Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа лекционного курса





Анохина, В. В.

А69 Пропедевтика. Исторические типы классической фило-

софии: учеб.-метод. комплекс для студентов фак. филосо­фии и социальных наук спец. 1-21 02 01 «Философия» / В. В. Анохина. — Мн.: БГУ, 2005. — 231 с. ISBN 985-485-476-0.

Учебно-методический комплекс включает в себя лекционный курс, ориентированный на усвоение предмета и специфики исторических типов классической философии в рамках программы базового курса «Филосо­фия», предназначенного для подготовки бакалавров по специальности «Философия». В нем представлены различные варианты практикумов, се­минарских занятий, коллоквиумов, заданий для самостоятельной работы, тестов, позволяющих активизировать творческое мышление студентов и контролировать степень освоения ими учебного материала, а также тема­тика рефератов и обширный список оригинальных источников, основной и дополнительной литературы по разделам курса.

Адресуется студентам отделения философии факультета философии и социальных наук БГУ, может быть полезным студентам гуманитарных фа­культетов.

УДК 1(091)(075.8) ББК 87.3я73


ISBN 985-485-476-0


© Анохина В. В., 2005 © БГУ, 2005


ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемый учебно-методический комплекс разработан для студентов отделения философии в целях методического обеспечения курса «Пропедевтика. Исторические типы классической филосо­фии», который является первой частью базового курса «Философия» по специальности 1-21 02 01 «Философия». Данный комплекс при­зван восполнить сложившийся дефицит учебно-методической литера­туры, предназначенной для подготовки специалистов в области фило­софии в ситуации перехода на многоступенчатую систему универси­тетского образования и внедрения инновационных образовательных технологий в процесс преподавания философских дисциплин.

В условиях реформы университетского образования основной ак­цент в преподавании курса философии для студентов отделения фило­софии сделан на их творческой, самостоятельной работе. Предлагае­мый УМК вводит ряд новых интерактивных форм обучения, которые призваны пробудить у студентов интерес к индивидуальному прочте­нию и углубленному изучению первоисточников, сформировать навы­ки работы с научной литературой, способность к конструктивному анализу оригинальных философских произведений и творческой ин­терпретации классических текстов. Инновационный подход к процес­су преподавания философии предполагает активизацию диалоговых форм аудиторной работы посредством проблематизации ряда стерео­типных учебных тем и расширения возможностей практических за­нятий за счет таких технологий их проведения, как ролевая дискус­сия, коллоквиум, диспут и других, ориентированных на демократи­ческий полилог в коммуникации «преподаватель — студенты».

Смещение акцентов в сторону активизации самостоятельной ра­боты отразилось на почасовой структуре курса, рассчитанного в це­лом на 68 академических часов: лекции — 34; семинарские и практи­ческие занятия — 20; контролируемая самостоятельная работа — 14.

Вместе с тем лекции по философии рассматриваются автором данного УМК как важнейшая, незаменимая форма обучения студен­тов, в силу чего содержательной развертке лекционного курса уделя­ется примерно две трети общего объема пособия.

Основной целью курса «Пропедевтика. Исторические типы клас­сической философии» является формирование в сознании студентов


целостной модели философии как многогранного социокультурного феномена, обладающего определенной автономией в структуре духов­ной жизни общества и рядом характерных особенностей, позволяю­щих отличить его от других форм культуры. Такая установка пред­ставляется особенно актуальной в современной культурной ситуации, для которой характерны перманентное изменение представлений о природе, задачах и специфике философии, размывание критериев ра­циональности мышления, отказ от любых форм нормирования и стан­дартизации познавательной деятельности в области философских на­ук, что нередко сопровождается тотальным нигилизмом по отноше­нию к культурному наследию.

«Сверхзадачей» курса является актуализация внимания студен­тов на значимости классических форм философской рефлексии, без чего невозможно постигнуть глубину и многомерность современных философских проблем, решение которых предполагает профессио­нальную интерпретацию содержательного богатства классики. Курс также направлен на преодоление распространенных стереотипов определения философии, редуцирующих ее многогранный образ к од­ной из возможных трактовок.


Курс «Пропедевтика. Исторические типы классической филосо­фии» является своеобразным введением в содержательную специфи­ку философствования, первой формой знакомства студентов-филосо­фов с базовой дисциплиной избранной специальности. Поэтому круг задач, решаемых данным учебным пособием, сводится к следующим:

во-первых, в процессе изучения философской пропедевтики необ­ходимо заложить основы знаний о природе, специфике и предмете философии, структуре философского знания, опираясь на базовые мо­дели ее интерпретации, сложившиеся в классической философской традиции;

во-вторых, познакомить студентов-первокурсников с методологи­ей философского познания, спецификой философского мышления, особенностями его категориально-понятийного аппарата, характером и содержанием философских проблем, основными способами их по­становки и решения в рамках классической философии;

в-третьих, рассмотреть основные исторические типы философ­ствования, важнейшие социокультурные проекции философии, опре­делить статус и роль философа в культуре;

в-четвертых, ознакомить студентов с кругом репрезентативных первоисточников, в которых анализируются перечисленные выше проблемы, пробудить у них устойчивый интерес к философскому на­следию, активизировав творческий потенциал в прочтении и интер­претации философских произведений, и сформировать базовые навы­ки исследовательской работы с оригинальными философскими текс­тами;


в-пятых, обеспечить студентам возможность приобщения к тех­никам классического философского дискурса посредством практиче­ского освоения философской аргументации и приемов ведения теоре­тических дискуссий в области философских и мировоззренческих проблем.

Структура УМК слагается из пяти частей:

• программы лекционного курса «Пропедевтика. Исторические типы классической философии» (часть I);

• структурно-содержательной реконструкции, представляющей собой конспективное изложение основных тем и разделов курса (часть II);

• планов семинарских занятий и практикумов по философской пропедевтике с методическими рекомендациями по их проведению (часть III);

• заданий и материалов для контролируемой самостоятельной работы студентов (часть IV);

• тестов для контроля знаний по данному курсу (часть V).

При разработке программы и содержательной реконструкции лек­ционного курса автор исходила из того, что студенту отделения филосо­фии, только приступившему к изучению основ своей будущей спе­циальности, весьма полезно получить определенную модель понимания философии как целостного социокультурного феномена. Данная модель интерпретации генезиса, природы и сущности философии выстроена преимущественно на основе анализа классических философских кон­цепций и не претендует на исключительность, учитывая дискуссион­ный статус философии в современной культуре. Она призвана выпол­нять пропедевтическую функцию, помогая студенту-первокурснику, у которого еще нет достаточной философской эрудиции и определенного запаса философских знаний, ориентироваться в необозримом философ­ском наследии, возраст которого исчисляется тысячелетиями.

Лекционный курс «Пропедевтика. Исторические типы класси­ческой философии» представляет собой теоретико-содержательную реконструкцию основных моделей понимания философии, сложив­шихся в классической античной и западноевропейской культуре. Поскольку самоопределение философии всегда осуществлялось в диа­логе с иными формами духовной жизни, то структура лекций выстро­ена таким образом, чтобы показать доминирующее в ту или иную эпо­ху взаимодействие философии с мифологией, религией, наукой, идео­логией, которое отразилось на характере философского знания, спо­собе постановки и решения философских проблем.


Лекционный курс состоит из шести разделов:

1. Философия и мировоззрение.

2. Философия и миф: генезис философии в культуре древних ци­вилизаций.


3. Философия и религия: драматизм отношений разума и веры в средневековой европейской культуре.

4. Философия и наука: проблема самоопределения философии в культуре Нового времени.

5. Философия и идеология: социально-политические проекции философского знания в эпоху Просвещения.

6. Что такое философия? Основные модели ее интерпретации в классической философской традиции.

Первый раздел лекционного курса посвящен мировоззренческой природе философии, особенностям рационально-теоретического типа мировоззрения и сравнительному анализу философии с другими фе­номенами культуры. Получив начальные представления о важней­ших характеристиках философии, ее генезисе, студент может присту­пать к изучению основных исторических типов философствования, знакомясь с основными способами самоопределения философии в культуре. Заключительный раздел курса предлагает студентам обоб­щить пройденный материал, формируя целостный образ философии в единстве ее структурно-содержательных, функциональных и социо­культурных параметров.

Выделение типологических особенностей классической традиции позволяет подготовить студентов к изучению следующей части курса пропедевтики, посвященной особенностям современной, посткласси­ческой философии, стилистические характеристики которой форми­ровались в процессе размежевания с философской классикой.

Особое значение в рамках данного учебно-методического ком­плекса имеет обширный блок семинаров и разнообразных практику­мов, который включает в себя методические пояснения и рекоменда­ции по проведению практических занятий. Инновационный компо­нент в структуре этой части пособия представлен тематикой коллок­виумов, которые нацелены на активизацию творческого мышления студентов, развитие у них способностей к самостоятельному теорети­ческому анализу оригинальных философских произведений, освоение искусства научной аргументации, методов и технологий ведения фи­лософских дискуссий.

Задания и материалы для контролируемой самостоятельной ра­боты студентов составлены с учетом двух взаимосвязанных задач:

1) они призваны стимулировать внеаудиторную, самостоятельную работу студентов, направленную на изучение круга репрезентативных первоисточников, фундирующих и углубляющих знания, получен­ные в рамках лекционного курса и семинарских занятий;


2) эти задания обеспечивают возможность приобрести базовые зна­ния и навыки по реферированию учебной и научной литературы, кон­цептуально-категориальному анализу проблемы, выделению основных понятий и терминов, их определению, составлению библиографии, на-


писанию реферативного обзора актуальных философских публикаций и т. п.

Практикумы включают в себя специально разработанные препода­вателем задания для целенаправленного анализа оригинальных фило­софских текстов; задания по составлению рабочего словаря философ­ских понятий и терминов; тематику рефератов по курсу философской пропедевтики и творческих сочинений по наиболее дискуссионным и интересным проблемам; список литературы для самостоятельного изу­чения, ранжированный по основным разделам лекционного курса; а также вопросы для самоконтроля и повторения полученных знаний.

Заключительная часть УМК представлена системой тестов, кото­рая имеет двухуровневую структуру сложности. Первый уровень сложности включает в себя тестовые задания по всем разделам лек­ционного курса, которые должны быстро и эффективно выявлять на­личие базовых знаний учебной литературы. Второй уровень представ­лен заданиями, которые составлены на основе изучаемых первоисточ­ников. Они являются более сложными и позволяют выявить степень знакомства студента с обязательным набором оригинальных фило­софских текстов, изучение которых необходимо в рамках данного курса. Подобный тип тестовых заданий позволяет контролировать эф­фективность самостоятельной аналитической работы студента с фило­софскими произведениями, входящими в обязательную программу курса.

Следует отметить, что предлагаемый в пособии спектр аудитор­ных и внеаудиторных заданий ориентирован на подвижный характер учебной работы, учитывающей индивидуальные особенности, склон­ности, интересы и возможности студентов. Их использование позво­ляет варьировать учебную работу, стремясь сделать ее по возможнос­ти творческой, индивидуальной.

При разработке УМК автор уделяла особое внимание технологии контроля над аудиторной и самостоятельной работой студентов. В за­висимости от типа семинарских и практических занятий, а также ви­да используемых заданий контроль может осуществляться в формах:

• самопроверки на основе списка контрольных вопросов;

• анализа рефератов, написанных студентами на предложенные преподавателем темы;

• экспертизы рабочего словаря философских понятий и терминов в рамках фиксированных вариантов заданий;

• проверки письменных работ, выполненных студентами в ауди­тории на основе заданий по анализу фрагмента классического фило­софского текста;

• проверки письменных работ, выполняемых в течение 30 минут на основе вопросов «контрольного среза» по заранее определенной теме;


• промежуточного и итогового контроля, осуществляемого в фор­ме тестирования;

• индивидуальных собеседований, проводимых по итогам про­верки письменных работ, рефератов и тестирования;

• итогового экзаменационного контроля.

Предлагаемая система заданий позволяет использовать рейтин­говую систему оценки знаний и результатов самостоятельной работы, что дает возможность варьировать виды заданий с учетом способнос­тей и интересов студентов. Однако на основе опыта применения рей­тинговой системы оценки автор предлагаемого пособия пришла к вы­воду о нецелесообразности отмены итогового экзамена для студентов, имеющих по результатам работы в семестре наиболее высокий рей­тинг. Практика «контрольных срезов» показывает, что отсутствие итогового экзаменационного контроля снижает степень систематиза­ции полученных знаний по курсу, а также уровень ответственности студента за качество самостоятельной подготовки. Рейтинговая сис­тема, с точки зрения автора, может быть наиболее эффективным ме­ханизмом стимулирования творческой активности студента, повыше­ния его заинтересованности в результатах учебы в том случае, если она используется как инструмент ранжирования десятибалльной шкалы экзаменационной оценки. Это позволяет исключить фактор случайности, связанный с психологическим состоянием студента, из практики приема экзамена. Вместе с тем такая практика дает воз­можность дифференцировать оценку знаний в соответствии с качест­вом экзаменационного ответа. Сама процедура экзамена является важным опытом студента, позволяющим ему приобретать навыки пе­дагогической деятельности и воспитывать в себе ответственное отно­шение к слову и делу.

Автор выражает благодарность коллегам по кафедре философии и методологии науки, сотрудникам факультета, дружеская поддержка и профессиональные советы которых помогли в подготовке работы. Ав­тор будет признательна всем за конструктивные отзывы, замечания и пожелания по дальнейшему развитию и совершенствованию курса «Пропедевтика. Исторические типы классической философии».


ЧАСТЬ I

ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА







Date: 2016-11-17; view: 312; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию