Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические и теоретические проблемы психологии, страницы 75-76.





Исследовательской стратегии разложения целого на составляющие в психологии часто противопоставляется другая стратегия: анализа психики путем выявления в ней исходной ≪единицы≫. Имеется в виду некоторая ≪клеточка≫ психического, содержащая хотя бы в зародыше все основные свойства целого. Мысль эта, конечно, очень привлекательна. Однако она пока еще нигде не нашла достаточно последовательной и непротиворечивой реализации.

Что только не пытались рассматривать в качестве такой ≪единицы≫: и ассоциацию (Милль, Бэн, Спенсер [543]), и гештальт (Вертгаймер и др. [670]), и значение (Выготский [128]), и элементарный акт отражения (Рубинштейн [419]), и ощущение (Ананьев [36]), и действие (Рубинштейн [419], Леонтьев L271]) и др. (см. подробнее: [477]). Все эти единицы выбирались в зависимости от того, какую из базовых для психологии категорий исследователь брал в качестве главной или даже единственной. Каждая категория, по существу, может быть основанием для выделения соответствующей ≪единицы≫ бытия человека и его психики.

Однако еще никому пока не удалось вывести из этой исходной ≪клеточки≫ всю сложную систему психического. Точно так же нет пока и доказательств того, что именно данная ≪единица≫ является исходной в реальном процессе развития психики. (Кажется, еще никто не пытался вывести теоретически все многообразие психических свойств личности из элементарного ощущения, возникающего у новорожденного, или первичного элементарного действия и т. п. Но если бы кто-то и пытался выполнить такую работу, то каждый ее шаг требовал бы использования дополнительных постулатов, новых допущений, использования в процессе анализа новых ≪единиц-≫ (по сравнению с исходной)).

Основная трудность в выделении ≪единиц≫ психики обусловлена тем, что она не существует как замкнутая в себе система, оторванная от других систем материального мира.

И все же каждая из называемых ≪единиц≫ содержит зерно истины, поскольку берет какой-то существенный момент бытия человека и его психического развития. Одни из них выступают как элементарные формы деятельности (действие), другие — общения (значение), третьи — психического отражения (ощущение) и т. д.

Естественно, может возникнуть мысль о том, что в исследовании психики нужно выделить целый ряд разнородных единиц (элементарных сущностей). Но такой плюралистский подход не решил бы проблемы. Выделяя те или иные ≪элементы≫ психики, либо ее ≪единицы≫, важно каждый раз точно определить ту область явлений, в пределах которой они действительно могут быть использованы как средство анализа.

Представляется, что наиболее надежной стратегией изучения психики является подход, позволяющий изучать ее как систему, единую и целостную, но вместе с тем и структурированную. При этом психическое должно рассматриваться в процессе его развития, т. е. предметом психологического исследования становится системогенез психики. Относительно системогенеза должны, с нашей точки зрения, оцениваться методы выделения и ≪элементов≫, и ≪единиц≫, и их связей.

Иначе говоря, ценность любой стратегии анализа и синтеза психических явлений определяется тем, в какой мере она позволяет раскрывать законы развития психики в контексте реального бытия человека.

 

Лекция Щеголевой Т.М.

 

Требования к единицам анализа: динамичность, предметность, разные уровни отражения, раскрытие социальной детерминации развития личности, учет иерархических связей, объяснение развития и саморазвития, отражение внутреннего единства, отражение противоположностей внутри целого, отражение существенных сторон целого, операционализируемость.

СМЫСЛ как единица анализа личности (предлагались еще поступок и акт отражения). Особенности смысловых образований: независимость от осознания, предметность, некодифицируемость, производность от деятельности и общения.

Смысловая установка как единица анализа характера. В смысловой установке проявляется готовность субъекта действовать в соответствии со своим смысловым опытом. Характер понимается как фиксированная форма смыслового опыта личности – отсюда Стиль поведения – отсюда Достижение мотивов.

Особенности смысловых установок: устойчивость, динамичность, содержание «эскиза будущего», проявление в позно-тонической активности.

Самосознание личности (Столин В.В.) Мотивы и свойства личности есть Смысл Я. Пересечение деятельности есть пересечение смыслов Я, отсюда возникает конфликтный смысл Я. Отсюда поступок, в результате дальнейший смысл Я (процессы).

Строение смысла Я (4 компонента): когнитивная составляющая, свойства и черты, эмоциональная составляющая, мотивы и цели.

Вопрос №11







Date: 2016-11-17; view: 390; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию