Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности отдельных (не урочных) форм занятий в физкультурной практике 4 page
В практике физического воспитания наиболее унифицируют годовой план-график, разрабатываемый в учебных заведениях на основе общей обязательной официальной программы для относительно однородного контингента занимающихся: класса, группы, отделения. Его составляют применительно к общему режиму учебного года, исходя в первую очередь из выделяемого лимита времени для занятий урочного типа. Вместе с тем в графике важно предусмотреть и другие формы занятий физическими упражнениями, которые будут гарантированы организационно в режиме учебного дня и вне его (см. форму на стр. 374).
План на годичный или иной крупный цикл спортивной тренировки разрабатывают применительно к практически сложившейся цикличности тренировочного процесса и официальному календарю предстоящих соревнований. В основе его хронологической структуры должны лежать закономерности периодизации тренировочного процесса. В соответствии с этим в нем отображают изменение во времени компонентов тренировки, которые могут быть формализованы и выражены количественно, а также частоту и последовательность выступлений спортсменов в соревнованиях по периодам и этапам тренировочного цикла (см. форму на стр. 376). Основные разделы содержания тренировочного процесса и отдельные параметры тренировочных нагрузок намечают, как правило, более подробно, чем в перспективном плане, при условии, конечно, что планирующий располагает данными, необходимыми для выполнения обоснованных расчетов.
Оправданная степень детализации крупноциклового плана зависит от того, насколько известен не только в принципе, но и подробностях намечаемый в нем путь к целевым результатам, насколько постоянны условия их достижения. Если этот путь хорошо известен многим и детально зафиксирован (в существующих разработках, методических пособиях и т. д.), годовой план может быть составлен очень детально (вплоть до недельных циклов, как это делают нередко при планировании школьного курса физического воспитания и базовой спортивной подготовки). Если же планируемый процесс будет иметь в деталях трудно предсказуемые задолго вариации и тем более если ряд его параметров вообще никем еще не освоен (что особенно характерно для подготовки к рекордным спортивным результатам), годовой план лучше составлять лишь в крупных чертах, без детализации до малых масштабов времени
(она будет осуществляться в последующем — в рамках этапного и краткосрочного планирования).
2.3.2. Этапное планирование
Этапный план. Годовой (крупноцикловый) план получает уточняющую конкретизацию прежде всего в этапных планах, которые разрабатываются поочередно в расчете на стадии планируемого процесса, намеченные в общих чертах в годовом либо аналогичном плане. Этапный план в этом отношении является как бы фрагментом крупноциклового плана, разработанным до определенного уровня детализации; вместе с тем в этапном плане находят свое выражение коррекции, необходимость которых возникает по ходу реализации запланированного материала. Этапный план составляют непосредственно перед началом очередного этапа с учетом фактически пройденного и достигнутого на предыдущем этапе. При этом в качестве этапа важно выделить относительно самостоятельную стадию планируемого процесса, которая более или менее существенно отличалась бы от его предыдущей и последующей стадий и в то же время имела бы объединяющие их черты, выражающие общую логику его построения. Такие этапы в практике планирования физического воспитания обычно имеют продолжительность от 1 —1,5 до 2—2,5 месяца (в условиях учебных заведений этапные планы общего курса физического воспитания обычно составляют в расчете на четверть или семестр учебного года либо на часть четверти, семестра).
В практике бывает и так, что обходятся без составления этапного плана как отдельного документа. В какой-то мере это компенсируется подробным составлением крупноциклового плана (который в таком случае представляет собой как бы совокупность свернутых этапных планов) и тщательным оперативно-текущим планированием. Однако такой подход чреват нарушением логики планирования и уменьшает его практическую эффективность. Разработка этапного плана приобретает особое значение в тех случаях, когда планируемый процесс на очередном этапе будет во многом существенно отличаться от предыдущего (например, в связи с переходом к освоению нового раздела программного материала или в силу особенностей непосредственной подготовки к ответственному соревнованию).
Степень детализации этапного плана зависит, естественно, от того, насколько подробно разработан крупноцикловый план, а также от частоты предстоящих занятий и других конкретных условий планирования, о которых уже шла речь. Если число урочных занятий, планируемое в рамках этапа, сравнительно невелико, причем содержание и формы их строго регламентированы унифицированной программой, общим расписанием, относительно постоянными условиями, как, например, в общем школьном курсе физического воспитания, этапный план обычно составляют в виде поурочного графика с выделением каждого отдельного урока (см. стр. 380). В иных ситуациях, особенно когда число занятий в недельном режиме велико и они будут довольно широко варьировать по содержанию, параметрам нагрузки, формам и внешним условиям организации, этапный план составляют с меньшей детализацией, намечая в нем не каждое отдельное занятие, а чедельные или подобные совокупности занятий — микроциклы (см. стр. 386).
Одна из возможных форм этапного плана-графика урочных занятий по общему
Класс (V) Четверть (2-я) Календарные сроки (9.XI—15X11)
| ■ ' - ■
| Число занятий.
|
|
|
К/1
| Ин-
| Программный материал,
| примерные затраты времени
|
| дек-
|
| сы
| разделы
| на этапе
|
|
| Классно-урочные занятия
| 10X45 мин
|
| I
| Гимнастика4"
| 10X20—30 мин
| Гимнастика:
| 1.1
| Строевые, порядковые уп-
| 10X3—5 мин.
| 1.1. Повторение освоенных
|
| ражнения
|
| ранее построений
| 1.2
| Основная «школа» гимна-
| 9X10—12 мин.
| 1.2. Повторение освоенных
|
| стических движений без
|
| ранее упражнений без пред-
|
| предметов и с предметами, элементы акробатики и ритмической гимнастики
|
| метов
| 1.3
| Упражнения в висе, упоре и перемещении на гимнастических снарядах
| 8X10—15 мин.
|
| 1.4.
| Опорные и другие прыжки
| 6X5—10 мин.
| 1.4. Подготовительные упражнения к прыжку через козла (1)
|
| Игры, игровые упражнения
|
|
| 2.1
| Относительно простые сюжетные подвижные игры
| 8X10—15 мин.
| 2.1. Эстафета с мячом
| 2.2.
| Элементы баскетбола
|
| •
|
| Комплексное ис-
| 9Х Ю мин.
| 3. (1 —1)+++ Выявление
|
| пользование разу-
|
| показателей теста ПМ для
|
| ченныхупражнений
|
| «круговой тренировки» на
|
| в форме «круговой
|
| материале освоенных уп-
|
| тренировки» (преимущественно для воспитания двигательных качеств)
|
| ражнений
|
| Задания в дополняющих за-
| Не менее 35 заня-
| Ежедневно: бег умеренной
|
| нятиях(общий минимум)
| тий. 60 ч на этапе
| интенсивности до 1,5—2 км, утренняя гимнастика, освоенные ранее индивидуальные упражнения, участие в играх на подвижных переменах
| Примечания. + Не считая использования освоенного гимнастического материала в «круговой тренировке». ++ Цифры в скобках (1), (2) и т. д. указывают, какой раз по порядку, считая с начала разучивания на этапе данного материала, включается он в систему занятий (детализированный перечень соответствующих упражнений в принятой очередности может быть дан в приложении с указанием их дробных индексов). + + + Цифры в скобках
школьному курсу физического воспитания(с условными
| примерами)
| Недели (№ с начала учебного года и с начала этапа)
|
| X/I
| XI/
|
| Уроки (№ с начала этапа)
|
|
|
|
| Гимнастика:
1.1. Перестроение в колон-мах (1)++
| Гимнастика:
1.1. Повторение (2)
| Гимнастика:
1.1. Варианты перестроений в колоннах (3)
| 1.2. Разминочные упражнения и новые элементы акробатики (1)
| 1.2. Повторение: элементы акробатики (2)
| 1.2. Локальные упражнения для основных звеньев тела; усложненные элементы акробатики (3)
| 1.4. То же, что и в уроке № 1 (2)
| 1.3. Подтягивание в сме шанном висе и выход в упор на перекладине, жер ди брусьев (1)
1.4. Прыжки через козла 80 см (3)
| 1.3. Повторение упражне ний предыдущего занятия (2)
1.4. Повторение прыжко вых упражнений (4)
| 2.1. Освоенная ранее игра с бросками надувного мяча
| 2.1. Эстафета с мячом и преодолением препятствий
|
| 3. (1—2) Тестированиена 1«круг» с дозировкой: '/г ПМ, 8 «станций», поточно-непрерывно; регистрация ЧСС.
| 3. (1—3) «Круговая тренировка» с прохождением по возможности до 1,5 «кругов»
| 3. (1—4) «Круговая тренировка» с увеличением числа «станций» по возможности до 2 «кругов»
| Ежедневно: бег умеренной интенсивности до 1,5— 2 км, утренняя гимнастика, освоенные ранее индивидуальные упражнения, участие в играх на по-движ-ных переменах
| Выполнение заданий предь нием разученных упражнен испособов их выполнения тренировке»
| |дущей недели с включе-ий из подразделов 1.2—1.3, освоенных в «круговой
| при обозначении «круговой тренировки» (1 — 1 и т. д.) указывают: первая — порядковый номер комплекса упражнений, включаемых в нее, вторая — какой раз применяется этот комплекс в занятиях на этапе. + + + + Тестирование проводится на материале того же «круга» упражнений, что и в занятии № 2, с тем же нормированием нагрузки (.'/») ПМ и регистрацией пульсовой реакции.
Ин-
| Программный
| Число занятий,
|
| дексы
| материал, разделы
| примерные затраты времени на этапе
|
|
|
|
|
|
| X1I/III
|
| Классно-урочные занятия
| 10X45 мин
|
|
| Гимнастика"1"
| 10X20—30 мин.
| Гимнастика:
| 1.1
| Строевые, порядковые уп-
| ЮХЗ—5 мин.
| 1.1. Повторение в ускорен-
|
| ражнения
|
| ном темпе (4)
| 1.2
| Основная «школа» гимна-
| 9X10-12 мин.
| 1.2. Локальные упражнения
|
| стических движений без предметов и с предметами, элементы акробатики и ритмической гимнастики
|
| с предметами (1)
| 1.3.
| Упражнения в висе, упоре
| 8Х 10—15 мин.
| 1.3. Варианты перехода из
|
| и перемещении на гимна-
|
| виса в упор, размахивания,
|
| стических снарядах
|
| соскоки (3)
| 1.4
| Опорные и другие прыжки
| 6X5—10 мин.
| 1,4. Прыжки через козла (90 см (5)
|
| Игры, игровые упражнения
|
|
| 2.1
| Относительно простые сю-
| 8ХЮ—15 мин.
| 2.1. Подвижная игра с мя-
|
| жетные подвижные игры
|
| чом
| 2.2
| Элементы баскетбола
|
| 2.2. Ознакомление с начальными элементами баскетбола (1)
|
| Комплексное ис-
| 9ХЮ мин.
| 3. (1—5). Повторение «кру-
|
| пользование разу-
|
| говой тренировки» с норми-
|
| ченных упражне-
|
| рованием, как и в предыду-
|
| ний в форме «круговой тренировки» (преимущественно для воспитания двигательных качеств)
|
| щем занятии
|
| Задания в дополняющих
| Не менее 35 заня-
| Выполнение заданий по
|
| занятиях (общий минимум)
| тий, 60 ч на этапе
| ежедневному бегу до 2 км, ежедневной гигиенич. гимнастике с включением разученных упражнений, участию в подвижных играх на переменах, «дне здоровья и спорта» и др.
|
|
| Продолжение
| Недели (№ с начала учебного гола и е начала этапа)
| XII/III
| XIII/IV
| Уроки (№ с
| начала этапа)
|
|
|
| Гимнастика:
| Гимнастика:
| Гимнастика:
| 1.1. Варианты перестрое-
| 1.1. Выполнение разученных построений и пере-
| ний в колоннах (5)
| строений как вспомогательных действий с отдель-
|
| ными вариациями без значительных затрат времени
|
| (6-7)
| 1.2. Повторение упражне-
| 1.2. Составление обновленного комплекса упражнений
| ний с предметами (2) и
| для гигиенич. гимнастики (из разученного материала);
| элементами акробатики
| элементы ритмики (1—2) и акробатики (5—6)
| (4)
|
| 1.3. Повторение упражне-
| 1.3. Лазанье по канату в два приема (1—2); упраж-
| ний предыдущего занятия
| нения в равновесии на гимнастическом бревне и рейке
| (4)
| скамейки (1—2); подтягивания в висе и отжимания
|
| в упоре в комплексе упражнений «круговой трени-
|
| ровки» (5—6)
| 1.4. Прыжки через козла
| 1.4. Выполнение напрыгиваний, соскоков и других
| 100 см (или 90 см) (6)
| действий прыжкового характера в составе снарядо-
|
| вых и других упражнений (7—8)
| 2.1—2.2. Подвижная игра
| 2.1—2.2. Подвижная игра
|
| с включением отдельных
| с использованием элемен-
|
| элементов баскетбола (2)
| тов баскетбола (3)
|
| 3. (1—6) Тестирование на
|
| 3 (2—1). Выявление пока-
| 1 (стандартный) «круг»++~^+
|
| зателей теста ПМ для
|
| обновленного комплекса
|
|
| «круговой тренировки» (с включением подтягиваний в висе и элементов акробатики)
| Выполнение заданий по
| Ежедневный бег умеренной интенсивности с ускоре-
| ежедневному бегу до 2 км,
| ниями в пределах освоенной продолжительности;
| ежедневной гигиенич. гим-
| отжимания в упоре, подтягивания в висе и др. разучен-
| настике с включением ра-
| ные гимнастические упражнения; подвижные игры на
| зученных упражнений,
| переменах
| участию в подвижных иг-
|
| рах на переменах, «дне
|
| здоровья и спорта» и др.
|
|
Ин-
| Программный
| Число заня-
| Недели (№ с начала учебного года
| дек-
| материал.
| тий, пример-
| и с начала этапа)
| сы
| разделы
| ные затраты времени на
|
|
|
|
|
| этапе
| XIV/V
|
|
Уроки (№ с начала этапа)
|
|
|
|
| Классно-урочные занятия
| 10X45 мин.
|
|
|
| Гимнастика"1"
| 10X20-30 мин
| Гимнастика: Гимнастика:
| 1.1
| Строевые, поряд-
| 10X3—5 мин.
| 1.1. Выполнение разученных построений и
|
| ковые упражне-
|
| перестроений как вспомогательных дейст-
|
| ния
|
| вий с отдельными вариациями без значительных затрат времени (8—9)
| 1.2
| Основная «шко-
| 9ХЮ—12.мин.
| 1.2. Повторение мате- 1.2. Сдача зачета
|
| ла» гимнастиче-
|
| риала занятий № 7—8 по гигиенической
|
| ских движений без предметов и с предметами, элементы акробатики и ритмической гимнастики
|
| гимнастике
| 1.3
| Упражнения в ви-
| 8ХЮ— 15мин.
| 1.3. Лазанье по канату
| 1.3. Выполнение
|
| се, упоре и пере-
|
| в два приема (3);
| норматива в под-
|
| мещении на гим-
|
| упражнения в равнове-
| тягивании на пе-
|
| настических снарядах
|
| сии на гимнастическом бревне и рейке скамейки (3); подтягивания в висе и отжимания в упоре в комплексе упражнений «круговой тренировки» (7)" 1.4. Выполнение на-
| рекладине
| 1.4
| Опорные и дру-
| 6X5—10 мин.
|
|
| гие прыжки
|
| прыгиваний, соскоков и других действий прыжкового характера
|
| | | | | | | Впрочем, различные разделы этапного плана допустимо детализировать не в одинаковой мере. Так, наряду с поурочной разработкой плана-графика школьного курса физического воспитания дополнительные занятия, проводимые на самодеятельных началах, планируют в общем графике обычно более укрупненно, например по неделям, с кратким обозначением рекомендуемого комплекса упражнений и среднерасчетных затрат времени на них (см. в качестве иллюстрации соответствующий раздел в плане-графике на стр. 380. Это не исключает, разумеется, иных форм планирования таких занятий (составление занимающимися индивидуального плана с консультационной помощью преподавателя и т.д.).
Как видно из приведенных примеров, в этапном плане-графике получают конкретизацию все основные аспекты планирования, представленные в соответствующей части крупноциклового плана: здесь более детально намечают этапные результирующие пока-
Продолжение
Ин-
| Программный
| Число заня-
| Недели (№ с начала учебного года
| дек-
| материал,
| тий, пример-
| и с начала
| этапа)
| сы
| разделы
| ные затраты • времени на
|
|
|
|
|
|
|
| этапе
| X1V/V
|
|
|
Уроки (№ с начала этапа)
|
|
|
|
|
|
| в составе снарядовых и других упражнений (9)
|
|
| Игры, игровые упражнения
|
|
|
| 2.1
| Относительно
| 8ХЮ—15 мин.
| 2.1—2.2. Подвижная
| 2.1—2.2. То же.
|
| простые сюжет-
|
| игра с использованием
| что и в предыду-
|
| ные подвижные игры
|
| элементов баскетбола (4)
| щем занятии (5)
| 2.2
| Элементы баскетбола
|
|
|
|
| Комплексное
| 9ХЮ мин.
| 3 (2—2). Тестирова-
| 3 (2—3), «Круго-
|
| использова-
|
| ние на 1 «круг» (по об-
| вая тренировка» с
|
| ние разучен-
|
| новленному комплексу
| преодолением (по
|
| ных упраж-
|
| упражнений с норми-
| возможности)
|
| нений в форме «круговой тренировки» (преимущественно для воспитания двигательных качеств)
|
| рованием '/г ПМ)
| 1,5—2 «кругов»
|
| Задания в допол-
| Не менее 35
| Повторное выполнение
| заданий предыду-
|
| няющих занятиях
| занятий. 60 ч
| щей недели; участие
| во внутришкольных
|
| (общий мини-
| на этапе
| соревнованиях на выполнение норм и
|
| мум)
|
| требований комплекса гимнастических).
| БГТО (нреимущ.
| затели, включая не только те, которые предполагается достигнуть в итоге этапа, но и промежуточные; подробнее проектируют в динамике этапа содержание занятий и отдельные параметры связанных с ними нагрузок; с большей детализацией очерчивают этапную систему занятий, порядок их распределения во времени, соотношение основных и дополнительных занятий. В приложениях к таким графикам и в других материалах этапного планирования целесообразно еще более подробно разрабатывать его фрагменты (намечать комплексы подготовительных, в частности подводящих упражнений, определенную последовательность их применения с расчетными затратами времени и т. д.). Все это приобретает серьезное конструктивное значение в поэтапной организации процесса
ГЯ___ 1Г9П
Одна из возможных форм этапного плана-графика спортивной тренировки
подготовки к ответственному соревнованию
Индексы
| Объекты планирования
| Параметры в расчете на этан
|
| I 1.1
| Общие параметры затрат времени и число занятий Суммарные затраты времени на планируемые за-
|
|
|
| нятии
| 75—85 ч
|
| 1.2
| Число собственно-тренировочных занятий; число
отводимых на них дней
| 26 занятий; 21 день
|
| 1.3
| Число соревнований; число соревновательных дней
| 2; 2 дня
|
| 1.4
| Число занятий вспомогательного типа
| 23 (включая вос-^ становит.)
|
| П.
| Группы упражнений в тренировке
|
|
| II.1
| Общеподготовительные упражнения, общий объем, в том числе:
| 27 30 ч
|
| II.1.1
| в «развивающем» режиме
| 4—5 ч
|
| II. 1.2
| в «фоновых» режимах (включая разминочный, поддерживающий и восстановительный)
| 23—25 ч
|
| II.2
| Специально-подготовительные упражнения избира-
| 38—43 ч; отдель-
|
|
| тельной направленности, общий объем, в том числе:
| ные параметры суммарной нагрузки*
|
| II.2.1
| с интенсивностью до 80 % от соревновательной
| ок. L'/:i суммарного объема**
|
| II.2.2
| с интенсивностью 80 90 % от соревновательной
| ок. 'Д суммарного объема
|
| П.2.3
| с интенсивностью свыше 90 % от соревновательной
| ок. '/ю суммарного объема
|
| н.з
| Тренировочные формы соревновательных упраж-
| 10 12 ч; отдель-
|
|
| нений; объем
| ные параметры нагрузки...
|
|
| контрольные результаты в них
| (указываются по микроциклам)
|
| ill
| Соревнования
|
|
|
| ранг соревнований, намечаемые результаты в них
| (указываются по микроциклам)
|
| IV
| Частные контрольно-результирующие показатели
| (указываются по
|
|
|
| микроциклам)
|
| Примечания. * При планировании объема нагрузки в соизмеримых упражнениях данного типа целесообразно наряду с затратами времени указывать хотя бы один из отдельных информативных параметров суммарной нагрузки (напр.. километраж в упражнениях циклическою характера, число подходов в ациклических упражнениях и т.д.); ** Указаны доли упражнений различной интенсивности в обшем объеме планируемых специально-подготовительных упражнений на этапе; их интенсивность соотносится с интенсивностью соревновательных упражнений, как это сделано для примера в предшествующей графе.
| (с условными пример квалифицированного
| ами, относящимися спортсмена)
| к месячному этапу непосредственной
|
| Микроциклы
| (№ на этапе и с начала большого тренировочного цикла)
|
| 1 (22)
| 2 (23)
| 3 (24)
| 4 (25)
|
| Даты...
| Даты...
| Даты...
| Даты...
|
| 25—28 ч 8; 6 дн.
| 19—21 ч
7; 5 дн.
| 18—20 ч
7; 6 дн.
| 13—16 ч 4; 4 дн.
|
|
| 1; 1 д. 5
|
| 1; 1 д.
|
| 8—10 ч
| 5-6 ч
| 8 ч
| 6 ч
|
| 3—4 ч 5—6 ч
| 5—6 ч
| 1 ч 7 ч
| б ч
|
| 11 — 14 ч;
0,3—0,4 этапного
объема***
0,4 ПЭО****
| 8—10 ч;
0,2—0,3 этапного
объема
0,2 ПЭО
| 10-11 ч;
0,2—0,3 этапного
объема
0,2 ПЭО
| 7—8 ч;
0,1—0,2 этапного
объема
0,2 ПЭО
|
| 0,2—0,3 ПЭО
| 0,3—0,4 ПЭО
| 0,2—0,3 ПЭО
| 0,1-0,2 ПЭО
|
| 0,3 ПЭО
| 0,2—0,3 ПЭО
| 0,3—0,4 ПЭО
| 0,1 ПЭО
|
| 2,5—3 ч; 0,2—0,3 этапного объема
Контрольное упр.—
95 % целевого результата
| 3—4 ч; 0,3—0,4 этапного объема
| 3—4 ч; 0,3 этапного объема
Контрольное упр.—
98 % целевого результата
| 1 —2 ч; 0,1 этапного объема
|
| • *
| Подготовительное — 97—98 % целевого результата
| —
| Основное — целевой результат
|
| (отдельные показа! показатели функци преимущественно в
| ели в контрольно-т энальных сдвигов п случае индивидуальн
| зенировочных упражнениях и отдельные ри тестирующих нагрузках планируются ого планирования)
| Указывается, какая доля суммарного объема нагрузки во всех упражнениях этого типа, запланированного в целом на этап, приходится на данный микроцикл. Указывается, какая доля парциального объема нагрузки, запланированного в этой подгруппе упражнений на этап (ПЭО), приходится на данный микроцикл, (наряду с указанными относительными величинами параметры нагрузки могут быть обозначены соответственно в абсолютных числах).
Date: 2016-11-17; view: 279; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|