Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи и информационное обеспечение анализа





 

Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Его основные задачи:

1. Оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

2. Определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

3. Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

4. Разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов.

Источниками информации для анализа производства и реа­лизации продукции служат бизнес-план предприятия, опера­тивные планы-графики, формы государственной статистической отчетности № 1-п (месячная) «Отчет о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера», № 1-п (отгрузка) «Отчет об объеме отгруженной промышленной продукции», форма годового бухгалтерского отчета № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др. Сельскохозяйственные организации предоставляют государственную статистическую отчетность по ф. № 1-п (молоко) «Отчет о переработке молока, производстве, реализации и запасах молочной продукции» и ф. № 1-п (мясо) «Отчет о переработке скота, птицы, производстве, реализации и запасах мясной продукции».

Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат валовая и товарная продукция.

Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприя­тиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутри­хозяйственного оборота и незавершенного производства.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов про­изводства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют в анализе объемов производства и реа­лизации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок (туб), на ремонтных предприятиях — количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

В условиях рыночной экономики первостепенное значениеприобретаетпоказатель объема реализации продукции, которыйопределяется либо по моменту отгруз­ки продукции покупателям, или по мере оплаты (поступления выручки на расчетный счет). Реализация продукции является свя­зующим звеном между производством и потребителем и может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 1).

Таблица 1. Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

 

Год   Объем производства продукции, тыс. руб. Темпы роста, % Объем реализации, тыс. руб. Темпы роста, %
базисные цепные базисные цепные
ХХХ1 90 000 100,0 100,0 89 500 100,0 100,0
ХХХ2 92 400 102,7 102,7 92 600 103,4 103,4
ХХХ3 95 800 106,4 103,6 94 300 105,4 101,8
ХХХ4 94 100 104,5 98,2 93 500 104,4 99,2
ХХХ5 100 800 112,0 107,1 96 600 107,9 103,0

 

Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 12%, а объем реализации — на 7,9%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства зна­чительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями.


Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. Исчислим его по среднегеометрической:

В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,87%, а реализации продукции — 1,92%.

Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по методике, приведенной в табл. 2. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5%, а по реализации — только на 1,42%. Это свидетельствует о росте остатков нереализован­ной продукции.

Таблица 2. Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием

Вид продукции   Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб. Реализация продукции в плановых ценах, тыс. руб.
план факт откл. выполн. плана, % план факт откл. выполн. плана, %
А 28 800 25 200 -3 600 87,5 28 500 24 250 -4 250 85,1
Б 33 600 33 264 -336 99,0 33 600 31 800 -1 800 96,4
В 19 200 22 176 2 976 115,5 18 900 21 350 2 450 113,0
Г 14 400 20 160 5 760 140,0 14 250 19 200 4 950 134,7
Итого 96 000 100 800 4 800 105,0 95 250 96 600 1 350 101,4

Не менее важен оперативный анализ производства и отгрузки продукции, который осуществляется на основе расчета, отражающего плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и вырабатываются корректирующие меры по выполнению договорных обязательств (табл. 3).

 

Таблица 3. Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции, тыс. руб.

Вид продукции Потребитель План поставки по договору Фактически отгружено Недопоставка продукции Зачетный объем в пределах плана
А          
      -50  
         
Б          
      -150  
Итого       -200  

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается как отношение зачтенного объема к плановому.

Из табл. 3 видно, что за отчетный период план по отгрузке продукции выполнен на 94,9% (3 700 / 3 900), недопоставлено продукции по договорам на сумму 200 тыс. руб., или на 5,1%.

Аналогично анализируется выполнение плана отгрузки не только в разрезе видов продукции и потребителей, но и за каждый квартал, месяц, декаду отчетного периода.


 







Date: 2016-11-17; view: 292; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию