Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование природных материалов





Берестоплетение.

Мастер Юлий Викторович Тишинин, проживающий в деревне Усть-Поча, при изготовлении поделок из бересты использует кору берёз собранную только в мае.

За корой мастер ходит на лодке на другую сторону озера, так как рядом с Усть-Почей не растёт берёз.

Кора снимается следующим образом: на дереве делается продольный разрез. Если кора достаточно созрела, она выгибается в обратную сторону и соскакивает с дерева.

Затем по собранной коре проводится влажной тёплой тряпкой, и бересту оставляют сушиться на плоской поверхности, прижав края. Хранить кору надо в тёплом и сухом месте.

Берестоплетение

Издавна работа с берестой занимала ведущее место в народных ремеслах народов севера России. Сохранились предметы, относящиеся к X-XVII векам. На бересте писали, из нее делали легкую и удобную обувь (лапти), посуди, игрушки и украшения. Этот практичный и легко доступный материал издавна использовался в быту сельских жителей. Из него делали пестери - заплечные корзины для сбора грибов, сосуды для хранения меда или сметаны, его использовали для покрытия жилища и для других хозяйственных целей..

Заготовка
Заготовлением берёсты занимаются в жаркий летний период: с середины июня до середины июля. В это время кора хорошо отслаивается от ствола, тогда как зимой она напрочь пристаёт к пробочному слою. Однако можно заниматься заготовкой и в более позднее время. Вплоть до октября месяца на болотистой местности берёза позволяет с определёнными усилиями снимать тёмную бурую кору.

Лента

В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Опытный мастер снимает непрерывную ленту длиной в 100 метров. Важно следить за тем, чтобы глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась

защитная кора.

Пласт
Для снятия пласта нужно сделать вертикальный надрез на всю достижимую высоту дерева и отслаивать пластами того размера, в зависимости от того, как вы планируете хранить бересту. Предварительно можно почистить ствол от верхнего белого слоя, тем самым уменьшить объём работ в мастерской. Спиливать дерево удобнее на высоте 1-1,20 метра. Далее для себя обозначить все потенциальные места. Для снятия сколотня выбирается всё та же белоствольная берёза с наименьшим количеством сучков, трещин и неровностей. Необходимый инструмент: двуручная пила, топор, нож, шпага (сочалка). Для снятия сколотней и напилить дерево на чурки 2,50-3 метра. Для удобства работы лучше организовать место снятие бересты на уровне живота. Снимается берёста сколотнем от комеля к вершинке (но можно и наоборот). Для начала делается надрез по всей длине окружности ствола, чтобы обозначить длину будущего сколотня. Далее сочалка вставляется между стволом и камбием, и производятся движения вдоль ствола, и кора берёзы постепенно отслаивается, сопровождается этот процесс обильным сокоизвержением. Когда после трудных минут отслоения вам покажется что вот оно, сейчас должно совсем сойти с дерева, обхватите двумя руками ствол и немного прокрутите бересту по кругу. Если береста подалась, значит нужно осторожно снимать её со ствола. А осторожно потому, что на стволе под камбием могут оказаться острые выпуклости, которые порвут всю проделанную работу, или утолщение ствола так же сможет испортить сколотень.

* Сколотень — это берестяной цилиндр, снятый со ствола березы целиком

* Ко́мель — толстая часть ствола дерева непосредственно над корнем и корневищем, толстый «нижний» конец бревна или растения

Обработка
Первый этап обработки бересты – снятие тонкого верхнего тонкого белого слоя с коры о шероховатую поверхность дерева сразу после заготовки в лесу или в мастерской при помощи обычной щётки и ножа.
Второй этап – расслоение бересты на слои. Берёзовая кора многослойна и не все слои можно и нужно использовать в плетении. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины для каждого конкретного изделия, поскольку небольшую солонку невозможно аккуратно изготовить из толстых лент, и наоборот, большой пестерь будет походить на бумажный конверт при тонкослойном материале. Отсюда делаем вывод, что расслоение бересты представляет собой довольно сложный и важный этап при подготовке материала к плетению.

Третий этап – нарезка лент (лычек) бересты. Нарезать материал (бересту или бумагу) можно несколькими способами: при помощи ножниц, при помощи ножа и линейки, при помощи лентореза. Важно отметить следующий момент – чем ровнее будет нарезан материал, тем удобнее будет при работе с ним.


Хранение
Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях (чердак, подвал, сарай, кладовка). Берестяное лыко сразу после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента пролежавшая не скрученная несколько часов становится непригодной для работы. Хорошее правило при скручивании – с одной берёзы один клубок. Это поможет при плетении в мастерской. Однако, если береста тонкая и количество сучков и трещин на берёзе не позволяют снимать бересту в полный рост, то клубки можно скручивать из лент разных деревьев. Береста, снятая пластами, укладывается между двух широких досок или листов фанеры, а сверху помещается груз, чтобы во время хранения пласты не скручивались и были пригодны для работы. Необходимо проследить за тем, чтобы между пластами оставался некоторый промежуток для просушки. В клубках и пластами береста может храниться годами. Особых условий для хранения сколотней нет. Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свои свойства. Поэтому старую бересту размачивают в воде определённое время, после чего её можно использовать в работе.

Мокрое валяние.

Мастерица Мария Михайловна Аникиева, тоже проживающая в Усть-Поче, при изготовлении поделок мокрым валянием использует шерсть овец, которых стригут два раза в год, первый раз зимой, ближе к весне, второй раз осенью. Овцы стригутся особыми ножницами следующим образом: вдоль хребта состригается полоска, и вниз к животу. Чтобы достичь высшего качества шерсти овец кормят едой с большим содержанием кальция.

После стрижки собранную шерсть вычёсывают двумя щётками с металлическими щетинками.

Глиняная игрушка.

Мастер Шевелёв Валентин Викторович при изготовлении горшков и игрушек из глины использует третий или четвёртый слой земли, подходит только чистая глина без песка.

Глина должна быть в гранулах от пяти до десяти миллиметров. Дальше полученные гранулы нужно замочить в тазе с водой в соотношении 3 ед. глины и 2 ед. воды. После полудня отстаивания глина "наминается" как тесто до консистенции пластилина.

Материал подготовил: Князев Лев, Платонов Алексей

Декоративно-прикладное творчество в деревнях и сёлах Каргопольского и Плесецкого района КНП. Особенности, традиции.

Содержание работы

1. Вопросник

2. Обоснование выбора темы

3. Краткая справка о промыслах Каргопольского района

4. Приложение

5. Источники информации

Вопросник:

1. Здравствуйте! Представьтесь, пожалуйста.

2. Что вы знаете о народных промыслах вашей деревни (посёлка)?

3. Можно по подробнее о …..(промыслах, которые знает)

4. Вы сами занимаетесь этим промыслом, ремёслом?

5. Кто из ваших родственников предков занимался ремёслами?

6. Кто и когда вас научил ремеслу?

7. Какую первую поделку вы изготовили?

8. Есть ли у вас изделия которые вам больше всего нравятся лучше получаются?


9. Вы свои изделия делаете для собственного быта или что-то попадает на выставки?

10. Для вас важно, чтобы изделие нравилось окружающим?

11. Какие лучше использовать материалы (если вопрос уместен)?

12. Когда вы заготавливаете материалы?

13. Как их лучше сохранить, обработать, собрать?

14. Думаете ли вы о том, чтобы передать своё мастерство ученикам?

15. Как вы считаете, что нужно для развития ДПИ в городах?

Обоснование выбора темы.

Я считаю, что важно узнавать о ДПИ не только из книг. Как гласит пословица «Лучше 1 раз увидеть чем 100 раз услышать». Общаться с людьми (особенно с мастерами) всегда интереснее чем прочитать или услышать тоже самое но от другого человека, по моему мнению те люди которые рассказывают о ремесле но не занимались им не так передают информацию. Вот простой пример «Экскурсовод музея про ВОВ каким бы он ни был интересным и нескучным ему не веришь так как верят ветеранам и совершенно не важно как он говорит важно что ты знаешь всё что сказал этот человек не только правда но ещё и его биография». Именно поэтому общение вызывает у меня такой интерес. Есть же сейчас масса источников информации, но они не смогут научить тебя держать резец или правильно «по дедовски» чесать шерсть. Эти общение и ценно оно добавляет не только информации, но и жизненного опыта.







Date: 2016-11-17; view: 337; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию