Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности отдельных (не урочных) форм занятий в физкультурной практике 5 page





13*


физического воспитания, если она опирается на достаточные факти­ческие предпосылки и корректные планировочные операции.

Некоторые операции этапного планирования. К наиболее труд0. емким из них относятся операции по планированию порядка осво­ения материала занятий и расчеты динамики параметров нагрузок в группах упражнений. Дальше сжато охарактеризованы некоторые используемые при этом подходы и приемы.

Когда в рамках планируемого этапа предусматривается разучи­вание в значительном объеме новых (для данного контингента занимающихся) двигательных действий, одна из первых проблем заключается в том, чтобы целесообразно распределить суммарный бюджет времени — в зависимости от образовательной ценности действий и наметить рациональную последовательность обучения им. Вначале затраты времени на разучивание каждого отдельного действия обычно выделяют приблизительно, ориентируясь на имею­щиеся эмпирические и исследовательские сведения о необходимом времени на формирование двигательных умений и навыков у данно­го контингента занимающихся. Суммируя эти частичные затраты, тот, кто составляет план, проверяет, насколько они согласуются с общими параметрами затрат времени, которое может быть выделе­но на обучение в рамках этапа, и в случае рассогласований вносит поправки.

Они могут заключаться, например, в перенесении части первоначально за­планированного нового учебного материала на следующий этап; в сокращении намеченных вначале затрат учебного времени на материал, не являющийся главным на данном этапе; в уменьшении планируемых затрат времени на отдельные под- готовительные упражнения; в перераспределении планируемого времени между общими урочными и дополнительными самостоятельными занятиями (если есть уверенность, что самостоятельные занятия обязательно состоятся) и т.д.

Что касается планирования рациональной последовательности разучивания различных двигательных действий на этапе, то ее на­мечают с учетом конкретных предпосылок к освоению очередной порции учебного материала, созданных на предыдущем этапе, структурной сложности действий, подлежащих разучиванию, и за­кономерностей положительного и отрицательного переноса двига­тельных умений, навыков. Ключевая проблема здесь состоит в том, чтобы предусмотреть в этапном планировании обеспечение опти­мальной готовности занимающихся к разучиванию новых действий на основе использования преемственности занятий, наметить при этом путь, который вполне соответствовал бы принципу доступности в освоении каждой очередной части учебного материала, вел бы к последовательному использованию положительного переноса дви­гательных умений, навыков и по возможности исключал бы отрицательный их перенос. В полной мере решить эту проблему в условиях унифицированного планирования классно-урочных заня­тий удается далеко не всегда. Однако и в таких случаях лучше руководствоваться не вполне совершенным планом, чем вообще никаким.

Перспективы совершенствования этапного планирования обоснованно связы­ваются с внедрением современных методов программирования учебного процесса,


Рис. 46. Пример фрагмента простейшего сетевого графика обучения некоторым гимнастическим упражнениям на брусьях

Предусмотрены два варианта следования (слитные и пунктирные стрелки), избираемые в зависимости от фактического хода разучивания упражнений, предъявляющих различные требования к силовым и координационным способностям. Цифры по горизонтали — номера занятий, цифры в кружках — номера упражнений: / — упор на брусьях, 2 — из упора перемах в упор сидя ноги врозь, 3 — размахивание в упоре. 4 — угол в упоре (держать), 5 кувырок вперед в сед ноги врозь из упора сидя ноги врозь, 6 — стойка на плечах силой из упора сидя ноги врозь, 7 — стойка на плечах из размахивания в упоре, 8 — стойка на плечах из угла в упоре, 9 -- кувырок вперед в упор сидя ноги врозь из стойки на пле­чах. Предполагаемые затраты времени и число повторений в упражнениях рассчитывают исходя из литературных данных, опыта и экспертных оценок (по материалам В. В. Тру-пана, переработано)

использованием достаточно строгих и вместе с тем гибких алгоритмов и компью­терной техники. В частности, заслуживает внимания разработка сетевых графиков обучения комплексам двигательных действий (упрощенный пример приведен на рис. 46). В своих развитых модификациях методика сетевого планирования пред­усматривает четкое очерчивание пути к целевому результату с оправданными вари­антами выбора (предпочтительный вариант определяется с помощью соответствую­щих расчетов в процессе фактического продвижения по пути, намеченному в гра­фике, в зависимости от реализации промежуточных задач). Понятно, что составление оптимального графика предполагает достаточно скрупулезные предварительные разработки: тщательное выделение порций учебного материала, расчеты наиболее вероятных в конкретных условиях затрат времени на усвоение каждой порции, определение дидактически оправданной последовательности в распределении их во времени.


Наряду с основными линиями обучения в этапном плане должны быть подробнее, чем при крупноцикловом планировании, намечены и основные линии тренирующих воздействий. При этом те этапные параметры нагрузок, которые были предусмотрены в крупноцикло­вом плане, нужно конкретизировать и скорректировать с учетом общего уровня нагрузок, примененных на предыдущем этапе, и состояния занимающихся, выявленного этапным контролем.


В соответствии с принципами регулирования динамики на­грузок (гл. III; 3.1—3.3), в рамках этапа требуется предусмотреть их увеличение и вместе с тем варьирование по микроциклам, с тем чтобы обеспечить развитие тренированности, но исключить пере­растание кумулятивного эффекта тренировки в перетренирован­ность. Соблюсти эти требования помогают существующие методи­ческие разработки по этапному нормированию нагрузок в типичных ситуациях. В ряде таких разработок имеются уже не только удач­ные примеры, но и обобщенные данные о статистических законо-мерностях распределения тренировочных нагрузок на отдельных этапах.

Известно, например, что на месячном этапе тренировки, непосредственно пред-шествующем выступлению в ответственном состоянии (либо выполнению контроль- ных упражнений с установкой на достижение максимального результата), когда суммарный месячный объем нагрузки в основных подготовительных упражнениях, имеющих соизмеримые параметры, достаточно значителен, целесообразно распреде- лять его по неделям не равными долями, а так. чтобы они составляли примерно 15, 22, 28 и 35 (± 3—5) процентов суммарного месячного объема нагрузок. Причем установлено, что порядок, которого следует придерживаться в распределении этих долей нагрузки по неделям, зависит, кроме прочего, от ее абсолютной величины: если месячный объем нагрузки будет близок к наибольшему из освоенных ранее в аналогичных упражнениях, оправдан вариант распределения, при котором более половины этого объема приходится на первые две недели (например, 1-я неделя — 28 % месячного объема, 2-я — 35 %, 3-я — 22 %, 4-я — 15 %); если же месячный объем нагрузки будет значительно меньше освоенного ранее или если общий объем тренировочных нагрузок в целом пока еще сравнительно невелик, целесообразно уменьшать недельный объем лишь незадолго до состязания (например, 1-я неделя — 22 %, 2-я — 28 %, 3-я — 35 %, 4-я — 15 %).

При этапном планировании нагрузок, связанных с применением комплекса разнородных упражнений (циклических, ациклических, смешанных), целесообразно использовать подходы, разработанные в методике планирования круговой трениров­ки. Как уже говорилось (гл. II; 1.З.1.), они предусматривают четкое нормирование нагрузки в каждом из упражнений, включаемых в «круг» (посредством тестиро­вания на индивидуальный ПМ) и расчетные нормы увеличения суммарной нагрузки в «круге» (в долях исходного ПМ) на протяжении этапа в зависимости от унифи­цирование выявляемых контрольных показателей (один из примеров этапного пла­нирования «круговой тренировки» дан в графике на стр. 380). В числе разработан­ных вариантов планирования «круговой тренировки» есть и рассчитанные на получение тренировочного эффекта в условиях жестко лимитированного бюджета времени (как, например, при организации урочных занятий по обязательному школьному курсу физического воспитания).


2.3.3. Краткосрочное (оперативно-текущее) планирование

Основными документами, составляемыми при краткосрочном педагогическом планировании процесса физического воспитания, являются: недельный (микроцикловый) план и конспект отдельного занятия — школьного урока, спортивно-тренировочного заня­тия и т. д.*

* К документам текущего планирования нередко относят и расписание занятий, в котором фиксируются число, время и место занятий в общем недельном режиме деятельности. По такое расписание, особенно когда оно вводится на официальном уровне и является более или менее стабильным, фактически имеет отношение не только к текущему, но и к этапному планированию.


Недельный (микроцикловый) план. Составление плана на не­дельный либо иной микроцикл нужно рассматривать как безусловно необходимое звено планирования процесса физического воспитания в тех случаях, когда этапный план не детализирован до масштаба отдельных занятий. Если же такая детализация обеспечена в этапном плане (как в примере на стр. 380) и его реализация идет без существенных отклонений от запланированного, следующим и завершающим звеном планирования может быть сразу составление конспекта отдельного занятия.

Разумеется, недельный план должен быть не просто детализа­цией того, что было запланировано ранее в соответствующей ему части этапного плана. Здесь должна найти свое выражение и кор­ректировка запланированного ранее с учетом реального хода и результатов занятий в предшествующем микроцикле. В плане микроцикла наряду с общими чертами системы занятий, составляю­щих данный микроцикл, намечают и отличительные черты отдель­ных занятий, относящиеся к их содержанию, параметрам нагрузки, методическим особенностям. Микроцикловое планирование пред­полагает, таким образом, довольно детальную разработку соответ­ствующей части этапного плана с конкретизированной обрисовкой системы занятий в пределах ближнего времени. Выполнить это без серьезных просчетов позволяет опора на накопленные знания о закономерностях микроструктуры планируемого процесса (гл. III, 3.3) и опыт практического использования их для конструирования микроциклов в различных конкретных ситуациях, т. е. примени­тельно к заданным целевым установкам, фактическим предпосыл­кам их реализации, лимиту времени, выделенному на занятия в недельном режиме, и другим условиям, влияющим на содержание и построение занятий в рамках микроциклов.


Наиболее детальный план микроцикла обычно составляют при планировании спортивно-тренировочного процесса, микроци-клы которого отличаются большим числом тренировочных занятий, а отсюда и высокой степенью концентрации тре­нирующих воздействий, плотностью нагрузок в недельном режиме чередования их с отдыхом. Одна из возможных форм плана такого микроцикла дана в качестве примера на стр. 392. Хотя этот пример довольно условен, он иллюстрирует ха­рактерную для микроциклового планиррвания степень детализации плана и доста­точно распространенный способ компактного оформления его в виде плана-графика. Масштабы микроциклового планирования позволяют сделать это более подробно и реально, чем при составлении этапного плана.

Понятно, что для составления столь детализированного плана-графика микроцикла нужно предварительно выполнить соответ­ствующие подготовительные операции, в частности:

ориентируясь на контрольные показатели в предыдущих микро­циклах и соотнося их с этапной целью, конкретизировать целевую установку на предстоящий микроцикл.

В рассматриваемом примере она заключается не в том, чтобы реализовать возможности спортивного достижения непосредственно в данном микроцикле, а в том, чтобы вызвать функциональные сдвиги, приводящие к повышению уровня специальной тренированности, улучшить отдельные стороны подготовленности к предстоящему состязанию;


Одна из возможных форм плана-графика тренировочного микроцикла Микроцикл № (порядковый номер микроцикла, считая

Тип микроцикла (в данном случае ____

Контингент тренирующихся (или инициалы Основные задачи в микроцикле (обеспечить функциональные сдвиги, приводящие

отработка соревновательных действий-

 

 

 

 

 

Ин- Градации объектов планиро- Параметры Дни микроцикла
дексы вания в микроцикле  
  151, дата 1 9
I Сводные характеристики фаз и за-      
  нятий в микроцикле    
1.1 Фазы микроцикла (суммарное число дней) 1-я — 5,5 2-я— 1,5  
   
1.2 Типы занятий СТ — 7, Тк— 1* Тн— 1, В— 1 СТ т„
1.3 Затраты времени на занятия, ч     1,5
1.4 Условная оценка тренирующего воз­действия занятия (в пределах 13 рангов)** VII—VIII IX—XII
II Группы упражнений      
II.1 Общеподготовительные упражнения   (номера комплек
  (ОПУ)   материалах к графику)
  затраты времени, ч   1 1
  режим выполнения и другие харак- (по занятиям) (наряду с услов
  теристики   живающий или фо если, конечно, они
II.2 Специально-подготовительные уп­ражнения избирательной направлен­ности (СПУИ)   (номера видов или
  затраты времени, ч 11,5 1 0,5
  частные параметры нагрузки и др. (по занятиям) (как минимум на
  характеристики   тиях и указать в СПУИ по заня
П.З Тренировочные формы соревнова-   (краткое обозначе
  тельных упражнений (СУТ)   комбинации)
  затраты времени, ч 2,5 — —
  частные параметры нагрузки и др.   (указывается: кон
  характеристики СУТ   результата, число
III Планируемые результаты «прики- (по занятиям и (спортивные и ана
  док», соревнований и другие конт- в интервалах) контрольные, пос
  рольные показатели   наряду с этим в функциональных
IV Внетренировочные факторы оптими- (по занятиям и (массаж, сауна,
_____ зации восстановительных процессов в интервалах) приурочивать к 3,

* Указано число занятий собственно-тренировочного (СТ). тренировочно-контрольного сгвенно восстановительного (В) типа.

** Тренирующее воздействие занятий в данном случае оценено в условно-сопоставительных сти нагрузок в основных для этого микроцикла тренировочных упражнениях.


 

 

fc условными примерами, относящимися к предсоревновательному этапу) комбинированный микроцикл)........................... при индивидуальном планировании)........................... к повышению уровня специальной тренированности; преимущественно поэлементная поддержание общей тренированности)
(числа но порядку с начала большого тренировочного цикла, даты)
152, дата 153, дата 154, дата J 55, дата 156, дата 157, да-
Планируемые занятия (№ в порядке последовательности дней микроцикла)
        7 8          
(преимущественно кумуляционная фаза микроцикла   (преимуще­ственно вос-
 
становитель-
ная фаза
СТ СТ СТ Т. СТ СТ СТ тв Тк микроцикла) Тв В
2 III—VI 2 VII—VIII 2,5 I 1,5 IX—XII 2 III—VI 2,5 II III—VI IX—XII 2 III—VI 1,5 IX—XII 1,5 XIII

 

сов или серий ОПУ соответственно их упорядоченному перечню в дополнительных
0,5 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 I 1,5
ным обозначением режима выполнения ОПУ в занятиях (развивающий, поддер-
новый) целесообразно указывать и более конкретные параметры нормирования их,
рассчитаны обоснованно)
серий СПУ„ соответственно их упорядоченному перечню в материалах приложения)
1 1 1,5 0,5 12 1 0,5 1 0,5- —
до обозначить преимущественную направленность СПУ„ в различных по типу заня-
хотя бы отдельные информативные показатели объема и интенсивности нагрузки
тиям)
ние разновидностей СУТ, целостно воссоздающих соревновательные действия и их
0,5 0,5 0,5 — 0,5 0,5
кретная направленность СУТ по занятиям, степень мобилизации на демонстрацию
и режим повторений)
логичные результаты в рассматриваемом случае целесообразно намечать лишь как
кольку они будут выявляться в условиях наслаивания тренировочных нагрузок;
качестве результирующих целесообразно индивидуально планировать показатели
сдвигов на тестовые нагрузки)
увеличенный сон и др.; в данном случае расширенное использование их следует
5 и 7-му дням микроцикла)
к—прикидка в процессе тренировки), тренировочно-восстановительного (Т„) и преимуще-
рангах (высший — I, низший — XIII) с учетом прежде всего параметров объема и интенсивно-

 


детализировать и уточнить перечень упражнений, предусмотрен­ных н качестве основных и дополнительных средств реализации целевой установки, наметить порядок (очередность и частоту) их воспроизведения в занятиях на протяжении микроцикла (с поряд­ковой нумерацией, которая поможет лаконично и вместе с тем достаточно подробно отобразить в графике их систему в микро­цикле);

рассчитать параметры нагрузок в сериях упражнений и их дина­мику по дням и занятиям на протяжении микроцикла, хотя бы приблизительно и избирательно для основных упражнений; на этой основе и в соответствии с намечаемым типом занятий (собственно-тренировочные, тренировочно-восстановительные и т.д.) ранжиро­вать их по предполагаемой степени тренирующего воздействия.

Для этого пользуются условными сравнительными градациями занятий в рангах, как это сделано в приводимом примере, - в баллах, или в иных критериях, вы-водимых с учетом суммарной величины объема и интенсивности нагрузок я упражнениях, которые войдут в содержание планируемых занятий;

руководствуясь правилами целостного формирования микро­структуры тренировочного процесса, наметить соотношение кумуля-ционной и восстановительной фаз микроцикла; в первой будут кон­центрироваться основные воздействия тренирующего характера, вы­зывающие кумуляцию тренировочных эффектов, а во второй -создаваться предпочтительно условия для оптимизации восстанови­тельных процессов после предъявленных суммарных нагрузок, для! предупреждения переутомления. В этом отношении решающее значение имеет не столько чередование нагрузок и отдыха в преде­лах каждого дня микроцикла, сколько общее соотношение дней и занятий, которые в совокупности составят данные его фазы.

Так, в приведенном примере намеченная протяженность первой фазы — 5,5 дня с двукратными занятиями ежедневно, большинство из которых будет собственно-тренировочными; протяженность второй фазы - приблизительно 1,5 суток (завер­шающий день микропикла и часть примыкающих суток). В ней более широко, чем в первой фазе, предоставлен отдых, в том числе активный, обеспечиваемый на занятиях преимущественно восстановительной направленности. В различных си­туациях соотношение указанных фаз микроцикла может, конечно, существенно различаться, но, как уже неоднократно говорилось, полноценная организация про­цесса физического воспитания в любом случае предполагает ежедневные занятия физическими упражнениями того или иного типа при рациональном чередовании нагрузок и отдыха по фазам микроциклов. Это имеет важнейшее значение в планировании структуры микроциклов как целостных звеньев тренировочного процесса.

Если есть достаточные основания (соответствующие конкретные исследовательские материалы, накопленные фактические данные и т.д.), план микроцикла можно детализировать и более подробно, чем в рассмотренном примере. Не следует, однако, превращать микроцикловое планирование в разработку сразу на весь цикл под­робнейших конспектов каждого отдельного занятия. Неизбежная вариабельность условий и самого процесса физического воспитания делает малопродуктивной такую работу. Лучше окончательную детализацию плана осуществлять в порядке составления конспекта


Одна из возможных форм плана-конспекта отдельного занятия

Занятие № (порядковый номер занятия в микроцикле и — в скобках — в большом

цикле).................................................................................................................

Дата...............................

Сип занятия (урок основного классно-урочного типа, собственно-тренировочное

занятие и т. д.).................................................................................................

Контингент (или инициалы в случае индивидуального планирования)............................

Основная задача (задачи)........................................................................................ •...

 

Части занятия и их под­разделы; частные задачи и материал Доли времени Метод Параметры нагру­зок и отдыха Примечания
(задачи формулируют главным образом в рам­ках основной части за­нятия; материал в виде перечня сведений и видов упраж­нений, действий рас­пределяют в порядке по­следовательности частей занятия — подготови­тельная, основная, за­ключительная, однако предварительно выделя­ют и уточняют то, что составит содержание ос­новной части) (затра­ты вре­мени по частям занятия и их подраз­делам) (краткое обозначе­ние основ­ного мето­да, методи­ческих под­ходов и приемов, намечае­мых к ис­пользова­нию в раз­личных частях и подразде­лах заня­тия) (намечаемые кон­кретные показа­тели объема и интенсивности на­грузок в сериях упражнений и по частям занятия, величины внутри-серийных и меж­серийных интер­валов отдыха. Кроме внешних параметров на­грузки указыва­ются и реально регистрируемые показатели функ­циональных сдви­гов, напр. по ЧСС) (организа­ционно-ме­тодические примеча­ния, пере­чень необ­ходимого оборудова­ния, инвен­таря и т. д.)

Контрольные показатели (кроме указываемых в других графах).

накануне очередного занятия, чтобы с наибольшей вероятностью реально наметить его содержание, методику и структуру.

План-конспект отдельного занятия. Охватывая наименьший из относительно завершенных фрагментов процесса физического вос­питания, план-конспект отдельного занятия должен быть наиболее конкретным из всех рассмотренных документов планирования. В нем намечают: основную и частные задачи занятия (они должны быть поставлены настолько конкретно, чтобы их можно было реаль­но выполнить в рамках данного занятия), средства, методы и мето­дические приемы, привлекаемые для их реализации, параметры нагрузки и отдыха в сериях упражнений и отдельных упражнениях, динамику нагрузки на протяжении занятия, предполагаемые по­казатели оперативного контроля. В план-конспект вносят также организационно-методические и другие примечания, ориентирующие на качественное проведение занятия. Все это может быть скомпо­новано, например, в форме, приведенной на стр. 395.

Вне всякого сомнения, вдумчивое проектирование каждого от­дельного занятия (не обязательно с пространным описанием его,


но обязательно с фиксацией задуманного в той или иной форме) — неотъемлемое условие его рационального построения. Для специ­алиста же это и каждодневное обретение опыта конкретного плани­рования вместе с накоплением материалов, имеющих большую про­фессиональную ценность. Практически, однако, возникает противо­речие между необходимостью значительных затрат времени на составление подробных конспектов и ограниченными возможностя­ми выделения его накануне каждого очередного занятия, особенно когда ежедневно приходится проводить несколько занятий с различ­ными контингентами. Выход тут прежде всего в заблаговременном накоплении опробованных материалов планирования и тщательном выполнении подготовленных разработок. Это позволит специалисту не делать каждый раз развернутых описаний отдельных фрагментов занятий, а пользоваться краткими обозначениями со ссылкой на соответствующие материалы выполненных ранее разработок: пере­чни комплексов упражнений, наметки методических подходов, нормировочные расчеты нагрузок и отдыха и т. д. В известных ситуациях приходится составлять и унифицированные планы-конспекты, обобщенно намечающие аналогичные занятия с несколь­кими примерно однородными контингентами занимающихся: для параллельных классов в школе, однотипных групп вузовских курсо­вых потоков и т. д. Это, конечно, не лучший способ конкретного планирования, но его пока приходится использовать в реальных условиях практики. Перспективы оптимизации оперативного пла­нирования справедливо связывают с внедрением компьютерной тех­ники, что, однако, не означает уменьшения в нем роли творческих начал.

Контроль

3.1. Общие черты контроля в процессе физического воспитания

К уточнению терминов. Несмотря на то что понятие «контроль» представляется вполне ясным (проверка, обследование, наблюде­ния, оценка и т. п.), в конкретном истолковании, в частности при характеристике контроля в процессе физического воспитания, это понятие трактуется далеко не однозначно. Долгое время контроль­ные функции специалиста физического воспитания традиционно сводили преимущественно к учету успеваемости и контролю физиче­ского состояния занимающихся. Со временем, однако, все очевидней становилась ограниченность такого подхода, поскольку он охва­тывает лишь некоторые из необходимых аспектов контроля. В со­временной специальной литературе обозначилась другая край­ность — в ней можно насчитать уже десятки наименований видов и разновидностей контроля (педагогический, врачебный, биологи­ческий, антропометрический, биохимический, биомеханический, психологический, организационный и т. п.; тестометрический, ви­зуальный, инструментальный, автоматизированный и т. д.; пред-


варительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый и т.д.), что свидетельствует как о многогранности проблемы, так и о не­достаточной упорядоченности связанных с нею представлений.

В этой связи возникает вопрос: что же должно быть исходно определяющим при характеристике типа контроля? Если говорить о том контроле, который органически включен в процесс физическо­го воспитания, и рассматривать его как неотъемлемое дело специ­алиста физического воспитания, а одновременно и как функцию самих воспитываемых, то характер такого контроля определяется прежде всего реально существующими отношениями между субъ­ектом и объектом воспитания. Соответственно в качестве внутренне присущих физическому воспитанию типов контроля надо различать: контроль, осуществляемый педагогом, обозначаемый обычно терми­ном «педагогический контроль», и самоконтроль занимающихся, или физкультурный самоконтроль, в котором субъект и объект конт­роля как бы совпадают. К этому не сводятся, конечно, все со­держание и формы контроля, организуемого в сфере физического воспитания. Существенно, однако, что всякий иной контроль лишь тогда может оказывать действенное влияние на ход и результаты физического воспитания, когда контрольные данные преломляются в сознании и действиях педагога, а также — в конечном счете — и тех, кто подвергается воздействию факторов физического вос­питания. В этом смысле два названных типа контроля являются интегративными, причем педагогический контроль играет, естест­венно, ведущую роль по отношению к самоконтролю занимаю­щихся.







Date: 2016-11-17; view: 288; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию