Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методологические и теоретические проблемы психологии, страницы 75-76.
Исследовательской стратегии разложения целого на составляющие в психологии часто противопоставляется другая стратегия: анализа психики путем выявления в ней исходной ≪единицы≫. Имеется в виду некоторая ≪клеточка≫ психического, содержащая хотя бы в зародыше все основные свойства целого. Мысль эта, конечно, очень привлекательна. Однако она пока еще нигде не нашла достаточно последовательной и непротиворечивой реализации. Что только не пытались рассматривать в качестве такой ≪единицы≫: и ассоциацию (Милль, Бэн, Спенсер [543]), и гештальт (Вертгаймер и др. [670]), и значение (Выготский [128]), и элементарный акт отражения (Рубинштейн [419]), и ощущение (Ананьев [36]), и действие (Рубинштейн [419], Леонтьев L271]) и др. (см. подробнее: [477]). Все эти единицы выбирались в зависимости от того, какую из базовых для психологии категорий исследователь брал в качестве главной или даже единственной. Каждая категория, по существу, может быть основанием для выделения соответствующей ≪единицы≫ бытия человека и его психики. Однако еще никому пока не удалось вывести из этой исходной ≪клеточки≫ всю сложную систему психического. Точно так же нет пока и доказательств того, что именно данная ≪единица≫ является исходной в реальном процессе развития психики. (Кажется, еще никто не пытался вывести теоретически все многообразие психических свойств личности из элементарного ощущения, возникающего у новорожденного, или первичного элементарного действия и т. п. Но если бы кто-то и пытался выполнить такую работу, то каждый ее шаг требовал бы использования дополнительных постулатов, новых допущений, использования в процессе анализа новых ≪единиц-≫ (по сравнению с исходной)). Основная трудность в выделении ≪единиц≫ психики обусловлена тем, что она не существует как замкнутая в себе система, оторванная от других систем материального мира. И все же каждая из называемых ≪единиц≫ содержит зерно истины, поскольку берет какой-то существенный момент бытия человека и его психического развития. Одни из них выступают как элементарные формы деятельности (действие), другие — общения (значение), третьи — психического отражения (ощущение) и т. д. Естественно, может возникнуть мысль о том, что в исследовании психики нужно выделить целый ряд разнородных единиц (элементарных сущностей). Но такой плюралистский подход не решил бы проблемы. Выделяя те или иные ≪элементы≫ психики, либо ее ≪единицы≫, важно каждый раз точно определить ту область явлений, в пределах которой они действительно могут быть использованы как средство анализа. Представляется, что наиболее надежной стратегией изучения психики является подход, позволяющий изучать ее как систему, единую и целостную, но вместе с тем и структурированную. При этом психическое должно рассматриваться в процессе его развития, т. е. предметом психологического исследования становится системогенез психики. Относительно системогенеза должны, с нашей точки зрения, оцениваться методы выделения и ≪элементов≫, и ≪единиц≫, и их связей. Иначе говоря, ценность любой стратегии анализа и синтеза психических явлений определяется тем, в какой мере она позволяет раскрывать законы развития психики в контексте реального бытия человека.
Лекция Щеголевой Т.М.
Требования к единицам анализа: динамичность, предметность, разные уровни отражения, раскрытие социальной детерминации развития личности, учет иерархических связей, объяснение развития и саморазвития, отражение внутреннего единства, отражение противоположностей внутри целого, отражение существенных сторон целого, операционализируемость. СМЫСЛ как единица анализа личности (предлагались еще поступок и акт отражения). Особенности смысловых образований: независимость от осознания, предметность, некодифицируемость, производность от деятельности и общения. Смысловая установка как единица анализа характера. В смысловой установке проявляется готовность субъекта действовать в соответствии со своим смысловым опытом. Характер понимается как фиксированная форма смыслового опыта личности – отсюда Стиль поведения – отсюда Достижение мотивов. Особенности смысловых установок: устойчивость, динамичность, содержание «эскиза будущего», проявление в позно-тонической активности. Самосознание личности (Столин В.В.) Мотивы и свойства личности есть Смысл Я. Пересечение деятельности есть пересечение смыслов Я, отсюда возникает конфликтный смысл Я. Отсюда поступок, в результате дальнейший смысл Я (процессы). Строение смысла Я (4 компонента): когнитивная составляющая, свойства и черты, эмоциональная составляющая, мотивы и цели. Вопрос №11 Date: 2016-11-17; view: 390; Нарушение авторских прав |