Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
У. Гейлин, Л. Р. Касс,Э. Д. Пеллегрино, М. Сиглер
// Человек. 1993. № 5. С. 58-61.
Уиллорд Гейлин -Президент Гастингсского Центра по биоэтике (штат Нью-Йорк); Леон Р. Касс работает в Комитете по общественной мысли Чикагского университета; Марк Сиглер работает в Центре медицинской этики Чикагского университета; Эдмунд Д. Пеллегрино работает в Институте этики им. Кеннеди, в Джорджтаунском университете (Вашингтон) См.: Gaylin W., Kass L. R., Pellegrino E. C., Siegler M. Physicians must not kill//Journal of the American Medical Association (JAMA), 1988, April 8. Vol. 259 No. 14.
Посреди ночи едва проснувшегося гинеколога, дежурившего при больнице, вызывают к совершенно незнакомой ему молодой женщине, умирающей от рака. Придя в ужас от жестоких страданий пациентки, он без консультации с кем бы то ни было принимает решение и вводит ей большую дозу морфия, прекрасно понимая, что это приведет к смерти, которая вскоре и наступает. Врач представляет «Журналу Американской Медицинской Ассоциации» (JAMA) отчет о своем убийстве, написанный от первого лица. Без всякого комментария редактора журнал публикует отчет, скрывая имя автора по его просьбе. Что же происходит в мире? Прежде чем изощряться в аргументации и тонких дефинициях, способных замутить наше восприятие, необходимо сконцентрировать внимание на голых фактах. Во-первых, по своему собственному признанию, врач совершил уголовное преступление, а именно: преднамеренное убийство. Согласно любому американскому уголовному кодексу, прямое преднамеренное уничтожение человека - это уголовное преступление, для которого не могут служить оправданием соображения милосердия. Сам факт такой беспардонной публикации подтверждает, что убийство было совершено преднамеренно. Во-вторых, отвлекаясь от юридической стороны дела, необходимо отметить, что врач повел себя вопиюще безграмотно с точки зрения и профессиональных, и этических норм. Он не знал пациентки, гак как никогда её не видел раньше, он не изучил историю болезни и даже "не побеседовал с ней или её родственниками. Он также не поговорил с лечащим врачом. Он принял как недвусмысленную просьбу те единственные слова, с которыми она обратилась к нему: «Давайте покончим со всем этим». Он не позаботился выяснить, что конкретно она имела в виду, и насколько её слова были искренними. Он не нашел иных способов, чтобы успокоить пациентку и облегчить её страдания. Вместо покоя он дал ей смерть. Это - не гуманный и заботливый врач, со страхом и трепетом уступающий давлению и хорошо обдуманному желанию прекрасно известного ему пациента, для которого, действительно, не осталось иного исхода. Мы же имеем дело, по его собственному признанию, с импульсивным и в то же время хладнокровным техником-исполнителем, скрывающимся под маской сострадания и человеколюбия. (На самом деле столь бесцеремонный доклад и столь хладнокровное поведение заставляют сомневаться, не выдумана ли вся эта история?) В-третьих, отвлекаясь от юридической и профессиональной стороны дела, отметим, что этот врач нарушил один из самых первых и священных канонов медицинской этики: врачи не должны убивать. Поколения медиков и медицинских этиков подчеркивают и строго придерживаются различия между прекращением бесполезного лечения (или позволением умереть) и активным преднамеренным лишением жизни. Начиная по меньшей мере с клятвы Гиппократа, западная медицина расценивает убийство пациента, даже по его просьбе, как серьёзнейшее посягательство на самый глубокий смысл призвания врача. Не далее, как в 1986 году, Юридический совет Американской медицинской ассоциации, формулируя свою позицию по вопросу о лечении умирающего пациента, утвердил принцип, что «врач не должен намеренно вызывать смерть». Ни терпимость закона, ни самое лучшее обслуживание больного никогда не смогут сделать убийство этически оправданным в медицине.Поведение врача в данном случае непростительно. Однако действия редактора JAMA просто непостижимы. Ведь публикуя это сообщение, он сознательно рекламирует уголовное преступление и покрывает преступника. Он намеренно рекламирует грубейшее злодеяние на почве медицины и укрывает злоумышленника от профессионального расследования и осуждения, а также позволяет ему в принципе продолжать действовать в том же духе без возможности получить упрек или протест даже со стороны того врача, собственную пациентку которого он частным образом отправил на тот свет. Зачем? Согласно газетным сообщениям, редактор JAMA опубликовал статью для того, чтобы «вызвать дискуссию» по актуальной и противоречивой теме. Но разве таким должен быть тон престижного органа пашей почтенной профессии, когда он высказывается о факте медицинского убийства? Разве морально ответственно провозглашать вызов нашим самым главным моральным принципам без всякого замечания и комментария со стороны редактора, просто «ради дискуссии»? Порядочных людей вряд ли привлечет дискуссия о таких возмутительных деяниях как рабство, инцест или убийство тех, кто находится под нашей опекой. Что же следует предпринять? В данном случае порядок действий очевиден. JAMA должен добровольно передать всю информацию, имеющуюся у него по этому делу, судебным властям соответствующей юрисдикции. Имя врача должно быть сообщено дирекции больницы, медицинским обществам штата и округа для расследования и принятия мер. Совет по этическим и юридическим проблемам Американской медицинской ассоциации должен проанализировать случай так же, как и решение о его публикации. Как минимум этих шагов требует справедливость. Однако на «карту» поставлено больше, чем просто наказание правонарушителя. Испытанию подвергается сама «душа» медицины. Ведь это не тот периферийный случай, по поводу которого можно терпеть плюрализм и релятивизм мнений, а свободная от ценностей позиция в отношении сути дела может быть скомпенсирована процедурными предосторожностями, как это имеет место при получении информативного согласия или принятии обоснованного решения. Это также и не какая-нибудь проблема рекламы, распределения гонорара или сотрудничества с костоправами, которая затрагивает медицину только как предпринимательство. Нравственное ядро медицины - вот о чем здесь идет речь; если оно исчезает, если врачи станут убийцами или даже просто будут иметь право убивать, вся медицина как профессия, а также каждый врач в отдельности окажутся навсегда лишенными доверия и уважения, которые высказывает общество тем, кто лечит, успокаивает страдание и поддерживает жизнь при всей ее хрупкости. Ибо если власть медицины над жизнью будет равным образом использоваться как для лечения, так и для убийства, то врач скорее будет морально нейтральным техническим исполнителем, а не представителем моральной профессии. Наступают опасные времена для нашей профессии. «Общество Хемлок» и его союзники пытаются легализировать в судах и органах законодательства право на убийство врачом пациента по его просьбе. Высокая стоимость медицинских услуг для пожилых и людей, страдающих неизлечимыми заболеваниями, уже соблазняет некоторых врачей признать «сброшенными со счетов» пациентов, которые вовсе не выражали желания умереть. В Нидерландах, где барьеры, мешающие докторам убивать, уже разрушены, появилось множество хорошо документированных случаев загадочных и «непрошенных» убийств, совершенных врачами. Теперь не время для того, чтобы развертывать нейтральное обсуждение. Напротив, сейчас необходимо объединиться от имени самой медицинской профессии, чтобы защитить свои фундаментальные моральные принципы и предупредить любые попытки прямого и преднамеренного убийства со стороны врачей или их посредников. Мы призываем медицинских профессионалов и их руководство подумать и решить, теоретически и практически, как защитить нравственное ядро медицины и противостоять все более возрастающему давлению как изнутри, так и извне. Мы призываем врачей заявить о том, что мы никогда не согласимся заниматься убийством. Мы должны также сказать своим коллегам-врачам, что не потерпим убийства пациентов и будем принимать дисциплинарные меры против докторов, которые убивают. И мы должны заявить широкой общественности, что если она будет настаивать на допустимости или легализации активной эвтаназии, ей придется искать не врачей, а кого-то другого для осуществления убийств. Перевод с английского Н. П. ТИЩЕНКО.
Преступления против человечности как преступления против провидения
Понятие «преступление против человечности» сегодня вызывает споры среди юристов. Какие преступления можно (или нельзя) подводить под эту рубрику? Вопрос отнюдь не теоретический. Особенно оживленно спорят об этом во Франции: там в судах слушались подряд несколько дел по обвинению в таких преступлениях (самое известное из них - дело шефа лионского гестапо Клауса Барбье), а в Национальном собрании обсуждается проект нового уголовного кодекса. Французский суд сегодня признает преступлениями против человечности всякие жестокие действия, совершаемые против мирного населения и вообще гражданских лиц, а также жестокости и преследования в отношении любых лиц, предпринимаемые по политическим, расовым или религиозным мотивам. С преступлениями против гражданского населения все в общем более или менее ясно. Тягчайшее из таких преступлений - геноцид - даже четко определено в международной конвенции 1948 г. Когда людей убивают, либо намеренно помещают в условия, угрожающие их физическому или психическому здоровью или достоинству, не за то, что они сделали, а за то, чем или кем они являются - за национальность, расу, принадлежность к религиозным группам, - мы твердо можем говорить о геноциде или, по крайней мере, о преступлении против гражданского населения. Но вот с «жестокостью и преследованиями других лиц», к «гражданскому населению» не относящихся, вопрос сложнее. И адвокаты Клауса Барбье, известного как «палач Лиона», доказывали, что действия их подзащитного против борцов сопротивления в Лионе вообще не могут рассматриваться как преступления против человечности, и, значит, не наказуемы за давностью лет. Но апелляционный суд взглянул на дело несколько иначе, и родилось весьма впечатляющее определение с далеко идущими последствиями. К числу преступлений против человечности отнесены, в частности, «бесчеловечные действия и преследования, систематически совершаемые от имени государства, практикующего политику идеологической гегемонии, как против лиц, принадлежащих к определенным расовым, национальным и религиозным общностям, так и против всех противников этой политики». В проекте Уголовного кодекса Французской Республики к таким преступлениям относится и «преследование политической оппозиции в собственном государстве». Недавно на собрании Академии политических и моральных наук - одного из наиболее авторитетных объединений французских юристов и политологов - понятие преступлений против человечности предложили еще расширить. Из статута Нюрнбергского трибунала, где оно впервые было введено в юридическую практику, следует, что к подобным преступлениям можно причислять действия не только «законных властей», но и разного рода повстанческих «правительств», оккупационных режимов или режимов стран-сателлитов. Юристы оценили формулировку апелляционного суда по делу Барбье - «политика идеологического доминирования» - как исключительно удачную. «Это - политика не просто тоталитарная. Ее авторы и исполнители претендуют на то, чтобы изменить мир, человека, жизнь, подчинив их своей идеологии... Виновные в этом не просто отрицают за своей жертвой достоинство и права человека, низводят ее до простого объекта - они претендуют на то, чтобы изменить по своей прихоти весь порядок творения. Преступления против человечности превращаются здесь в пароксизм гордыни, вызов Провидению». MORIAR STANDO П.Д. Тищенко // Человек. 1993. № 2. С. 52-54, 61.
Тищенко Павел Дмитриевич - кандидат философских наук, сотрудник Института философии Российской академии наук, специалист в области философских вопросов естествознания. Постоянный автор журнала. Date: 2016-11-17; view: 281; Нарушение авторских прав |