Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческая зарисовка





«Положение...» было составлено так замысловато и невнятно, что Л.Н.Толстой дал ему резкую характеристику: «Мужики ни слова не поймут, а мы ни слову не поверим». Этот документ составлял митрополит московский Филарет (Дроздов), в народе прозываемый попросту Филькой. Отсюда появилось в фольклоре знаменитое выражение «филькина грамота», т. е. документ, бестолково составленный или не имеющий никакой силы и значения.

Бывшие крепостные получили личную свободу и большинство общегражданских прав. Учреждалось крестьянское самоуправление (сельские и волостные сходы, сельские старосты и волостные 152 ■ Российская империя в XVIII–XIX вв. старшины), которому передавался сбор податей и ряд судебных полномочий. Крестьяне по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям. Сохранялось общинное землевладение и круговая порука в выплате податей. Крестьянам предоставлялись наделы полевой земли, однако, примерно пятая их часть отрезалась в пользу помещиков («отрезки»). Крестьяне получали в среднем 3,3 десятины на ревизскую душу, т. е. на мужчину (женщинам земля не отводилась). За свои наделы они должны были выплатить помещикам выкуп, величина которого значительно превышала рыночную стоимость земли (так правительство стремилось компенсировать помещикам потерю рабочих рук). 80% выкупной суммы помещикам выплачивало государство, причем долги помещиков государству вычитались из выкупной суммы. Крестьяне в течение 50 лет должны были возвращать долг государству с процентами. В целом выкупная операция оказалась чрезвычайно выгодной для государства, но разорительной для крестьян. По ценам середины века крестьянская земля стоила 544 млн руб., а выкуп за нее был установлен в 867 млн, т. е. 323 млн руб. – это фактически компенсация помещикам за личное освобождение крестьян.

Размеры выкупа и величина крестьянских наделов в каждом имении устанавливались по соглашению помещика с крестьянами, условия сделки фиксировались в особых документах – уставных грамотах, за составлением которых наблюдали назначенные правительством мировые посредники.


___________________________________________________________________

Уставные грамоты – документы, фиксировавшие соглашение между помещиком и крестьянами относительно размеров крестьянских наделов и величины выкупа. Вводились мировыми посредниками.

Мировой посредник – должностное лицо в период проведения крестьянской реформы 1861 г. Назначался из дворян для утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками.

До заключения сделки крестьяне считались временнообязанными и продолжали работать на помещика, однако он уже не мог изменить размеры барщины и оброка.

В 1858-1863 гг. была проведена реформа удельных крестьян. В целом она была схожа с крестьянской реформой. На обязательный выкуп крестьяне переводились не через 20 лет, как помещичьи, а через 2 года, их земельный надел составлял в среднем 4,8 десятины земли. В 1866-1886 гг. прошла реформа государственных крестьян. «Положения 19 февраля» распространялись и на государственных крестьян, которые считались лично свободными, они сохранили за собой земли, находившиеся в их пользовании (в среднем 5,9 десятины), могли платить оброчную подать государству или заключать с государством выкупную сделку. В целом крестьянская реформа создала значительные возможности для аграрного развития России, однако сохранила и немало пережитков (помещичье землевладение, отработочная система, сословная обособленность крестьян, община). Большие сложности создавало и крестьянское малоземелье. Реформа сосредоточила значительные средства в руках государства, однако оказалась тяжелой для крестьян и затормозила становление самостоятельного крестьянского хозяйства.

Отмена крепостного права повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. В 1864 г. «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» было введено местное самоуправление – земство, бессословное и выборное. Выборы в уездные земские собрания проводились на основе имущественного ценза. Представители всех сословий избирали уездные земские собрания, которые посылали депутатов в губернские земские собрания. Члены земских собраний именовались гласными. Дворянству на выборах предоставлялись значительные преимущества, председателями земских собраний избирались предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы – губернские и уездные земские управы. Земства получили право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих, в сферу их компетенции входили местные хозяйственные вопросы, школы, медицина, благотворительность. Земские служащие наладили статистику по хозяйству, распространяли агрономические новшества, устраивали сельскохозяйственные выставки, строили дороги, поднимали местную промышленность, торговлю, народное образование. В 1870 г. «Городовым положением» органы самоуправления, ведавшие хозяйственными вопросами, были созданы и в городах. Избиратели формировали городскую думу, которая создавала управу. Во главе думы и управы стоял городской голова. Право горожан участвовать в самоуправлении ограничивалось высоким имущественным цензом.


В 1864 г. была проведена самая последовательная из реформ – судебная. Более простые дела передавались выборным мировым судьям. Для сложных дел создавались окружные суды и судебные палаты. Решение о виновности подсудимого в окружном суде выносили присяжные заседатели, т. е. представители общества. Судебный процесс стал гласным, публичным, состязательным (обвинение поддерживал прокурор, защиту представлял адвокат – присяжный поверенный). Вводилась несменяемость судей и судебных следователей, их независимость от администрации.

В 1863 г. был утвержден университетский устав, возвращавший университетам автономию. Вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, давалось право самостоятельно решать научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Согласно новому положению о народных училищах (1864), право открывать начальные школы получили, наряду с государством и церковью, земства, городские думы и частные лица. В том же году был принят устав гимназий, провозглашавший всесословность среднего образования.

В 1865 г. для столичных изданий предварительная цензура была заменена карательной – наказания могли налагаться за уже вышедшие в свет статьи. Была проведена реформа военных судов и военных учебных заведений, упорядочена система управления армией (введение военных округов). С 1874 г. рекрутчина заменялась всесословной воинской повинностью (все мужское население империи должно было отбывать воинскую повинность с 20 лет, без различия сословий), причем значительные льготы давались с учетом образования.

Застой в политике, потеря правительством инициативы привели к нарастанию общественного кризиса, который на рубеже 1870-1880-х годов привел к вооруженной борьбе революционеров-народовольцев против правительства. Для подавления революционного террора к власти был призван генерал М.Т. Лорис-Меликов, получивший диктаторские полномочия в качестве начальника Верховной распорядительной комиссии. Лорис-Меликов ужесточил репрессии против революционеров, одновременно пойдя на уступки умеренным, либеральным кругам. В 1881 г. он выдвинул проект привлечения депутатов от земств и городов к обсуждению (с совещательным голосом) отдельных государственных вопросов. Утром 1 марта 1881 г. Александр II принципиально одобрил проект, однако, спустя несколько часов, народовольцы смертельно ранили царя. Приход к власти нового императора Александра III похоронил надежды на продолжение реформ.

Таким образом, отмена крепостного права стимулировала проведение Великих реформ (земская, городская, судебная, военная, университетская и др.). Реформы имели огромное историческое значение, в то же время они сохранили немало пережитков. Застой в правительственной политике привел к кризису, который завершился гибелью Александра II в 1881 г.


Идеалом вступившего на трон Александра III стало неограниченное самодержавие, строгая опека над обществом, укрепление сословных рамок, русификация окраин империи, самобытное развитие (без европейских заимствований). Советами и наставлениями Александру III помогали бывший преподаватель царя, ученый-юрист, обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, известный журналист М.Н. Катков. Александр III под влиянием Победоносцева издал 29 апреля 1881 г. Манифест «О незыблемости самодержавия». Либеральным министрам пришлось подать в отставку. Это знаменовало переход правительства к последовательной реакции. 1880-е годы стали временем ужесточения полицейского надзора за обществом.

 

Таблица 2 Контрреформа Александра III в законодательных актах, 1881-1892 гг.

Год Законодательство
  «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия», согласно которому любая местность могла быть объявлена на положении «усиленной» или «чрезвычайной охраны», глава губернии получал при этом право закрывать учебные заведения, органы печати и самоуправления, арестовать, выслать на пять лет, предать военному суду любого жителя
  По «Временным правилам о печати» совещание четырех министров (внутренних дел, народного просвещения, юстиции и обер-прокурора Синода) получило право закрывать любое издание, запрещать неугодным лицам заниматься журналистикой
  Начали активно действовать охранные отделения (охранка) – специальные жандармские органы, занимавшиеся негласной (агентурной) деятельностью
  Университетский устав вновь ликвидировал автономию высшей школы (отмена выборности профессоров, деканов и ректора, сокращение прав университетского совета). Для народа усиленно создавались цер-ковно-приходские школы, которым Победоносцев стремился придать строго охранительный характер
  Министр народного просвещения издал «циркуляр о кухаркиных детях», предписав (вопреки гимназическому уставу) не принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей»
  Принят закон, согласно которому органы крестьянского самоуправления (сельские и волостные сходы, старосты, старшины, судьи) были подчинены земским начальникам – чиновникам из поместного дворянства. Земский начальник был администратором и судьей в одном лице. Он мог смещать старост и отменять решения сходов, арестовывать и штрафовать крестьян, наказывать их розгами. Новый закон частично возрождал принцип вотчинной власти помещика над крепостными
 
  Новое положение о земстве ужесточило надзор администрации за органами самоуправления, значительно увеличило долю гласных-дворян и сократило представительство крестьян
  Городовое положение повысило имущественный ценз, сократив круг избирателей

 

Контрреформы были призваны остановить нарастание негативных явлений (революционное движение, расслоение крестьянства, выступления против целостности Российской империи), однако на деле имели отрицательные последствия. До предела обострились отношения между правительством и обществом. Придерживаясь реакционного курса в политике, правительство Александра III должно было в то же время поощрять развитие капитализма в социально-экономической сфере. Нарастали противоречия, грозившие стране потрясениями. Г. В. Плеханов писал: «Целых тринадцать лет Александр III сеял ветер. Его наследнику предстоит сделать все, чтобы буря не разразилась».







Date: 2016-11-17; view: 300; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию