Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семинар 5. Эксперимент как основа научного исследования
Цель: формировать знания студентов об эксперименте как основы педагогического исследования. Самостоятельная работа: Вопросы для подготовки к занятию: 1. Эксперимент как основа педагогического исследования. 2. Основы методики педагогического эксперимента. 3. Методы экспериментальной работы в профессиональных образовательных учреждениях. Задания для подготовки к занятию: 1. Дайте общую характеристику методу педагогического эксперимента и сформулируйте основные требования к его применению. 2. Назовите основные виды эксперимента и дайте их сравнительную характеристику. Тестовые задания: 1. Выберите правильный вариант ответа. Лонгитюдный метод исследования (по Б.Г. Ананьеву) относится: а) к организационным методам б) к эмпирическим методам в) к способам обработки данных г) к интерпретационным методам 2. Заполните блок-схему. Б.Г. Ананьев разработал классификацию методов исследования. Вставьте недостающие названия методов исследования в квадраты блок-схемы. 3. Вставьте пропущенное слово Надежность теста — устойчивость данных при (...) измерениях переменной, т.е. воспроизводимость результатов измерения переменных. 4. Выберите правильный вариант ответа. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в психолого-педагогических исследованиях, называется: а) наблюдением б) формирующим экспериментом в) констатирующим экспериментом г) квазиэкспериментом 5. Установите соответствия между методами исследования и определениями.
6. Вставьте пропущенное слово. Психодиагностика (от греч. psyche - душа и diagnosis - распознавание, определение) — наука и практика постановки психологического (...), т.е. выяснение наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. 7. Вставьте пропущенное слово. Тест (англ. test - проба, испытание, проверка) - в психологии - фиксированное во времени (...), предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий. 8. Выберите правильный вариант ответа. Скрытое наблюдение как разновидность наблюдения выделяется в зависимости: а) от регулярности б) от упорядоченности в) от позиции наблюдателя г) от активности наблюдателя 9. Заполните блок-схему. В психологии существует общепринятая классификация метода наблюдения. Заполните блок-схему словами, выбирая их из следующего списка:
10.Выберите правильный вариант ответа. Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при: а) наблюдении б) экспериментальном методе в) методе анализа продуктов деятельности г) контент-анализе 11. Вставьте пропущенное слово. Зависимая переменная - это «отклик», или (...) в эксперименте переменная, изменения которой причинно обусловлены действием независимой переменной; в психологическом исследовании представлена показателями деятельности испытуемого, любыми формами оценки его субъективных суждений и ответов, психофизиологическими параметрами и т.д. 12. Вставьте пропущенные слова. Независимая переменная - (...) (...), или экспериментальный фактор, -(...), т.е. активно (...) исследователем переменная, другими словами, функционально контролируемая переменная, представленная на двух или более уровнях (качественных или количественных). 13. Выберите правильный вариант ответа. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого - это: а) пилотажный эксперимент б) формирующий эксперимент в) констатирующий эксперимент г) включенное наблюдение 14.Выберите правильный вариант ответа. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы: а) о наличии явления б) о наличии связи между явлениями в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями г) о наличии причинной связи между явлениями 15.Выберите правильный вариант ответа. В наибольшей мере соответствует биогенетическому подходу к изучению психического развития следующий эксперимент: а) констатирующий б) формирующий в) квазиэксперимент г) естественный 16. Установите соответствия между понятиями и их содержанием 17.Выберите правильный вариант ответа. Какой эксперимент предполагает построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он и становится предметом исследования: а) естественно-научный эксперимент б) формирующий эксперимент в) констатирующий эксперимент г) естественный эксперимент 18. Выберите два правильных варианта ответа. Достоинством факторных экспериментальных психолого-педагогических исследований является: а) возможность проверить сложные гипотезы о взаимосвязях между б) возможность оценки влияния каждого фактора в отдельности в) возможность выделить типы испытуемых 19.Вставьте пропущенное слово. Формирующий эксперимент - применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания (...) психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. 20. Вставьте пропущенные слова, выбирая правильный вариант из а) изменение б) наблюдение в) познание г) переменная Эксперимент — это один из основных (наряду с наблюдением) методов научного (...) вообще, психологического исследования в частности. Отличается от (...) активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими (...) (факторами) и регистрацию сопутствующих (...) в поведении изучаемого объекта. 21. Установите соответствия между методами исследования и их содержанием. 22. Выберите правильный вариант ответа. Синонимом формирующего эксперимента является: а) квазиэксперимент б) контрольный эксперимент в) генетико-моделирующий эксперимент г) проективный эксперимент
23. Выберите правильный вариант ответа. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса: а) наблюдение б) формирующий эксперимент в) лабораторный эксперимент г) метод анализа продуктов деятельности 24. Вставьте пропущенные слова. Для восстановления смыслового содержания текста заполните пропуски словами, выбирая их из следующего списка: а) естественный б) искусственный «При (...) экспериментальном изучении личности мы не пользуемся (...) приемами, не производим опытов в (...) лабораторных условиях, не изолируем ребенка из обычной обстановки его жизни, а экспериментируем (...) формами внешней среды. Мы исследуем личность самой жизнью и потому становятся доступными обследованию все влияния как личности на среду, так и среды на личность. Здесь эксперимент входит в жизнь. Мы исследуем не отдельные психические процессы, как это обычно делается (напр., память исследуют посредством заучивания бессмысленных слогов, внимание - вычеркиванием значков на таблицах), а исследуем и психические функции, и личность в целом. При этом пользуемся не (...) материалом, а предметами школьного обучения» (А.Ф. Лазурский). 25. Вставьте пропущенные слова. Для восстановления смыслового содержания текста заполните пропуски фамилиями ученых, выбирая их из следующего списка: а) Л.А. Венгер б) Л.С. Выготский в) П.Я. Гальперин г) В.В. Давыдов д) А.В. Запорожец е) А.Н. Леонтьев Экспериментально-генетический метод исследования психического развития разработан (...) и связан с его культурно-исторической теорией развития высших психических функций. Впервые был применен (...) и (...) при исследовании формирования высших опосредствованных форм внимания и памяти. Сущность метода заключается в разработке искусственных экспериментальных условий, способствующих созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. В основе такого экспериментального изучения генезиса психических явлений лежали два основных положения: первое -специфически человеческие психические процессы — это процессы опосредствованные, использующие разнообразные, выработанные в ходе исторического развития человеческой культуры орудия-средства - знаки, символы, язык, меры и т.п.; второе - всякий психический процесс возникает и функционирует в двух планах - социальном и психологическом, или, как писал (...), сначала как категория интерпсихическая, а затем как интрапсихическая. После смерти (...) экспериментально-генетический метод исследования психического развития с успехом применялся его сотрудниками и последователями в многочисленных исследованиях (при формировании звуковысотного слуха (...), в исследовании произвольных движений (...), при изучении закономерностей развития восприятия (...) и др.). Существенный вклад внес (...), разработавший теорию и методику поэтапного формирования умственных действий, а затем целенаправленного формирования психических процессов с заранее заданными свойствами (внимание, симультанное восприятие и т.п.). (...) предостерегал от упрощенного понимания получаемых в таких искусственных условиях фактов и прямого переноса выводов на реальный процесс развития. В 60-х гг. кроме исследований, проводимых в лабораторных условиях, появились многочисленные исследования, ведущиеся в форме экспериментальной организации процесса обучения целых классов для анализа влияния обучения на психическое развитие ((...), (...), (…) и др.). 26. Классификация и сортировка. Расположите характеристики естественно-научного и формирующего эксперимента (по В.В. Давыдову) в соответствующие колонки, распределив буквы (а, б, в, г, д, е, ж, з, и, к) в один из двух столбиков таблицы.
Список литературы:
1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 2. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996. 3. Кайнова Э.Б. Методология и методика научного исследования в педагогике: Курс лекций. Метод. пособ. для работников системы проф. образования. – Нижний Новгород: ТАЛАМ, 1999. 4. Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. -2-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2001. 5. Цыпин Г.М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики. – М,: Издательство «Прометей», 2012.
Date: 2016-11-17; view: 1253; Нарушение авторских прав |