Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Территориальные диалекты 5 page





Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с современными нормами литературного языка произносятся двояко: було[шн]ая и було[чн]ая, копее[шн]ый и копее[чн]ый, моло[шн]ый и моло[чн]ый, порядо[шн]ый и порядо[чн]ый, сливо[шн]ый и сливо[чн]ый.

В отдельных случаях различное произношение сочетания чн служит для смысловой дифференциации слов: серде[чн]ый удар — серде[шн]ый друг.

На месте букв –чт- обычно произносятся в соответствии с написанием звуки [ чт ]: почта, мачта. Но в слове «что» и производных от него произносится [ шт ]: [шт]о,[ шт]обы, кое-[шт]о.

 

3.9 Произношение двойных согласных

Удвоенное написание согласных в русском языке сохраняется в большом количестве заимствованных слов, напр.: ассимиляция, аккорд, аппарат, интеллект и др.Однако удвоение согласного при произношении наблюдается не во всех случаях. Как правило удвоенный согласный произносится в том случае, если находится в заударном слоге, напр.: ванна, касса. Удвоенные согласные в русском языке очень часто возникают и на стыке морфологических частей слова, напр.: приставки и корня (рассада), корня и суффикса (лунный). Слитное произношение предлога и слова также приводит к удвоению согласного, напр.: об берег, под домом. Следует произносить удвоенный согласный в словах: введение, вводный, длинна, ссадил, с соседом, к кому, ссора. Произнесение только одного согласного приводит к изменению смысла (ср.: ведение, водный, длина, садил, соседом, кому, сора). В суффиксах –ЕНН, -ОНН, -ОВА(НН) произносится всегда удвоенное Н (НН). Напр.: революционный, экскурсионный, соломенный, организованный, мобилизованный и др.

Однако во многих случаях удвоенный согласный в словах не произносится. Такое произношение наблюдается:

а) в предударной позиции, напр.: балласт, беллетристика, грамматика, аккуратный, аппетит, коллоквиум.

б) в конце слова, напр.: металл, грамм, грипп.

По нормам современного русского литературного языка в некоторых словах допускается вариативное произношение двойного согласного.

 

3.10 Произношение иноязычных слов

В соответствии с законом русского произношения перед гласным [э](буква е) произносится мягкий согласный. Для русского языка характерна тенденция к приспособляемости звукового облика заим­ствованных слов к русским фонетическим законам. В соответствии с этим некоторые заимствованные слова с буквой е после исконно твердого согласного «обрусели» и про­износятся с мягким согласным перед е. Например: музей [з'е], академия [д'е].

Однако целый ряд слов сохраняет твердый согласный перед е. Например: бизнес [нэ], тест [тэ]. Даже давно освоенные русским языком иноязычные слова, вошедшие в широкий речевой обиход, произносятся с твердым согласным. Дело осложняется еще и тем, что многие слова (обычно это книжные слова и специальные термины) в соответствии с литературной нормой продолжают произносится с твердым согласным.

Приведем слова, в которых рекомендуется произносить твер­дый согласный перед буквой е, а также слова, в которых следует произносить мягкий согласный.

Таблица 3.3 – Твердый и мягкой согласный перед буквой Е

Твердый согласный перед буквой Е Мягкий согласный перед буквой Е
бизнес академия
детектив бассейн
компьютер декада
Кафе кофе
бутерброд девальвация
индексация музей
менеджер Одесса
диспансер патент
модерн паштет
модель пресса
партер сервис
идентичный тенор
тезис термин
отель шинель
сервис юриспруденция
темп интеллект
теннис прессинг
тест федеральный

В современном русском литературном языке возможны случаи, когда на месте безударной гласной О произносится не (а), а (о).Это относится к произношению некоторых иноязычных слов.

Заимствованные слова, как правило, подчиняются орфоэпическим нормам современного русского литературного языка и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. Одной из таких особенностей и является сохранение в произношении звука (о) в безударных слогах.

В предударном положении звук (о) сохраняется, например, в таких словах, как ф(о)йе, п(о)эт, (о)азис, д(о)сье, и в иностранных собственных именах: Фл(о)бер, Ш(о)пен,З(о)ля, М(о)пассан. Такое же произношение (о) может наблюдаться и в заударных слогах: кака(о), ради(о), три(о). Однако большая часть заимствованной лексики, представляющая собой слова, прочно усвоенные русским литературным языком, подчиняется общим правилам произношения (о) и (а) в безударных слогах: р(а)ман (роман), б(а)кал (бокал).


 

3.11 Акцентологический нормы

Снижает культуру устной речи не только неправильное произношение, но и неправильное ударение в словах.

Особенности и функции ударения изучает акцентология (от лат. accentus – ударение) как одно из направлений языкознания. Акцентологические нормы – это нормы ударения. Овладение определенными знаниями акцентологии будет способствовать повышению культуры речи.

Ударение — одно из средств звуковой организации слов и речи в целом. Основным средством звукового оформления и различения слов являются звуки речи, а ударение лишь дополняет их. Однако это очень важное фонетическое сред­ство, так как слово не существует без ударения. Неверное ударе­ние, как правило, разрушает слово, лишает его смысла. От ударения зависит и качество гласных звуков, входящих в состав слова.

С фонетической точки зрения ударение — это выделение каким-либо фонетическим способом той или иной звуковой единицы речи из ряда других таких же единиц в пределах единицы более высокого уровня: слога в слове или слова во фразе.

В зависимости от того, какая произносительная единица выде­ляется с помощью ударения, различают словесное, синтагмати­ческое и фразовое ударения. Наиболее важным с точки зрения орфоэпической правильности речи является словесное ударение — выделение слога в слове. Поскольку носителем ударения является гласный, образующий слог, то обычно говорят об ударных гласных.

В русском языке основными средствами выделения ударного гласного являются длительность и интенсивность звучания, т. е. удар­ные гласные являются более длительными и более громкими, чем безударные гласные, входящие в слово.

Безударные слова, примыкающие к последующим ударным словам, называются проклитиками. (из дОма)- ИЗ – проклитика.

Безударные слова, примыкающие к предшествующим ударным словам, называются энклитиками. (нА стену)- стену – энклитика.

 

3.12 Равномерность и подвижность ударения в русском языке

Словесное ударение в русском языке является свободным, или разноместным, т.е. не закреплено ни за каким слогом. В некоторых языках ударение в слове всегда падает на какой-то определенный слог: в чешском языке — на первый, во французском — на последний, в польском — на пред­последний и др. В этом случае говорят о фиксированном, или связанном, ударении.

По данным статистического исследования, преимущественное место словесного ударения в русском языке обусловлено тяготением ударения к центру слова или ко второй половине слова.

Еще одна способность русского словесного ударения – его перемещение при словоизменении (например, при склонении или спряжении). Ударение называется неподвижным, если при слово­изменении оно не меняет своего места, и подвижным, если при словоизменении оно перемещается на другие слоги. В русском языке слова с неподвижным ударением преобладают.

Словесное ударение в русском языке характеризуется определенной связью с морфемами (т. е. приставками и суффиксами) или (шире) с морфологической структурой слова.

Некоторые суффиксы и приставки всегда или в определенных формах слов стоят только под ударением — например, суффикс -ист всегда ударный: баянИст, тракторИст, турИст. Суффиксы –ик и –к- всегда стоят непосредственно после ударения: дОмик, сАдик, рЕчка, сУмка. Слова, образованные при помощи суффикса –тель, сохраняют ударение призводящего слова: писАть – писАтель, читАть – читАтель.


Свобода и разноместность словесного ударения в русском языке распространяются и на морфемы: ударение может приходиться на все основные морфологические части слова — корень (дожИть), приставку (дОжили), суффикс (доживАть), окончание (доживЕшь) и т. п. Только соединительные гласные не имеют ударения (самолЕт, парохОд, морехОд).

В русском языке безударными часто являются частицы, предлоги и союзы, т.е. служебные слова, которые в речи примыкают к ближайшим ударным словам: знАешь ли. Безударные слова обра­зуют с ударным словом фонетическое единство, объединенное ударением, т. е. фонетическое слово.

Предлоги, будучи обычно безударными (проклитиками), могут перетягивать ударение с основного слова на себя. Тогда знаме­нательное слово, лишенное ударения, становится своеобразной энклитикой при предлоге: нА берег, пО двое.

Иногда слово содержит второе, добавочное ударение, которое всегда предшествует главному и очень часто оказывается на первом слоге слова. Такое ударение называется побочным, или второстепенным; оно характерно в основном для сложных слов. Существует три группы слов, имеющих побочное ударение:

- сложносокращенные слова, вторая часть которых представляет собой отдельное слово: сбЕркАсса, стЕнгазЕта, прОфбилЕт, гОрсовЕт;

- некоторые собственно сложные слова, особенно многосложные (в частности, книжные термины): фОторепортАж, клЯтво-преступлЕние, гУстозаселеЕнный, картОфелекопАлка;

- слова с приставками после-, сверх-, архи-, анти-, супер-, ультра-, транс-, контр-, про-, де-, ре-, пост-, экс-: пОслевоЕнный, свЕрхъестЕственный, АнтиобщЕственный, АрхимЕдленный, УльтрафиолЕтовый, сУпероблОжка, трАнсокеАнский, кОнтрнаступлЕние, прОамерикАнский, дЕмобилизАция, рЕпатриАция, пОстскрИптум, ЭксчемпиОн.

Акцентологические нормы в современном русском литературном языке представляют трудность для усвоения в связи с разноместностью и подвижностью. Если бы слова имели какие-либо формальные или смысловые признаки, указывающие, на каком слоге должно стоять ударение и как оно должно перемещаться с одного слога на другой при изменении форм слова, ударение усваивалось бы легче. Однако таких признаков в словах практически нет. Ударение усваивается вместе со словом — подобно тому, как усваивается значение слова. Надо запомнить, перевести в речевой навык не только значение слова, но и свойственное ему ударение. Эта индивидуальность словесного ударения объясняет и затруднения, испытываемые иностранцем, изучающим русский язык, и многочисленные орфо­эпические ошибки людей, для которых русский язык является родным.

Овладеть нормами ударения, исправить ошибки можно, пользуясь специальными справочниками и словарями. Некоторую помощь может оказать также знание типов русского ударения, типовых схем его расположения в словах и их формах.


 

3.13 Слова с вариативным ударением

Для ударения существует понятие вариативности, означающее наличие в некоторых словах вариантов ударения, применяемых в разных ситуациях общения (акцентологические варианты).

Чтобы не допустить ошибки в постановке ударения, следует знать не только норму, но и типы вариантов, а также условия, при которых может быть использован тот или иной из них.

Варианты могут быть равноправ­ными: бАржа – баржА, кИрзовый – кирзОвый, ржАветь – ржавЕть, пЕтля – петлЯ, Иначе – инАче.

Однако чаще варианты, допускаемые в литературном языке, характеризуются как неравноправные, т. е. один из них является предпочтительным: творОг (основной вариант) – твОрог (дополнительный вариант). Среди неравноправных вариантов выделяют следующие группы.

Семантическиеварианты — это пары слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слов: мУка – мукА, вИна – винА, остротА (лезвия) – острОта (остроумное выражение), трУсить (бояться) – трусИть (бежать).

Такие пары слов называются омографами, т.е. словами, совпадающими по написанию, но не по произношению.

Приведем перечень слов, различающихся своим значением в зависимости от ударения:

1 забронИровать (закрепить что-нибудь за кем-нибудь) — забро-нировАть (покрыть броней);

2 занятОй (человек) — зАнятый (дом);

3 засОленный (об овощах) — засолЕнный (о почве);

4 затОченный (карандаш) — заточЕнный (узник);

5 нАголо (остричь) — наголО (держать шашки);

6 обходнОй (лист, путь) — обхОдный (маневр);

7 переноснОй (радиоприемник) — перенОсное (значение);

8 переходнОй (балл, мост) — перехОдный (возраст);

9 погрУженный (на платформу) — погружЕнный (в воду);

10 приблИженный (к чему-нибудь) — приближЕнный (близкий);

11 призывнОй (возраст) — призЫвный (зовущий);

12 прОклятый (подвергшийся проклятию) — проклЯтый (нена­вистный);

13 развитОй (ребенок, промышленность) —рАзвитый (в умствен­ном отношении; развитая нами деятельность) — развИтый (рас­крученный: развитые волосы);

14 склОнен (к чему-нибудь) — склонЕн (перед кем-нибудь);

15 слОженный (из деталей) — сложЕнный (обладающий тем или иным телосложением);

16 совершЕнный (достигший совершенства) — совершЁнный (сде­ланный);

17 Угольный (от уголь) — угОльный (от угол);

18 хАос (в древнегреческой мифологии) — хаОс и хАос (беспорядок);

19 харАктерный (человек) — характЕрный (поступок);

20 языковОй (относящийся к словесному выражению мысли) — языкОвый (относящийся к органу в полости рта).

Стилистические варианты— это пары слов, которые в зависи­мости от места ударения используются в разных стилях речи: прикУс (общеупотребительное слово) — прИкус (специальное); шЕлковый (общеупотребительное) — шелкОвый (поэтическое).

Нормативно-хронологические варианты— это пары слов, в кото­рых разноместность связана с временным периодом употребления данного слова в речи: запаснОй (современное) — запАсный (устаревшее); рАкурс (современное) — ракУрс (устаревшее).

Сложные слова имеют побочное(второстепенное) ударение: горсовет, профбилет, сберкасса.

 

3.14 Существительные с неподвижным ударением

Много ошибок возникает в произнесении имен существительных при их склонении, т.е. изменении по падежам и числам. Необходимо знать, перемещается или не перемещается ударение в данном слове, а если перемещается, то на какой слог. В связи с этим рассмотрим различные группы существительных взависимости от устойчивости места ударения в них.

Существительные с неподвижным ударением на основе. В таких существительных ударение всегда падает на основу, т.е. не перемещается на окончание при изменении по числам ипадежам.

Ед. ч.: грУнт, грУнта, грУнту, грУнт, грУнтом, грУнте;

Мн. ч.: грУнты, грУнтов, грУнтам, грУнты, грУнтами, грУнтах.

Примеры подобных слов: досУг, кАпля, кУб, мИнус, мЕстность, пЕсня, пейзАж, плАн, пОчесть, прИбыль, прОфиль, созЫв, срЕдство, стЕржень, флОт,фОнд, шрИфт, штОрм, штрАф.

В некоторых словах возможны отклонения от общего правила в предложном падеже единственного числа, если эта форма упо­треблена с предлогом «в» («во») и имеет окончание -у (-ю). В этом случае ударение передвигается на это окончание: на видУ, в пленУ.

Существительные с неподвижным ударением на окончании. Если существительные мужского рода в именительном (или вини­тельном) падеже единственного числа имеют нулевое окончания, то ударение вынуждено переме­щаться на основу. То же происходит в отдельных словах в форме родительного падежамножественного числа.

Ед.ч.: багАж, багажА, багажУ, багАж, багажОм, о багажЕ,

Мн.ч.: багажИ, багажЕй, багажАм, багажИ, багажАми, о багажАх.

Примеры подобных слов: гарАж, жгУт, жЕзл, крЮк, лишАй, ломОть,, миндАль, мОрж, наждАк, плУт, пОлк,ремЕнь,репЕй,рубЕж, рУбль, сЕрп, тирАж, утЮг, фЕрзь, фитИль, хОлм, хрустАль, чЕлн, шИп, шУт, щИт, язЫк, янтАрь, ячмЕнь

 

3.15 Существительные с подвижным ударением

В русском языке существуют группы существительных с подвижным ударением, которое перемещается с основы на окончание и с окончания – на основу.

Различают пять типов подвижного ударения в именах существительных.

Тип 1. Ударение с основы существительного единственного числа перемещается на окончание существительного множественного числа.

Ед.ч.: О рден – Ордена – Ордену – Орден – Орденом – об Ордене

Мн. ч.: орденА – орденОв – орденАм – орденА – орденАми – орденАх.

Примеры подобных слов: бАл, бОрт, бУфер, вАл, вЕер, вЕнзель, гОд, гОл, дирЕктор, дОктор, крУг, Округ,, пАрус, плУг, сУп, тОн, тОполь, тОрг, тЫл, хОд, хОр, чАй, шкАф, штАб, штАбель, штЕмпель.

Если какое-либо из существительных этого типа используется в предложном падеже с окончанием -у, то ударение перемещается на это окончание: на балУ, в борУ, на валУ, в кругУ, в годУ.

Тип 2. Ударение с основы существительного единственного числа и в именительном падеже (а также в винительном, если существи­тельное неодушевленное) множественного числа перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа.

Ед.ч.: гОлубь – гОлубя – гОлубю – гОлубя – гОлубем – о гОлубе

Мн.ч.: гОлуби – голубЕй – голубЯм – голубЕй – голубЯми – голубЯх

Второй тип почти полностью повторяет первый, за исключением ударения в именительном падеже множественного числа.

Примеры подобных слов:, вОлк, гОлубь, дОлжность, звЕрь, кАмень, кОрень, крЕпость, лАпоть, лЕбедь, мЕлочь, нОвость, Обруч, Окунь, пАрень, плОскость, пОвесть, скАтерть, скОрость, тЕнь, трОсть, Уголь, цЕрковь, чЕтверть, щЕль.

Тип3. Ударение с окончания существительного единственного числа перемещается на основу существительного множественного числа.

Ед.ч.: козА – козЫ – козЕ – козУ – козОй – о козЕ

Мн.ч.: кОзы – кОз – кОзам – кОз – козами – о кОзах

Третий тип подвижного ударения противоположен второму типу.

Примеры подобных слов: вдовА, грозА, деснА, дрофА, змеЯ, иглА, избА, козА, кольцО, косА, овцА, окнО, ордА, осА, свиньЯ, семьЯ, сестрА, сиротА, скалА, скулА, слугА, смол А, совА, соснА, сохА, стеклО, стрекозА, строфА, тюрьмА, уздА.

Тип4. Ударение с окончания существительного единственного числа перемещается на основу существительного в трех падежах множественного числаименительном, родительном и винитель­ном. В остальных падежах существительного множественного числа (дательный, творительный и предложный) сохраняется ударение на окончании.

Ед.ч.: волнА – волнЫ – волнЕ – волнУ – волнОй – о волнЕ

Мн.ч.: вОлны – вОлн – волнАм – вОлн – волнАми – о волнАх

Этот тип имен существительных характеризуется колебаниями в ударении под влиянием предшествующего типа.

Примеры подобных слов: блохА, бороздА, губА, железА, межА, полосА, серьгА, сковородА, слободА, строкА, тропА.

Допустимы колебания ударения в существительном в винительном падеже единственного и множественного числа. В словарях и грамматиках нередко признаются правильными оба варианта: бОрозду и бороздУ; жЕлезу и железУ; пОлосу и полосУ; скОвороду и сковородУ; слОбоду и слободУ; стрОку и строкУ. Кроме того, допустимыми считаются варианты: вОлнами – волнАми, бОроздами – бороздАми, жЕлезами – железАми.

Тип 5. Ударение в существительном единственного числа с окончания перемещается на основу существительного в винительном падеже. Во множественном числе схема перемещения ударения неус­тойчива: в одних словах ударение перемещается, как в четвертом типе, в других — остается на основе.

Ед.ч.: доскА – доскИ – доскЕ – дОску – доскОй – о доскЕ

Мн.ч.: дОски – досОк – доскАм – дОски – доскАми – о доскАх

Примеры подобных слов: бородА, боронА, головА, горА, душА, землЯ, зимА, порА, рекА, спинА, средА, стенА, сторонА, ценА, щекА.

И в этой группе существительных нередки колебания ударений: вОдам - водАм, вОдахводАх, дУшам — душАм, дУшами — душАми, рЕкам — рекАм, рЕками – рекАми.

Некоторые предлоги, как уже говорилось, принимают на себя ударение, и тогда следующее за ним слово (существительное или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя следующие предлоги.

Таблица 3.4 – Предлоги, принимающие на себя ударение

Предлог Пример
НА на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на угол, на ухо, на день, на ночь, на два, на три, на шесть, на десять, на сто
ЗА за воду, за ногу, за волосы, за голову, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ухо, за уши, за ночь, за два, за три, за шесть, за десять, за сто
ПОД под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер
ПО по морю, по полю, по лесу, по полу, по носу, по уху, по два, по три, по сто, по двое, по трое;
ИЗ из лесу, из дому, из носу, из виду
БЕЗ без вести, без толку, без году
ОТ час от часу, год от году
ДО до полу

 

3.16 Ударение в полных и краткий прилагательных

Наименее устойчиво ударение в кратких формах прилагательных. В прилагательных краткой формы с суффиксами –ив-, -лив-, -чив-, -им-, -н-, -альн-, -ельн-, -ист- ударение падает на тот же слог, что и в прилагательных полной формы:
красИвый — красИв, красИва, красИво, красИвы;
говорлИвьш
говорлИв, говорлИва, говорлИво, говорлИвы;
устойчивый — устОйчив, устОйчива, устОйчиво, устОйчивы;
немЫслимый — немЫслим, немЫслима, немЫслимо, немЫспимы; грАмотный — грАмотен, грАмотна, грАмотно, грАмотны;
максимАльный
максимАлен, максимАльна, максимАльно, максимАльны; питАтельный — питАтелен, питАтельна, питАтельно, питАтельны; золотИстый — золотИст, золотИста, золотИсто, золотИсты.

Перечень прилагательных, которые в краткой форме характеризуются перемещением ударения, не очень велик — как правило, это слова с односложными основами без суффиксов (или с прос­тейшими, древними суффиксами –к-, -н-, частично «поглощенными» основой).

Существует некоторая закономерность перемещения ударения в этих прилагательных, которая, однако, не всегда выдерживается: в краткой форме прилагательного женского рода ударение падает на окончание, в остальных кратких формах — на основу и обычно совпадает с ударением в полной форме:

бЫстрыйбЫстр, быстрА, бЫстро, бЫстры;

гОдный — гОден, годнА, гОдно, гОдны;

густОйгУст, густА, гУсто, гУсты.

Приведем некоторые из указанных прилагательных:

- белый; бурый; высокий; гнилой; гулкий;

- бледный; быстрый; вязкий; грешный; густой;

- близкий; важный; гибкий; грозный; далекий;

- бодрый; ветхий; гладкий; грубый; дерзкий;

- бойкий; вольный; гневный; грязный; тонкий.

Колебания ударения допускаются в следующих кратких прилагательных, относящихся к среднему роду или употребляющихся во множественном числе:

- бЕлы – белЫ,велИки – великИ;

- вИдны – виднЫ,врЕдны – вреднЫ;

- высОко – высокО,глубОко – глубокО;

- гОдны – годнЫ,крУпны – крупнЫ;

- Милы – милЫ,мАлы – малЫ;

- нОвы – новЫ,нУжны – нужнЫ;

- аОлны – полнЫ,стАры – старЫ.

Приведем перечень прилагательных в краткой форме множественного числа, имеющих нормативное ударение (на основе).

- блЕдны врЕдны жАлки нИзки рЕзки;

- блИзки глУпы знОйны прАвы сУхи;

- бОйки гОрьки крАсны прОсты Узки;

- бУрны грЯзны крУглы пУсты чИсты;

- вЕрны длИнны лОжны рЕдки Ясны.

Ударение у полных прилагательных постепенно теряет зависимость от места ударения в производящей основе. Основным направлением акцентологического развития полных прилагательных служит перемещение ударения ближе к концу слова.

3.17 Формы сравнительной степени имен прилагательных с подвижным ударением

В русском литературном языке действует следующее правило: если в краткой форме женского рода ударение падает на окончание, то в сравнительной степени оно оказывается на суффиксе -ее: длиннА — длиннЕе, виднАвиднЕе, нужнАнужнЕе и т. д. Если же в краткой форме женского рода ударение стоит на основе, то и в сравнительной степени оно оста­ется на основе: красИва — красИвее, ленИва – ленИвее, ужАсна – ужАснее.

3.18 Ударение в глаголах

Необходимо обратить внимание на ударение в часто употребляющихся глаголах звонить, включить (и производных от них), нормы произношения которых нарушаются многими людьми. В этих глаголах при спряжении ударение всегда падает на личное окончание: звонИтъзвонЮ, звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт; включИть — включУ, включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт.

Аналогичная схема ударения используется во всех производных глаголах с приставками {позвонить, зазвонить, созвониться и т. д.; выключить, отключить, подключить и т. д.).Нет объективных внутрисистемных ограничений для замены в данных глаголах наконечного ударения накоренным.

Некоторые глаголы могут иметь допустимое ударение. Например: ржАветь

-основное ударение, ржавЕть – допустимое.

Наконечное ударение типа дружИт, курИт, варИт свойственно церковнославянскому языку и севернорусским говорам.

Очень часто колебания ударения наблюдаются также в глаголах с суффиксом –ирова. В глаголах на –ировать выделяются две группы: с ударением на И и с ударением на А.

Глаголы с ударением на а:

- бомбардировАть гравировАть костюмировАть пломбировАть;

- бронировАть гримировАть маркировАть премировАть;

- гофрировАть группировАть нормировАть сформировАть;

 

3.19 Формы глаголов прошедшего времени с подвижным ударением

Ударение в глаголах прошедшего времени обычно совпадает с ударением в инфинитиве: говорИть – говорИл, говорИла, говорИло, говорИли.

Если инфинитив кончается на –сти, -чь, то ударение во всех формах прошедшего времени падает на окончание (за исключением формы мужского рода с нулевым окончанием): вестИ – вел, велА, велО, велИ. Однако если в таких глаголах есть приставка вы-, то в формах прошедшего времени ударение всегда перемещается на нее: вЫвести – вЫвел, вЫвела, вЫвело, вЫвели.

В русском языке существует около 280 глаголов, в которых наблюдаются колебания ударения. В форме прошедшего времени женского рода таких глаголов ударение падает на окончание, в то время как в мужском, среднем роде, а также во множественном числе ударной оказывается основа: бЫть – бЫл, былА, бЫло, бЫли. Так же ведут себя и приставочные глаголы: добЫть – добЫл, добылА, добЫло, добЫли.

В эту группу входят перечисленные глаголы и производные от них: брать, быть, взять, вить, врать, гнать, гнить, дать, драть, ждать, жить, звать, клясть, лгать, лить, пить, плыть, прясть, рвать, слыть, ткать, начАть, нанЯть, занЯть.

3.20 Формы страдательных причастий с подвижным ударением

Наименее устойчивым является ударение в страдательных причатиях, особенно в их кратких формах. Существует следующее правило: если в причастии полной формы ударение падает на суффикс -енн-, то в причастии краткой формы ударение падает на этот суффикс в мужском роде, а в остальных формах перемещается на окончание: влюблЕнный – влюблЕн, влюбленА, влюблены.







Date: 2016-11-17; view: 292; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.047 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию