Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информация для учителя





Вот как описывает первые дни пребывания поэта в Михайловском Семен Степанович Гейченко – директор заповедника в Пушкинских Горах:

«Он долго привыкал к Михайловскому дому… После отъезда родителей…он долго присматривался к дедовским хоромам…путешествие по дому закончилось. Он сделал окончательный выбор. Остановился на большой светлой комнате, выходящей окнами на юг, во двор, на гульбище, на цветники. Здесь всегда было весело, солнечно. Вся большая усадьба видна как на ладони. Все нужное рядом. Большой хороший камин. Чуланчик. Что еще нужно?.. Еще приказал: «В собственный нашего высокоблагородия апартамент поставить: книжных шкапов – два…, кресел четыре. Кровать поставить в углу, занавесив ее пологом…Дорожный баул – под диван, ящик с пистолетами и книгами не трогать, под страхом отправления в крепость! Все!». Оставшись один, раскрыл портфель, шкатулку, вынул памятную мелочь и стал размещать ее в кабинете. Стали на свои места портреты Жуковского, Байрона, «столбик с куклою чугунной», табачница, подсвечник, чернильница… Пододвинув кресло к окну, забрался на него с ногами, свернулся калачом, оперся локтями на подоконник и уставился на двор: «Господи, а здесь все же ничего!.. Но, боже мой, боже, угодники и святители, неужели мне суждено жить здесь долго? А вдруг вечно, до конца жизни?.. Нет! Нет! Нет!»[8].

 

На развороте помещены фрагменты стихов Пушкина, репродукция с картины художника XX века В. Попкова «Осенние дожди (Пушкин)», нотная запись главных тем музыкальных произведений – «В деревне» М. Мусоргского, «Осенняя песнь» П. Чайковского, «Осень», «Пастораль» Г. Свиридова, в которых созданы образы русской природы.

Прежде чем приступить к работе над музыкальными сочинениями, учитель предлагает школьникам вспомнить знакомые им стихи Пушкина об осени (можно прочитать фрагменты стихотворения «Осень»), а затем рассмотреть картину В. Попкова.

 

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

***

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В сенях их ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

 

На картине учащиеся видят молодого Пушкина на фоне русского осеннего пейзажа. Живописное полотно проникнуто лирической интонацией: мягкие линии горизонта, плавный изгиб реки, яркие «золотые пятна» деревьев, одинокая фигура поэта у колонны дома. Какое эмоциональное состояние Пушкина изображает художник на этой картине? О чем думает (мечтает, размышляет) поэт?

При планировании дальнейшего хода урока учитель должен определить объем материала для слушания. Восприятие пьесы «В деревне» М. Мусоргского можно начать с вокализации ее первоначальной мелодии (с. 43). Учащиеся, наверняка, заметят, что эта мелодия близка по своему строю протяжной русской народной песне. Перед восприятием всей пьесы целиком[9], предложите школьникам задуматься над вопросами. Сколько образов – один или несколько – композитор развивает в этой музыке? (песня, плясовые наигрыши, перезвон бубенцов). Какой принцип развития положен в основу пьесы – повтор, контраст, вариативность? (контраст песенности и танцевальности, контраст мажора и минора, контраст выразительности и изобразительности).

После прослушивания этой пьесы можно вспомнить русскую народную песню «Осень, осень»[10] или другие знакомые учащимся песни об осени.

Сравнение трех пьес – «Осень», «Пастораль» (из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель») Г. Свиридова и «Осенняя песнь» (из цикла «Времена года») П. Чайковского, которые созвучны стихам Пушкина, дает повод обратиться к выявлению средств музыкальной выразительности каждой из них. («Осень» г. Свиридова – песенная мелодия, волнообразное движение, минорный лад, тоскливый и задушевный тембр солирующей скрипки.«Осенняя песнь» П. Чайковского – напевные, никнущие, стонущие интонации, диалог голос, преобладает минорный лад, трехчастная форма. «Пастораль»[11] – задушевная песенная мелодия, светлый колорит, переменный лад), повторение главной темы и ее отдельных интонаций разными группами инструментов симфонического оркестра, контрасты динамики).

После прослушивания пьес русских композиторов, которые связаны с поэзией Пушкина лишь косвенно, можно предложить каждому из четвероклассников определить, какое из сочинений наиболее созвучно настроению лирических стихов поэта. Аргументация собственного мнения по поводу слушаемой или исполняемой музыки – умение, которое необходимо формировать на завершающем начальную школу этапе музыкального образования. Вербальная характеристика музыки (наряду с эмоциональными реакциями, конкретными знаниями и практическими навыками) является выражением личностного отношения ребенка к музыкальному образу.

Завершить этот урок можно дальнейшим разучиванием народных песен, «Песни о России» В. Локтева, «Родные места» Ю. Антонова. Домашнее задание, которое поможет освоению содержания следующих разворотов Учебника, следующее: прочитать «Сказку о царе Салтане…» и «Сказку о рыбаке и рыбке»[12].

 

Урок № 6

Date: 2016-11-17; view: 266; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию