Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Системный подход к изучению психических явлений на современном этапе развития науки.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Вопрос № 4 Системный подход представляет собой особое направление в методологии научного познания, в основе которого лежит представление об объекте как системе. В качестве системных объектов рассматриваются объекты природы (неорганической или органической), человек, общество, материальные и идеальные явления. Системный подход характеризуется следующими особенностями: • Описание элементов целостной системы не имеет самостоятельного значения; каждый элемент описывается не как таковой, а с учетом его места в структуре целого. • Один и тот же объект выступает в системном исследовании как обладающий одновременно разными характеристиками, параметрами, функциями и даже разными принципами строения. • Исследование системного объекта неотделимо от изучения условий его существования. • Специфической для системного подхода является проблема порождения свойств целого из свойств элементов и, наоборот, порождения свойств элементов из характеристик целого. • В системном исследовании недостаточны лишь причинные объяснения функционирования объекта; для большого класса систем характерна целесообразность как неотъемлемая черта их поведения. • Источник преобразований системы или ее функций лежит обычно в самой системе; она является самоорганизующейся системой. Как показал Рубинштейн, человеческому бытию присущи многоплановость, многоуровневость и многослойность. Чтобы раскрыть все многообразие качеств человека и определить место, которое занимают среди них психологические качества, нужно рассмотреть совокупность систем, образующих бытие человека и являющихся основаниями его качеств. Согласно системному подходу любое явление возникает и существует в рамках некоторой (достаточно большой) системы явлений. Разработка и использование принципа системности является крупным вкладом Б.Ф. Ломова в развитие методологии и теории психологической науки. Он предложил оригинальную версию системного подхода к исследованию психики и поведения. В ее основе лежат представления о полисистемности бытия человека и интегралъности его качеств и свойств. Моносистемный взгляд на природу психического, с его вниманием к компонентам и структуре, Б.Ф. Ломов дополнил поиском объективных оснований интегральных качеств и свойств. Более того, распространив данный подход на изучение познавательных процессов, он сформулировал основы системной концепции психического отражения. Он сформулировал общие требования (принципы) к системному анализу психических явлений: 1. Психические явления многомерны и должны рассматриваться в разных системах измерения. Системный подход в исследовании того или иного явления требует его рассмотрения в нескольких планах (или аспектах):1) как некоторой качественной единицы, как системы, имеющей свои специфические закономерности; 2) как части своей видородовой макроструктуры, закономерностям которой оно подчиняется (здесь системой является макроструктура, в которую включено изучаемое явление); 3) в плане микросистем, закономерностям которых оно тоже подчиняется; 4) в плане его внешних взаимодействий, т. е. вместе с условиями его существования 2. Система психических явлений должна исследоваться как многоуровневая, строиться иерархически. Система психических явлений включает ряд подсистем, обладающих различными функциональными качествами. Можно выделить три основные неразрывно взаимосвязанные подсистемы: когнитивную, в которой реализуется функция познания; регулятивную, обеспечивающую регуляцию деятельности и поведения; коммуникативную, формирующуюся и реализующуюся в процессе общения человека с другими людьми. В свою очередь, каждая из этих подсистем может быть расчленена далее. Нужно отметить, что связи между разными уровнями (и разными подсистемами) психики неоднозначны и характеризуются высокой динамичностью. Это создает один из наиболее трудных моментов их системного анализа. С этими трудностями сталкиваются, когда пытаются, например, «наложить» психические процессы на «нейрофизиологическую канву» или описать психические состояния человека при помощи корреляций между психологическими и физиологическими показателями. Важнейшим условием выявления взаимоотношений между разными подсистемами и уровнями в каждом конкретном случае является определение «системообразующего фактора» (Анохин [47], Кузьмин [244]), который позволяет объединить в целостную функционально-динамическую систему различные механизмы. Принцип системного подхода, требующий выделения уровней в сложных системах, имеет для психологии весьма большое значение. К сожалению, пока еще в психологии не разработаны достаточно четкие критерии выделения уровней психики. В одних случаях в качестве таких критериев берутся формы психического отражения, в других — способы организации регулятивных или коммуникативных функций, в третьих — тип взаимодействия человека с внешним миром и т. д. 3. При описании психических свойств человека необходимо иметь в виду множественность тех отношений, в которых он существует, т. е. представлять разнопорядковость его свойств. К сожалению, вопрос об их порядках еще не разработан. Нередко при описании свойств человека в один ряд попадают характеристики чувствительности анализаторов, свойств нервной системы и темперамента, черт характера, способностей и т. д. Конечно, во всем этом имеются некоторые общие признаки. Но, и это важно подчеркнуть, основания этих признаков различны. Поэтому возникает необходимость разработки системной многомерной классификации свойств человека, в том числе и психологических, что составляет специальную научную задачу. 4. Многомерность и многоуровневость психических явлений с необходимостью предполагают систему их детерминант. В психологии довольно широкое распространение получило линейное представление о детерминизме («линейный детерминизм»). Имеется в виду стремление представить причины и следствия в виде одномерной цепочки. Это представление, взятое из классической механики, наиболее отчетливо выступает в бихевиористских концепциях. Если оно и оказалось полезным, то лишь для объяснения ограниченного круга изучаемых психологией явлений. Но принцип «линейного детерминизма» уже не может удовлетворить современную психологическую науку. Накапливаемые в ней данные все более убедительно показывают, что в действительности дело обстоит намного сложнее, чем это кажется с позиций упомянутого принципа. Очевидно, что и детерминация реально выступает как многоплановая, многоуровневая, многомерная, включающая явления разных (многих) порядков, т. е. как системная. В исследовании детерминации психики системный подход требует прежде всего выделения той целостной материальной системы, в «пространстве» которой она осуществляется. Но способ существования человека является полисистемным. Это, конечно, создает очень большие трудности в определении упомянутого «пространства». В связи с этим в психологических исследованиях очень часто возникает невероятная путаница: или неправомерное расширение границ какой-либо одной системы или соскальзывание от одной из них к другой и т. д. Нередко пытаются все многообразие психических явлений объяснить некоторой одной-единственной, универсальной формой детерминации. 5. Психические явления должны изучаться в развитии; в ходе развития происходит изменение его детерминант, смена системных оснований. С принципом развития так или иначе связаны все перечисленные выше принципы. Многоплановость исследования психических явлений, их многомерность и многоуровневый характер, сочетание свойств различного порядка, сложное строение детерминации могут быть раскрыты только тогда, когда система рассматривается в развитии. Самое существование системы состоит в ее развитии. Ни целостность, ни дифференцированность системы не могут быть поняты вне анализа ее развития. Целостность (и особенности ее дифференцированности) и формируется и разрушается в ходе развития.
Применение в прикладных исследованиях принципов системного подхода на современном этапе развития научной психологической мысли связано, прежде всего, с реализацией идей теории функциональных систем. Результатом развития теории функциональных систем (ТФС), разработанной академиком П.К. Анохиным и его школой, стала системная психофизиология. Термин «система» обычно применялся для того, чтобы указать на собранность, организованность группы элементов и ограниченность ее от других групп и элементов. Множество определений системы, выделяющих ее из «несистем», сводились к пониманию системы как комплекса взаимодействующих элементов, объединенных определенной структурой, причем под структурой понимались законы связи и функционирования элементов. В своих исследованиях П.К. Анохин пришел к следующим заключениям: взаимодействие элементов само по себе, с одной стороны, не дает исследователю ничего нового; с другой стороны, взаимодействие не может рассматриваться как механизм ограничения огромного числа степеней свободы каждого из множества элементов живых систем; их взаимодействие создает не систему, а хаос; до тех пор, пока исследователь не определит системообразующий фактор, который, являясь неотъемлемым компонентом системы, ограничивал бы степени свободы ее элементов, создавая упорядоченность их взаимодействия, и был бы изоморфным для всех систем, позволяя использовать систему как единицу анализа в самых разных ситуациях - все разговоры о системах и преимуществах системного подхода перед несистемным останутся только разговорами. С точки зрения В.Б. Швыркова, важнейшим событием в развитии теории функциональных систем стало определение системообразующего фактора (результата системы), под которым понимался полезный приспособительный эффект в соотношении «организм-среда», достигаемый при реализации системы. В качестве детерминанты поведения в теории функциональных систем рассматривается не прошлое по отношению к поведению событие - стимул, а будущее - результат. При анализе внешнего поведения индивида результат можно описать как определенное соотношение организма и внешней среды, прекращающее действие, направленное на его достижение, и делающее возможной реализацию следующего поведенческого акта. На основании результатов уже самых ранних своих экспериментов П.К. Анохин пришел к выводу о том, что для понимания приспособительной активности индивида следует изучать не «функции» отдельных органов или структур мозга в их традиционном понимании, как непосредственных отправлений того или иного субстрата, а организацию целостных соотношений организма со средой. Суть подобных организаций состоит в том, что отдельные вовлеченные в них компоненты не взаимодействуют, а взаимосодействуют, т. е. координируют свою активность для получения конкретного результата. Рассмотрев функцию как достижение этого результата, П.К. Анохин дал следующее определение функциональной системы: системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов, направленного на получение полезного результата. Таким образом, теория функциональных систем, во-первых, включила в концептуальный аппарат системного подхода изоморфный системообразующий фактор и, во-вторых, кардинально изменила понимание детерминации поведения. В настоящее время именно системный подход позволяет объединить психологические и естественнонаучные стратегии исследования в рамках единой методологии, избавить психологию от эклектики при использовании материала нейронаук и описать структуру и динамику субъективного мира на основе объективных показателей (в том числе электро-, нейрофизиологических и т.п.) (И.В. Боев). Не менее важной причиной обращения к принципу системности являются исключительно высокие темпы дифференциации психологического знания и связанная с этим попытка методологического и теоретического синтеза разноплановых исследований на пути объединения знаний о природе таких систем, как индивидуальность. Анализируя проблему смены парадигм системного мышления, В.А. Барабанщиков указывает на тот факт, что в этом процессе выделяют два больших этапа. Первый (60 - 70-е гг. XX в.) - связывается с изучением равновесных систем и обратимых состояний. Типичными для него являются различные варианты системно-структурного и структурно-уровнего подходов. Второй этап (с 80-х гг.) характеризуется анализом неравновесных систем и необратимых состояний, идеей спонтанного возникновения порядка из хаоса, принципиальной непредсказуемости поведения систем в точках бифуркации. Синергетический взгляд на мир активно распространяется в психологии, социальных науках, философии, педагогике, хотя правомерность переноса закономерностей абиотических форм движения материи на биологические и, особенно, социальные, требует специальной аргументации, как указывает автор. На современном этапе развития системного подхода в психологии, наряду с изучением организации (структур, уровней) и функционирования целостных образований, на передний план выдвигается изучение их становления и развития. Доминирующим оказывается генетическое направление системного подхода. В качестве ключевых рассматриваются вопросы механизмов порождения целостностей, соотношение стадий и уровней развития, его видов, критериев, взаимоотношений актуального и потенциального в психическом развитии. Использование принципов системного подхода в психологии уже на первых этапах ее развития позволило поставить проблему исследования системообразующих факторов при анализе психики, рассматривать сложные психические явления как систему (комплекс компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретает характер взаимосодействия компонентов), на основе введения понятия информационных процессов по новому рассматривать психофизиологическую проблему, создать условия для изучения генезиса сложноорганизованных психических явлений. Источники: 1. http://helppsiholog.ru/o-sistemnom-podkhode-v-psikhologii Методологические и теоретические проблемы психологии. Ломов Б. Ф. 2. http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2900 Этапы становления системного подхода в отечественной психологии Белых Т.В. 3. http://www.e-reading.club/chapter.php/1034565/75/Slobodchikov_-_Psihologiya_razvitiya_cheloveka.html Системный подход в изучении психических явлений Автор неизвестен Вопрос № 8 Date: 2016-11-17; view: 1601; Нарушение авторских прав |