Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники формирования оборотного капитала предприятия.





Источники, из которых формируются оборотные средства, отра­жаются в пассиве бухгалтерского баланса. Традиционные источники формирования оборотного капитала организации можно разделить на следующие группы:

• собственные источники — собственный капитал;

• средства, приравненные к собственным, — устойчивые пассивы;

• заемные источники — краткосрочные кредиты банков;

• товарный кредит;

• привлеченные средства — кредиторская задолженность пред­приятия.

Собственные источники наиболее важны, так как от их удель­ного веса в общем финансировании оборотных активов зависит финансовая устойчивость организации. Собственный оборотный ка­питал обеспечивает имущественную и оперативную самостоятель­ность и формируется из средств уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, а также целевых поступлений и фи­нансирования, а также нераспределенной прибыли.

Первоначально формирование собственного капитала осуществ­ляется в момент создания организации. Она обеспечивается основ­ными и оборотными средствами, необходимыми для осуществления коммерческой деятельности в размерах, определенных учредитель­ными документами. В этих целях в зависимости от организацион­но-правовых форм формируется уставный (складочный, паевой) ка­питал, что относится к корпоративным коммерческим организаци­ям — хозяйственным обществам, хозяйственным товариществам и производственным кооперативам, или уставный фонд – на унитарных и федеральных казенных предприятиях.

Часть средств, инвестированных учредителями, направляется на приобретение производственных запасов, поступающих в производство для изготовления товарной продукции, выполнения работ, оказания услуг.

В дальнейшем пополнение оборотных средств, авансируемых организацией на возобновление производственного цикла, может осуществляться за счет полученной выручки от продажи продукции и собственных средств, полученных организацией в процессе деятельности, главным образом за счет части нераспределенном прибыли, которая направляется на пополнение оборотных средств и финансирование их прироста. Это зависит как от накопленной нераспределенной прибыли прошлых лет, финансовых результатов текущего года, намечаемых направлений использования прибыли (инвестирования в капитальные вложения, выплаты доходов собственникам, расходования на потребление работникам, на социаль­ные нужды и т.п.), так и от изменения норматива оборотных средств, от возможностей привлечения иных источников.

В условиях полной хозяйственной самостоятельности, когда ор­ганизации наделены широкими полномочиями в распоряжении собственным имуществом, в том числе и денежными средствами, в их обороте могут находиться прочие собственные средства в виде временно не используемых фондов денежных средств.

Средства этих фондов, имеющих целевое назначение, в совре­менных условиях вовлекаются в текущий оборот по приобретению производственных запасов, покрытию затрат, связанных с сезон­ным характером производства, особенностями отгрузки готовой продукции, спецификой осуществления расчетов и т.п.

Все это нарушает принцип целевого использования перечис­ленных фондов денежных средств. Однако в условиях нестабильной экономической ситуации такой путь позволяет расширить финан­совые вложения в оборотный капитал и одновременно решить за­дачи по стабилизации величины собственного капитала, вложенно­го в текущий оборот. Этот путь в известной мере уменьшает зави­симость организаций от заемных средств и в конечном итоге ведет к повышению их платежеспособности и ликвидности.

Кроме собственных финансовых ресур­сов в обороте организации находятся заемные средства, основу которых составляют краткосрочные кредиты банков и займы.

Заемные источники для пополнения оборотных средств тради­ционно включают краткосрочные ссуды коммерческихбанков, кото­рые выдаются на основе кредитных договоров. Они используются для создания сезонных запасов сырья и материалов, временного недостатка собственных оборотных средств и т.п.

Коммерческие кредиты — это кредиты других организаций, ко­торые предоставляются в виде займов, авансов и векселей для осу­ществления расчетных операций.

Несмотря на повышение роли заемных средств в формировании оборотного капитала, далеко не все организации имеют возмож­ность привлекать заемные средства для его пополнения, что связа­но с дороговизной кредитных ресурсов.

Следует отметить, что использование векселя в качестве пла­тежного средства еще не получило должного распространения.


Между тем привлечение заемных средств экономически оправ­данно, так как покрывает временную дополнительную потребность организации в оборотных средствах.

К привлеченным организацией в хозяйственный оборот средст­вам относится кредиторская задолженность, которая представляет собой бес­платный денежный ресурс, возникающий вследствие существующего порядка оплаты готовой продукции и услуг. В отличие от устой­чивых пассивов, кредиторская задолженность — не планируемый источник формирования оборотных средств. Однако в большинстве случаев кредиторская задолженность возникает в результате нарушения расчетно-платежной дисциплины и вследствие несоблюдения организацией сроков оплаты продукции и расчетных документов.

 

Тема 8

Финансовый план промышленного предприятия (Баланс доходов и расходов)

Экономическое содержание и место финансового планирования в осуществлении хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников, отношений хозяйствующего субъекта.

Планирование — это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определении путей их наиболее эффективного достижения.

Сложившаяся уже за последнее десятилетие система финансового. планирования в организациях имеет ряд серьезных недостатков.

1. Процесс планирования по традиции начинается с производства, а не со сбыта продукции.

2. Планирование сегодня — процесс очень трудоемкий. Существующие планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное число документов, большинство из которых не при­годны для использования финансовой службой в целях анализа и
корректировки действий.

3. Процесс финансового планирования затянут во времени, что не
позволяет использовать плановые показатели для принятия оператив­ных управленческих решений, так как они больше отражают историю.

4. При планировании преобладает затратный механизм ценообразования: оптовая цена предприятия формируется без учета рыноч­ной конъюнктуры.

5. На предприятиях, как правило, отсутствие разделение затрат на переменные и постоянные, не используется понятие маржинальной прибыли, не всегда проводится анализ безубыточности продаж.

6. В процессе финансового планирования не оценивается эффект операционного рычага, не ведется расчет запаса финансовой прочности.

7. Существующая система планирования не дает возможности проводить достоверный анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности на рынке.

Западная финансовая наука рассматривает финансовое планирование не только как главную функцию финансового менеджмента, но и как индикатор эффективности всей деятельности организации. Большинствороссийских предприятий еще не приобщились к управлению финансами через механизм финансового планирования. Это вызвано рядом причин:

Ø отсутствием ясных целей и понимания миссии организации ее руководством;

Ø трудностями многих хозяйствующих субъектов при определе­нии реальной потребности в текущих ресурсах (производственные, трудовые и т.п.);

Ø недостаточным умением современной российской организа­ции ориентироваться в рыночной ситуации, так как планы и финансовые средства им уже не отпускают «сверху»;


Ø отсутствием на современных предприятиях отлаженной сис­темы представления достоверной информации в нужное вре­мя, нужным людям, в нужные сроки.

Однако наряду с осознанной необходимостью широкого приме­нения современного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях:

• высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость за­трудняет планирование);

• незначительная доля предприятий, располагающих финансо­выми возможностями для осуществления серьезных финансо­вых разработок;

• отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечест­венного бизнеса.

Большие возможности для осуществления эффективного фи­нансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высоко­квалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.

Основные задачи финансового планирования на предприятии следующие:

• обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

• определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

• установление рациональных финансовых отношений с бюд­жетом, банками и контрагентами;

• соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

• контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Отечественная финансовая наука выработала ряд принципов финансового планирования.

1. Научность финансового планирования отражает состояние раз­вития финансовой науки и требует совершенствования методов раз­работки финансовых планов. На этой основе возможно неуклонное повышение качества финансовых планов и их роли в эффективном управлении финансами организаций. Более полный учет реальных экономических условий, объективных законов рыночной экономики, силы их действия в конкретных ситуациях ведет к появлению новых схем и моделей финансового планирования, позволяющих более полно учесть специфику финансов различных отраслей экономики и даже отдельных хозяйствующих субъектов.

2. Целевая направленность финансового планирования — один из основных принципов организации управления финансами. В соответствии с ним необходимо, прежде всего, четко сформулировать миссию организации и определить те стратегические цели, в решении которых большое значение отводится финансовым планам. Целевая направленность не остается неизменной: она меняется на каждом этапе жизненного цикла организации.


3. Системный характер планирования состоит в том, что финансовое планирование представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов (финансовые планы или бюджеты всех структурных подразделений хозяйствующего субъекта), которые направлены на достижение стратегической цели организации.

4. Координация финансовых планов заключается в том, что финансовые планы всех структурных подразделений взаимосвязаны и взаимозависимы.

5. Непрерывность и гибкость процесса финансового планировании - это важнейшая предпосылка эффективного управления финансами, состоит в систематической разработке и корректировке всех планов организации (план продаж — план производства — план закупок).

6. Соответствие источников финансирования цели их привле­чения. Инструмент должен соответствовать цели. Например, для модернизации основных фондов целесообразно привлекать долгосрочные источники финансирования, для покупки дополнительных оборотных средств — краткосрочные.

7. Обеспечение ликвидности и финансовой устойчивости организации при финансовом планировании ее деятельности. Например, сумма оборотных средств организации должна всегда превышать сумму его краткосрочной задолженности.

Объектом финансового планирования организации служат все виды ее деятельности: текущая (операционная), инвестиционная и финансовая и их отдельные элементы:

• выручка от продажи продукции;

• прибыль и ее распределение;

• объем платежей в бюджетную систему в форме налогом и сборов;

• взносы в государственные внебюджетные фонды в форм, единого социального налога;

• объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;

• объем капитальных вложений и источники их финансирования;

• плановая потребность в оборотных средствах и финансирова­ние их прироста.

 

Финансовый план промышленного предприятия. Его содержание и структура.

Одним из наиболее распространенных видов перспективного планирования является бизнес-план (рис. 8.2.1.).

ФИРМА

 

Экономическая идея   Ресурсы фирмы

 

       
   


Проблема осуществимости идеи

 

Процесс бизнес-планирования

 

Капитал инвестора   Капитал фирмы

 

Общий капитал

       
 
 
   

 


Общая прибыль

 

 

Распределение общей прибыли

 

       
   


Прибыль инвестора

 

Прибыль фирмы

 

.

 

Он представляет собой прогноз предпринимательской деятельности, разработку стратегии и реального плана финансово-коммерческих мероприятий на перспективу. Он описывает основные аспекты будущего проекта, выявляет и анализирует проблемы, с которыми предприниматель может столкнуться при реализации своих целей в условиях рыночной экономики, и определяет способы и конкретные пути решения этих проблем. Преимуществами бизнес-плана является то, что он позволяет проанализировать собственные идеи, проверить их реалистичность, оценить затраты, определить прибыльность, рентабельность и источники финансирования планируемого коммерческого мероприятия, оценить риск.

Бизнес-план может иметь различные формы представления. Основными моментами, которые в нем отражены, являются: описание преимуществ проекта; описание товара, ради которого задумывается проект; оценка рынка сбыта товара; оценка рыночной конъюнктуры; оценка информации и о конкурентах: описание основных элементов плана маркетинга; описание производства; описание организационной схемы реализации мероприятия; планирование работы персонала; проработка правовых аспектов мероприятия; оценка, прогнозирование и управление разного рода рисками; разработка финансового плана (прогноза) коммерческого предприятия и выработка стратегии его финансирования.

Итогом бизнес-плана является разработка финансового плана (прогноза) коммерческого мероприятия и разработка стратегии финансирования. Эти разделы призваны обобщить все предшествующие материалы и представить их в стоимостном выражении. Как правило, это сводится к подготовке следующих документов: прогноз объемов реализации; баланс денежных расходов и поступлений; прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия; прогнозируемый отчет о прибыли; сводная таблица доходов и затрат; график достижения безубыточности; таблица условий безубыточности и другие вспомогательные таблицы. На основании финансового плана определяются решения, связанные с вопросами стратегиифинансирования: определяется, сколько нужно средств для создания или развития предприятия; откуда намечается получить деньги и в какой форме; когда можно ожидать полного возврата авансированных средств и получения инвесторами дохода и другие.

Оперативные финансовые планы предприятия. Контроль за выполнением плана предприятии.

Оперативное внутрифирменное планирование представляет собой разработку оперативных финансовых планов: кредитного плана, кассового плана, платежного календаря и других.

Кредитный план – план поступлений заемных средств и возврата их в намеченные договором сроки.

Кассовый план – план оборота наличия денежных средств, отражающих поступления и выплаты денег через кассу предприятия. Составляется на кварталы. Состоит из четырех разделов:

Ø поступление наличных денег;

Ø расход наличных денег;

Ø расчет выплат заработной платы;

Ø календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней выплат.

Платежный календарь – это план рациональной организации оперативной деятельности компании. В календаре взаимосвязаны все источники поступлений денежных средств (выручка от реализации, кредиты и займы, прочие поступления) с расходами на осуществление финансово-коммерческой деятельности. Он охватывает движение всех денежных средств предприятия. Используется для контроля за платежеспособностью и кредитоспособностью. Составляется по всем статьям денежных поступлений и расходов, проходящих через расчетный и ссудный счета банка. Разрабатывается путем уточнения и конкретизации плановых показателей за квартал и их разбивки по месяцам, неделям и так далее.

Составление платежного календаря проводится в несколько этапов:

Этап 1. Занесение плановых выплат и поступлений по операционной деятельности.

Этап 2. Занесение данных на оплату и поступлений по инвестиционной деятельности.

Этап 3. Занесение плановых выплат и поступлений по финансовой деятельности.

 

Этап 4. Формирование промежуточного сальдо движения денежных средств.

Этап 5. Определение необходимости дополнительного финансирования или возможности краткосрочного инвестирования

Этап 6. Формирование итогового сальдо денежных средств.

Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках организации.

Бюджетирование как инструмент финансового планирования.

Бюджетирование – это:

• Один из основных инструментов управления компанией.

• Процесс согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью построения и исполнения взаимосвязанных бюджетов и экономических показателей, позволяющих определить вклад каждого подразделения и каждого менеджера в достижение общих целей.

Бюджет – это:

• Количественное выражение плана, способ координации и контроля за его выполнением.

• Финансовый до­кумент, содержащий плановые показатели деятельнос­ти организации на ближайшую (операционную) перспективу.

Каждый отдельный бюджет име­ет строго целевое назначение. Основной бюджет (главный бюджет) охватывает производство, реали­зацию, распределение и финансирование.

Цель вве­дения системы бюджетирования - достижение целей самой организации. Сущность бюджетирования состоит в том, что, исходя из стратегических и тактических целей, планируется деятельность организации, которая воплощается в конкретных показате­лях бюджетов, нацеленных на выполнение определенных корпоративных задач, и дан­ные которых идентифицируются средствами бухгалтерского учета.

Задачи бюджетирования:

1) Определение ключевых показателей оценки финансово-хозяйственной деятельности компании в целом и отдельных ее структурных подразделений;

2) Постановка задач перед руководителями компании и их мотивация на достижение поставленных целей;

3) Координация действий подразделений компании и рациональное распределение человеческих, материально-технических и финансовых ресурсов между ними;

4) Контроль над достижением запланированных производственных и финансово-экономических показателей;

5) Анализ отклонений от планов и выработка мероприятий по их ликвидации.

Функции бюджетирования:

1. Инструмент текущего (краткосрочного) планирования. Бюджет указывает пути использования ресурсов с учетом имеющихся в данный момент и ожидаемых в ближай­шем будущем рыночных возможностей и оптимальной эффек­тивности (способности организации достигать поставленные цели, выраженные в виде финансовых показателей). Это направлено на предусмотрение возможных пробле­м и путей их разрешения.

2. Контроль и оценка результативности деятельности на сравнении фактически достигнутых и плановых (бюджетных) показателей с целями организации (контроль с прямой связью). Бюджет позво­ляет проконтролировать воздействие множества факторов, влия­ющих на конечный результат.

3. Сокращение издержек путём привязки затрат к адресам их возникновения.Это устраняет конфликт между руководством предприятия (стремящемся уменьшить затраты) и её сотрудниками (хотят увеличить затраты). Также это заставляет подразделения искать возможность сокращения накладных расходов без ущерба для качества, что приводит к значительному сокращению затрат всей организации.

4. Выделение наиболее и наименее эффективных направлений деятельности. Это позволяет стимулировать приоритетные направления деятельности и сокращать финансирование менее эффективных направлений.

5. Обеспечение высокой стабильности бизнеса, поскольку позволяет развивать несколько независимых друг от друга направлений деятельности. Неудача подразделения по максимуму может привести только к его ликвидации и не нанесет серьезного ущерба всей организации. Оперативное прогнозирование обеспеченности предприятия денежными средствами, улучшение ликвидности.

6. Критерии эффективности работы менеджеров. Раз­личные составляющие бюджета определяют сферу ответственно­сти менеджеров. Степень выполнения бюджета, входящего в сферу ответственности линейного руководителя, часто становится ос­новой для оценки деятельности самого менеджера.

7. Средства мотивации. Центры финансовой ответственности (ЦФО) или подразделения получают бонус от прибыли или от снижения затрат, или в зависимости от скорости выхода на самоокупаемость. Также это стимулирует инновационную инициативу и рационализаторскую деятельность как в интересах собственного подразделения, так и в интересах всей организации.

8. Формирование коммуникационной среды и координация между подразделениями. Коммуникационная роль бюджети­рования будет особенно эффективна, если построить эту систе­му в виде комбинации восходящих и нисходящих потоков информации.

9. Экономия времени через использование операций и статусовбюджетов, а также ведется контроль процесса разработки и заполнения данных при автоматизации бюджетирования.

Тема 9







Date: 2016-11-17; view: 352; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию