Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рынок: функции, структура и инфраструктура.
1.Сущность рынка и его функции 2.Структура и виды рынков 3.Инфраструктура рынка и биржа. I. Рынок - это совокупность экономических отношений по поводу купли продажи товаров, услуг по ценам устанавливаемым на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции. Вся совокупность хозяйственных связей, присущих рынку находится в постоянном движении в соответствии с действием присущих им законам, 4 основные элемента образуют рынок: спрос, предложение, цена, конкуренция. Субъекты рынка - это физические и юридические лица вступающие в экономические отношения товарообмена в одном случае как продавцы, а в другом как покупатели. Это индивидуальные товаропроизводители, фирмы, семьи, государство. Объекты рыночных отношений - это все блага и услуги, по поводу которых возникают рыночные отношения, к ним относятся: товары потребительского значения, рабочая сила. Принципы функционирования рынка: 1.Свобода предпринимательской деятельности. 2.Совбодная конкуренция. 3.Свободы перелива капитала. 4.Свободное ценообразование. Функции рынка: 1.Посредническая- производитель –потребитель. 2.Контролирующая- выявляет общественную полезность тех или иных видов товара из затраченного на их производство труда. 3.Регулирующая- через рынок происходит распределение средств производства и рабочей силы по отдельным отраслями сферам производства. 4.Стимулирующая – рынок стимулирует снижение затрат на производство единиц продукции 5.Сонирующая- рынок выталкивает тех предпринимателей, которые не возмещают своих издержек и производят товары не пользующиеся спросом. 6.Информационная- рынок даёт информацию об объёмах производства, ценах на них.
II. Структура рынка - это совокупность отдельных рынков в границах национальной экономии и мирового хозяйства и его отдельных регионов. Рынки можно классифицировать по отдельным признакам: 1.по формам собственности (частный, кооперативный, государственный) 2.по объектам рыночного обмена (товарный, финансовый, рынок труда) 3.по организации рыночного обмена(оптовый, розничный биржевой, экспортный, импортный) 4.по видам конкуренции (рынок совершенной и несовершенной конкуренции) 5.по факторам производства(рынок капитала, земли, рабочей силы) 6.постепени законности(легальный и нелегальный) 7.с точки зрения национальных границ (местные, национальный, мировой) деление рынков на виды в определённой степени условно, т.к. в жизни один и тот же рынок может отражать различные признаки. Так местный рынок может быть одновременно оптовым и розничным, частным и государственным и т.д. Структура рынка по объектам рыночного обмена: 1)товарный рынок: I. Потребительский рынок товаров и услуг: а)продовольственный, б)вещевой, в)рынок услуг II. Рынок средств производства: а)рынок стройматериалов, б)рынок угля и т.д. III. Рынок научно-технических разработок. IV. Информационный рынок. 2)финансовый рынок: I. Рынок капиталов: а)рынок кредитов, б)рынок ценных бумаг. II. Валютный рынок 3)рынок труда: I. Рынок рабочей силы II. Рынок рабочих мест
III. Функционирование рыночной системы, её равновесие и динамика обеспечиваются наличием рыночной инфраструктуры. Рыночная инфраструктура - это система предприятия и организаций обеспечивающих движение товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы. Следует различать инфраструктуру товарного, финансового и рынка рабочей силы. Инфраструктуру товарного рынка представляют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, торговли дома, ярмарки, аукционы и т.д. Основная функция инфраструктуры товарного рынка заключается в том, чтобы связать все сферы общего производства которые обеспечивают движение товарных потоков в отраслевом и региональных направлениях, организуют заключение контрактов на поставку товаров, а так же сбыт продукции и обслуживание потребителя. Инфраструктура финансового рынка представлена фондовыми биржами страховыми компаниями, различными фондами по налоговой администрации. Инфрастуктура рынка труда обеспечивается такими институтами, как биржа труда, учебные заведения по подготовке кадров. Биржа - это специально оборудованное место для торговли. Биржи могут быть специализированными (товарная, фондовая, валютная), узкоспециализированными(угольная, нефтяная и т.д.)и универсальными. Товарная биржа - это особый вид постоянно действующего рынка на котором совершаются сделки по купле продаже массовых сырьевых и продовольственных товаров. Функции товарной биржи: 1)определение цен товаров на перспективу и обеспечение ценовой гласности. 2)согласование планового и фактического спроса и предложения.3)страхование от колебания цен(хеджирование) 4)котировка цен 5)разработка типовых контрактов 6)установление стандартов на типовые товары 7)Инф-я деятельность 8)осуществление арбитражной функции и д.р. На товарной бирже товар, который подлежит продаже обычно отсутствует, он продается и покупается согласно установленным стандартам и образцам. Сделки совершаются на основе типовых биржевых контрактов регламентированных качество товара и сроки его поставки. Продавец на бирже продает покупателю не товар, а документ подтверждающий собственность на этот товар. Фондовая биржа - часть финансового рынка, на котором ведётся торговля ценными бумагами, на рынке ценных бумаг обращаются акции, облигации, казначейские билеты… Основные функции рынка ценных бумаг: 1.привлечение инвестиций. 2.перераспределение прав собственности. 3.предоставление информации о курсах акций крупнейших предприятий 4.состояние и тенденции развития экономики в целом и её отдельных элементов. Специализированная товарная биржа - рынок на котором осуществляется купля продажа иностранной валюты. На нём совершают операции различные хозяйственные субъекты, банки, торгово-промышленные финансовые компании, центральные и местные органы власти, частные лица и т.д. Функции валютного рынка: 1)непрерывное осуществление международных расчётов.2)изменение структуры инвалютных резервов 3)извлечение спекулятивной прибыли из разности курсов отдельных валют, получение защиты от валютных и кредитных рисков.
Механизм функционирования рынка: 1.Спрос и предложение и их факторы 2.Эластичность спроса и предложения 3.Сущность конкуренции и её виды. 4.Совершенная и несовершенная конкуренция. I. Ценообразование на рынке осуществляется в зависимости от спроса и предложения. Спрос –это платёжеспособная потребность, т.е. сумма денег которую покупатель может заплатить за нужные товары. Спрос определяет, что покупать на рынке и в каком количестве. На спрос покупателя оказывают влияние следующие факторы: 1)Цены 2)Доходы 3)Потребительские вкусы 4)цена и полезность товаров заменителей(субститутами) 5)число покупателей 6)емкость рынка 7)Потребительские ожидания. Главным фактором определяющим спрос является цена. Покупатель предлагает цену спроса или предельно максимальную цену за которую он согласен купить товар. Выше этого предела эта цена подняться не может, т.к. у покупателя нет денег. Следовательно при неизменности всех факторов у покупателя существует определённое соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Значение спроса выражает функциональную зависимость спроса от цены. Эту зависимость отражает кривая спроса - это соотношение между рыночной ценой и количеством товара на который предъявлен спрос. Предложение - это количество товаров и услуг которые производитель желает продать на рынке. Предложение показывает какая и в каком количестве продукция будет предъявлена к продаже и по каким ценам. На предложение оказывают следующие факторы: 1.цена 2.научно-технический прогресс 3.налоги 4.цены на ресурсы 5.ожидание приемлемых цен 6.число продавцов на рынке и т.д. Цена выступает главным фактором который оказывает влияние на производителя, служащее тем стимулом, который оказывает влияние на производство товаров. Между ценой на предлагаемые товары и их количеством существует некое соотношение, которое выражено кривой предложения. Действует объективный закон предложения, который характеризует зависимость предложения от цены. Продавцы назначают за свой товар предельную цену, т.к. более низкая цена сделает их предложение нерентабельным. На рынке наступает такой момент когда спрос и предложение совпадают и устанавливается рыночное равновесие, на базе которого устанавливается рыночная равновесная цена. Рыночная цена характеризует определённое состояние рынка. Равновесная рыночная цена устанавливается тогда когда спрос и предложение совпадают. Однако такое состояние рынка является как правило кратковременным и цены продолжают изменятся либо повышаясь либо понижаясь.
II. На рынке согласно закону спроса и предложения происходит изменение спрашиваемой и предлагаемой продукции относительно изменения цен, такое явление – ценовая эластичность - это степень чуткости или чувствительности потребителя или производителя к изменению цены. Ценовая эластичность спроса - изменение величины спроса под влиянием динамики цен. Если изменения в ценах приводят к изменению количества спрашиваемой продукции, то спрос называется относительно эластичным или просто эластичным. Если же изменения в ценах почти не оказывают влияния на количество спрашиваемой продукции, то спрос в этом случае- относительно неэластичный или просто неэластичный. Кэл.спроса = %изменение спроса / %изменение цены Коэффициент показывает на сколько процентов изменяется размер спроса на товар в результате изменения цены на определённый процент. Кэл.спроса = (кол-во спраш. проду-ии) / (первонач. кол-во спраш. пр-ии): (изминениецены)/ (первонач.цена) (неэласт.) 1>Кэл.>1(эластич), Факторы эластичности спроса: 1.Количество, качество и цена товаров- заменителей. 2.величина предельно возможных затрат покупателей на товар. 3.период времени(фактор времени)в течении которого происходит спрос на те или иные товары и услуги. Эластичность предложения характеризует изменение предлагаемой продукции под влиянием изменения цен. Кэл.предложения = %измен.предл.продукции / %изминение цены. Кэл.предложения = (кол-во предл. проду-ии) / (первонач. кол-во предл. пр-ии): (изминениецены)/ (первонач.цена) Кэл.предложения –показывает как изменяется предложение товара, если цена поднимется или опустится на определённый %. Важнейшим фактором, влияющим на эл.предложения является количество времени имеющееся у производителя, чтобы отреагировать на данное изменение среды. Следует рассматривать:1.кротчайший рыночный период 2.короткий р.п. 3.долгосрочный р.п. Кротчайший р.п.- коэфф. эл. предложения показывает что изменение цен не приводит к изменению предлагаемой продукции. Т.е. предложение неэластично. Д-спрос. S-предложение. Краткосрочный период-(как правило 1 год- у предпринимателя достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более интенсивно. И в этом случае предложение становится более эластичным. Долгосрочный период- достаточно времени для того, чтобы фермы успели принять все желательные меры у изменению ситуации на рынке. Предложение становится эластичным.
III. Конкуренция - это соперничество между субъектами рыночного хозяйствования за лучшие условия производства и продажи товаров и услуг в целях получения максимальной прибыли. Функции конкуренции: 1.формирует цены 2.является средством сбалансированности спроса и предложения. 3.стимулирует снижение затрат на производство и реализацию продукции. 4. повышает эффективность производтва.5. Осуществляет контроль над экономической силой каждого предприятия. Конкуренция осуществляется в различных формах и имеет различные виды. В основе различных форм конкуренции лежат различные критерии: А)с точки зрения степени развития конкуренции: а)совершенная(свободная) конкуренция б)несовершенная(монополистическая) IV. Совершенная конкуренция - это свободная конкуренция в условиях рынка, где не существует предпринимателей, способных диктовать или навязывать условия производства и реализации товаров и услуг. Основные черты совершенной конкуренции: 1.наличие большого количества мелких и средних предпринимателей. 2.производство качественной однородной продукции 3.доступность рыночной информации 4.свободный вход в рынок. В последней трети 19-начало 20века-происходит переход к монополистическому капитализму в основе этого процесса лежит высокая степень концентрации централизации капитала. Появляются предприятия больших размеров, в руках которых сосредотачиваются значительная часть производства и реализации той или иной продукции. Между такими предприятиями-гигантами возникает жестокая конкурентная борьба, которая во избежание потерь конкурентов приводят к необходимости объединятся, заключать союзы- так возникают монополии и монополистические объединения. Несовершенная конкуренция может выступать в следующих видах: 1.чистая монополия 2.монополистич.конкуренция 3.олигополия. Б)с точки зрения отраслевой принадлежности: а)внутриотраслевая б)межотраслевая Внутриотраслевая- это борьба между частными производителями создающие товары одного вида за наиболее выгодные условия производства и сбыта. Межотраслевая – конкуренция между предпринимателями различных отраслей за лучшие условия производства и выражающиеся в переливе капиталов из одной отрасли в другую, т.е. это конкуренция за лучшее приложение капиталов. В)с точки зрения методов а)ценовая конкуренция б)неценовая в)недобросовестная. Неценовая- это метод конкурентной борьбы в основе которого положено неценовое превосходство над конкурентами, достижения более высокого качества после торгового обслуживания. Недобросовестная- это использование запрещённых методов которое проявляется в следующих направлениях: экономический промышленный шпионаж, подделка продукции конкурентов, обман потребителя, подкуп и шантаж, сокрытие дефектов товара. Date: 2016-11-17; view: 352; Нарушение авторских прав |