Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информация для учителя





Стихира (от греческого – ряд, строка, стих, многостишие) – жанр византийской и древнерусской гимнографии. Стихира возникла из хоровых припевов, сопровождавщих сольное исполнение псалмовых стихов (до XI в. называвшихся тропарем). Стихиры входят в Стихирарь – певческую книгу православной церкви, которая содержит стихиры на все праздники года.

Несмотря на то, что жанр стихиры пришел на Русь из Византии, творчество русских распевщиков отражало важнейшие события русской истории, развитие духовной жизни Древней Руси, ее борьбы, побед и поражений. Каждый период истории отмечен десятками служб в честь русских святых. Например, певческие циклы времен Киевской Руси связаны с именами выдающихся деятелей, просветителей Руси – княгини Ольги, князя Владимира, названных равноапостольными, так как они, подобно апостолам (ученикам и последователям Христа), способствовали распространению на Руси христианства. В эпоху феодальной раздробленности, когда каждое княжество претендовало на самостоятельность, стремилось конкурировать с Киевом, создавать собственные духовные ценности, происходит канонизация местных святых – новгородских, владимирских, ростовских, тверских, муромских. В трагические годы татаро-монгольского ига многие русские воины и князья, погибшие в борьбе с врагами, были причислены к лику святых, а их мужество, патриотизм приравнивались к славе мучеников, пострадавших за веру. В их честь писали церковные службы, создавали сказания, духовные стихи, песнопения.

 

На уроке рекомендуется выразительно прочитать с учащимися начальный текст стихиры (с. 26 Учебника), рассмотреть изображения князя Владимира и княгини Ольги, а также икону «Всех святых, в земле русской просиявших». На иконе школьники смогут увидеть надпись на древнерусском языке (Образ[3] всех святых в земле Русской просиявших), изображения Святой Троицы[4] (в верхней части), Богоматери (в центре иконы на фоне храма), многочисленные группы святых со светящимися нимбами (символами святости) над головами. Композиция иконы (повторяющиеся контуры групп людей словно «притягиваются» к центру, к образу Богоматери, заступницы и защитницы), ее краски (сочные, яркие, конрастирующие с одеждами святых), создают ощущение величия, праздничности, торжественности.

Такой же эмоциональный тон присущ и стихире русским святым «Земле русская», которую учащиеся услышат в записи в исполнении хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (дирижер – иеромонах Матфей).

Работа с разворотом Учебника «Илья Муромец» продолжает раскрывать перед учащимся тему защиты Отечества на примере образа русского святого преподобного Ильи Муромского Чудотворца. Этот человек предстает перед взором детей как былинный герой (фрагмент картины В. Васнецова «Богатыри») и как святой (икона). Пусть школьники задумаются над тем, что отличает изображение Ильи Муромца на картине и на иконе.

Мелодию былинного напева, записанную нотами на с. 28, предлагается разучить с четвероклассниками, подчеркивая в исполнении ее величавость, неторопливость повествования, размеренность[5]. Движениями рук, имитирующими игру на древнем русском инструменте, гуслях, учащиеся могут «сопровождать» пение былинного напева. Возможна и такая информация: этот былинный напев стал широко известен благодаря семье знаменитых русских сказителей и собирателей народного фольклора – Рябининых, которые в течение века бережно записывали, обрабатывали и распространяли народные напевы не только в России, но и за рубежом.

Образу былинного героя Ильи Муромца созвучны два произведения русских композиторов – М. Мусоргского «Богатырские ворота» («В стольном граде Киеве») из сюиты «Картинки с выставки» и А. Бородина «Симфония № 2» («Богатырская»), которые прозвучат на этом уроке в записи. Главным принципом анализа этих двух сочинений должен стать принцип их сопоставления по «сходству и различию». Главные темы этих произведений можно спеть с четвероклассниками. Это даст им возможность лучше прочувствовать характер и настроение музыки, понять, какие черты русского характера она передает проследить за их развитием.

Если тема «Богатырских ворот»[6] М. Мусоргского повторяет тему пьесы «Прогулка», рефрена сюиты, но звучит иначе – «в увеличении» – медленно, мощно, размашисто, то главная тема 1-й части «Симфонии № 2» Бородина (ее нотная запись дана на с. 29 Учебника), имеет свои характерные особенности.

Прежде чем послушать 1-ю часть «Богатырской симонии» А. Бородина в исполнении оркестра, учителю рекомендуется исполнить эту тему на фортепиано, для того чтобы дети смогли определить ее характер, а после этого приступить к разучиванию главной темы. Нотная запись поможет осознать характерную особенность интонационного строения этой темы – как бы «втаптывание» основного звука «ми» (тоники), своеобразие ладового наклонения (пониженная II ступень), сочетание минора с мажором (ладовая переменность), чередование коротких длительностей с остановкой на долгом звуке. Исполнение мелодии потребует компактного звучания голосов, интонационной точности и ритмической четкости (тема может быть спета с названиями нот или на какой-либо слог), при этом нужно избегать форсированного звука.

После восприятия 1-части симфонии Бородина в записи, следует в размышлениях об этой музыке подчеркнуть следующее. Главная тема звучит в низком регистре у струнных (унисон) мужественно, сурово, мощно, грузно (кряжисто), вызывая представления о неодолимой, «великанской» силе легендарных героев. Вторая – лирическая тема – широкая, светлая, мажорная, проникнутая русскими песенно-распевными интонациями, – оттеняет решительный характер главной темы, как бы вводит слушателей в «место действия» – далекие степи. Мягко звучат виолончели. Постепенно тема приобретает более напряженный характер, слышен напряженный ритм скачки, возникает звуковое нарастание, воображение рисует картины богатырских схваток, поединков. В завершение, как итог, могучей, тяжелой поступью исполина вновь проходит в оркестре главная богатырская тема.

В конце урока целесообразно вспомнить песни о защитниках Родины, о России – народные («Солдатушки, бравы ребятушки», «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу…») и сочиненные композиторами («Песня о маленьком трубаче» С. Никитина на слова С. Крылова, «Учил Суворов» А. Новикова на слова М. Левашова и др.). Таким образом, благодаря музыке разных стилей и жанров, происходит освоение младшими школьниками духовно-нравственного опыта поколений[7].

 

Урок № 5

Date: 2016-11-17; view: 249; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию