Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стандартизация в российском здравоохранении





 

В нашей стране Министерство здравоохранения и социального развития издало ряд приказов, регламентирующих процедуры разработки стандартов и порядок их рассмотрения и утверждения. Это: приказ Минздрава РФ и Федерального фонда ОМС от 19 января 1998 г. №12/2 "Об организации работ по стандартизации в здравоохранении"; приказ Минздрава РФ от 8 декабря 1998 г. №354 "О порядке рассмотрения и утверждения проектов нормативных документов по стандартизации в здравоохранении" (с изменениями от 30 марта 2000 г.); приказ Минздрава РФ и ФОМС от 24 января 2000 г. №23/3 "О мерах по реализации Программы работ по созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранении". Разработаны и утверждены приказом Минздрава РФ от 22 декабря 1998 г. №374 отраслевой классификатор "Простые медицинские услуги (ОК ПМУ)" (дата введения 1 января 1999 г.)[3] и приказом Минздрава РФ от 3 августа 1999 г. N 303 отраслевой стандарт "Протоколы ведения больных. Общие требования" (введен в действие с 1 сентября 1999 г.).

В НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им И.М. Сеченова создан отдел стандартизации в здравоохранении. Начал издаваться журнал "Проблемы стандартизации в здравоохранении".

Приказ Минздрава РФ и Федерального фонда ОМС от 19 января 1998 г. №12/2 "Об организации работ по стандартизации в здравоохранении" определяет цели, задачи, принципы и направления стандартизации в здравоохранении.

Целью стандартизации в здравоохранении является повышение качества профилактических и лечебно-диагностических мероприятий, решение задач сохранения и улучшения здоровья населения.

Основными задачами в области стандартизации в здравоохранении являются:

- нормативное обеспечение реализации законов в области охраны здоровья граждан и Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации;

- создание единой системы оценки показателей качества и экономических характеристик медицинских услуг, научно-обоснованных требований к их номенклатуре, объему и качеству, обеспечение взаимодействия между субъектами, участвующими в оказании медицинской помощи;

- установление требований к условиям оказания медицинской помощи, эффективности, безопасности, совместимости и взаимозаменяемости процессов, оборудования, инструментов, материалов, медикаментов и других компонентов, применяемых в здравоохранении;

- нормативное обеспечение метрологического контроля;

- установление единых требований к лицензированию и аккредитации медицинских учреждений, подготовке, аттестации и сертификации специалистов;

- нормативное обеспечение сертификации и оценки качества медицинских услуг;

- создание и обеспечение функционирования систем классификации, кодирования и каталогизации в здравоохранении;

- нормативное обеспечение в установленном порядке надзора и контроля за соблюдением требований нормативных документов;

- содействие обеспечению национальной безопасности страны.

Основные принципы стандартизации в здравоохранении:

- единый порядок разработки, согласования, принятия и введения в действие нормативных документов, надзора и контроля за соблюдением требований нормативных документов по стандартизации (принцип единообразия);

- социальная, научная и экономическая целесообразность законодательству Российской Федерации, международным нормативным документам и современным достижениям науки (принцип актуальности);

- согласование предъявляемых к объектам стандартизации требований между собой (принцип комплексности);

- обеспечение возможности контроля заданных в нормативных документах требований объективными методами (принцип проверяемости);

- взаимное стремление всех субъектов к достижению согласия при разработке и введении в действие нормативных документов системы стандартизации (принцип согласия).

Основные объекты стандартизации в здравоохранении: организационные технологии; медицинские услуги; технология выполнения медицинских услуг; техническое обеспечение выполнения медицинских услуг; качество медицинских услуг; квалификация медицинского, фармацевтического, вспомогательного персонала; производство, условия реализации, качество лекарственных средств и медицинской техники; учетно-отчетная документация, используемая в системе здравоохранения и медицинского страхования; информационные технологии; экономические аспекты здравоохранения

Основные направления развития стандартизации в здравоохранении: стандартизация медицинских услуг; стандартизация лекарственного обеспечения; регламентация требований к условиям оказания медицинской помощи; стандартизация профессиональной деятельности; стандартизация информационного обеспечения.

 

 

9.3 Стандартизация сестринских технологий

 

Стандарты технологий выполнения ПМУ позволяют ответить на следующие вопросы: что должна делать медсестра, чтобы обеспечить качество медицинской услуги? сколько времени потребуется для выполнения процедуры с учетом требуемого уровня качества? чем должно быть оснащено рабочее место? как обеспечить собственную безопасность при выполнении манипуляций?

Те стандарты, которые существуют на данный момент, например, «Стандарты практической деятельности медицинской сестры» [52], не могут называться стандартами. Они не соответствуют требованиям Отраслевого стандарта (ОСТ ТПМУ 91500.01.0004-2000) "Технологии выполнения простых медицинских услуг. Общие требования"[4]. Стандарт должны отражать все стороны оказания медицинской помощи: иметь разрешенные технологии, долговременное значение, соответствующее информационное обеспечение, быть конкретным, контролируемым, выполняемым, научно обоснованным. При выполнении травмирующих процедур обследования или лечения, манипуляций с высоким риском неблагоприятных побочных эффектов стандарт защищает не только пациента, но и сестринский персонал, выполняющий данную процедуру.

Стандарты, разрабатываемые в настоящее время на федеральном уровне, четко оговаривают алгоритм выполнения манипуляции, оснащение, перечисляют все осложнения, которые могут возникнуть при выполнении, указывают особенности выполнения манипуляции различным категориям пациентов. Благодаря ОСТам работа сестринского персонала упрощается. Выполняемую работу можно проверить в любой момент проведения процедуры. Процесс обучения будущих медработников оказывается максимально приближенным к практическому здравоохранению.

Приказом Минздрава РФ от 17 апреля 2002 г. №123 утвержден и введен в действие «Протокол ведения больных. Пролежни». На стадии мониторирования находится прошедший рецензирование и апробацию ОСТ «Уход за сосудистым катетером». Готовится приказ о введении в действие ОСТа «Внутривенное введение лекарственных препаратов». На стадии разработки находятся ОСТ «Подкожное введение лекарственных препаратов» и ОСТ «Внутримышечное введение лекарственных препаратов».

Процесс разработки стандартов длителен и требует привлечения к работе над ним различных специалистов, и в первую очередь медицинских сестер, фельдшеров и акушерок, которые каждый день выполняют разнообразные процедуры и первыми сталкиваются с проблемами при их выполнении.

ВЫВОДЫ:

1. Сестринский персонал несет ответственность за качество предоставляемой помощи.

2. Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. К основным характеристикам качества медицинской помощи можно отнести: результативность, эффективность, оптимальность, приемлемость, законность и справедливость.

3. Чтобы определить, соответствует ли оказываемая сестринская помощь установленному уровню качества, необходимо пользоваться стандартами сестринской практики.

4. В нашей стране лишь недавно начались работы по стандартизации в здравоохранении. Приказ Минздрава РФ и Федерального фонда ОМС от 19 января 1998 г. №12/2 "Об организации работ по стандартизации в здравоохранении" определяет цели, задачи, принципы и направления стандартизации в здравоохранении.

5. Стандарт должны отражать все стороны оказания медицинской помощи: иметь разрешенные технологии, долговременное значение, соответствующее информационное обеспечение, быть конкретным, контролируемым, выполняемым, научно обоснованным.

6. Первый стандарт, непосредственно касающийся деятельности сестринского персонала – это ОСТ «Протокол ведения больных. Пролежни».

7. Процесс разработки стандартов требует привлечения к работе над ним как представителей практического здравоохранения, так и образовательных и научно-исследовательских учреждений.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: ответственность, качество, стандарт, принципы стандартизации.

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

 

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы цели и задачи стандартизации в здравоохранении?

2. Перечислите основные объекты и направления стандартизации в здравоохранении.

3. Какой принцип стандартизации вам кажется самым важным и почему?

4. Как расшифровывается ISO?

5. На какие вопросы позволяют ответить стандарты технологий выполнения ПМУ?

6. Какие стороны оказания медицинской помощи должен отражать стандарт?

Заполнить пробелы:

1. _____ - способность держать ответ за свои действия или бездействия.

2. На стадии разработки находятся ОСТ «_____ введение лекарственных препаратов» и ОСТ «_____ введение лекарственных препаратов».

3. Соответствие стандарта нормативным документам и научным достижениям устанавливает принцип _____.

4. Принцип проверяемости говорит об обеспечении возможности _____ заданных в стандарте требований.

5. Стандарт должен указывать особенности выполнения манипуляций раннего, среднего и _____ возрастов.

Верно или неверно:

1. Ведущий в нашей стране отдел стандартизации в здравоохранении создан в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.

2. Благодаря ОСТам работа сестринского персонала усложняется.

3. Готовится приказ о введении в действие ОСТа «Протокол ведения больных. Пролежни».

4. С помощью стандарта можно проверить правильность выполнения манипуляции в любой момент времени.

5. Стандарт защищает пациента и сестринский персонала от неблагоприятных побочных эффектов процедур.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. Подумайте, что может мешать использованию стандартов для обучения в медицинским училищах и колледжах?

2. Предложите стандарт успешной деятельности студента вашего медицинского училища (колледжа).


Глава 10

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

____________________________________________________

 

Изучив эту темы, вы можете узнать:

· основные понятия и термины;

· историю вопроса

· цель сестринского процесса

· этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа

 

Изучив эту темы, вы можете объяснить необходимость внедрения сестринского процесса в сестринское образование и сестринскую практику

 

 

10.1 Понятие о сестринском процессе

 

Во многих развивающихся странах медицинские сестры активно пытаются определить самостоятельность, уникальность и принципиальное отличие своей профессии от деятельности других в сфере здравоохранении. В профессиональный лексикон вошло понятие « сестринский процесс », цель которогозаключается в том, чтобы предупредить, облегчить, уменьшить или свести к минимуму проблемы и трудности, возникающие у пациента. Сестринский процесс – этосистемный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента.

Выделяют следующие составные этапы сестринского процесса:

1) обследование пациента;

2) диагностирование его состояния (выявление проблем и постановка сестринского диагноза);

3) планирование помощи, направленной на удовлетворение нарушенных потребностей;

4) осуществление плана сестринских вмешательств;

5) оценка полученных результатов.

 

 

10.2 Обследование пациента

 

Сестринское обследование касается не только физических, но и психологических, социальных, духовных потребностей пациента. Его цель – получение информации о пациенте, которая фиксируется в сестринской истории болезни (СИБ).

Источниками информации могут быть: наблюдения сестринского персонала, сам пациент, его друзья и родственники, медицинская документация, медицинская литература.

Для того, чтобы собрать необходимую информацию и выстроить дальнейшее взаимодействие, важно обладать навыками общения (глава 6). Прежде всего необходимо доверие пациента к сестринскому персоналу. Именно основываясь на доверии, он решает, сколько информации личного характера можно предоставить.

Основной метод обследования пациента – это опрос. При субъективном обследовании выясняются:

— общие сведения о пациенте (данные для титульного листа);

— причины обращения в ЛПУ и другие данные из анамнеза болезни (начало заболевания, его течение, с чем оно связано и т.д.);

— факторы риска (аллергоанамнез, эпидемиологический анамнез, курение, алкоголь, ожирение, стрессовые ситуации и т.д.);

— какие основные потребности пациент может удовлетворять сам, а при удовлетворении каких нуждается в помощи;

— есть ли нарушения зрения, слуха, памяти, сна;

— кто или что является поддержкой для пациента;

— как он сам оценивает свое состояние; как относится к процедурам.

При объективном обследовании сестринский персонал проводит осмотр пациента по определенному плану, с соблюдением ряда необходимых правил. Пациента обследуют при рассеянном дневном свете или ярком искусственном освещении. Источник света при этом должен находиться сбоку – так более рельефно выделяются контуры различных частей тела, сыпь, рубцы, следы ранений и т.д.

Вначале определяют:

1) общее состояние;

2) состояние сознания;

3) положение в постели;

4) телосложение, рост, вес;

5) температуру тела;

6) состояние кожи и слизистых.

После общего осмотра следует переходить к обследованию различных систем организма (костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной пр.). Необходимо:

— проводить осмотр осторожно и внимательно;

— употреблять медицинскую терминологию адекватно ситуации;

— улыбаться пациенту, убеждать его в скором выздоровлении, в решаемости его проблем.

После этого определяется, удовлетворение каких потребностей у пациента нарушено, и какие в связи с этим у пациента существуют проблемы (СИБ в главе 16).

ПРИМЕР. Пациентка С., 48 лет, постоянно жалуется на боли в области сердца. Мнительна, часто говорит о смерти, боится ее. По просьбе пациентки студент медицинского училища измерил ей АД и сообщил ей результаты: 220/140 мм рт. ст. Пациентка почувствовала себя плохо, отмечает резкую слабость, ее беспокоит давящая боль в области сердца, не проходящая после приема нитроглицерина.

Из беседы с пациенткой: АД никогда не повышалось, лечится по поводу остеохондроза шейно-грудного отдела позвоночника. Боль в сердце беспокоит часто, особенно при обострениях остеохондроза, усиливается при поворотах тела, резких движениях.

Со слов лечащего врача: ЭКГ всегда в пределах нормы. При болях в сердце принимает нитроглицерин, боль купируется через 10-20 минут.

Из беседы с соседями по палате: до измерения АД чувствовала себя удовлетворительно, была в хорошем настроении, ни на что не жаловалась. После сообщения результата настроение упало, появились жалобы на боли в области сердца.

Осмотр: кожные покровы обычной окраски, подкожно-жировая клетчатка развита чрезмерно, Ps=84 уд/мин, хорошего наполнения и напряжения, АД=130/80 мм рт. ст. Пациентка напугана, постоянно держится за грудную клетку в области сердца.

Из истории болезни: Ds: остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника с выраженным болевым синдромом. АД ежедневно в пределах 120/70 – 130/80 мм рт. ст. ЭКГ без патологии.

Date: 2016-11-17; view: 1377; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию