Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие психолога с педагогическим коллективом лагеря.





Конспект беседы для педагогов «Агрессия детей – как избежать этого».

Цель: познакомить педагогов с причинами, вызывающими агрессию детей.

Задачи: научить правильно реагировать на агрессивные поступки, снижать напряженность в отношениях с детьми.

Литература: На пути к пониманию ребенка /авт. – сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 116 с.

Ход беседы.

I. Вступительное слово.

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами проведем беседу «Агрессия детей – как избежать этого», которая направлена на научение правильно реагировать на агрессивные поступки, снижение напряженности в отношениях с детьми.

Проблема агрессии и насилия является одной из наиболее острых проблем современного общества. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Неудивительно, что мы все больше жалуемся на повышенную агрессивность, раздражительность детей. Если такие проблемы возникли, в первую очередь нужно обращаться к психологу с запросами о выборе средств педагогического воздействия на такого ребенка. Но, к сожалению большинство из нас этого не делает. Поэтому в ходе нашей беседы попробуем научиться выявлять первые признаки агрессивного поведения, чтобы выработать общие принципы своего поведения с агрессивными детьми.

II. Сообщение о теоретических аспектах проблемы агрессивности у детей.

Четкого определения детской агрессивности нет. Чаще всего под этим понятием подразумевается такое состояние ребенка, при котором он силой стремится получить то, что он хочет, или при помощи силы реагирует на угрозу благополучия. Можно предположить, что, прибегая к агрессивному поведению, дети борются за свое психологическое, а порой и физическое выживание и вырастая, своим асоциальным поведением мстят этому миру за то, что он их не принимал, не любил, не принимал.

По мнению специалистов обычно агрессивные действия выступают у детей в качестве:

- средства достижения какой – нибудь значимой цели(инструментальная агрессия);

- способа психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

- способа удовлетворения своей потребности в самореализации и самоутверждения.

Наиболее распространенными проявлениями агрессии в детском возрасте считают упрямство, драчливость, приступы гнева, ярости, негодования, желания обидеть, унизить, оскорбить, властность, недоумение понять интересы другого, завышенную самооценку, разрушительные действия.

Специалисты считают наличие у ребенка следующих психологических особенностей может привести к агрессии:

- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

- сниженный уровень саморегуляции;

- неразвитость игровой деятельности;

- сниженная самооценка;

- нарушения в отношениях со сверстниками.

Американский психолог М. Раттер, специалист по работе с трудными детьми, установил у детей тесную связь между расстройствами поведения и серьезными отставаниями в усвоении школьных знаний. Среди мальчиков с асоциальной направленностью около трети имеют специфическую задержку чтения, причины которой связаны с причинами проявления агрессии: это особенности темперамента, способствующие возникновению нарушений поведения, неблагоприятная обстановка в семье, сам факт неуспеха школьного обучения, вследствие чего возникают разочарование и обида, которые могут повлечь агрессию, асоциальное поведение.

Можно ли что- либо изменить в поведении ребенка, даже при наличии всех вышеперечисленных причин, вызывающих агрессию? Можно и нужно. Правильно выбранный стиль взаимоотношений педагога поможет скорректировать поведение ребенка.

Существуют разные методы коррекции. Так, например русский врач и педагог В.П. Кащенко предложил по отношению к детям, которые чаще всего проявляют вербальную агрессию, метод игнорирования.

А в зарубежных исследованиях (Бэрон Р.) была выдвинута гипотеза несовместимых реакций, согласно которой у детей можно вызвать чувства, несовместимые с гневом и агрессией. Это прежде всего:

- чувство эмпатии, сопереживание. Эмпатия, возникающая при виде боли и страданий жертвы, может быть эффективна для снижения уровня открытой агрессии у детей, находящихся в раздраженном состоянии, не очень уверенных в правильности своих действий;

- юмор и смех («Ты выглядишь сейчас круче Шварцнегера»).

Кроме того, уменьшить уровень открытой агрессии можно также, создав условия для эмоциональной разрядки.

Можно также воспользоваться методом «поглаживания» спровоцированного агрессора, который вызовет у него позитивные состояния и реакции, несовместимые с гневом и агрессией. В качестве таких «поглаживаний» психологи предлагают использовать извинения, признание вины, комплименты, скромные, ног неожиданные подарки, доброжелательный юмор, ненавязчивую похвалу.


В момент особенно интенсивного агрессивного состояния ребенка можно использовать следующие приемы:

- попросить ребенка улыбнуться, подышать глубже, нормализовать дыхание, расправить плечи, отжаться от пола;

-предложить ребенку переадресовать агрессию на неодушевленный предмет или действие(скомкать или разорвать в клочья бумагу, топать ногами и т.п.)

- переключить внимание на какое- либо задание(«Помоги мне снять с полки…»);

- можно также попросить ребенка вспомнить что – то приятное, предложить ему мысленно оказаться в приятном месте, сказать себе добрые слова, найти в случившемся положительные стороны.

Попробуем проиграть некоторые ситуации.

III. Психологический практикум.

Разберем несколько типичных ситуаций.

Первая ситуация.

Этой историей поделилась учитель одной из школ. Вот что она рассказывает.

«С самого начала моей педагогической практики я обратила внимание на Колю. Он мог целый урок сидеть под партой, смеша своих товарищей, пытался выкрикивать что – то во время объяснения нового материала. Николай был слабым учеником, в четверти у него бывали двойки по математике. Жил Коля очень далеко от школы, никого по близости из его товарищей по классу нет. Мать и отец работают, но отец часто выпивает. Матери приходится нелегко: и на работе и дома все делать, воспитывать двоих детей – Колю и младшего Сережу. Коля помогает матери во всем. Он любит ее и не любит отца за то, что тот пьет и часто обижает мать. В школе мальчик слышал только одно- плохой, неисправимый и все больше опускался: начал грубить, срывал уроки, он как бы мстил тем, кто враждебно относился к нему».

Вопросы для обсуждения:

-Почему в данном случае сложилась негативная модель поведения ребенка?

-Что надо предпринять родителям, учителю, чтобы исправить ошибки в воспитании Коли?

Обсуждение ситуации, выработка приемов снятия агрессивного состояния ребенка.

Вторая ситуация.

В одной из школ началось настоящее бедствие: каждый день во многих концах школы разбивались стекла. Создавалось впечатление, что кто – то умышленно тем и занимается, что их разбивает. Однажды учитель заметила, что Виталик с азартом бросает камешки в оконные стекла и наслаждается удачными попаданиями и звоном разбитых стекол. Она быстро подошла к нему, взяла за руку и торжествующе сказала: «Вот и я застала тебя на месте преступления. Что ты можешь сказать в свое оправдание? Давай составим акт, где запишем все разбитые стекла. Почему ты бьешь стекла?»

«Я не хуже всех,- с болью и горечью воскликнул Виталик. – Почему вы считаете, что я хуже всех?»

Вопросы для обсуждения:

- Как вы думаете, чем вызвано агрессивное поведение ребенка в данном случае?

- Как бы вы отреагировали на этот поступок ребенка?

- Как вы думаете, что сделала учительница для того, чтобы данная ситуация разрешилась благополучно?

Третья ситуация.

Во втором и третьем классе Саша учился неплохо. Но он был неуравновешенным, несдержанным. Классному руководителю приходилось держать его под контролем, вовлекать его в интересную деятельность. Но вот в четвертом классе сменился классный руководитель, который не обращал на Сашу внимания. Мать Саши, женщина одинокая, и раньше мало внимания уделяла своему сыну, часто оскорбляла его. А когда Саша учился в четвертом классе, она вышла замуж. Мальчику это было не по душе, он стал хуже учиться, начал грубить, однажды даже убежал из дома. Встал вопрос о его оформлении в школу – интернат.


- Что же надо сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

IV. Групповая дискуссия.

- Расскажите о своих проблемных ситуациях таких, в которых вы не знаете как поступить, и мы все вместе обсудим их и попытаемся найти верное решение.

V. Заключительное слово.

Обобщая все, что вы услышали сегодня, можно сказать, что общаться с агрессивным ребенком можно и без доведения до критической ситуации. Необходимо только постоянно помнить и применять правила экстренного вмешательства, обеспечивающие конструктивное воздействие на агрессивные реакции детей. Еще раз повторим их:

1. Спокойное отношение, игнорирование незначительной агрессии (так называемый изящный уход). Озадачьте «агрессора», неожиданно соглашаясь с ним или меняя тему. Отвечайте так, как если бы слова ребенка были безобидными, незначительными или очевидными..

2. Акцентирование внимания на поступках(поведении), а не на личности ребенка. («Ты воспитанный человек, но сейчас ведешь себя агрессивно».)

3. Контроль своих собственных негативных эмоций.

4. Снижение напряжения ситуации. Нельзя реагировать словами и действиями устрашающего характера, гневной интонацией («Будет так, как я скажу, понятно?», «Опять ты» и т. п.)

5. Обсуждение проступка после успокоения сторон. Важно при этом сохранять спокойную, объективную позицию, акцентировать внимание на негативных последствиях для окружающих и самого ребенка.

6. Сохранение положительной репутации ребенка. Для ребенка самое страшное – публичное обсуждение и негативная оценка. Сохранить положительную репутацию можно, публично сведя к минимуму вину ребенка («Ты не хотел его обидеть»), предложив компромисс и не требуя полного поучения.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Альтернативное агрессивному поведение взрослого можно построить, используя следующие приемы: выдержать паузу, молча заинтересованно выслушать ребенка, прояснить ситуацию наводящими вопросами, признать его интересы и сообщить ему свои.

Рекомендую следовать всем этим правилам. Успехов вам! Всем спасибо! До новых встреч!

 

 

Планы индивидуальных бесед с педагогами.

 

1. Как обеспечить безопасность детей.

2. Трудные дети: откуда они берутся?

3. Поощрение и наказание детей.

4. Не запрет, а предупреждение вредных привычек.

5. Игра – средство развития детей.

6. Беседа по проблемам ребенка.


 







Date: 2016-07-05; view: 283; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию