Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема, предмет, проблема речи





Речь, строящаяся по принципу тезиса, предполагает следующие компоненты: проблему, тему, предмет высказывания и композиционную структуру.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Если тема выступления известна заранее, оратору необходимо уточнить и конкретизировать ее. При этом важно, чтобы тема представляла интерес для аудитории.

Приступая к подготовке речи, необходимо сформулировать цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции добивается от слушателей. Отсутствие определенной целевой установки снижает эффективность выступления.

Проблемой называется реальная трудность, противоречие, конфликт, в разрешении которых заинтересована аудитория и к рассмотрению которых обращается ритор. Задача, стоящая перед выступающим – актуализировать, выделить существующую проблему, дать ей оценочную квалификацию.

Большая часть проблем, поднимаемых в публичных выступлениях, носит комплексный характер, совмещает в себе практические и духовно-нравственные стороны (например, проблема духовного выбора, спровоцированная житейской ситуацией в повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Проблема является реальным объектом риторического высказывания. Существенной особенностью проблемы как объекта речи является ее принципиальная разрешимость силами или участием аудитории, к которой обращается говорящий. В связи с этим основная задача заключается в том, чтобы сформулировать проблему, раскрыть ее значение, предложить и обосновать путь решения, побудить аудиторию к действию.

Статус проблемы (вопрос, исходя из которого оратор строит тему и развивает аргументацию). Если проблема заключается в самом факте и решается вопрос «что именно произошло, то речь идет о статусе установления, когда обсуждается и излагается конкретный, протокольный факт.

Если факты установлены, но спорным остается вопрос о том, что они собой представляют, к какой области относятся, то следует говорить о статусе определения, когда обсуждается, к какой области относится факт, под какую норму он подходит, то есть дается определение.

Если установлены факты и определено, что они собой представляют, но спорной является квалификация поступка, то речь идет о статусе оценки, когда становится важным обсудить, как можно применить установленную закономерность, норму или правило в конкретной ситуации.

Предмет высказывания (мысленное содержание речи, суждение о котором может быть истинным или ложным). Предмет высказывания является той точкой зрения, стороной проблемы, которую оратор избирает для полного и обоснованного ее раскрытия и решения. Одной и той же проблеме могут соответствовать различные предметы речи. Если проблема заключается в отношении учеников к учению и к учителю, то оратор может говорить о направлении свободы человека, но может и избрать иной предмет, например, значение образования, высокую квалификацию преподавателей и т.д.

Проблема может иметь несколько аспектов: социальный, политический, профессиональный и т.д. предмет речи выбирается исходя из особенностей аудитории и из тех идей, которые ей свойственны и интересны. Предмет речи должен быть значимым и актуальным.

Тема высказывания (главная мысль высказывания, представляющая собой суждение и выраженная полным завершенным предложением).

Любая целесообразная речь, независимо от ее объема, содержания, формы, содержит только одну тему, из которой развертывается все ее содержание.

Требования к теме.

· Тема представляет собой по возможности простое, завершенное, полное двусоставное предложение.

· Тема должна быть краткой и легко воспроизводимой.

· Тема должна быть понятной, доступной аудиторией, декодируемой ею.

· Тема должна быть приемлемой для аудитории, отвечающей ее уровню подготовленности, духовному состоянию

· Тема должна быть интересной и актуальной.

· Формулировка темы должна быть проблемной, нельзя допускать очевидных, тривиальных суждений.

· Тему следует формулировать таким образом, чтобы она могла быть раскрыта исчерпывающим образом.

· Тема должна содержать такие ключевые слова, которые позволят полностью раскрыть и обосновать мысль, положенную в ее основу.







Date: 2016-11-17; view: 457; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию