Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика организации группы для проведения исследования





Содержание работы было разделено на три этапа (См.Таблицу 2). Первый этап представлял наработку материала по проблеме исследования в Москве – до выхода в экспедицию. Второй этап исследования приходился на период, в который осуществлялся маршрут. Третий этап заключался в обработке собранного материала и его систематизации. Эти этапы расписаны во Вкладыше к Заявочной книжке.

Таблица 2

 

4. Программа (последовательность выполнения) исследований.
Дата Содержание
1 этап (Москва –д.Вершинино)     Осуществление поиска материала по проблематике исследования в научной литературе, публицистике и интернете;
Определение фрагментов исследования по общегрупповой теме
Составить анкету для туристских групп по осведомлённости с проблематикой исследования;
Разработать вопросник для интервьюирования местных жителей, старожил, туристских групп и научной интеллигенции;
2 этап (на маршруте) Производить опрос туристских групп по осведомлённости с проблематикой исследования на маршруте;
Описание объектов культуры, имеющих отношение к проблематике исследования
Выявление основной информации у старожил и местных жителей в д.Вершинино, д.Усть-Поча, д.Бухалово, д.Масельга и д.Морщихинская.
3 этап (д.Морщихинская - поезд) Произвести анализ собранных материалов и систематизация этих материалов;
Составить план подготовки отчёта и способов популяризации в школе, округе и городе;
Подготовить видеофрагмент фильма по материалам экспедиции.

 

По составу группы лишь два человека обладало опытом экспедиционной работы. У Бахарева Андрея и Платонова Алексей за плечами несколько этнографических экспедиций. У семи участников первая этнографическая экспедиция – Соловки 2015г., а у историка группы Коренева Михаила эта экспедиция стала первой. Учитывая сложность пешего маршрута, а это: достаточная протяженность, линейность маршрута и труднопроходимая местность, подготовку снаряжения и отработку навыков исследования мы начали заранее. Сложившаяся ситуация диктовала продуманную технологию обучения работы с респондентами, использование специальной литературы в библиотеках, активного участия в запланированных мастер-классах и ежедневного контроля самостоятельной работы по теме исследования.

За месяц до выезда в экспедицию всем участникам был предложен выбор тем и даны разъяснения по возможным шагам в накоплении материалов и представлению группе. Историк группы Коренев Михаил установил контрольные точки для приёма накопленных материалов до экспедиции и на маршруте, а также необходимых консультаций руководителями. Был установлен рейтинг ребят в подготовке своих тем до выхода в экспедицию, по этой системе мы работаем в каждой экспедиции. В период проведения экспедиции на собраниях группы представлялись лучшие наработки и те ребята, которые работали систематически и могли продемонстрировать свой материал наглядно, т.е. в виде рисунков, таблиц, записей интервью респондентов, выписок из специальной литературы по проблематике народной художественной культуры.

 


2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОВЕДЁННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Сочетание пройденного маршрута с исследовательской практикой.

Планируя маршрут, мы всегда исходим из стратегической идеи этнографической экспедиции, продиктованной целью и задачами. Затем, эта идея обрастает привязками к маршруту. Тема исследования связана с изучением народной художественной культуры и традиций. Исходя из задания, полученного от научно-методического отдела КНП по теме: «Традиционные игры и игрушки», маршрут спланирован таким образом, что бы посетить как можно больше деревень на территории парка. График экспедиции был очень напряженный. На маршруте мы посетили 18 деревень, из них только 2 деревни нежилые. В-третьих, так уже сложилось в практике организуемых нами этнографических экспедиций, что останавливаясь вблизи населённых пунктов (деревень, сёл) мы обязательно общаемся со старожилами, специалистами в области образования и культуры, интересуемся современным состоянием народной художественной культуры в районе (наличие мастеров и умельцев, носителей устного и музыкального фольклора). В итоге созданных условий, появлялись стабильные возможности для поиска материала, его фиксации, иллюстрирования, осуществления фото и видеосъёмки.

2. Поддержка интереса и обеспечение участия школьников в работе.

Экспедиции лета планируются заранее. Уже в сентябре, за год до планируемой экспедиции, мы говорим о планируемом регионе путешествия. В течение года проводим три родительских собрания (сентябрь, декабрь, март) совместно с детьми. На собраниях постепенно подводим к осознанному решению участия в экспедиции, посредством раскрытия итогов предыдущего лета и успехов воспитанников, недочётов в прошлых экспедициях. Подготовки новой экспедиции и стоящих задач в течение учебного года (общефизическая подготовка, участие в соревнованиях и краеведческих слётах округа, участие в ежегодной Научно-познавательной Ассамблее Детской Академии, получение дополнительного образования по основам туризма, спортивного ориентирования, краеведения, освоение технологий художественных ремёсел).


К началу экспедиции руководителями разрабатываются критерии, по которым происходит внутренняя оценка деятельности участников на подготовительном этапе, в период осуществления самой экспедиции и в постэкспедиционный этап. Причём, к критериям оценки работоспособности участника относится физическая подготовка и возможность дальнейшего участия в подобных проектах, работа по должности, разработанность своей темы, а также коммуникабельность в общении с группой и с внешними респондентами.

Каждому участнику экспедиции выдаётся экспедиционная книжка (см.Приложение). Это своеобразный полевой дневник, куда вписываются материалы поиска, делаются наброски, создаётся этимологический словарь. В этой же книжке даются рекомендации руководителя группы и члена Детской Академии русской культуры.

Всегда в группе есть примеры ребят по успешной работе в подготовительный этап, в период проведения экспедиции и в постэкспедиционный период. На традиционных Общих собраниях группы представляются лучшие наработки и наибольший взнос участников экспедиции в общий Отчёт по теме исследования. С результатами наработок знакомятся родители участников экспедиции.

Все вышеизложенные педагогические приёмы и формы работы наилучшим образом влияют на работоспособность участников группы и качество собираемых материалов.

3. Сложности при организации исследовательских этапов.

Самая большая сложность, что дети в возрасте 10-12 лет не умеют вести диалог и одновременно записывать информацию. По этой причине была введена практика исследовательской работы в двойках – по два человека. Пока один интервьюирует респондента, другой записывает.

Вторая сложность возникает из-за отсутствия желания весь материал переработать и систематизировать в день его получения. Особенно это связано с теми, кто работает с диктофоном.

Третья сложность характерна для всех возрастов по работе с источниками. Приходя в местную региональную библиотеку, где уже заранее подобрана литература по краеведению, монографии, статьи в журналах, не все участники могут оперативно выбрать главное и оформить надлежащим образом. Однако, в этом случае мы рекомендуем материал копировать, чтобы в дальнейшем его обдумать и логично включить в свой отчёт по теме исследования.

Избегать сложностей исследования возможно, если систематически работает историк и на каждом вечернем собрании подводит итог выполненной работы. В нашем случае, историк не имел опыт участия в экспедициях и находился в той же возрастной группе, что и остальные участники экспедиции. При этом несколько участников были старше по возрасту. Этот фактор затруднял постоянно проявлять требовательность и принципиальность ко всем участникам экспедиции.


4. Рекомендации по использованию опыта экспедиции в исследовательской и педагогической практике.

Район экспедиции очень удобен для совершения пеших походов первой категории сложности: удобные подъезды, достаточное количество разнообразных локальных и протяженных препятствий (болота, овраги, лесные завалы, высокотравье и т.д.). Достаточное количество населенных пунктов (организация заброски продуктов и городского снаряжения, вероятной помощи в аварийных ситуациях всегда будет обеспечена), доброжелательность к туристам местного населения и особое гостеприимство.

Основная идея этнографической экспедиции, которой мы руководствовались при выборе маршрута, заключалась в представлении новому поколению путешественников «северной» русской культуры, сохранившихся традиций и обрядов. В пешей экспедиции первой категории сложности нам удалось изучить современное состояние народной художественной культуры в Каргопольском и Плесецком секторе парка. Мы составили и прошли линейный автономный маршрут с севера на юг пройдя весь Кенозерский национальный парк и посетив большенство населённых пунктов.

Пройдя маршрут экспедиции, участники смогли убедиться в искреннем гостеприимстве старожил, единении жителей с природой и участливое отношение к сохранению окружающей природы, почитание старинных обрядов, нескрываемое трудолюбие. Большие и крепкие семьи, добротность домов, ухоженные огороды и сады, наличие домашней птицы и скотины – свидетельства трудолюбивого народа.

Все участники экспедиции выдержали физическую нагрузку спортивной части экспедиции, получили навык исследования по выбранной теме, работе со специализированными источниками (См.Список литературы). Особенно большое впечатление произвели на нас встречи с местными жителями, мастер-классы в Домах ремёсел и Визит-центрах парка.

Во всех районах нам удалось поработать на мастер-классах по изучению разнообразных техник художественного ремесла, каждый участник попробовал себя в роли штурмана. На практике показали свои навыки в ориентировании на местности в походных условиях и хождению по азимуту, поработал с топографической картой и составлению технического описания маршрута.

Как для группы, так и для руководителей была возможность убедиться в искренней открытости «русского севера». Большинство участников нашей группы впервые выехали в такую дальнюю экспедицию на восток. Природа края, климат и красота завораживала.

Для успешного планирования объектов исследования на маршруте экспедиции имеет смысл заручиться поддержкой ведущих специалистов Кенозёрского национального парка, которые наилучшим образом осведомлены об образцах и лучших примерах в области народной художественной культуры.


Подводя итоги экспедиции, её участники отметили, что все этапы экспедиции удались, несмотря на то, что пройти ранее запланированный маршрут в полной объёме не удалось. Нитка маршрута сочетала в себе участки с лесными завалами, участки с усложненным ориентированием и участки достаточно простые, где в полной мере можно любоваться красотами природы. Разработанная нитка маршрута позволила применить разнообразные туристские навыки: различные способы ориентирования, преодоление лесных завалов, подъемов и спусков, навыки обеспечения жизнедеятельности в любую ненастную погоду. Маршрут позволяет увидеть все природные особенности северной природы Архангельской области.

Таким образом, выбранная нитка маршрута успешно сочетает спортивные и познавательные интересы, имеет высокий воспитывающий потенциал.

Эмоциональный результат путешествия был обозначен в горячих отзывах её участников (см.Приложение, Из воспоминаний участников экспедиции).

Длительная подготовка к экспедиции, включая первый этап соревнований Первенства по экспедиционному туризму, затем сложные условия спортивной части экспедиции, эмоциональный накал при встречах с гостеприимными местными жителями - улучшают понимание своей личной ответственности и заинтересованности в общем результате.

В путешествии участники столкнулись с не привычным образом жизни. Отсутствие «домашних» условий существования преследовали от посадки в поезд и на протяжении всего маршрута. Все эти факторы требовали проявления дисциплины, выдержки, мобилизованности, дружеского расположения.

Руководители экспедиции отмечают, что уровень сознания свой личной ответственности всех участников значительно вырос и подтверждается тем фактом, что все участники соблюдали правила безопасности и проявляли нужную в трудные минуты инициативу и творчество, понимание возникающих ситуаций (дождь и задержка с приготовлением пищи, отсутствие источника воды и т.д.) и взаимопомощь.

Путешествия по Архангельской области возможны для всех возрастов. С ребятами младшего школьного возраста можно совершать стационарные экспедиции и степенные маршруты. Наиболее привлекательны здесь пешие походы первой и второй категории сложности, для которых нужен опыт степенных походов и первой категории сложности. Возраст участников, начиная с 12 лет можно считать оптимальным.

Мы рекомендуем пройти предлагаемый маршрут и самим убедиться в уникальности природы, сохранении экологии, соблюдении исконных традиций и обрядов, самим ощутить гармонию человека и природы в этом регионе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://www.kenozero.ru/o-parke/obshchaya-informatsiya.html сайт Кенозёрского национального парка

2. Критский Ю.М. Кенозерье: история и культура (очерки, материалы, исследования) / подг. текстов В.Н. Матонина. Архангельск, 2005.

3. http://www.cultnord.ru статья Буторина Т.С, профессор Архангельского государственного технического университета.

4. Каргополь мастерами славный; авт.-сост. Н. Филева. - Архангельск, 2006.

5. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла:культура, традиции, технология / Галина и Мария Дайн. - Москва: Культура и традиции, 2007.

6. Резанов Л.В. Организация детской этнографической экспедиции//Народное образование, №3, 2008. – С.94-104

7. Резанов Л.В. Организация полевых исследований с обучающимися в Детской Академии русской культуры по изучению опыта народных умельцев /Сб.МГУКИ Вопросы инновационного конвергентного проектирования культурной среды, МГУКИ, 2011, с.47-59 13 с.

8. Топонимия Русского Севера:этнолингвистические исследования. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1998. — 335 с.

9. Новиков А. В. Топонимы Архангельского Севера:статьи, очерки, критические заметки. — Архангельск: Поморский университет, 2009.

10. http://mducekt.mskobr.ru 71-е Первенство по туризму обучающихся государственных образовательных организаций, подведомственных департаменту образования города Москвы, Сборник Материалов; стр. 64-81

11. «Верность старине и вера в чудесное…»: путеводитель по Кенозёрскому национальному парку; авт.-сост.: Е.Шатковская. – Северодвинск, 2009.

12. «Кенозерье»: Эколого-просветительская газета; - Архангельск, 2011, 2015.

13. Небеса ручной работы: каталог-альбом/ сост. доктор искусствоведения Т.М. Кольцова, М.Н. Мелютина. М.:Легейн, 2010.

14. Пучужская роспись: (Азбука народ. творчества) / Н.С. Козлова; Арханг. обл. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. - Архангельск: Арханг. обл. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования, 1993. - 8 с.: 12 л.

15. Л.Ф. Тимофеева: Крестьянская роспись мастеров Борка: народная роспись Русского Севера. Борецкая роспись. - Архангельск: Правда Севера, 2004. - 88 с.

16. Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. — М., 1974.

17. Миловский А. С. Скачи, добрый единорог. — М., 1983.

18. Рехачев М. В., Холмогорская резьба по кости, Архангельск, 1949

19. Шевелёв В. Д. Каргопольская игрушка / В. Шевелёв // Правда Северо-Запада. - 2007. - 12 декабря. -:

20. Каргополь мастерами славный / Администрация МО "Каргоп. муницип. р-он"; авт.-сост. Н. Филева. - Архангельск: [б. и.], 2006 (Арханг. печ. двор). - 63, [2] с.: ил.


ФОТО ПРИЛОЖЕНИЕ

Экспедиционное исследование в д. Горы, д. Вершинино, д. Карпова 15-16.07

Фото 2. Никольская часовня фото 3. Каменная церковь д.Погост

 

Фото 4. Краеведческий музей. Фото 5. Фонды музея. «Расписные небеса»

 

 

Фото 6. Встреча с мастером. Фото 7. Наша команда.


18 июня. Экспедиционное исследование.

Фото 14. д.Усть-Поча фото 15. Часовня Николая Чудотворца

 

Фото 16. Дом местного жителя фото 17. Мастеркласс по берестоплетению.


фото 24. д.Минино. Часовня Иконы Казанской Божьей Матери.

 

 

фото 27. Часовня в лесу, по пути в д.Бухалово.

 

Фото 28. Часовня в д.Бухалово

 

 

 


фото 36. Часовня Афанасия архиепископа Александрийского. д.Тарасово.

Фото 37. д.Косицына. Идём в д.Тырышкино.

Фото 38. д.Тырышкино. Общаемся с местными жителями.

 

 

Фото 38. Часовня апостола Андрея Первозванного в д.Ведягина.


Фото 39. Деревянная церковь не далеко от д.Ведягино.

фото 45. Порженский погост.


23 июня. 6й ходовой день. Днёвка.

Фото 53, 54. Музей под открытым небом - «Кенозёрские бирюльки».

 

фото 55, 56. Прогулка по тропе «Система пяти озёр»

Фото 57. Масельга

 

Фото 58. Церковь на Хижгоре.

Фото 49. д.Думино. Перед обедом участники опросили работников парка по проблематике исследования.

Фото 62. Визит-цент Каргопольского сектора парка д.Морщихинская.







Date: 2016-11-17; view: 429; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию