Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Информацию о том, как автор организует эту фактическую информацию; данную информацию принято называть метатекстом. 2 page
Сложные: совмещают в себе записи двух видов. Каждый тезис освещает особую микротему и составляет обычно отдельный абзац. В отличие от плана, который даже в развернутой форме только называет рассматриваемые вопросы, тезисы должны раскрывать решение этих вопросов. Логика изложения в тезисах должна быть по возможности обозначена формально или/и графически. Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть следующим: - вводные слова в начале каждого тезиса; - оппозиционные фразы (внешние факторы – внутренние причины); - классификационные фразы (поле глаголов движения, поле глаголов состояния). Графически логика изложения может быть подчеркнута нумерацией каждого тезиса. В учебных текстах присутствую слова-ориентиры, которые выполняют различные функции: а) изложение результатов рассуждений автора (разъясняет, считает и др.) б) выражение последовательности изложения(вначале, затем и др.) в) характеристика причинно-следственных связей текста г) противопоставление фактов д) подчёркивание главных положений текста е) изложение результатов рассуждений автора. Отметим правильную последовательность элементов текста раздела учебника и правильную последовательность работы над учебным текстом. Правильная последовательность элементов текста раздела учебника: квалификация объекта, основанная на описании – объяснение квалификации – демонстрация логического вывода – обобщение через доказательство и сравнение – коррекция материала – комментирование способов получения представленных выводов. Правильная последовательность работы над учебным текстом: постановка вопросов к тексту – составление плана – тезирование – комментирование – составление сводной таблицы. 7.9 Конспектирование Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта. Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. В конспекте важно отразить О ЧЕМ говорится, ЧТО утверждается и КАК доказывается. С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику - интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов: - плановыйконспект: составляется при помощи предварительного плана, каждому его пункту соответствует определенная часть конспекта; - конспект-схема: содержание выстраивается в виде схем, отражающих логические связи; - текстуальный конспект: составляется чаще всего из цитат, которые связаны логическими переходами; - свободный конспект: представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов; - тематический конспект: не отражает всего содержания текста, отрабатывает только определенную, конкретную тему, отвечает на поставленный вопрос: а) хронологический – отражает хронологическую последовательность событий на фоне показа самих событий; б) обзорный – раскрывает конкретную тему с использованием чаще всего нескольких источников. Конспекты делятся на интегральные и селективные. Интегральный конспект включает всю смысловую сетку первоисточника. Селективный конспект включает отдельные элементы первоисточника. Таблица 7.3 - Этапы подготовки конспекта
Правила работы над конспектом: 1 Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные. 2 Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его. 3 Составить план - основу конспекта. 4 Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений. 5 Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении. 6 Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста. 7 Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений. 8 Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы. Помните! Остерегайтесь многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить стилистическую особенность текста в ущерб его логике. При частичном конспектировании допускается опускать такой элемент идеального конспекта, как план (элементы идеального конспекта: вопросы, тезисы, план, комментирование).
7.10 Аннотирование Аннотация - сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника) с точки зрения ее содержания и назначения. Аннотация дает ответ на вопрос, О ЧЕМ говорится в первичном документе. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция.Классификацияаннотацийосуществляетсяпоадресату, пообъёму, поналичиюавтора. К числу компонентов аннотации относятся: определение темы, указание адресата, характеристика цели. К числу факультативных компонентов аннотации относятся: инструкции по использованию издания, сведения об авторе, характеристика оформления. Таблица 7.4 - Виды аннотаций
Основные требования, предъявляемые к аннотации - Композиция внутренне логична и может отличаться от композиции исходного текста. - Отбор сведений, формулирование и их расположение зависят от характера аннотации. - Язык отличается лаконичностью, простотой, ясностью. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. - Средний объем – 500 печатных знаков, реже – 800-1000. Аннотация имеет две обязательные части: - Содержательная характеристика первоисточника, цель автора. - Адресат аннотируемого текста. - Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные части: - Композиция, структура первичного текста. - Иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике. Перечисленные смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише. 1 Характеристика содержания текста: - В статье (книге) рассматривается… - В книге изложены… - Статья посвящена… - В статье даются… - В основу работы положено… - Автор останавливается на следующих вопросах… - Автор затрагивает проблемы… - Цель статьи - показать… - Цель автора - объяснить (раскрыть)… - Целью статьи является изучение… - Автор ставит своей целью проанализировать…
2 Композиция работы: - Книга состоит из… глав (…частей)… - Статья делится на … части - В книге выделяются … главы 3 Назначение текста: - Статья предназначена (для кого; рекомендуется кому)… - Сборник рассчитан… - Предназначается широкому кругу читателей… - Для студентов, аспирантов… - Книга заинтересует… Знание правил составления аннотации способствует адекватному извлечению основных положений источника по теме исследования, а также оформлению материалов в соответствии с требованиями нормативных документов. Аннотации позволяют экономить время на поиск и сбор научной информации, необходимой студенту.
7.11 Реферирование Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста. Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Виды рефератов: монографические, обзорные, аспектные, информативные, индикативные (отвечают на вопрос: следует ли обращаться к первоисточнику). В процессе реферирования главная информация корректируется незначительно. Цель реферата – ответ на вопрос, ЧТО ИМЕННО говорится в работе нового, существенного. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Приведём правильную последовательность операций, осуществляющихся в процессе реферирования: осмысление текста – аналитико-синтетическое преобразование – создание нового текста. Таблица7.5 - Виды рефератов
Также реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника. 1 Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме. - Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения. - Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста. 2 Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом: - Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу. - Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы. В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента: - библиографическое описание, - собственно реферативный текст, - справочный аппарат. Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию: 1 Вступление. Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана. 2 Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике. 3 Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника. 4 Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста. Таким образом, реферат имеет следующие признаки: - содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника; - содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок; - имеет постоянные структуры: заголовочную часть с библиографическим описанием, собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называются основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы. В реферате используются речевые клише, характерные для данного жанра научного стиля речи: - Автор останавливается на вопросе… - Он анализирует… - Оценивая, он отмечает… - Далее автор рассматривает… - При этом он отмечает… - Самым серьезным последствием этого является… - Отсюда автор делает вывод, что… - Задача, по мнению автора, заключается в том, чтобы… - Автор рассматривает… При написании курсовых и дипломных работ особенно важны для студентов информативные рефераты. Их можно прочесть в реферативных журналах. Реферативный журнал – это периодическое издание, в котором публикуются главным образом рефераты. Реферативный журнал ориентирует специалистов в текущей и ретроспективной информации, знакомит с новейшими исследованиями и, что немаловажно, экономит время. Реферативные журналы издают: - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ); - Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН). Учебный реферат. Исследовательская работа начинается с составления учебного реферата. В нем рассматривается суть исследуемой проблемы, приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Примерная структура учебного реферата: - Титульный лист. - Оглавление. - Введение: определяется актуальность темы, формулируется суть исследуемой проблемы, указываются цель и задачи реферата. - Основная часть: доказательно раскрываются отдельные вопросы, причем каждый раздел оказывается продолжением предыдущего. - Заключение: подводятся итоги и дается обобщенный вывод. - Список литературы: Оформляется по существующему ГОСТу, при разработке реферата используется не менее 7-10 различных источников. - Приложение: приводятся таблицы, схемы, графики, макеты (необязательная часть). Объем реферата в среднем должен составить 20-25 страниц печатного текста. На титульном листе реферата пишется: название кафедры, тема реферата без кавычек, название группы, год написания. Этапы работы над рефератом: 1 Выбор проблемы, ее обоснование и формулирование темы. 2 Изучение основных источников по теме. 3 Составление библиографии. 4 Конспектирование или тезирование необходимого материала. 5 Систематизация зафиксированной и отобранной информации. 6 Определение основных понятий темы. 7 Корректировка темы и основных вопросов анализа. 8 Разработка логики исследования проблемы, составление плана. 9 Реализация плана, написание реферата. 10 Самоанализ, предполагающий оценку новизны, степени раскрытия сущности проблемы, обоснованности выбора источников и оценку объема реферата. 11 Проверка оформления списка литературы. 12 Оформление реферата и проверка текста с точки зрения грамотности и стилистики.
7.12 Рецензирование Рецензия – разбор и оценка научного произведения, указывает на достоинства и недостатки, высказывает оценку, мнение при детальном анализе. К числу коммуникативных целей рецензии относятся: а) сообщение об исходном тексте; б) характеристика оформления первичного текста; в) критическая оценка исходного текста. К числу особенностей научной рецензии относятся: логичность построения, высокий уровень абстракции, использование оценочно-экспрессивных элементов. Типовой план рецензии: 1 Вступление. 1.1Актуальность темы. 1.2Объект (предмет) исследования. 1.3 Структура текста. 2 Основная часть. 2.1 Краткое содержание. Формировка основного тезиса. 2.2 Общая оценка. 2.3 Недостатки, недочеты. 3 Заключение: выводы, итоговая оценка, пожелания автору. Рецензии свойственны следующие речевые формы: рассуждение, повествование, описание. Речевая форма РАССУЖДЕНИЕ в рецензии составляет основу оценочной части (в рецензии есть информативная и оценочная части). Речевая форма ПОВЕСТВОВАНИЕ в рецензии может использоваться в информационной части. Информационная часть рецензии также реализуется в речевой форме ОПИСАНИЕ. Для написания рецензии используются речевые стандарты.
7.13 Речевые стандарты для оформления рецензии Объект анализа – книга, статья в журнале, кандидатская диссертация, автореферат, дипломный проект и т.д. – принято называть: работа автора, рецензируемая работа и.т.д. Актуальность темы раскрывают с помощью словосочетаний: «работа посвящена актуальной теме…», «Автор посвятил свою работу…», «Актуальность темы обусловлена…»и.т.д. Краткое содержание включает в себя перечисление имеющихся введения, глав, разделов, заключения, всех приложений, указание числа страниц, рисунков, источников, упомянутых в библиографии и т.д. Например: «В начале работы (статьи, монографии, дипломной работы …) автор указывает, что…»; «Автор анализирует имеющуюся литературу по этой проблеме…»; «Показывает несостоятельность позиций своих оппонентов…»; «Рассматривает вопрос о …»; «… доказывает, что…»; «…утверждает, что…»; «.. приходит к выводу о том, что…»; Основной тезис формулируется с использованием следующих, например, выражений: «Центральным вопросом работы является вопрос о …»; «В статье на первый план выдвигается вопрос о …»; Положительная оценка анализируемого произведения может быть дана с помощью фраз и выражений: «Безусловным (очевидным, главным) достоинством работы является актуальность поднятых в ней проблем»; «Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена…»; «… дается интересный анализ современного этапа…»; «… представлены разные точки зрения по вопросу…»; «Работа отличается высокой информативностью…»; «.. богатым фактическим материалом…»; «… нестандартным подходом к анализу поднятых проблем…»; «Автор справедливо отмечает…»; «… убедительно показывает…»; «… аргументированно обосновывает…»; «… четко определяет…»; «… детально анализирует…»; «… доказательно критикует…»; «… тщательно рассматривает…»; «… удачно решает вопрос…»; «… обоснованно опровергает тезис о том, что…»; «Автор прав, утверждая, что…»; «Трудно не согласиться с тем, что (а автором в том, что…)…»; Неоднозначная оценка: «Излагая аргументацию автора, необходимо отметить ряд спорных моментов»; «Однако эта интересная мысль не подкрепляется фактами, что делает в данном случае рассуждения автора декларативными, но в целом работа заслуживает положительной оценки»; «Справедливо указывая на… автор ошибочно полагает, что…» «В подтверждение этого тезиса автор приводит ряд аргументов, которые не всегда представляются убедительными…»; «Несмотря на несогласие с рядом положений данной работы, нельзя недооценивать ее значение и актуальность для…»; «Замеченные недостатки носят локальный характер и не влияют на конечные результаты работы…»; «Отмеченные недочеты не снижают высокого уровня работы в целом…». Отрицательная оценка: «Сомнение вызывает целесообразность (продуктивность, корректность) такого подхода…»; «К недостаткам работы следует отнести излишнюю категоричность выводов автора…»; «Существенным недостатком работы является…»; «Слабой стороной работы является…»; «Говоря о сложных проблемах, автор не дает четкой характеристики…»; «автор упускает из виду…»; «Автору не удалось показать…»; «К недочетам работы следует отнести…». Выводы: «В целом, на наш взгляд, это интересная и полезная работа»; «таким образом, рассматриваемая работа заслуживает положительной (высокой) оценки…»; «Представляется, что в целом работа (статья) имеет важное значение…»; «Приходится признать, что поставленная автором цель не достигнута и его текст нуждается в коренной переработке». В жанре научной рецензии доминирует объективная модальность.
7.14 Лексика научного стиля Стремление научного стиля к точности проявляется на уровне лексики в том, что значительное место в ней занимает специальная лексика – научная терминология. Термины. Так как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы - термины. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки. Термин является основной лексической и понятийной единицей научной сферы человеческой деятельности. В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20% общей лексики данного стиля. В приведенном фрагменте научно-популярного текста термины выделены особым шрифтом, что позволяет увидеть их количественное преимущество по сравнению с другими лексическими единицами: «К тому времени физики уже знали, что эманация - это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть инертный газ; его порядковый номер - 85, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа – 222». Для терминов как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже - в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила - величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах.) Общенаучная и абстрактная лексика. Другим важным компонентом лексики научного стиля является общенаучная лексика: число, система, функция, значение, элемент, процесс, множество, вещество, плоскость Общенаучная лексика доминирует в гипотезе (положение, истинность которого должна быть доказана).. Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика): творчество, самосознание, осмысление, интенсивность. Одной из особенностей употребления общенаучных слов (как и терминов) является их многократное повторение в научном тексте. Повторение одних и тех же слов в узком контексте в художественной речи является дефектом, а в научной речи – это закономерность, стилевая примета. О.Д. Митрофанова в работе "Язык научно-технической литературы" (М.: Изд-во МГУ, 1973. С. 30, 31) отмечает однообразие, однородность лексики научного стиля, что приводит к увеличению объема научного текста за счет многократного повторения одних и тех же слов. Так, по ее данным, в текстах по химии на объем текста в 150 тысяч лексических единиц приведенные ниже слова употреблены следующее число раз: вода - 1431, раствор - 1355, кислота - 1182, атом – 1011. Фразеология научного стиля. Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в …, представляет собой…, состоит из… В языке науки наиболее употребительными являются имена существительные и прилагательные, а глагол занимает лишь третье место. На доминирующую роль имени неоднократно указывают многие лингвисты, по-разному обозначающие эту тенденцию – «номинативность», «именной характер», «субстантивность» научной речи. В научном тексте в среднем существительных употребляется в 4 раза больше, чем глаголов. Например, подсчитано, что в текстах по радиотехнике существительные составляют 48%, прилагательные -14%, глаголы – лишь 13%.
7.15 Употребление существительных в научной речи Больший процент существительных в научном стиле имеет абстрактное значение. Преобладают неодушевленные существительные, увеличивается использование слов среднего рода и форм единственного числа, что обусловлено широким употреблением в научной речи слов, выражающих отвлеченные понятия (исчисление, вычитание, рассуждение). Увеличение числа существительных происходит за счет производных от глаголов, прилагательных и наречий: широко употребляются отглагольные существительные (измерить – измерение, делить – деление) либо существительные, выражающие абстрагированный признак (точный – точность, четко формулировать – четкость формулировки). Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк - хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Еще одной тенденцией, характерной для научной речи, является то, что существительные, не имеющие в общелитературном языке форм множественного числа, в научном тексте их приобретают. Это вещественные имена (масла, соли, граниты) (употребление в научном стиле вещественных существительных в форме множественного числа является признаком абстрагированности); отвлеченные существительные, обозначающие качества, свойства предметов (емкости, мощности, плотности); отглагольные образования (включения, напряжения, перемещения). Следует отметить, что существительные в Р.п. выступают в функции дополнения (обмен веществ, коробка передач и др.).
7.16 Употребление прилагательных и местоимений в научной речи Date: 2016-11-17; view: 342; Нарушение авторских прав |