Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
II Частные языковые функции
1 Основной целью коммуникации является сообщение информации, констатация факта, формулирование мысли поэтому самым наглядным проявлением и коммуникативной, и когнитивной функций будет информативная функция. В соответствии с теорией речевых актов, информативной функции соответствует повествовательные предложения, коих большинство в текстах любых развитых языков. Волга впадает в Каспийское море. 2 Язык может служить также для побуждения к действию, для выражения призыва, волеизъявления, приказа, просьбы, убеждения, или, наоборот, запрещения. Так проявляет себя регулятивная (апеллятивная, волюнтативная) функция. По теории речевых актов реализация этой функции связана с побудительными предложениями. Кроме того, эта функция воплощается в морфологии – повелительном наклонении глаголов, частицах да, давай, -ка, ну, пусть, особой интонации и неязыковых средствам – жестах, мимике и др. Стоп! Замолчи! 3 Язык может непосредственно выражать душевное состояние, ощущения и чувства человека. В этом случае мы имеем дело с эмотивной функцией. Для выражения эмоциональных состояний служат междометия (ай/ ах! ой! ох! уф! ух!), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, интонация и неязыковые средства (жесты, мимика и т.д.). В теории языковых актов эмотивной функции соответствует восклицательное предложение. Как хороши, как свежи были розы! (В. Брюсов) 4 Наконец, в языке существуют средства для выражения вопроса. Это – интеррогативная (от лат. ‘спрашивать’). Для выражения вопроса существует особая интонация, морфологические средства (частица ли) и своя синтаксическая структура – вопросительное предложение. Молилась ли ты на ночь, Дездемона? (В. Шекспир) 5 Важным проявлением коммуникативной функции, особенно на начальном этапе общения, является фатическая (от лат. ‘показывать, обнаруживать’), или контактоустанавливающая, функция. В языковой (синтаксической) структуре фатическая функция наглядно проявляется в обращении. 6 На достаточно высоком этапе развития мышления и языка частным проявлением познавательной функции становится метаязыковая (поясняющая, объяснительная) функция, которая дает возможность описать предмет, определить сущность явления без непосредственного указания на него. Степень развитости и эффективности языка определяется возможностями словесного объяснения (по принципу “слово через другое слово”), а также наличием достаточного количества отвлеченно-родовых понятий и ключевых слов для толкования понятий. Часто для обозначения словесного объяснения используются вводные слова и конструкции типа как говорится, как говорят в …, можно сказать, по словам …, так называемый и др. 7 Эстетическая функция связана со способностью языка служить не только средством общения и обозначать логические понятия, но и выражать представление человека о прекрасном. Язык может использоваться для создания художественных образов, в которых отражается индивидуальное отношение к изображаемому. Очевидно, что эстетическая функция наиболее наглядно проявляется в произведениях словесного творчества, как устных (былины, сказания, речи ораторов), так и в письменных (художественная литература). Сравните словесные художественные образы осени, созданные великими мастерами слова, жившими в одну эпоху.
8 Магическая (заклинательная) функция основана на том, что употребление или запрещение того или иного слова было способно помочь или помешать людям в их повседневных делах и заботах – в охоте, в сборе урожая и т.д. В сознании человека формируется культ слова, и частным проявление это культа становится словесное табу, элементы которого сохраняются в некоторых словах и выражениях и поныне. 9 Суггестивная функция (функция внушения) определяется способностью слова воздействовать на психику, умонастроения индивида и тем самым определять его действия. Эта функция реализуется в ритуальных речевых жанрах (заговорах, молитвах, мантрах), в формулах аутотренингового, «магнетического» или гипнотического внушения и т.п. 10 Интегрирующая функции связана со способностью языка объединять людей в этнические или языковые союзы и обозначать принадлежность индивида к этому союзу. Единство языка обеспечивает единение нации, поэтому не случайно вопрос о национальной и государственно независимости тесно переплетается с вопросом языковым. 11 Корпоративно-маркирующая функция. Использование языка и варианта языка обозначает принадлежность субъекта к определенному этносу или корпорации, социальному или профессиональному объединению. Последнее особенно характерно для арго и жаргонов. Употребляя то или иное специфическое, необщеупотребительное, функционально ограниченное слово, человек как бы говорит: «Я свой! Мне можно верить».
1.4 Речь Объектом исследования лингвистики является речь, а предметом – язык. Язык и речь связаны как содержание и форма. Всякий живой язык не может существовать в “чистом виде”, он существует и функционирует только в форме живой речи, устной или письменной. Можно дать следующие толкования понятий языка и речи в сопоставлении между собой. Язык – это явление общественное; это знаковая система, являющаяся достоянием коллектива и предметом истории. Не может существовать отдельно взятого языка индивида; именно язык объединяет людей в языковые коллективы, напр., нации. Социуму принадлежат и компоненты языковой системы: 1) языковой инвентарь (собственно языковые знаки: звуки, буквы, морфемы, слова); 2) правила использования языковых знаков – грамматика. Речь – это формы использования языка индивидом в различных ситуациях общения; это деятельность говорящего, связанная с употреблением средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива или для обращения к самому себе. В сравнении с языком речь имеет следующие отличительные признаки: 1) речь как последовательность вовлеченных в нее слов отражает опыт говорящего человека, поэтому она индивидуальна; она обусловлена контекстом, условиями общения то есть ситуативна, вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена; 2) речь конкретна, материальна, неповторима, актуальна; она развертывается во времени и реализуется в пространстве; 3) речь активна, линейна, стремится к объединению слов в речевом потоке (т.е. она интегративна); в отличие от языка она менее консервативна, более динамична и подвижна. Речь, с одной стороны,, принципиально зависит от языка, поскольку использует уже известные языковые средства. В то же время ряд внешних физических (акустических) характеристик речи, например, темп, продолжительность, тембр, степень громкости, артикуляционная четкость, акцент, не имеют к языку прямого отношения. В лингвистике используются следующие понятия для характеристики речи с точки зрения её внутреннего коммуникативного содержания. Речевой акт – это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка; это психофизический процесс связи между говорящим (адресантом, референтом) и слушающим (адресатом, реципиентом). Речевой акт осуществляется в три этапа: 1) говорение (писание), 2) восприятие (слушание или чтение), 3) понимание. С точки зрения теории коммуникации речевой акт рассматривается как элементарная единица речевого общения. Речевое общение – это процесс установления и поддержания целенаправленного, непосредственного или опосредованного контакта между людьми при помощи языка, выступающего в роли коммуникативного кода. Речевая деятельность – это целенаправленное употребление языковых средств в процессе речевого общения. Речевое поведение – использование языка в определенных коммуникативных ситуациях, в многообразии жизненных обстоятельств. Речевое поведение регулируется речевым этикетом. Речевая коммуникация – это процесс передачи, приема, освоения и создания новой информации в ходе речевого общения. Этот процесс может быть представлена в виде трёхэлементной структуры: адресант – сообщение (референция) – адресат. Речевая коммуникация происходит в определенном контексте (ситуации общения) с использованием определённого кода. В предложенной структуре под сообщением понимается сам текст, представленный в виде языковых знаков, то есть акустических сигналов (при устном общении) или графических символов (при письменном общении). Само по себе сообщение как материальное воплощение речи некоммуникативно (например, если собеседники не понимают друг друга или текст вообще не имеет смысла); коммуникативная сторона сообщения представлена референцией – содержанием сообщения. Адресант – это отправитель сообщения, референт. Адресат – это получатель сообщения, реципиент. Код – это язык или его разновидность, которым пользуются участники общения. Речевая коммуникация возможна в том случае если код известен, понятен и доступен и адресанту, и адресату. Контекст (ситуация общения) – это внешние обстоятельства, в которых происходит речевая коммуникация, и обусловливающие особенности передачи сообщения и характер референции. Речь может обладать различной степенью обработанности, оформленности. Наименьшей степенью оформленности обладает «внутренняя речь» (планирование и контроль «в уме» речевых действий, беззвучная речь «про себя»). Устная речь предстает как высказывание, оформленное в соответствии с законами языка. Вместе с тем здесь возможны некоторые отступления от строгих грамматических норм, что обусловлено неподготовленностью, спонтанностью устной речи. Высшей степенью обработанности обладает письменная речь, речь-текст. Таким образом, эстетические оценки, то есть оценки совершенства формы, применимы в первую очередь к данному виду речи
1.5 Коммуникативные средства речи Культура речи – это реальные признаки и свойства речи, совокупность которых свидетельствуют о её коммуникативном совершенстве, определяющем эффективность общения. Подобное коммуникативное совершенство придают речи следующие качества: - точность, - логичность, - чистота, - уместность, - богатство и выразительность. - правильность. Точность речи Важнейшим критерием точности речи является её соответствие мыслям говорящего или пишущего, который определяется правильный выбором языковых средств для адекватного выражения содержания высказывания («Кто ясно мыслит, ясно излагает»). Точность речи определяется тремя факторами, среди них: 1) предметная точность, которая основана на знании качеств предмета или явлении и лексического значения слова, обозначающего этот предмет или явление; 2) логическая точность, которая определяется умением выстроить верное умозаключение, а также знанием особенностей сочетания различных слов в речи; 3) понятийная точность, основанная на умении подобрать нужное в данном контексте слово. К нарушению точности высказывания приводят такие речевые ошибки, как - употребление слова в несвойственном ему значении, - лексическая несочетаемость, - xсмешение паронимов, - смешение омонимов, - неверный выбор синонимов, - столкновение антонимов, - смешение значений многозначного слова, - речевая избыточность (тавтология и плеоназм), - речевая недостаточность, - разрушение устойчивых сочетаний (нарушение лексического и грамматического строения фразеологизма, контаминация, деидиоматизация) Логичность речи Это коммуникативное качество речи основано на знании говорящим законов логики построения высказывания и на умении не допустить столкновения двух логически несочетаемых понятий. Типичные речевые ошибки, снижающие логичность речи, связаны с нарушением важнейших законов формальной логики, среди них: – закон тождества (1), – закон непротиворечия (2), – закон исключённого третьего (3), – закон достаточного основания (4). 1 Закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе. Наиболее часто закон тождества нарушается вследствие смешения омонимов и различных значений многозначного слова. Объявление в глазном отделении больницы. Больных в 7 часов утра закапывать всех (закапывать 1 ‘капать во что-л.’ – закапывать 2 ‘засыпать землёй’). 2 Закона непротиворечия: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них необходимо ложно. На языковом уровне нарушение этого закона выражается в лексической несочетаемости антонимов – слов с противоположным значением. Остромирово Евангелие было украшено большимиминиатюрами (большой – миниатюра ‘произведение изобразительного искусства небольшого размера’) 3 Закон исключенного третьего: из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано. Противоречащими называются такие два суждения, в одном из которых о предмете нечто утверждается, а в другом то же самое о том же самом предмете отрицается. 4 Закон достаточного основания: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Объективным и достаточным основанием служит причина, а результат ее действия – следствие. Рассмотрим примеры нарушения закона достаточного основания. Посмотри, листочки колышутся, и поэтому дует ветер. Пошли дожди, поэтому наступила осень. Здесь нет достаточных оснований считать первую часть высказывания причиной второй, поэтому здесь нарушена причинно-следственная связь между явлениями. Date: 2016-11-17; view: 282; Нарушение авторских прав |