Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И аффективных учебных целей (по М. В. Кларину)





 

Основные категории учебных целей Примеры обобщенных типов учебных целей
Категории учебных целей в когнитив ной области
1. Знание. Эта категория обозначает запомина­ние и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержа­ния — от конкретных фактов до целостных тео­рий. Общая черта этой категории — припомина­ние соответствующих сведений Ученик знает употреб­ляемые термины, кон­кретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы
2. Понимание. Показателем способности пони­мать значение изученного может служить преоб­разование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, «перевод» его с од­ного «языка» на другой (например, из словесной формы в математическую). В качестве показате­ля понимания может также выступать интерпре­тация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальней­шем ходе явлений, событий (предсказание по­следствий, результатов). Такие учебные резуль­таты превосходят простое запоминание ма­териала Ученик понимает факты, правила и принципы, интерпретирует словес­ный материал, схемы, графики, диаграммы, преобразует словесный материал в математиче­ские выражения, пред­положительно описывает будущие последствия, вытекающие из имею­щихся данных
3. Применение. Эта категория обозначает уме­ние использовать изученный материал в кон­кретных условиях и новых ситуациях. Сюда вхо­дит применение правил, методов, понятий, за­конов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание Ученик использует поня­тия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в кон­кретных практических ситуациях, демонстриру­ет правильное примене­ние метода или процеду­ры
4. Анализ. Эта категория обозначает умение раз­бить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычле­нение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, по­скольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения Ученик выделяет скры­тые (неявные) предпо­ложения, видит ошибки и упущения в логике рас­суждения, проводит раз­личия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных

 

 

Основные категории учебных целей Примеры обобщенных типов учебных целей
5. Синтез. Эта категория обозначает умение ком­бинировать элементы, чтобы получить целое, об­ладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся све­дений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур Ученик пишет неболь­шое творческое сочине­ние, предлагает план проведения эксперимен­та, использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы
6. Оценка. Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает дос­тижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных Ученик оценивает логи­ку построения материала в виде письменного тек­ста, соответствие выво­дов имеющимся дан­ным, значимость того или иного продукта дея­тельности, исходя из внутренних критериев, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев
Категории учебных целей в аффектов ной области
1. Восприятие. Эта категория обозначает готов­ность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к дости­жению таких целей состоит в том, чтобы при­влечь, удержать и направить внимание ученика. Входящие сюда субкатегории (1.1 — осознание, 1.2 — готовность или желание воспринимать и 1.3 — избирательное — произвольное — внима­ние) образуют диапазон восхождения от пассив­ной позиции ученика до более активного (хотя на этом уровне еще не полностью осознанного, це­ленаправленного) отношения к содержанию обу­чения Ученик проявляет осоз­нание важности учения, внимательно слушает высказывания окру­жающих в классе, в бе­седе и т.п., проявляет осознание эстетических факторов в одежде, ин­терьере, архитектуре, живописи, проявляет восприимчивость к про­блемам и потребностям других людей, к про­блемам общественной жизни

 


Основные категории учебных целей Примеры обобщенных типов учебных целей
2. Реагирование (отклик). Эта категория означает активные проявления, исходящие от самого уче­ника На данном уровне он не просто воспринима­ет, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности. Субкатегории: (2.1) подчиненный отклик; (2.2) добровольный отклик; (2.3) удовлетворение от реагирования Ученик выполняет за­данную учителем до­машнюю работу, подчиняется внутри школьному распорядку и правилам поведения, участвует в обсуждении вопросов в классе, самостоятельно знакомится с освещением обществен­но-политических и меж­дународных проблем, добровольно вызывается выполнять задание.
3. Усвоение ценностной ориентации. В эту кате­горию входят различные уровни усвоения ценно­стных ориентации — отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности: (3.1) принятие ценностной ориентации (в обиходе это соответствует понятию «мнение»); (3.2) предпоч­тение ценностной ориентации; (3.3) привер­женность, убежденность Ученик проявляет ус­тойчивое желание, на­пример, овладеть навы­ками грамотной устной и письменной речи, це­ленаправленно изучает различные точки зрения, с тем чтобы вынести собственное суждение, проявляет убежден­ность, отстаивая тот или иной идеал
4. Организация ценностных ориентации. Эта ка­тегория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентации, разрешение возможных противоречий между ними и форми­рование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Сюда входят две суб­категории: (4.1) концептуализация ценностной ориентации, т.е. осмысление своего отношения; (4.2) организация системы ценностей Ученик пытается, на­пример, определить ос­новные черты своего любимого произведения искусства, принимает на себя ответственность за свое поведение, понима­ет свои возможности и ограничения, строит жизненные планы в со­ответствии с осознавае­мыми им самим собст­венными способностя­ми, интересами и убеж­дениями

 

 

Основные категории учебных целей Примеры обобщенных типов учебных целей
5. Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность. Эта категория оз­начает такой уровень усвоения ценностей, на ко­тором они устойчиво определяют поведение ин­дивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль. Обобщенный характер ценно­стных ориентации и их соединение в целостное мировоззрение отражены в субкатегориях: (5.1) обобщенная установка и (5.2) полная интернали-зация (усвоение) или распространение ценност­ных ориентации на деятельность Ученик устойчиво про­являет само­стоятельность в учебной работе, проявляет стремление к сотрудни­честву в групповой дея­тельности, готовность к пересмотру своих сужде­ний и изменению образа действий в свете убеди­тельных аргументов, по­стоянно проявляет на­выки личной гигиены и здорового образа жизни, формулирует устойчивое и последовательное жиз­ненное кредо






Date: 2016-11-17; view: 569; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию