Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Программа лекционного курсаСтр 1 из 45Следующая ⇒
Анохина, В. В. А69 Пропедевтика. Исторические типы классической фило- софии: учеб.-метод. комплекс для студентов фак. философии и социальных наук спец. 1-21 02 01 «Философия» / В. В. Анохина. — Мн.: БГУ, 2005. — 231 с. ISBN 985-485-476-0. Учебно-методический комплекс включает в себя лекционный курс, ориентированный на усвоение предмета и специфики исторических типов классической философии в рамках программы базового курса «Философия», предназначенного для подготовки бакалавров по специальности «Философия». В нем представлены различные варианты практикумов, семинарских занятий, коллоквиумов, заданий для самостоятельной работы, тестов, позволяющих активизировать творческое мышление студентов и контролировать степень освоения ими учебного материала, а также тематика рефератов и обширный список оригинальных источников, основной и дополнительной литературы по разделам курса. Адресуется студентам отделения философии факультета философии и социальных наук БГУ, может быть полезным студентам гуманитарных факультетов. УДК 1(091)(075.8) ББК 87.3я73 ISBN 985-485-476-0 © Анохина В. В., 2005 © БГУ, 2005 ВВЕДЕНИЕ Предлагаемый учебно-методический комплекс разработан для студентов отделения философии в целях методического обеспечения курса «Пропедевтика. Исторические типы классической философии», который является первой частью базового курса «Философия» по специальности 1-21 02 01 «Философия». Данный комплекс призван восполнить сложившийся дефицит учебно-методической литературы, предназначенной для подготовки специалистов в области философии в ситуации перехода на многоступенчатую систему университетского образования и внедрения инновационных образовательных технологий в процесс преподавания философских дисциплин. В условиях реформы университетского образования основной акцент в преподавании курса философии для студентов отделения философии сделан на их творческой, самостоятельной работе. Предлагаемый УМК вводит ряд новых интерактивных форм обучения, которые призваны пробудить у студентов интерес к индивидуальному прочтению и углубленному изучению первоисточников, сформировать навыки работы с научной литературой, способность к конструктивному анализу оригинальных философских произведений и творческой интерпретации классических текстов. Инновационный подход к процессу преподавания философии предполагает активизацию диалоговых форм аудиторной работы посредством проблематизации ряда стереотипных учебных тем и расширения возможностей практических занятий за счет таких технологий их проведения, как ролевая дискуссия, коллоквиум, диспут и других, ориентированных на демократический полилог в коммуникации «преподаватель — студенты». Смещение акцентов в сторону активизации самостоятельной работы отразилось на почасовой структуре курса, рассчитанного в целом на 68 академических часов: лекции — 34; семинарские и практические занятия — 20; контролируемая самостоятельная работа — 14. Вместе с тем лекции по философии рассматриваются автором данного УМК как важнейшая, незаменимая форма обучения студентов, в силу чего содержательной развертке лекционного курса уделяется примерно две трети общего объема пособия. Основной целью курса «Пропедевтика. Исторические типы классической философии» является формирование в сознании студентов целостной модели философии как многогранного социокультурного феномена, обладающего определенной автономией в структуре духовной жизни общества и рядом характерных особенностей, позволяющих отличить его от других форм культуры. Такая установка представляется особенно актуальной в современной культурной ситуации, для которой характерны перманентное изменение представлений о природе, задачах и специфике философии, размывание критериев рациональности мышления, отказ от любых форм нормирования и стандартизации познавательной деятельности в области философских наук, что нередко сопровождается тотальным нигилизмом по отношению к культурному наследию. «Сверхзадачей» курса является актуализация внимания студентов на значимости классических форм философской рефлексии, без чего невозможно постигнуть глубину и многомерность современных философских проблем, решение которых предполагает профессиональную интерпретацию содержательного богатства классики. Курс также направлен на преодоление распространенных стереотипов определения философии, редуцирующих ее многогранный образ к одной из возможных трактовок. Курс «Пропедевтика. Исторические типы классической философии» является своеобразным введением в содержательную специфику философствования, первой формой знакомства студентов-философов с базовой дисциплиной избранной специальности. Поэтому круг задач, решаемых данным учебным пособием, сводится к следующим: во-первых, в процессе изучения философской пропедевтики необходимо заложить основы знаний о природе, специфике и предмете философии, структуре философского знания, опираясь на базовые модели ее интерпретации, сложившиеся в классической философской традиции; во-вторых, познакомить студентов-первокурсников с методологией философского познания, спецификой философского мышления, особенностями его категориально-понятийного аппарата, характером и содержанием философских проблем, основными способами их постановки и решения в рамках классической философии; в-третьих, рассмотреть основные исторические типы философствования, важнейшие социокультурные проекции философии, определить статус и роль философа в культуре; в-четвертых, ознакомить студентов с кругом репрезентативных первоисточников, в которых анализируются перечисленные выше проблемы, пробудить у них устойчивый интерес к философскому наследию, активизировав творческий потенциал в прочтении и интерпретации философских произведений, и сформировать базовые навыки исследовательской работы с оригинальными философскими текстами; в-пятых, обеспечить студентам возможность приобщения к техникам классического философского дискурса посредством практического освоения философской аргументации и приемов ведения теоретических дискуссий в области философских и мировоззренческих проблем. Структура УМК слагается из пяти частей: • программы лекционного курса «Пропедевтика. Исторические типы классической философии» (часть I); • структурно-содержательной реконструкции, представляющей собой конспективное изложение основных тем и разделов курса (часть II); • планов семинарских занятий и практикумов по философской пропедевтике с методическими рекомендациями по их проведению (часть III); • заданий и материалов для контролируемой самостоятельной работы студентов (часть IV); • тестов для контроля знаний по данному курсу (часть V). При разработке программы и содержательной реконструкции лекционного курса автор исходила из того, что студенту отделения философии, только приступившему к изучению основ своей будущей специальности, весьма полезно получить определенную модель понимания философии как целостного социокультурного феномена. Данная модель интерпретации генезиса, природы и сущности философии выстроена преимущественно на основе анализа классических философских концепций и не претендует на исключительность, учитывая дискуссионный статус философии в современной культуре. Она призвана выполнять пропедевтическую функцию, помогая студенту-первокурснику, у которого еще нет достаточной философской эрудиции и определенного запаса философских знаний, ориентироваться в необозримом философском наследии, возраст которого исчисляется тысячелетиями. Лекционный курс «Пропедевтика. Исторические типы классической философии» представляет собой теоретико-содержательную реконструкцию основных моделей понимания философии, сложившихся в классической античной и западноевропейской культуре. Поскольку самоопределение философии всегда осуществлялось в диалоге с иными формами духовной жизни, то структура лекций выстроена таким образом, чтобы показать доминирующее в ту или иную эпоху взаимодействие философии с мифологией, религией, наукой, идеологией, которое отразилось на характере философского знания, способе постановки и решения философских проблем. Лекционный курс состоит из шести разделов: 1. Философия и мировоззрение. 2. Философия и миф: генезис философии в культуре древних цивилизаций. 3. Философия и религия: драматизм отношений разума и веры в средневековой европейской культуре. 4. Философия и наука: проблема самоопределения философии в культуре Нового времени. 5. Философия и идеология: социально-политические проекции философского знания в эпоху Просвещения. 6. Что такое философия? Основные модели ее интерпретации в классической философской традиции. Первый раздел лекционного курса посвящен мировоззренческой природе философии, особенностям рационально-теоретического типа мировоззрения и сравнительному анализу философии с другими феноменами культуры. Получив начальные представления о важнейших характеристиках философии, ее генезисе, студент может приступать к изучению основных исторических типов философствования, знакомясь с основными способами самоопределения философии в культуре. Заключительный раздел курса предлагает студентам обобщить пройденный материал, формируя целостный образ философии в единстве ее структурно-содержательных, функциональных и социокультурных параметров. Выделение типологических особенностей классической традиции позволяет подготовить студентов к изучению следующей части курса пропедевтики, посвященной особенностям современной, постклассической философии, стилистические характеристики которой формировались в процессе размежевания с философской классикой. Особое значение в рамках данного учебно-методического комплекса имеет обширный блок семинаров и разнообразных практикумов, который включает в себя методические пояснения и рекомендации по проведению практических занятий. Инновационный компонент в структуре этой части пособия представлен тематикой коллоквиумов, которые нацелены на активизацию творческого мышления студентов, развитие у них способностей к самостоятельному теоретическому анализу оригинальных философских произведений, освоение искусства научной аргументации, методов и технологий ведения философских дискуссий. Задания и материалы для контролируемой самостоятельной работы студентов составлены с учетом двух взаимосвязанных задач: 1) они призваны стимулировать внеаудиторную, самостоятельную работу студентов, направленную на изучение круга репрезентативных первоисточников, фундирующих и углубляющих знания, полученные в рамках лекционного курса и семинарских занятий; 2) эти задания обеспечивают возможность приобрести базовые знания и навыки по реферированию учебной и научной литературы, концептуально-категориальному анализу проблемы, выделению основных понятий и терминов, их определению, составлению библиографии, на- писанию реферативного обзора актуальных философских публикаций и т. п. Практикумы включают в себя специально разработанные преподавателем задания для целенаправленного анализа оригинальных философских текстов; задания по составлению рабочего словаря философских понятий и терминов; тематику рефератов по курсу философской пропедевтики и творческих сочинений по наиболее дискуссионным и интересным проблемам; список литературы для самостоятельного изучения, ранжированный по основным разделам лекционного курса; а также вопросы для самоконтроля и повторения полученных знаний. Заключительная часть УМК представлена системой тестов, которая имеет двухуровневую структуру сложности. Первый уровень сложности включает в себя тестовые задания по всем разделам лекционного курса, которые должны быстро и эффективно выявлять наличие базовых знаний учебной литературы. Второй уровень представлен заданиями, которые составлены на основе изучаемых первоисточников. Они являются более сложными и позволяют выявить степень знакомства студента с обязательным набором оригинальных философских текстов, изучение которых необходимо в рамках данного курса. Подобный тип тестовых заданий позволяет контролировать эффективность самостоятельной аналитической работы студента с философскими произведениями, входящими в обязательную программу курса. Следует отметить, что предлагаемый в пособии спектр аудиторных и внеаудиторных заданий ориентирован на подвижный характер учебной работы, учитывающей индивидуальные особенности, склонности, интересы и возможности студентов. Их использование позволяет варьировать учебную работу, стремясь сделать ее по возможности творческой, индивидуальной. При разработке УМК автор уделяла особое внимание технологии контроля над аудиторной и самостоятельной работой студентов. В зависимости от типа семинарских и практических занятий, а также вида используемых заданий контроль может осуществляться в формах: • самопроверки на основе списка контрольных вопросов; • анализа рефератов, написанных студентами на предложенные преподавателем темы; • экспертизы рабочего словаря философских понятий и терминов в рамках фиксированных вариантов заданий; • проверки письменных работ, выполненных студентами в аудитории на основе заданий по анализу фрагмента классического философского текста; • проверки письменных работ, выполняемых в течение 30 минут на основе вопросов «контрольного среза» по заранее определенной теме; • промежуточного и итогового контроля, осуществляемого в форме тестирования; • индивидуальных собеседований, проводимых по итогам проверки письменных работ, рефератов и тестирования; • итогового экзаменационного контроля. Предлагаемая система заданий позволяет использовать рейтинговую систему оценки знаний и результатов самостоятельной работы, что дает возможность варьировать виды заданий с учетом способностей и интересов студентов. Однако на основе опыта применения рейтинговой системы оценки автор предлагаемого пособия пришла к выводу о нецелесообразности отмены итогового экзамена для студентов, имеющих по результатам работы в семестре наиболее высокий рейтинг. Практика «контрольных срезов» показывает, что отсутствие итогового экзаменационного контроля снижает степень систематизации полученных знаний по курсу, а также уровень ответственности студента за качество самостоятельной подготовки. Рейтинговая система, с точки зрения автора, может быть наиболее эффективным механизмом стимулирования творческой активности студента, повышения его заинтересованности в результатах учебы в том случае, если она используется как инструмент ранжирования десятибалльной шкалы экзаменационной оценки. Это позволяет исключить фактор случайности, связанный с психологическим состоянием студента, из практики приема экзамена. Вместе с тем такая практика дает возможность дифференцировать оценку знаний в соответствии с качеством экзаменационного ответа. Сама процедура экзамена является важным опытом студента, позволяющим ему приобретать навыки педагогической деятельности и воспитывать в себе ответственное отношение к слову и делу. Автор выражает благодарность коллегам по кафедре философии и методологии науки, сотрудникам факультета, дружеская поддержка и профессиональные советы которых помогли в подготовке работы. Автор будет признательна всем за конструктивные отзывы, замечания и пожелания по дальнейшему развитию и совершенствованию курса «Пропедевтика. Исторические типы классической философии». ЧАСТЬ I ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА Date: 2016-11-17; view: 312; Нарушение авторских прав |