Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Употребление антонимов





Антонимы (от греч. anti‘против’ и onyma‘имя’) – это слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом проти­воположные значения: работа – отдых, глубокий – мелкий, лю­бить – ненавидеть, весело – грустно.

Антонимы есть не у всех слов. Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположного. Поэтому особенно много антонимов среди имен прилагательных, выражающих понятия качества (хороший – плохой), различные ощущения (твердый – мягкий, горячий –холодный, мокрый – сухой, сладкий – горький), объема, протяженности, размера (толстый – тонкий, большой – маленький, широкий – узкий, высокий – низкий, длинный – короткий, просторный – тесный), веса (тяжелый – легкий), формы (острый – тупой), цвета (белый – черный, светлый – темный), психологических оценок (добрый – злой, нежный – грубый, веселый – печальный, храбрый – трусливый), времени (ранний – поздний), пространства (близкий – далекий), возраста (молодой – старый) и т. д.

Аналогичные значения противоположности и контраста могут выражать:

- имена существительные: добро – зло, сила – слабость, молодость – старость, жизнь – смерть, здоровье – болезнь, работа – отдых, победа – поражение, мир – война, утро – вечер, лето – зима, юг – север, верх – низ;

- глаголы: жить – умирать, работать – отдыхать, любить – ненавидеть, радоваться – печалиться, уважать – презирать, расцветать – увядать, приходить – уходить;

- наречия: рано – поздно, близко – далеко, впереди – сзади, здесь – там, сюда – туда;

- предлоги: в – из, под – над.

Многозначное слово к разным своим значениям может иметь либо один и тот же антоним: большой – маленький (отряд), большая – ма­ленькая (победа), большие – маленькие (дети), либо разные антони­мы: лёгкий – тяжёлый (чемодан), лёгкая – грузная (походка), лёг­кое – трудное (задание), лёгкий – сильный (ветер), лёгкий – плотный (завтрак), лёгкое – суровое (наказание), лёгкое – грубое (прикоснове­ние), лёгкий – глубокий (сон), лёгкое – крепкое (вино), лёгкий – рез­кий (запах). В речи словарные антонимы, построенные на прямом значении слова, могут пополняться антонимами контекстуальными; ср.: тесная квартира – просторная квартира; тесная обувь – свободная обувь.

По структуре корня различают антонимы:

- разнокоренные: богатство – нищета, белый – чёрный, зажигать – гасить, рано – поздно;

- однокоренные (противополож­ные значения создаются приставками, иногда и суффиксами): дей­ствие – противодействие, подземный – надземный, вносить – выно­сить, друг – недруг, бездарный – одарённый.

Особую разновидность антонимии представляет собой энантиосемия (от греч. en ‘в, при’ и anti ‘против’, sima ‘знак’) – поляризация значений одного многозначного слова: задуть ‘пога­сить’ (свечу) – ‘разжечь’ (домну); прославить ‘воздать хвалу, описав достоинства’ – ‘распространить порочащие сведения’.

По тому, есть ли слово, обозначающее промежуточное между ан­тонимами понятие, различают антонимы градуальные: белый – (серый) –чёрный, маленький – (средний) – большой, прошед­шее – (настоящее) – будущее и неградуальные: истин­ный – ложный, живой – мёртвый, вместе – врозь, можно – нельзя.

Антонимы широко используются в художественной речи, в публицистике как выразительное средство создания контраста. Они часто составляют названия художественных произведений: «Отцы и дети» (И. С. Тургенев); «Война и мир» (Л. Н. Толстой); «Толстый и тонкий» (А. П. Чехов); «Дни и ночи» (К. Симонов).

Ярким стилистическим средством, основанном на антонимии, является оксюморон – сочетание слов, выражающих противоположные, не совместимые с точки зрения логики понятия: Жар холодных чисел (А. Блок); Чужбина, родина моя! (М. Цветаева); Покорный энтузиазм толпы (П. Чаадаев); Горизонты вертикальные (В. Соловьев). Подобный приём использует, например, А.С. Пушкин:

И день настал. Встаёт с одра

Мазепа, сей страдалец хилый,

Сей ТРУП ЖИВОЙ, ещё вчера

Стонавший слабо над могилой.

 

Date: 2016-11-17; view: 319; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию