Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и метод экономической теории





1.Возникновение и основные направления экономической Теории

2.Предмет и функции эк. Теории.

3.Методы экономического анализа.

I. Становления и развитие экономической теории охватывает длинный исторический период и имеет глубокие исторические корни.её истоками считают папирусы древнего Египта, законы царя Хаммурапи, трактаты учёных древнего Китая, античности (Платона, Аристотеля). Человек с момента своего возникновения должен был активно действовать, приспосабливать окружающую природу к своим потребностям, этот вид человеческой деятельности получил название экономика.(греч: оикос -дом,номос -закон).

Исследование отдельных экономических явлений и процессов занимались мыслители эпохи феодализма (Ермол, еразм, Нащёкин, Посошков). Однако в работах учёных докапиталистической теории формировались лишь отдельные элементы экономических знаний в рамках единой ещё нерасчленённой науки.

Действительная история экономической науки возникла в период зарождения капитализма и прошла ряд этапов:

15-16 века - школа Меркантилизма - это экономическое учение раннего капитализма. Предметом изучения была сфера обращения – торговля. Представители: Франсуа Де Монкретьен, Томас Мен - исходили из того, что источником богатства является торговля. Богатство отождествлялось деньгами, а деньги золото, серебро. Монкретьен вводит понятие “политэкономии”. Меркантилизм сыграл важную роль в становлении капитализма), способствовал наращиванию капитала и развитию товарно-денежных отношений).

17-18 века школа Физиократов представители: Франсуа Кенэ, Ан Тюрго. Заслуга физиократов состоит в перенесении вопроса о происхождении богатства из сферы обращения в сферу производства, однако сферу производства они ограничивали земледелием.

18-19 века Английская классическая буржуазная экономия. Представители: Адам Смит, Давид Рикардо. Источником богатства они считали производство не зависимо от его отраслевой структуры. Основная заслуга – в создании теории трудовой стоимости.разработанная ими концепция заработной платы.

Вторая половина 19 века: Политэкономия переживала глубокий кризис и распалась на две ветви, которые развивались в противоположных направлениях: марксизм, маржинализм.

Марксизм – это учение рабочего класса о революционном преобразовании капиталистического общества (Маркс и Энгельс). Маркс вошёл в историю как гениальный экономист 19 века. Вклад Маркса в экономическую науку: 1)разработал теорию прибавочной стоимости.2)использовал методологический принцип двойственности явлений.3)историю развития общества рассматривал как смену общественных экономических формаций.

Маржинализм - занимал оборонительную позицию в отношении капитализма. Принципы: 1.использование предельных величин в анализе экономических процессов (предельная полезность)2. исследование поверхностных форм экономической жизни, причём исходным пунктом выступает изучение экономических потребностей 3. сведение предмета экономической науки к изучению национального распределения ограниченных ресурсов.

20 век появились новые направления в экономической науке: кейнсианство, институционализм, монетаризм.

II. Экономическая тория относится к числу общественных наук, она изучает всю совокупность экономических отношений и связей между участниками общественного производства в их взаимозависимости и взаимообусловленности, а так же тенденции и закономерности развития.

На разных исторический этапах предмет экономической теории трактовался по-разному

1.Экономическая теория - это наука, изучающая законы ведения домашнего хозяйства

2. -это наука о сделках в сфере обращения

3. -это наука об удовлетворении потребностей

4. -это наука об экономических отношениях в сфере производства, распределения, обмена, и потребления между людьми.

Когда перед человечеством возникла проблема ограниченности ресурсов и ограниченности потребностей изменилась трактовка неограниченности потребления.

Предметом экономической теории является изучение закономерностей развития общественного производства и обоснования выбора хозяйственного субъекта наиболее эффективных способов использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения потребностей.

Экономическая теория изучает экономические законы и закономерности. Экономические законы проявляются через поведения людей их знание даёт представление о направлениях развития явлений и к вероятным последствиям.

Функции экономической теории:

1.познавательная – изучение экономических явлений и процессов.

2.практическая - использование полученных знаний в управлении деятельностью отдельных субъектов хозяйства.

3.Методологическая – экономическая теория выступает фундаментом комплекса методологических наук: отраслевых, функциональных, межотраслевых (статистика, теория управления), воспитательная, прогностическая.

III. Метод экономической теории это способы, подходы и инструменты для изучения экономических явлений и процессов. При исследовании экономических явлений нельзя использовать те способы, которыми пользуются учёные при анализе явлений природы.

Основным методом исследований экономических явлений является метод научной абстракции – экономическая жизнь общества выступает как огромная хаотичное скопление фактов, явлений. Факты выступают исходной базой познания экономической реальности. Они могут выступать в виде данных статистики, информации, поведения людей и прочее. Однако факты сами по себе ничего не объясняют. Научные исследования сводятся не к регистрации фактов, а к тому чтобы за видимостью явлений скрыть их сущность абстрагируясь от всего поверхностного случайного.

Задачи экономической теории заключаются в том, чтобы привести в систему факты, использовать их и обобщить. С этой целью необходимо пройти следующие этапы исследования: 1.Сбор фактов(накопление определённых данных их анализ и классификация).2. разработка теории (выявляются внутренние связи, делаются обобщения, т.е. выводятся принципы из фактов).3. обоснование экономической политики.

При анализе экономических явлений и процессов используют методы: анализа и синтеза, индукции и дедукции, сочетание логического и исторического. Так же используются статистические методы, методы экономико-математического модулирования. Методы экономического эксперимента. Если подвергнуть изучению значительный массив факторов, выявить их внутренние связи, то полученные знания будут иметь теоретический характер. Теория – это целостное системное знание о предмете науки выраженное системой категорий, законов. Закон выражает необходимое повторяющееся существенное причино-следственное связи между экономическими явлениями и процессами. Экономический закон означает общую оценку или обобщение тенденций. Принцип –это определённый подход к изучению экономических явлений. Особенности экономических законов: 1.носят экономический характер 2. проявляются в хозяйственной деятельности 3. носит характер тенденции. Категории – экологические понятия, выражающиеся в определённых производственных отношениях или ступени экономических явлений.

 

Производство: содержание, факторы, эффективность.

1.Место производства в экономической системе и его роль в жизни общества. Простое и расширенное производство.

2.Ресурсы и факторы производства. Эффективность производства.

3.Потребности, их классификация и воздействия на производство

4. Ограниченность ресурсов и проблемы экономического выбора. Закон возрастающих вменённых издержек.

I. Важнейшей основой всего общества является производство. Производство - это целесообразная деятельность людей направленное на видоизменение и приспособление предметов природы с целью удовлетворения потребностей.Производство имеет 2 взаимосвязанные стороны, одно одновременно представляет собой взаимодействие человека с природой и совокупность отношений между людьми. 1 сторона – производственные силы общества,2- производственные отношения. Процесс производства: 1)труд, 2)предмет труда, 3)средство труда.

продукт труда состоит из частей: материальные затраты + (необходимый продукт + прибавочный продукт)(чистый продукт).

Материальные затраты –это затраты на сырьё, топливо, электроэнергию.

Необходимый продукт - является материальной основой воспроизведения рабочей силы, он необходим для поддержания её работоспособности и должен покрывать расходы на питание одежду содержание жилища и удовлетворения социальных и духовных потребностей.

Прибавочный продукт- материальная основа расширения производства, совершенствования средств производства, содержание аппаратов управления, обороноспособности, создания резервных фондов.

Различают 2 ровня производства: индивидуальное и общественное.

Индивидуальное производство - это деятельность людей в масштабе 1 производственной единицы (предприятие, фирма…).

Общественное производство означает всю систему производственных связей между субъектами хозяйственной деятельности.

Производству присущи разделения труда - это совокупность всех существующих видов трудовой деятельности. Разделение труда характеризует с одной стороны – специализацию и кооперацию. Двойственное содержание разделения труда означает обобществление труда.

производство всегда носит общественный характер так как люди прямо или косвенно используют результаты труда других людей. Люди не могут перестать производить, как и не могут перестать потреблять.

Воспроизводство –это непрерывное повторение производства,может быть простым, расширенным и суженым.

Простое воспроизводство- это повторение процесса производства в тех же размерах.

Расширенное- это повторение процесса производства в увеличенных размерах.

Суженое- это возобновление процесса производства в уменьшающихся размерах.

Результатом процесса воспроизводства в масштабе общества является совокупность общественных продуктов(Валовой национальный продукт)

воспроизводство и ВНП проходят следующие этапы:

Производство - это создание разнообразных благ и услуг удовлетворяющие потребности людей.

Распределение - это определение доли каждого производителя произведенном продукте.

Обмен – характеризует назначение, доставку товаров и услуг каждому участнику производства. Обмен может осуществляться в форме продуктов обмена и товарного обмена.

Потребление - это завершающая фаза воспроизводственного процесса которая характеризует использование продукта.

 

II. Источником любого производства являются ресурсы которыми располагает общество.

Ресурсы - это совокупность тех природных, социальных, духовных сил и элементов, которыми располагает общество и которые могут быть использованы в процессе создания товаров и услуг и других ценностей.

В современной экономической литературе принято ресурсы делить на 4 группы:

1.Природные ресурсы: исчерпаемые и неисчерпаемые, воспроизводимые и не воспроизводимые.

2.Материальные- ресурсы созданные человеком (рукотворные)

3.Трудовые ресурсы- население в трудоспособном возрасте.

4.Финансово денежные ресурсы- которые общество способно выделить на организацию производства.

Наряду с понятием ресурсы экономическая теория оперирует понятием Факторы производства –это вовлечённые в процесс производства ресурсы, т.е. производящие ресурсы.

Существуют различные классификации факторов производства. Некоторые учёные рассматривают следующие этапы факторов производства: 1.Обьективные(вещественные)факторы производства

2.Субъективный (личный)фактор производства(рабочая сила)

Факторы производства в каждый данный момент ограничены по отношению к потребностям: а)абсолютная ограниченность, б)относительная ограниченность

Факторы могут быть увеличены по отношению к удовлетворению каких то выбранных потребностей.

В литературе принято классифицировать факторы производства:

1.земля 2.капитал 3.Труд 4.Предпринимательство.

Процесс производства предполагает соединение факторов производства. Процесс единения имеет следующие характеристики непосредственно

-общественный характер соединения, когда собственник рабочей силы является собственником средств производства.

-опосредовано-общественный (косвенный) характер соединения- посредством купли- продажи рабочей силы.

Важнейшей характеристикой и результатом производства является его эффективность. Эффективность производства - это превышение результатов производства над затратами. Критерий повышения эффективности производства в экономии его факторов: вещественных и личных.

Эффективность производства характеризует следующие показатели:

  1. производительность труда= продукт / количество рабочей силы.
  2. фондоотдача= продукт / фонды
  3. материалоёмкость = материалы / продукты

 

III. Потребности - это категория отражающая отношение людей к условиям их жизнедеятельности. Выделяют экономические потребности - желание приобрести нужные товары и услуги. В экономической литературе потребности классифицируются по различным критериям:

1)по субъектам:а)индивидуальные, коллективные, общественные, б)потребности домохозяйские, предприятий и государства.

2)по субъектам: а)материальные, б)социальные, в)духовные.

3)по степени настоятельности сущности: а)первоочередные б)не первоочередные

4)по степени реализации: а)абсолютные(связанные с уровнем развитием мировой экономики), б)действительные- соответствуют уровню развития страны, в)платёжеспособные потребности- может удовлетворять в соответствии со своими дух. потребностями.

В 20 веке разделяют 3 этапа развития потребностей:

1.до середины 50-х годов- доминировали материальные

2. с середины 50-х -до 80-х – социальные потребности.

3.80-е годы произошли изменения в сторону гуманитарных духовных потребностей связанных с духовным развитием личности в обществе.

Потребности имеют тенденцию роста. Действуют объективный экономический закон возвышения потребностей согласно которому потребности возвышаются обгоняют производство и тем самым способствуют его росту. Меры производства создают новые товары, однако удовлетворять все потребности оно не в состоянии из-за ограниченности ресурсов, различных направлениях использования, различной эффективности производства материальных благ и услуг.

В структуре потребностей за последнее столетие произошли следующие изменения: переход от вещественной структуры потребностей к доминированию услуг, переход от социальных потребностей к духовным.

В обществе действуют законы возвышения потребностей, потребности имеют тенденцию возвышения, сущный закон о возвышении потребностей сводиться к тому что потребности постоянно возвышаются, обгоняя производство и тем самым способствуют его росту. Под влиянием возвышения потребностей и через платёжеспособный спрос создаёт новые товары и услуги. Однако из-за ограниченности ресурсов оно не в состоянии удовлетворить все потребности общества а так же из-за различных направлениях использования ресурсов и уровня эффективности производства отдельных товаров и услуг. Потребности могут удовлетворять полностью, частично и вообще не удовлетворяться.

Уровень развития страны, а так же обычаи, традиции степень материального благосостояния оказывают влияние на удовлетворение потребностей, чем богаче общество тем богаче, тем разностороннее потребности его членов, тем выше степень его удовлетворения.

 

IV. Все экономические ресурсы или факторы производства обладают одним общим коренным свойством: они редки и имеются в ограниченном количестве. Земля содержит лишь ограниченное количество ресурсов, которые можно использовать в производстве товаров и услуг. Пахотные земли, полезные ископаемые капитальное оборудование и рабочая сила (рабочее время)- их наличие ограничено определённым пределом. В следствии редкости произв. ресурсов и предела которых их ограничивать ставит перед произв. деят. Общество не способно производить и потреблять весь объём товаров и услуг, которое хотело бы получить.


Date: 2016-11-17; view: 387; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию