастание кумулятивного эффекта тренировки в перетренированность. Соблюсти эти требования помогают существующие методические разработки по этапному нормированию нагрузок в типичных ситуациях. В ряде таких разработок имеются уже не только удачные примеры, но и обобщенные данные о статистических законо-мерностях распределения тренировочных нагрузок на отдельных этапах. Известно, например, что на месячном этапе тренировки, непосредственно пред-шествующем выступлению в ответственном состоянии (либо выполнению контроль- ных упражнений с установкой на достижение максимального результата), когда суммарный месячный объем нагрузки в основных подготовительных упражнениях, имеющих соизмеримые параметры, достаточно значителен, целесообразно распреде- лять его по неделям не равными долями, а так. чтобы они составляли примерно 15, 22, 28 и 35 (± 3—5) процентов суммарного месячного объема нагрузок. Причем установлено, что порядок, которого следует придерживаться в распределении этих долей нагрузки по неделям, зависит, кроме прочего, от ее абсолютной величины: если месячный объем нагрузки будет близок к наибольшему из освоенных ранее в аналогичных упражнениях, оправдан вариант распределения, при котором более половины этого объема приходится на первые две недели (например, 1-я неделя — 28 % месячного объема, 2-я — 35 %, 3-я — 22 %, 4-я — 15 %); если же месячный объем нагрузки будет значительно меньше освоенного ранее или если общий объем тренировочных нагрузок в целом пока еще сравнительно невелик, целесообразно уменьшать недельный объем лишь незадолго до состязания (например, 1-я неделя — 22 %, 2-я — 28 %, 3-я — 35 %, 4-я — 15 %). При этапном планировании нагрузок, связанных с применением комплекса разнородных упражнений (циклических, ациклических, смешанных), целесообразно использовать подходы, разработанные в методике планирования круговой тренировки. Как уже говорилось (гл. II; 1.З.1.), они предусматривают четкое нормирование нагрузки в каждом из упражнений, включаемых в «круг» (посредством тестирования на индивидуальный ПМ) и расчетные нормы увеличения суммарной нагрузки в «круге» (в долях исходного ПМ) на протяжении этапа в зависимости от унифицирование выявляемых контрольных показателей (один из примеров этапного планирования «круговой тренировки» дан в графике на стр. 380). В числе разработанных вариантов планирования «круговой тренировки» есть и рассчитанные на получение тренировочного эффекта в условиях жестко лимитированного бюджета времени (как, например, при организации урочных занятий по обязательному школьному курсу физического воспитания). 2.3.3. Краткосрочное (оперативно-текущее) планирование Основными документами, составляемыми при краткосрочном педагогическом планировании процесса физического воспитания, являются: недельный (микроцикловый) план и конспект отдельного занятия — школьного урока, спортивно-тренировочного занятия и т. д.* * К документам текущего планирования нередко относят и расписание занятий, в котором фиксируются число, время и место занятий в общем недельном режиме деятельности. По такое расписание, особенно когда оно вводится на официальном уровне и является более или менее стабильным, фактически имеет отношение не только к текущему, но и к этапному планированию. Недельный (микроцикловый) план. Составление плана на недельный либо иной микроцикл нужно рассматривать как безусловно необходимое звено планирования процесса физического воспитания в тех случаях, когда этапный план не детализирован до масштаба отдельных занятий. Если же такая детализация обеспечена в этапном плане (как в примере на стр. 380) и его реализация идет без существенных отклонений от запланированного, следующим и завершающим звеном планирования может быть сразу составление конспекта отдельного занятия. Разумеется, недельный план должен быть не просто детализацией того, что было запланировано ранее в соответствующей ему части этапного плана. Здесь должна найти свое выражение и корректировка запланированного ранее с учетом реального хода и результатов занятий в предшествующем микроцикле. В плане микроцикла наряду с общими чертами системы занятий, составляющих данный микроцикл, намечают и отличительные черты отдельных занятий, относящиеся к их содержанию, параметрам нагрузки, методическим особенностям. Микроцикловое планирование предполагает, таким образом, довольно детальную разработку соответствующей части этапного плана с конкретизированной обрисовкой системы занятий в пределах ближнего времени. Выполнить это без серьезных просчетов позволяет опора на накопленные знания о закономерностях микроструктуры планируемого процесса (гл. III, 3.3) и опыт практического использования их для конструирования микроциклов в различных конкретных ситуациях, т. е. применительно к заданным целевым установкам, фактическим предпосылкам их реализации, лимиту времени, выделенному на занятия в недельном режиме, и другим условиям, влияющим на содержание и построение занятий в рамках микроциклов. Наиболее детальный план микроцикла обычно составляют при планировании спортивно-тренировочного процесса, микроци-клы которого отличаются большим числом тренировочных занятий, а отсюда и высокой степенью концентрации тренирующих воздействий, плотностью нагрузок в недельном режиме чередования их с отдыхом. Одна из возможных форм плана такого микроцикла дана в качестве примера на стр. 392. Хотя этот пример довольно условен, он иллюстрирует характерную для микроциклового планиррвания степень детализации плана и достаточно распространенный способ компактного оформления его в виде плана-графика. Масштабы микроциклового планирования позволяют сделать это более подробно и реально, чем при составлении этапного плана. Понятно, что для составления столь детализированного плана-графика микроцикла нужно предварительно выполнить соответствующие подготовительные операции, в частности: ориентируясь на контрольные показатели в предыдущих микроциклах и соотнося их с этапной целью, конкретизировать целевую установку на предстоящий микроцикл. В рассматриваемом примере она заключается не в том, чтобы реализовать возможности спортивного достижения непосредственно в данном микроцикле, а в том, чтобы вызвать функциональные сдвиги, приводящие к повышению уровня специальной тренированности, улучшить отдельные стороны подготовленности к предстоящему состязанию; Одна из возможных форм плана-графика тренировочного микроцикла Микроцикл № (порядковый номер микроцикла, считая Тип микроцикла (в данном случае ____ Контингент тренирующихся (или инициалы Основные задачи в микроцикле (обеспечить функциональные сдвиги, приводящие отработка соревновательных действий-
* Указано число занятий собственно-тренировочного (СТ). тренировочно-контрольного сгвенно восстановительного (В) типа. ** Тренирующее воздействие занятий в данном случае оценено в условно-сопоставительных сти нагрузок в основных для этого микроцикла тренировочных упражнениях.
детализировать и уточнить перечень упражнений, предусмотренных н качестве основных и дополнительных средств реализации целевой установки, наметить порядок (очередность и частоту) их воспроизведения в занятиях на протяжении микроцикла (с порядковой нумерацией, которая поможет лаконично и вместе с тем достаточно подробно отобразить в графике их систему в микроцикле); рассчитать параметры нагрузок в сериях упражнений и их динамику по дням и занятиям на протяжении микроцикла, хотя бы приблизительно и избирательно для основных упражнений; на этой основе и в соответствии с намечаемым типом занятий (собственно-тренировочные, тренировочно-восстановительные и т.д.) ранжировать их по предполагаемой степени тренирующего воздействия. Для этого пользуются условными сравнительными градациями занятий в рангах, как это сделано в приводимом примере, - в баллах, или в иных критериях, вы-водимых с учетом суммарной величины объема и интенсивности нагрузок я упражнениях, которые войдут в содержание планируемых занятий; руководствуясь правилами целостного формирования микроструктуры тренировочного процесса, наметить соотношение кумуля-ционной и восстановительной фаз микроцикла; в первой будут концентрироваться основные воздействия тренирующего характера, вызывающие кумуляцию тренировочных эффектов, а во второй -создаваться предпочтительно условия для оптимизации восстановительных процессов после предъявленных суммарных нагрузок, для! предупреждения переутомления. В этом отношении решающее значение имеет не столько чередование нагрузок и отдыха в пределах каждого дня микроцикла, сколько общее соотношение дней и занятий, которые в совокупности составят данные его фазы. Так, в приведенном примере намеченная протяженность первой фазы — 5,5 дня с двукратными занятиями ежедневно, большинство из которых будет собственно-тренировочными; протяженность второй фазы - приблизительно 1,5 суток (завершающий день микропикла и часть примыкающих суток). В ней более широко, чем в первой фазе, предоставлен отдых, в том числе активный, обеспечиваемый на занятиях преимущественно восстановительной направленности. В различных ситуациях соотношение указанных фаз микроцикла может, конечно, существенно различаться, но, как уже неоднократно говорилось, полноценная организация процесса физического воспитания в любом случае предполагает ежедневные занятия физическими упражнениями того или иного типа при рациональном чередовании нагрузок и отдыха по фазам микроциклов. Это имеет важнейшее значение в планировании структуры микроциклов как целостных звеньев тренировочного процесса. Если есть достаточные основания (соответствующие конкретные исследовательские материалы, накопленные фактические данные и т.д.), план микроцикла можно детализировать и более подробно, чем в рассмотренном примере. Не следует, однако, превращать микроцикловое планирование в разработку сразу на весь цикл подробнейших конспектов каждого отдельного занятия. Неизбежная вариабельность условий и самого процесса физического воспитания делает малопродуктивной такую работу. Лучше окончательную детализацию плана осуществлять в порядке составления конспекта Одна из возможных форм плана-конспекта отдельного занятия Занятие № (порядковый номер занятия в микроцикле и — в скобках — в большом цикле)................................................................................................................. Дата............................... Сип занятия (урок основного классно-урочного типа, собственно-тренировочное занятие и т. д.)................................................................................................. Контингент (или инициалы в случае индивидуального планирования)............................ Основная задача (задачи)........................................................................................ •...
Контрольные показатели (кроме указываемых в других графах). накануне очередного занятия, чтобы с наибольшей вероятностью реально наметить его содержание, методику и структуру. План-конспект отдельного занятия. Охватывая наименьший из относительно завершенных фрагментов процесса физического воспитания, план-конспект отдельного занятия должен быть наиболее конкретным из всех рассмотренных документов планирования. В нем намечают: основную и частные задачи занятия (они должны быть поставлены настолько конкретно, чтобы их можно было реально выполнить в рамках данного занятия), средства, методы и методические приемы, привлекаемые для их реализации, параметры нагрузки и отдыха в сериях упражнений и отдельных упражнениях, динамику нагрузки на протяжении занятия, предполагаемые показатели оперативного контроля. В план-конспект вносят также организационно-методические и другие примечания, ориентирующие на качественное проведение занятия. Все это может быть скомпоновано, например, в форме, приведенной на стр. 395. Вне всякого сомнения, вдумчивое проектирование каждого отдельного занятия (не обязательно с пространным описанием его, но обязательно с фиксацией задуманного в той или иной форме) — неотъемлемое условие его рационального построения. Для специалиста же это и каждодневное обретение опыта конкретного планирования вместе с накоплением материалов, имеющих большую профессиональную ценность. Практически, однако, возникает противоречие между необходимостью значительных затрат времени на составление подробных конспектов и ограниченными возможностями выделения его накануне каждого очередного занятия, особенно когда ежедневно приходится проводить несколько занятий с различными контингентами. Выход тут прежде всего в заблаговременном накоплении опробованных материалов планирования и тщательном выполнении подготовленных разработок. Это позволит специалисту не делать каждый раз развернутых описаний отдельных фрагментов занятий, а пользоваться краткими обозначениями со ссылкой на соответствующие материалы выполненных ранее разработок: перечни комплексов упражнений, наметки методических подходов, нормировочные расчеты нагрузок и отдыха и т. д. В известных ситуациях приходится составлять и унифицированные планы-конспекты, обобщенно намечающие аналогичные занятия с несколькими примерно однородными контингентами занимающихся: для параллельных классов в школе, однотипных групп вузовских курсовых потоков и т. д. Это, конечно, не лучший способ конкретного планирования, но его пока приходится использовать в реальных условиях практики. Перспективы оптимизации оперативного планирования справедливо связывают с внедрением компьютерной техники, что, однако, не означает уменьшения в нем роли творческих начал. Контроль 3.1. Общие черты контроля в процессе физического воспитания К уточнению терминов. Несмотря на то что понятие «контроль» представляется вполне ясным (проверка, обследование, наблюдения, оценка и т. п.), в конкретном истолковании, в частности при характеристике контроля в процессе физического воспитания, это понятие трактуется далеко не однозначно. Долгое время контрольные функции специалиста физического воспитания традиционно сводили преимущественно к учету успеваемости и контролю физического состояния занимающихся. Со временем, однако, все очевидней становилась ограниченность такого подхода, поскольку он охватывает лишь некоторые из необходимых аспектов контроля. В современной специальной литературе обозначилась другая крайность — в ней можно насчитать уже десятки наименований видов и разновидностей контроля (педагогический, врачебный, биологический, антропометрический, биохимический, биомеханический, психологический, организационный и т. п.; тестометрический, визуальный, инструментальный, автоматизированный и т. д.; пред- варительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый и т.д.), что свидетельствует как о многогранности проблемы, так и о недостаточной упорядоченности связанных с нею представлений. В этой связи возникает вопрос: что же должно быть исходно определяющим при характеристике типа контроля? Если говорить о том контроле, который органически включен в процесс физического воспитания, и рассматривать его как неотъемлемое дело специалиста физического воспитания, а одновременно и как функцию самих воспитываемых, то характер такого контроля определяется прежде всего реально существующими отношениями между субъектом и объектом воспитания. Соответственно в качестве внутренне присущих физическому воспитанию типов контроля надо различать: контроль, осуществляемый педагогом, обозначаемый обычно термином «педагогический контроль», и самоконтроль занимающихся, или физкультурный самоконтроль, в котором субъект и объект контроля как бы совпадают. К этому не сводятся, конечно, все содержание и формы контроля, организуемого в сфере физического воспитания. Существенно, однако, что всякий иной контроль лишь тогда может оказывать действенное влияние на ход и результаты физического воспитания, когда контрольные данные преломляются в сознании и действиях педагога, а также — в конечном счете — и тех, кто подвергается воздействию факторов физического воспитания. В этом смысле два названных типа контроля являются интегративными, причем педагогический контроль играет, естественно, ведущую роль по отношению к самоконтролю занимающихся. Date: 2016-11-17; view: 288; Нарушение авторских прав |