Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественное движение в России во второй половине XIX в.





Начало царствования Александра II ознаменовалось подъемом общественного движения. Крымская война ясно показала провал системы Николая I, необходимость перемен в правительственной политике. Со второй половины 50-х годов в обществе начинают ходить рукописные записки, авторы которых М.П. Погодин, К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин предлагали программы дальнейшего развития страны. В 1855-1857 гг. представители различных общественных течений были едины в стремлении к самым общим освободительным преобразованиям, приветствовали каждый шаг правительства. Однако грядущие перемены (прежде всего крестьянская реформа) затрагивали материальные интересы различных социальных слоев, и единое доселе общественное мнение раскололось.

На левом фланге оформилась радикальная группировка во главе с ведущим публицистом журнала «Современник» Н.Г. Чернышевским. Сторонник социализма и демократии, Чернышевский выступал за освобождение крестьян с максимальными наделами земли при минимальном выкупе. Его взгляды разделял соратник по «Современнику» Н.А. Добролюбов. Более сдержанную позицию занимал А.И. Герцен. Он стремился примирить сторонников либеральных и революционных взглядов, приветствовал освободительные меры Александра II. Особое место в леворадикальном лагере занимал Д.И. Писарев, возглавлявший журнал «Русское слово». Главной задачей общественной борьбы, по мысли Писарева, должно было стать освобождение личности от всяких стеснений (авторитетов, традиций, устаревших норм). Сторонников Писарева, не признававших никаких авторитетов, часто называли «нигилистами» (от лат. nihil – ничто, ничего). Социальную основу радикального движения во второй половине XIX в. составляли представители разночинской интеллигенции. Интеллигенты-разночинцы враждебно относились к самодержавию, церкви, поместному землевладению, стремились к решительным переменам, переживали разрыв с простым народом и стремились помочь ему.

В период подготовки крестьянской реформы заявили о себе сторонники либеральных взглядов – депутаты дворянских губернских комитетов, представители дворянских собраний. Они требовали ограничить всевластие бюрократии, дать обществу демократические свободы вплоть до созыва общероссийского представительства.

К 1861 г. обстановка в России накалилась. Крестьяне проявляли недовольство реформой, завершавшееся частыми кровавыми столкновениями с войсками (например, в селе Бездна, Казанской губернии). Радикалы (Герцен, Огарев, Чернышевский) объявили реформу «грабительской». Особо чутко реагировала на изменение общественной атмосферы молодежь. Осенью 1861 г. произошли волнения в Московском, Казанском и Петербургском университетах. В обществе начали распространяться прокламации «Великорусс», «К молодому поколению», призывавшие к решительным переменам в социально-политическом строе. В обстановке общественного кризиса правительство прибегло к репрессиям. Были арестованы Писарев, Чернышевский и другие радикалы (Чернышевский был отправлен на каторгу по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», содержавшей призыв к революции). Сторонники Чернышевского к этому времени создали в Петербурге тайное общество «Земля и воля» (просуществовало до 1864 г.), которое занималось изданием и распространением прокламаций и революционной литературы.

В 1863 г. разразилось восстание в Польше. Руководители восстания вновь, как и в 1830 г., высказались за восстановление Польши в границах 1772г. (с Литвой, Белоруссией и Правобережной Украиной), призвали западные державы к дипломатическому и военному давлению на Россию. Это вызвало взрыв патриотических настроений в русском обществе, сплотило его вокруг правительства. Восстание было подавлено. Надежды на революцию таяли, что толкало радикалов к крайним мерам. В 1866 г. Д.В. Каракозов, член революционного кружка, совершил покушение на царя. После этого правительство перешло в наступление не только на радикалов, но и на либералов. «Современник» и «Русское слово» были закрыты. Либеральные министры получили отставку, под суровым нажимом оказались земства, печать, университеты. К началу 1870-х годов и либеральное, и радикальное движения находились в упадке.

В конце 60-х годов складывается ряд новых революционных кружков. В 1869 г. тайное революционное общество в Москве создал студент С. Г. Нечаев, считавший, что революционная борьба оправдывает любые средства – шантаж, обман, провокацию. Чтобы «связать кровью» членов своей организации, Нечаев заставил их убить одного из членов кружка, выразившего недовольство не-чаевскими методами. После убийства Нечаев бежал в Швейцарию, однако был выдан России как уголовный преступник и умер в Петропавловской крепости.


На рубеже 1860-1870-х годов в основном сложилась идеология народничества, ставшая идейным знаменем радикальной молодежи.

Народничество – учение о переходе России к социализму при опоре на крестьянскую общину и об активной роли революционной интеллигенции в этом процессе, а также общественное движение, опиравшееся на данную теорию. В составе народничества выделяются революционное и либеральное направления. Революционное народничество в свою очередь включало в себя бунтарское, пропагандистское и заговорщическое течения.

Приверженцы этой системы взглядов считали, что интеллигенция в долгу перед народом и должна посвятить себя избавлению его от гнета и эксплуатации. Народ признавался носителем нового, справедливого общественного строя. Будучи сторонниками Герцена и Чернышевского, народники считали, что Россия перейдет к социализму, минуя капиталистическую стадию, считая его упадком, регрессом. Опорой послужит крестьянская община, в которой народники усматривали социалистические черты. Считая главным избавление народа от социального гнета, большинство народников отрицало или преуменьшало значение борьбы за политические свободы (парламент, конституцию). Они допускали возможность перехода к социализму через революцию и крестьянскую общину.

Вопросы о готовности народа перейти к новому строю, о движущих силах революции, о будущем устройстве общества в переходный период вызывали среди народников споры и привели к оформлению трех течений в народническом движении.

 

Таблица 3. Народничество в России

Направление Идейное содержание
Бунтарское, анархистское М.А. Бакунин Русский народ по своей природе – бунтарь, революционеры должны идти в народ, объединять отдельные бунты во всеобщую революцию. Источник всех несправедливостей и угнетения народа – государство, поэтому в будущем устройстве общества оно должно исчезнуть. Вместо государства будет создана федерация самоуправляющихся общин и народов на принципах добровольности
Пропагандистское П.Л. Лавров История движется вперед усилиями в первую очередь борющихся личностей, поэтому необходим союз борцов – партия. Народ не готов к борьбе и революции. Следовательно, на первом этапе все силы и энергия должны быть направлены на подготовку народа путем пропаганды социалистических идей
Заговорщическое П.Н. Ткачев Революция – это захват власти хорошо подготовленной тайной организацией, которая должна овладеть системой управления. Революция, таким образом, совершается революционным меньшинством, в то время как сам народ революционным потенциалом не обладает. Ткачев признавал необходимость политической борьбы, которая должна ослабить власть и облегчить ее захват революционной организацией. После прихода к власти государство может сохраниться как переходный институт, который проводит политику революционного временного правительства

 

В 1874г. начинается «хождение в народ». Сотни молодых интеллигентов двинулись в деревню. Одни пытались разжечь крестьянский бунт, другие – просвещать народ, лечить и т. д. Однако крестьянство не поднялось на восстание и не проявило стремления к социализму. Правительство же разгромило это движение.


Учтя опыт неудач, народники решили объединить усилия и создали крупную революционную организацию, названную «Земля и воля» (1876-1879). Организацией руководили А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.М. Кравчинский, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов. Землевольцы решили перейти к более основательной, «оседлой» пропаганде, создав в деревне ряд поселений. Поддерживали землевольцы и рабочее движение, хотя и отводили ему второстепенную роль. Под влиянием народнической идеологии находились первые рабочие организации – «Южнороссийский союз рабочих» (руководитель Е.О. Заславский) и «Северный союз русских рабочих» (руководители В.П. Обнорский, С.Н. Халтурин). Все чаще революционеры начинают прибегать к насилию. В 1878 г. В. И. Засулич тяжело ранила петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, приказавшего наказать розгами политического заключенного.

В 1879 г. «Земля и воля» раскололась. На прежних народнических позициях (отрицание политической борьбы) осталась группа

«Черный передел» (руководители Плеханов, Засулич и др.). Чер-нопередельцы пытались продолжать пропаганду социализма, однако были разгромлены правительством и эмигрировали. Иную позицию заняла группа «Народная воля» (руководители Желябов, Перовская, Морозов, Михайлов). Народовольцы считали, что у социалиста, не желающего отказаться от своих идеалов, остался один путь – политическая борьба и одна ее форма – террор. Народовольцы полагали, что убийство самодержца разрушит политическую систему царизма.

Историческая зарисовка

Террор становится основным средством, подчас и целью борьбы народовольцев. Почему? Известный народоволец А. Д. Михайлов так объяснял переход от пропаганды к террору: «Когда человеку, хотящему говорить, зажимают рот, то этим самым развязывают руки». В то же время другой народоволец С. Кравчинский подчеркивал: «Терроружасная вещь, есть только одна вещь хуже террора: этобезропотно сносить насилия».

Под влиянием общественного кризиса выступили и либералы. Они считали, что надо продолжить реформы 1860-1870-х годов, созвать общероссийское представительство. Эти мысли высказывались во «всеподданнейших адресах» земств и городских дум, в статьях либеральных органов печати (журнал «Вестник Европы», газета «Голос» и др.). После прихода к власти М. Т. Лорис-Мели-кова наметился контакт между правительством и умеренными кругами общества, однако гибель Александра II сорвала начавшееся сближение. Убийство царя не привело, как рассчитывали народовольцы, к разрушению политической системы самодержавия. Напротив, к середине 1880-х годов царская полиция фактически ликвидирует внутренне ослабленную «Народную волю». Безуспешной попыткой возродить народовольческие методы стало покушение на Александра III, организованное 1 марта 1887 г. группой петербургских студентов с участием А. И. Ульянова (брата В. И. Ленина).


На первый план в 80-е годы выходит либеральное народничество, наиболее видными представителями которого были экономисты В.П. Воронцов и Н.П. Даниельсон.

Либеральное народничество – течение в народничестве, которое в начале 1880-х годов занимает ведущее место после разгрома «Народной воли». Сохраняло ориентацию на социализм и рассматривало крестьянскую общину как его основу, однако отказалось от революционных методов.

Сохранив веру в крестьянскую общину, либеральные народники сосредоточились в первую очередь на культурных, просветительских мерах.

Вступление России на путь капитализма сопровождалось усилением рабочего движения и появлением рабочего вопроса. В 1885 г. на Никольской мануфактуре в Орехове-Зуеве, принадлежавшей крупному предпринимателю Т.С. Морозову, разразилась Морозовская стачка. Стачечники добились принятия рабочего законодательства.

Попыткой объяснить новые социально-экономические реалии стала деятельность русских марксистов. В 1883 г. эмигранты-народники, перешедшие на позиции марксизма, Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод и другие, основали группу «Освобождение труда». Она развернула активную переводческую и издательскую деятельность. Плеханов доказывал, что Россия уже вступила на путь капитализма и надежды народников на приход к социализму через крестьянскую общину беспочвенны. Революционеры, заявлял Плеханов, должны ориентироваться не на крестьянство, а на пролетариат – единственный последовательно революционный класс.

Марксистские кружки возникают и в России: петербургские группы Д. Благоева (1884-1885) и М.И. Бруснева (1889-1892), казанский кружок Н.И. Федосеева (1888-1889), в деятельности которой принимал участие В.И. Ленин. В 1895 г. в Петербурге создается «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» под руководством В.И. Ленина, сыгравшего большую роль в организации агитационно-пропагандистской работы среди рабочих. Результатом развития российского социал-демократического движения стало создание в 1898 г. пролетарской партии – РСДРП.

Вторая половина XIX в. характеризуется активным участием общества в политической борьбе, которое выражалось как в мирных, так и в революционных, насильственных формах. Ведущим течением в леворадикальном лагере становится народничество, видевшее в крестьянстве носителя зачатков социализма. В 1880-е годы на смену народничеству, переживавшему период кризиса, идет новое революционное учение – марксизм.







Date: 2016-11-17; view: 309; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию