Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Римский историк Аммиан Марцеллин
Слова, вложенные Марцеллином в уста императора Юлиана (Отступника), я хотел бы использовать как указательный жест, открывающий в человеческой ситуации экзистенциальную позицию духа, занимая которую, можно поставить себя в отношение (в том числе, и презрительное) к низшей форме собственной духовности (душе), воплощенной в теле и зависящей от прихотей его скоротечного существования. Учет данной экзистенциальной позиции позволит мне привести ряд доказательств в пользу того, что, возможно, не впадая в противоречие с разумом, мыслить понятие рационального самоубийства, В определенной степени предложенный читателю текст является полемическим ответом моему коллеге Борису Юдину, высказавшему обоснованное суждение, что «оправданность этого термина (рациональное самоубийство П. Т.) к принятию суицидного решения и к целенаправленному его осуществлению представляется по меньшей мере сомнительной». Эти сомнения строятся на двух предпосылках. Во-первых, предполагается, что рациональная целеполагающая деятельность включает с необходимостью само-воспроизведение и само-сохранение целеполагающего субъекта. Поскольку самоубийство не сохраняет субъекта, но уничтожает его, то оно не может быть квалифицировано как рациональное. Второй аргумент таков - действие и намерение рациональны, если их основой является знание ситуации. Если человек действует не зная, то его действие инстинктивно, импульсивно или эффективно, но никак не рационально. Поскольку знание человеческих ситуаций априорно неполно, а суицид прерывает процесс его пополнения как за счет самопознания, так и в процессе обсуждения с другими, то самоубийство не рационально и в намерении, и в исполнении. Прежде чем приступить к описанию мысленного эксперимента, с помощью которого я собираюсь усомниться в сомнениях коллеги, необходимо, во избежание недоразумений, подчеркнуть с самого начала - признание рациональности суицида конгруентно с религиозной (прежде всего, христианской) позицией. Считая самоубийство тяжким грехом, христиане рассматривают самоубийцу как ответственное существо, обладающее свободой воли и поэтому способное грешить и по праву нести наказание. Психиатрическая позиция снимает вопрос о греховности самоубийства в принципе. Проведем простой мысленный эксперимент. Представим себя в году эдак в 37-38 на Лубянке в положении невинно арестованного. Ваш следователь для того, чтобы вырвать у Вас неправедное признание, угрожает, что если Вы будете упрямиться, то он при Вас начнет пытать Ваших детей. Подобная ситуация весьма правдоподобна. Теперь представьте, что Вам повезло - следователь случайно оставил открытым окно, находящееся за Вашей спиной. Вам в руки дан вполне реальный шанс, выбросившись из окна, предотвратить истязания собственных детей. Это как бы базовая модель. Введем также две разновидности базовой модели. В первой - между арестованным и окном поместим психиатра. Во второй - священника. Три вопроса уместно задать. Во-первых, как в ситуации заключенного поступит морально развитое, трезво и рационально оценивающее ситуацию существо? Во-вторых, как оценит ситуацию и поступит честный, рационально мыслящий священник? В-третьих, как оценит ситуацию и поступит честный, морально развитый психиатр? Мне представляется очевидным, что для нормально развитого морального сознания в данной ситуации мысль о самоубийстве будет единственно рациональной и приемлемой. Также очевидно, что в этой ситуации здравомыслящий, честный священник обязан допустить осуществление самоубийства и, возможно, способствовать ему, поскольку обратное приведет к еще худшему злу. Психиатр, который попытается насильственно остановить попытку самоубийства арестованного и применит в данной ситуации свое врачебное умение с целью медикаментозного подавления свободной воли человека, должен быть квалифицирован как соучастник преступления, творимого следователем. Проведенный мысленный эксперимент наглядно демонстрирует, что и у отдельного морально развитого человека, и у цивилизованного сообщества есть ценности, которые, безусловно, превышают ценность индивидуального существования. Есть такая самоидентификация целеполагающего субъекта, которая нетождественна субъективности, воплощенной в смертном теле. Причем подобного рода самоидентификация признается и морально развитым индивидом, и обществом как более важная - ей отдается предпочтение в ситуации выбора. Моя самоидентичность как отца, которая проявляется в защите детей, более значима, чем моя же субъективность как смертного телесного существа. Спасая более значимую для себя ценность, я рационально жертвую менее значимой. Следовательно, я как целеполагающий субъект не совпадаю с эмпирическим конечным существом. Мне как фундаментальное основание моей человечности дана трансцендирующая из наличного бытия особая экзистенциальная дистанция, ясно обозначенная презрительным жестом Юлиана. Самоубийство в рассмотренной экспериментальной ситуации действительно обрывает экстенсивно разворачивающееся выживание субъекта, но одновременно обеспечивает интенсивное исполнение его человеческого предназначения, то есть самореализацию в определенной полноте. Я считаю, что подобного рода действие более целесообразно, чем выживание. Именно оно, а не эмпирическое выживание, есть неуклонение от исполнения своего долга как отца или матери, гражданина, врача, офицера и т. п. Достаточно вспомнить понятие офицерской чести, требовавшее в ряде случаев как исполнение долга совершить самоубийство. Аргумент от «неполноты знания», ставящий под сомнение рациональность самоубийства, базируется на строго детерминистской модели мира. Для вероятностной модели мира, широко распространенной в современной науке, речь может идти о разумном принятии решений в априорно неполно описанной ситуации. Действительно, арестованный не знает подлинных намерений следователя, вероятно, в данном случае его просто «берут на пушку». Однако зная, что подобного рода события на Лубянке имели и имеют место, вполне рационально для арестованного совершить поступок, направленный на минимизацию вероятности прямой угрозы детям... Человеческое существование принципиально конечно и не обеспечено ни полнотой знаний, ни полнотой могущества. Каждый поступок - рискованное предприятие. Долг человека требует не уклоняться от исполнения собственного предназначения, мотивируя это неполнотой знания. Таким образом, осуществленный мысленный эксперимент наглядно демонстрирует возможность мыслить непротиворечиво понятие рационального самоубийства. Этот общий вывод попытаюсь применить к той конкретной ситуации, по поводу которой была написана статья Бориса Юдина. Речь шла о возможности рационального суицида для неизлечимых больных в терминальной стадии заболевания, страдающих от мучительных болей, неподдающихся медикаментозному лечению. Для того, чтобы подвести этот конкретный случай под общее положение, сформулированное выше, мне достаточно указать на признаваемую сообществом ценность в сознании умирающего больного, которая, во-первых, выше ценности продолжения эмпирического существования, и, во-вторых, требует для своей реализации акта самоубийства. В современной культуре таковой является ценность самодетерминации. Человек погружен в поток событий и обстоятельств, в хаос действий и взаимодействий, в котором он участвует на тех же правах и основаниях, что и неодушевленные тела или животные. Присутствие человека как человека в отличие от всего остального обнаруживается, узнается и признается другими в поступках - событиях избранных, совершаемых и контролируемых самим человеком. В поступке его «Я» есть, существует для себя и других. В становящемся метаболизме вещного мира оно размыто, стерто. Неизлечимое смертельное заболевание, как в воронку водоворота втягивает человеческое существо, с каждым моментом сужая пространство его существования как «Я» - сферу поступка. Тем самым болезнь унижает, вытравливает из бытия данное человеческое «Я». Возникает тяжелый неотвратимый выбор - опустив руки, отказавшись от собственного «Я» как самодетерминирующего, пойти на поводу у болезни, ввергая собственную уязвленную плоть и своих близких в ад физических или душевных мук. Или последним усилием духа вырвать себя из унизительной физической зависимости, выпрямиться в духе и, реализовав свой человеческий долг, совершить последний поступок предельной самодетерминации - умереть стоя, с ужасом и сожалением взирая на истерзанную страданием душу, над которой способны властвовать безмозглые раковые клетки... Я убежден, что подобный выбор и решение рациональны. Таков разум современного человека, для которого самодетерминация является смысловым центром человеческого в человеке... В заключение хотелось бы отметить, что в рассмотренном мысленном эксперименте есть еще один необсужденный вариант решения, который можно назвать «путь Авраама». Осознавая безусловную разумность и рациональность выбора для себя самоубийства, сказать своему разуму «нет!». Смирив гордыню, подчинить себя безусловному повелению свыше - «Не убий!». Выбрать этот путь для себя и, как Авраам положил Исаака на жертвенник, отправить своих детей в пыточную камеру, в страхе и трепете полагаясь на волю Бога.
ЕСЛИ ПРОДОЛЖИТЬ МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Б. Г. Юдин //Человек. 1993. №2. С. 58-61.
Видимо, в статье «Возможно ли рациональное самоубийство» я так и не сумел достаточно четко определить, что же именно понималось там под «рациональностью». И я очень признателен Павлу Тищенко, обратившему на это мое внимание: если уж меня неправильно понял коллега, то другие читатели и подавно могли не увидеть некоторые принципиально важные для меня моменты. Разумеется, я вовсе не склонен считать неразумным («нерациональным») всякого, кто решается на самоубийство. Меня интересовал вопрос куда более узкий и, если в подобном контексте это не прозвучит кощунственно,- более специальный: можно ли считать суицидное решение рационально обоснованным? Для Тищенко «рациональный поступок» - это попросту поступок оправданный, имеющий достаточные основания, совершенный в здравом уме и твердой памяти с учетом возможных последствий. В этом смысле он противопоставляется поступку «иррациональному», импульсивному, совершенному под влиянием эмоций. Так же понимает рациональность и Д. Хамфри, с обсуждения позиции которого и начался наш разговор. Но я-то в своих заметках попытался взглянуть на этот вопрос в контексте классической проблематики рационализма! На первый взгляд, это - чистая схоластика, а применительно к такой жгучей, человеческой проблеме, как самоубийство,- даже нечто похуже. Ведь любому нормальному человеку, которому приходится оценивать и, тем более совершать поступок, вполне достаточно рациональности «в первом смысле» - обдуманности, обоснованности, возможности эффективно достичь поставленной цели. Но, как и многие другие истины здравого смысла, это хотя и очевидно, но не совсем верно. Начнем с того, что в одной и той же ситуации достаточно разумно обоснованными, «рациональными» в повседневном смысле слова могут быть прямо противоположные решения и поступки. Это станет ясно, если присмотреться к «мысленному эксперименту» П. Тищенко. Он и сам показывает в статье другой, альтернативный выход, не менее рациональный, чем самоубийство. Легко представить и иные вполне «рациональные» варианты поведения. Например, узник мог бы истолковать угрозу следователя как шантаж, и тогда более рациональным в его ситуации было бы просто не поверить следователю; либо он мог бы признать рациональным другой выбор: вытерпеть все страдания, чтобы в дальнейшем иметь возможность отомстить (если, конечно, жажду мести можно счесть рациональным мотивом)... Читатель волен продолжить этот перечень альтернатив и упорядочить его в соответствии с собственными моральными предпочтениями. Но это, опять-таки, будет иметь лишь косвенное отношение к проблеме рационального обоснования выбора. В примере не выдерживается одно из трех сформулированных в моей предыдущей статье условий рационального решения: нет и не может быть надежной и достоверной информации о последующем ходе событий. Но, снова резонно спросит читатель, какое отношение имеют все эти тонкости к человеку, оказавшемуся «на краю»? И вновь вернемся к нашему мысленному эксперименту. До сих пор ни в статье, вызвавшей возражения, ни в настоящих заметках я намеренно не касался моральных оценок самоубийства - этот вопрос, на мой взгляд, в принципе нельзя обсуждать в общем виде, безотносительно к конкретным обстоятельствам и к фундаментальным, глубинным моральным ценностям и постулатам, регулирующим ту или иную культуру. (Заметим, что эти ценности и постулаты в культуре поздней античности с ее героическим индивидуалистическим этосом, к которой принадлежал император Юлиан, существенно отличаются от наших, воспитанных двумя тысячелетиями христианства.) Но вот применительно к действиям врача или психиатра, о которых говорил П. Тищенко, моральная оценка возможна, хотя мне, в отличие от моего коллеги, она не представляется столь однозначной. Если психиатр, например, выступает не сторонним наблюдателем, а как врач, в чьи обязанности входит забота о здоровье и жизни узника, то, вообще говоря, не попытавшись предотвратить самоубийство, он очень серьезно преступит принципы профессиональной этики. Впрочем, и само его присутствие при истязаниях тоже будет грубейшим нарушением этих принципов... Что уж тут говорить о священнике! «Долг человека,- пишет П. Тищенко,- требует не уклоняться от собственного предназначения, мотивируя это неполнотой знания». Целиком соглашаясь с этими словами, я, увы, не могу похвастать, что мое собственное предназначение известно мне настолько, чтобы я мог уверенно выбирать все свои действия. Я, конечно, не считаю, что неполнота знания освобождает человека от исполнения его долга. Моя мысль намного скромнее: чем более неполны наши знания, тем меньше мы можем считать рациональными основанные на них поступки и решения. Разумеется, благое деяние вовсе не обязательно должно быть рационально осмысленным (точно так же, как рациональный поступок можно счесть и добрым, и злым). Напротив, во многих этических теориях, как и в нашей повседневной жизни, особая ценность придается как раз тому, что идет не от холодного ума, а от непосредственного движения души. И человек как моральное существо, конечно же, призван исполнять свой долг независимо от того, в какой мере он способен рационально обосновать тот или иной поступок. Ведь если бы суицидальное решение героя эксперимента могло бы считаться строго рационально обоснованным, т. е. однозначно вытекало бы из законов разума (а для священника - Высшего Разума) - требования к врачу и священнику (их моральный долг), действительно, были бы очевидны и имели бы приоритет перед любыми требованиями профессиональной этики. И никаких моральных коллизий перед ними не вставало бы. Но ведь мы даже интуитивно чувствуем, что это не так! Последовав за логикой эксперимента и представив себя на их месте, мы моментально чувствуем тяжелейший груз моральной ответственности за любое возможное здесь решение. Ведь с моральной точки зрения здесь просто нет приемлемого, безусловно оправданного выбора - любые действия будут заслуживать отчасти одобрения, отчасти - осуждения. И иначе, видимо, невозможно: в основе всякого глубокого, нетривиального морального конфликта лежит трагический конфликт несовместимых, но вполне достойных требований и ценностей. И вот тут-то, мне кажется, и лежит более глубокий источник моих расхождений и с П. Тищенко, и с Д. Хамфри. На самом деле ни я, ни они не ограничивают права человека на уход из жизни - право это уже не ставится под вопрос (суицидные попытки сегодня чаще всего не навлекают на человека ни юридических, ни моральных санкций). Речь идет не о праве на уход (как и на любой другой поступок, не угрожающий правам других людей, независимо от его рациональности). Речь идет о моральной санкции ухода, более того - об ее социализации. По сути, главные герои рассуждений и у Хамфри, и у Тищенко,- не те, кто уходит из жизни, а те, кто помогает им или принимает решение о такой помощи. Именно их понятие рационального самоубийства избавляет не только от юридической, но и от моральной ответственности. Ценность человеческой жизни - одна из абсолютных ценностей в нашей культуре. И, разумеется, как и любая ценность, при определенных обстоятельствах она может вступать в конфликт с другими ценностями. Рационалистический анализ легко может продемонстрировать конкретные преимущества, которые человек и общество получат, если этой или любой другой фундаментальной ценностью в данных обстоятельствах пренебрегут. Но более глубокий анализ покажет и другое - страшные опасности, которые ждут общество на пути критической рефлексии, «рас-колдовывания» фундаментальных моральных ценностей, признания их относительности и инструментального характера. Вряд ли стоило бы «ломать копья», чтобы доказывать право человека уйти из жизни и оправданность, осмысленность для него подобного решения. Но можно ли придавать этому решению санкцию «Разума» и тем самым избавлять от моральной ответственности, от ответственности перед самим собой тех, кто помогает ему такое решение принять и выполнить? Соблазнительно заменить трагическую моральную коллизию сравнительно простой задачкой из курса «деонтической логики» или «логики оценок». Но не обернется ли наша логика тем самым, что пугало Достоевского в проповедях нигилистов,- возможностью «разрешить кровь по совести»? Для него это было гораздо страшнее, чем разрешить ее по закону... Без сомнения, существуют ситуации, когда друг, родственник, или даже врач (о священнике в этом контексте говорить не хочется) увидит высший моральный долг в том, чтобы пренебречь другим долгом и помочь человеку уйти из жизни. Можно понять человека, который примет это решение, сочувствовать ему... Чего, как мне кажется, нельзя делать,- это облегчать подобное решение, «автоматизировать» его ссылкой на рациональность. В любом случае это должно быть трагическое, героическое решение, сопряженное со страшной моральной ответственностью, а не простое рационалистическое решение задачи по сомнительной санкции «Разума». В последнем случае мы и оглянуться не успеем, как окажемся в «прекрасном новом мире» Хаксли, а то и где-нибудь похуже. Если история XX века могла нас чему-нибудь научить,- то прежде всего этому. «Героический» здесь - не просто красивое слово. Мысленный эксперимент П. Тищенко и слова Юлиана Отступника как раз и относятся, в конечном счете, к ситуациям, допускающим героический выбор. Но в том контексте, в котором тема рационального самоубийства обсуждается в статье Хамфри и во всей современной литературе по биоэтике, она не несет в себе почти ничего героического, если не считать самопожертвования человека, стоящего у последнего порога и не желающего обременять своих близких. Однако ведущий мотив при этом все же другой - стремление избежать, пусть даже ценой жизни, мучительных страданий или лишенного всякого смысла чисто растительного существования. Сам суицидальный выбор здесь можно рассматривать как проявление не героизма, а, скорее, человеческой слабости. И, видимо, концепция рационального самоубийства порождена образом жизни современного западного человека - изнеженного, привыкшего к комфортным условиям и мыслящего в основном в категориях «затраты-результат». Смысл предиката «рациональное» в выражении «рациональное самоубийство» и заключен, как мне представляется, лишь в предполагаемой утилитаристской этикой калькуляции баланса всех предвидимых положительных и отрицательных последствий выбора. Остальные мои позражения по поводу позиции уважаемого коллеги носят метафизический характер, и их трудно изложить в границах короткой заметки... Отмечу лишь, что в понятии рационального самоубийства рационализм, видимо, в определенном смысле достигает своего предельного, а точнее говоря, даже запредельного выражения, поскольку быть до конца рациональным с этой точки зрения означает вообще перестать быть.
НА КАКОЕ Я ПОКУШАЕТСЯ сАМОУБИЙЦА А.Тхостов // Человек 1993. № 4 с.74-75
В дискуссии Б. Юдина и П. Тищенко о возможности «рационального суицида» (Человек.1993. № 2), как мне кажется, смешиваются несколько понятий о «Я» и, следовательно, обсуждается несколько видов самоубийства. Подобное смещение, присутствующее в мысленном эксперименте, предлагаемом П. Тищенко для доказательства возможности рационального решения о суициде, рождает у меня ощущение некого кунстштюка, состоящего в скрытой подмене предмета при сохранении внешне неизменной ситуации. Напомним, что речь идет о допросе на Лубянке, во время которого следователь, пытающийся выбить нужные показания, угрожает жертве пытками его детей. В такой ситуации наиболее рациональным поступком будет пожертвовать собой, использовав представившуюся возможность самоубийства. Строго говоря, сам по себе факт спасения детей еще ничего не говорит нам о рациональности такого поступка. На этом основании можно было бы говорить о рациональности самоубийственного поведения курицы, защищающей цыплят от нападающего ястреба. Поведение человека в сходной ситуации мы будем называть рациональным, если, в отличие от курицы, он принимает это решение осознанно, совершая выбор. Приводя свой пример, П. Тищенко прав, когда говорит, что «у отдельного морально развитого человека и цивилизованного сообщества есть ценности, которые безусловно выше ценности индивидуального существования» и телесного самосохранения. Но именно в этом месте и происходит подмена различных «Я» человека. Когда я идентифицирую себя с отцом, воином, гражданином, то речь идет о подмене чистого «Еgо» на эмпирическое «Еgо» в виде физической, социальной или духовной личности (если использовать терминологию У. Джемса). «Я», идентифицированное как «Отец», не совпадает с чистым «Еgо» познающего сознания. Это весьма интересное несовпадение можно отметить в различных точках, но прежде всего в степени свободы, открытого волеизъявления, границе инициации и контроля поступка. У Джемса приведен столь же отчетливый, но менее мелодраматический пример такого несовпадения: «...например, частное лицо может без зазрения совести покинуть город, зараженный холерой, но священник или доктор нашли бы такой поступок несовместимым с их понятием чести. Честь солдата побуждает его сражаться и умереть при обстоятельствах, когда другой человек имеет полное право скрыться в безопасном месте или бежать, не налагая на свое (социальное «Я» позорного пятна». Заметим, что социальное «Я» куда менее свободно и его поступки определяются не только рациональностью (подразумевающей свободный выбор), а более или менее четким, предписанным (а следовательно не вполне рациональным) каноном сохранения той или иной формы самоидентификации. Эти идентификации ограничены в волеизъявлении и именно этими ограничениями и созданы. Субъект, идентифицировавшийся с отцом, солдатом и одном из своих эмпирических проявлений). Говорить о рациональности можно только до того момента, когда личность встала на позиции «отца» или физического «Я». В смысле, придаваемом рациональности Б. Юдиным, она существует в полном объеме лишь в отношении чистого «Еgо», в эмпирических же проявлениях она всегда ограничена. После акта выбора личность уже подчиняется его логике, и физический факт суицида нельзя признать рациональным. Тогда может быть моментом «суицида» следует признать саму точку выбора? Но сохраняя выбранную роль «отца», я как раз и не совершаю самоубийства в отношении своей социальной личности, тогда как установка на самосохранение как раз ведет к подобному результату. Таким образом, рационального суицида не получается ни в одном случае: либо я сохраняю себя как определенную самоидентичность, либо, если откажусь от этого, сохраняю себя как физическое тело (и чистое «Еgо»). Два других вопроса, поставленных П. Тищенко, о том, что должны делать честные и рационально мыслящие психиатр и священник, вообще, на мой взгляд, лишены интереса в контексте обсуждаемой темы. Выбор способа самосохранения (хотя и во внешнем облике самоубийства) определяется только изнутри, и психиатр и священник могут лишь оценить с разных сторон внешние признаки свободы этого выбора (на самом деле свобода как понятие принципиально субъективное может быть оценена только изнутри). В ситуации тяжелой болезни рациональный суицид возможен, по мнению П. Тищенко, как способ сохранить свою само-детерминацию, вырвав себя из унизительной зависимости от болезни, совершая последним поступок - умереть стоя. Весьма примечательно, что в рассуждении о самоубийстве, каждый раз попытка его рационализации оборачивается сменой темы на самосохранение. В данном случае речь идет о последней точке контроля, так как «смертельное заболевание как в воронку водоворота втягивает человеческое существо, с каждым моментом сужая пространство его существования как «Я» - сферу поступка» Мне кажется, что в данном случае П. Тищенко говорит не просто об обремененности немощной плотью. В этом случае следовало бы говорить о прямой зависимости свободы чистого «Еgо» от телесного «Я», а значит инвалид был бы с детства обречен на меньшую свободу чистого «Еgо», что не соответствует фактам, свидетельствующим о многочисленных победах духа над телом. Считать, что болезнь (как и природа) унижает, можно только принимая телесность за единственную форму существования «Я». Такой суицид можно было бы назвать рациональным, если принять его за решение о последней детерминации собственных поступков. Ибо нарастающие страдания могут превратить меня в нерациональное существо, и тогда либо я сам приму решение, либо природа его примет за меня. Совершая акт самоубийства, я последним усилием пытаюсь сохранить в руках ускользающую нить контроля - сохраняюсь, совершая самоубийство. Попытка обоснования возможности рационального суицида строится, на мой взгляд, на методологически неправомерном смешении различных форм существования «Я». В случае эмпирического «Еgо» решение ложно, так как смешивается самоубийство и само-сохранение, а если речь идет о чистом «Еgо», самоубийство нельзя мыслить рационально. В последнем случае Б. Юдин, говоря, что рациональная деятельность принципиально не может быть направлена на самоунижение, совершенно прав.
Жизненный смысл выбора смерти
В. А. Тихоненко //Человек 1992. № 6. С. 19-29.
На земном пути каждого человека судьба расставила препятствия, иногда- очень серьезные, сопоставимые с мощью самого индивидуального жизненного потока. Последствия от столкновения с ними могут быть разными: от полного разрушения жизни и гибели человека до полного же разрушения препятствия, если жизненные ресурсы достаточны и вовремя мобилизованы. Между этими полярно противоположными исходами существует множество «промежуточных» вариантов, тех или иных отклонений от предшествующего пути, позволяющих, пусть с потерями, обойти препятствия, которые не удается разрушить. Углы такого «отклонения» могут быть различны - вплоть до резкой смены курса или поворота вспять. Некоторые из таких поворотов и сами ведут к разрушению человека. Если эту схему попытаться наполнить реальным психологическим содержанием, то перед нами развернется драматическая картина человеческих судеб. Абстрактные «препятствия» примут вид утрат, разочарований, обид, измен, просчетов, конфликтов, различных по силе, по субъективной значимости для человека, по внезапности, продолжительности и повторяемости. А «отклонения» окажутся многообразными деформациями поведения, в том числе и самой трагичной - добровольным уходом из жизни. От других вариантов отклоняющегося поведения самоубийство отличается тем, что этот акт направляется представлениями о смерти. Это не просто переход за черту дозволенного ради выгоды или игра с опасностью. Истинное самоубийство предполагает жестокий поединок жизни и смерти, в котором терпит поражение все, что удерживало человека на этом свете. Но что же его удерживало до сих пор, несмотря на невзгоды, и что заставило поднять на себя руки? Загадку самоубийства пытаются разгадать с разных сторон: с позиций социологии и психологии, культурологии и антропологии, психиатрии и биологии и т. п. В каждой из них самоубийство находит свою проекцию и через нее раскрывает частичку своей тайны. Попробуем предпринять еще одну попытку и опишем это явление в категориях этики и психологии. Тем более, что для этого есть серьезные основания. Date: 2016-11-17; view: 258; Нарушение авторских прав |