Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диалектизмы и профессиональная лексика
Диалектизмы и профессионализмы относятся к лексике ограниченного употребления, поэтому их использование в речи имеет свои особенности и ограничения. Диалектизмы в науке о культуре речи понимаются двояко. С одной стороны, под диалектизмами понимаются языковые явления (фонетические, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические), которые характерны для определенной местности и не имеют всеобщего распространения.С другой стороны, диалектизмы – это диалектные слова, употребленные в общем обиходе, прежде всего в художественной литературе, с особыми стилистическими целями – для создания местного колорита и для речевой характеристики персонажей. Многие русские писатели и поэты (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Н. С. Лесков, М. А. Шолохов, В. М. Шукшин, В. П. Астафьев и др.) умело и умеренно употребляли диалектизмы в своих художественных произведениях. См. напр., диалектизмы в художественных текстах: Все вечера, а то и ночи сидят [ребята] у огончиков, говоря по-местному, да пекут опалихи, то есть картошку (Ф. Абрамов). – Не ешь, вот и слабость, – заметила старуха. – Может, зарубим курку – сварю бульону? Он ить скусный свеженькой-то... – Не надо. И поисть не поем, а курку решим... – Хоть счас-то не ерепенься!.. Одной уж ногой там стоит, а ишо шебаршит ково-то(В.). Однако злоупотребление же диалектизмами в художественной литературе и в публицистике затрудняет восприятие текста, снижает его художественную значимость. Настойчивое желание писателей, пишущих на деревенские темы, придать местный колорит своим произведениям было высмеяно И. Ильфом и Е. Петровым в романе «Золотой телёнок»: … Будь на месте Остапа какой-нибудь крестьянский писатель-середнячок из группы «Стальное вымя», не удержался бы он, вышел бы из машины, сел бы в траву и тут же на месте начал бы писать на листах походного блокнота новую повесть, начинающуюся словами: «Инда взопрели озимые. Рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучи по белу светушку. Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заколдобился …» Нарушением нормы будет и употребление в литературной речи без специальной стилистической цели профессиональной лексики (профессионализмов). Подобная речевая ошибка приводит к нарушению чистоты речи, зачастую к ее непонятности, а также к стилистической неоднородности текста. Профессиональная лексика (профессионализмы) – это лексика, свойственная данной профессиональной группе, используемая в речи людей, объединенных общей профессией. Например, в речи шахтеров: выдать на-гора (из шахты на поверхность земли); в речи охотников: муравьятник, овсяник, стервятник (названия бурого медведя), яровик, листняк, травник, листопадник, наставник (названия зайцев); в речи моряков: склянка (полчаса), кок (повар на судне); в речи собаководов: густопсовый, подуздоватый, выжлятник (названия качеств и свойств собак); подвал (в речи полиграфистов: статья, занимающая низ газетной полосы); Использование профессиональной лексики может быть оправдано стремлением к речевой типизации (профессионализмы становятся средством речевой характеристики персонажа), а также попыткой образного переосмысления специального слова в художественном контексте. Date: 2016-11-17; view: 295; Нарушение авторских прав |