Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные методы психологии





 

Наблюдение — научный метод исследования, не ограничивающийся простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления.

Основное достоинство этого метода состоит в том, что наблюдение проводят в естественной ситуации, не изменяя обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за одним человеком, так и за группой, лиц. Использование этого метода предполагает наличие программы наблюдения, в которой перечислены все ожидаемые действия и реакции наблюдаемых. Исследователь фиксирует частоту появления этих действий и реакций. Недостатком метода наблюдения является его значительная трудоемкость.

Главным методом психологического исследования является эксперимент.

Эксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется тот или иной психологический факт. Лабораторный эксперимент протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях (в игре, в процессе учения и труда). Этот метод применяется, например, при изучении познавательных возможностей на разных этапах возрастного развития.

Основное достоинство эксперимента состоит в том, что исследователь может специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психических явлений от изменяемых внешних условий. Необходим строгий учет условий проведения эксперимента. Участие в эксперименте большого количества испытуемых позволяет установить общие закономерности развития психических процессов.

В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание психических явлений эксперимент может быть констатирующим (выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества) и обучающим, или формирующим (осуществляется целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств). Эксперимент может быть применен не ко всякой исследовательской задаче, и в этом заключается его существенный недостаток.

К методам психологии можно отнести и методы опроса, среди которых:

метод беседы (применяется как для первичной ориентировки в проблеме, так и для уточнения выводов, полученных другими методами);

• анкетирование, интервьюирование (предполагают специальное построение опроса по типу социологических анкет с целью получения типичных ответов по большому количеству вопросов);

метод экспертных оценок (широко применяется в психологии личности и предполагает фиксацию экспертами выраженности более или менее дробных, частных элементов поведения, понятных и однозначных);

метод тестов (стандартизованное психологическое испытание, в результате которого предпринимается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом).

Поговорим подробнее о последнем методе. Достоинство тестирования состоит в возможности проведения работы с большим количеством испытуемых. Недостаток тестирования заключается в том, что не всегда удается выявить, как и за счет чего достигнут полученный результат.

По качеству тесты делят на стандартизованные и нестандартизованные, а по назначению — на общедиагностические, профессиональной пригодности, специальных способностей и тесты достижений. По материалу оперирования — на бланковые, предметные и аппаратурные.

В соответствии с количеством одновременно обследуемых людей тесты делят на индивидуальные и групповые. По комплексности тесты делятся на изолированные тесты и тестовые наборы. По характеру ответов тесты подразделяют на тесты с предписанными ответами и тесты со свободными ответами. По области охвата психической активности разделяют на тесты личности и интеллектуальные тесты. Тесты личности, в свою очередь, делятся на тесты свободных ассоциаций, тесты самоотчета (или вопросники), ситуативные и проективные тесты.

 







Date: 2016-11-17; view: 298; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию