Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базисная деятельность





Мы сами при формулировании Вектора наибольшее внимание уделяем базисной деятельности, но это касается только персональных особенностей. Вы сможете начинать с любой из описанных граней вашей личности.

Вообще говоря, формулирование Вектора – это крайне творческая и индивидуальная задача, требующая достаточно вдумчивого и, как показал опыт, продолжительного усилия, которое может быть реализовано индивидуально (что, кстати сказать, оказалось крайне непросто) или в так называемой технологИческой группе (если у вас такая имеется, то вам исключительно повезло). Также возможно применение так называемого технологИческого коучинга – когда более продвинутый технологИк персонально работает с новичком. Однако, в любом случае, этот процесс исключительно персональный и творческий, и является, как правило, путем проб и ошибок. Так что дать алгоритм «построения» Вектора мы тут не сможем, но уделим немного внимания тем приемам, которые могут поспособствовать поиску Базисной деятельности, если у вас ее еще нет вовсе, или тому, как ее векторизовать, если она у вас все-таки уже сформулирована.

В технологИи мы выделяем три основных способа активности человека в социуме – это путь предпринимателя, путь эксперта и путь художника. Собственно, отличие этих путей заключается в основном мотиве и целях деятельности, и, соответственно, в основных ресурсах или формах, необходимых для реализации данных целей.

Мотивом предпринимателя является расширение масштабов деятельности, увеличение стоимости бизнеса и его бренда, и, в конечном итоге, извлечение прибыли в том или ином виде. Соответственно, основные навыки предпринимателя – определение коммерческой состоятельности той или иной идеи, способность к организации, привлечение ресурсов, управление финансовыми потоками, организация коммуникации между участниками процесса.

Мотив эксперта – увеличение собственной компетенции (знаний и навыков) в рамках своей профессиональной деятельности, и тем самым повышение собственной персональной ценности в процессе конкретной деятельности и на рынке.

Мотив художника – творческая реализация, акт творчества, созидание собственного индивидуального продукта творческой деятельности. При этом основным является не количественный, а качественный аспект творчества.

Все эти способы активности, по сути, применимы в любой области человеческой деятельности, можно найти предпринимателей от искусства, и художников от бизнеса, экспертов в религиозных вопросах и пр. и пр. Более того, ни одна из реальных практик деятельности не сводится к одному из описанных способов в чистом виде. Ни один предприниматель не обойдется без тех или иных профессиональных навыков (даже такая исключительно предпринимательская деятельность как инвестиционный бизнес все равно предполагает как необходимость глубоких знаний в области финансов и организации бизнеса, так и определенное творчество). Технические навыки и способность к коммерции необходимо любому художнику (хотя в области искусства и существуют примеры практически «чистых художников», но их пример никак не может служить примером счастливой жизни). Навык творчества и умение продать себя также необходимо любому профессионалу, который хочет состояться в жизни. В общем, любая реальная успешная жизнь является определенной суперпозицией трех данных путей. В нашей модели «идеальная деятельность» – это такая деятельность, которая в рамках единого процесса совмещает все три ипостаси – пути предпринимателя, эксперта и художника. Если вы изучите содержание деятельности наиболее успешных людей и причину их успеха, вы наверняка обнаружите практически равное присутствие в их деятельности всех перечисленных мотивов и ресурсов (за теми редкими исключениями, когда успех достигался благодаря стечению обстоятельств или каких-то экстраординарных способностей в одном из направлений деятельности).

Собственно, эта преамбула нужна была нам для формулирования следующего принципа поиска базисной деятельности и ее Векторизации – найди наиболее комфортный для себя способ активности, развей его в максимальной степени, а затем дополни его двумя другими недостающими способами активности.

Приходит на ум следующая геометрическая интерпретация данного принципа, хорошо иллюстрирующая сформулированный принцип:

Рис. 10. Треугольник базовых возможностей

Длина отрезков А, В и С иллюстрируют наличие соответственно экспертных навыков, творческих способностей и навыков предпринимательства конкретного человека в отношении его базисной деятельности. По сути, эти навыки и способности формируют стартовую позицию в данной деятельности – плоскость D. Назовем эту плоскость – плоскостью начальных возможностей. Ясно, что для повышения успешности деятельности необходимо развивать навыки применительно к ней. В данной модели степень успешности реализации данной деятельности будет показывать расстояние точки d – соединения отрезков А, B и C, относительно плоскости D или объем образующегося тетраэдра. Собственно, естественным будет начать развитие с наиболее присущего нам навыка – на картинке это экспертные способности (отрезок А). Некоторое время развитие навыка А будет приносить пользу, и мы достаточно быстро получим определенные результаты и окажемся в точке d1.


 

Рис. 11. Пирамида успеха

Однако дальнейшее развитие нашего успеха окажется невозможным, ведь наши ограниченные творческие способности и навыки предпринимательства будут ограничивать наше развитие. Как бы мы не углубляли свою экспертизу, толку от этого будет немного, у нас попросту ничего не получится, мы так и будем пребывать в точке d1. Для дальнейшего упрочения нашего успеха нам с необходимостью потребуется развивать 2 других недостающих нам навыка, т.е. нам придется стать творцом и предпринимателем своего дела (есть хороший синоним данного слова – антрепренер).

Рис. 12. Пирамида успеха, дальнейшее развитие

Только после этого мы сможем подняться над точкой d1 и начать развиваться дальше, и только в этом случае будут востребованы дополнительные экспертные навыки, полученные нами. При этом возникает забавный эффект, который заключается в том, что по мере развития нашего успеха диспропорция нашей стартовой позиции практически перестанет ощущаться. Чем выше от поверхности (чем значительнее наше развитие на пути успеха реализации нашей базисной деятельности), тем более гармоничного развития базовых способов активности от нас потребуется.

Нужно сказать, что точка d1 – это камень преткновения тех, кто не учитывает необходимости гармоничного развития. Обычно в этой точке заканчивается карьера людей, склонных абсолютизировать тот или иной способ активности и пренебрегающих двумя другими.

Кстати, чистые пути предпринимателя, эксперта и художника в данной модели, находящиеся в серединах сторон треугольника abc, являются абсолютно не жизненными стратегиями, т.к. в рамках данной модели вообще не позволят нам даже начать движение вверх без развития дополнительных навыков.

Итак, первый шаг, который вы можете сделать при поиске Вектора – это определение наиболее удобного для вас способа активности в рамках вашей текущей базисной деятельности и усилий по его развитию, а также дальнейшей гармонизации способов активности.

Но остается важный вопрос, что делать, если вы вообще еще не определили своей базисной деятельности. Этот шаг называется «исследование вариантов». Как показала реальная практика, очень часто выбор «дела» сводится к осознанию того, что то, чем уже и так занимается человек, то есть его текущее основное занятие, и является этим «делом». Просто он возможно никогда не ставил перед собой задачи его «Векторизации». Вспомним детский стишок «мамы разные нужны», в мире практически нет бесполезных и неперспективных занятий. На самом деле, казалось бы, самый простой вид деятельности, например, земледелие или ремесло, могут при определенном последовательном усилии и творческом (а вернее гармоническом) подходе обеспечить мощную мотивацию и бесконечные перспективы развития. Исключением здесь являются разве что очевидно деструктивные виды деятельности, связанные с нарушением закона и понижением ТОНа окружающих (в технологИи мы их называем греховными). В качестве иллюстрации я люблю приводить одну известную историю-притчу, которая, как утверждается, имела реальное место в жизни.


«Один фермер жил в Африке в те времена, когда были открыты большие месторождения драгоценных камней. Когда однажды один человек рассказал ему, как многие люди загребают миллионы на своих алмазных рудниках, то этот фермер тотчас же продал свою ферму и отправился в путь в поисках месторождения алмазов. Он странствовал по всему континенту, однако не нашел никаких алмазов. Спустя много лет он вернулся без единого гроша, больной и полностью сломленный - в результате он бросился в реку и утонул. Задолго до того, как он покончил с собой, человек, купивший его ферму, нашел на дне ручья, пересекавшего его участок, большой странного вида камень. Он взял его и положил на каминную полку в своем доме. Однажды к нему зашел как раз тот человек, который рассказывал первому владельцу фермы об открытиях алмазных месторождений. Он рассмотрел камень и сказал новому владельцу, что это, наверное, один из самых крупных и ценных алмазов, которые когда-либо были обнаружены. К изумлению посетителя, владелец фермы ответил: «В самом деле? В моих полях полно таких камней». Ферма, которую продал первый владелец, чтобы пойти искать алмазы, оказалось местом одного из самых богатых в мире месторождений алмазов».

Очень часто мы покидаем свое истинное призвание просто упершись в кажущиеся нам непреодолимые проблемы роста, которые могут быть связаны, например, с отсутствием гармоничности способа реализации, а могут и просто быть следствием недостатка идей и воображения, а так же низкой степени рефлексии будущего и целей своей деятельности.

Собственно, техника в данном случае заключается в правильной рефлексии перспектив вашей текущей деятельности и ее долгосрочных целей, возможности ее гармонизации, а также способа ее экстериоризации (перевода из внутреннего во внешний план). Последний компонент совершенно необходим для построения Вектора – аутичная, замкнутая внутри личности деятельность, к которой не могут быть подключены другие участники, не годится для построения Вектора.

В том случае, если все-таки текущее основное занятие в вашей жизни по тем или иным причинам не может быть основой для построения Вектора, то можно попробовать искать базисную деятельность в одном из занятий, которые вас увлекают, в ваших хобби или в тех, о которых вы мечтали в детстве. Кстати, подобной причиной изменения базисной деятельности может стать просто желание сменить занятие. Не будем забывать, что Вектор — это все-таки Игра, хоть и очень важная в нашей жизни, но Игра. Тут уместно напомнить, что один из основных атрибутов Игры – это отсутствие необходимости ее продолжать во что бы то ни стало. ТехнологИя тем и замечательна, что она оперирует только Играми, никаких обязательств, если только они не являются осознанно принятыми правилами Игры, да и в этом случае их можно при желании отменить. Однако, как достичь большой, значимой, и, как правило, ресурсоемкой цели построения Вектора, если мы дозволяем себе так легко в любой момент отказаться от него? Ответ прост - основной индикатор того, что вы на правильном пути, является ощущение кайфа от происходящего. Наличие этого чувства (в терминах технологИии – ощущение повышения ТОНа) гарантирует вам то, что вы просто не захотите менять вашу текущую Игру на какую-либо другую.


Вообще согласно всему, что мы обсуждали ранее, основная задача базисной деятельности – доставлять удовольствие в процессе ее реализации, т.е. одним из первых кандидатов на нее может быть ваше хобби. При грамотном и рациональном подходе практически любое хобби может стать основой вашего Вектора, т.е. его, как правило, удается превратить во вполне комфортный источник существования. Для этого конечно вам придется стать немного предпринимателем и сформировать спрос на продукт вашей реализации. Мы не будем здесь подробно обсуждать, как этого можно добиться, этому вопросу уделено достаточно внимания в специальной литературе о бизнесе.

Впрочем, также и наоборот, ваша основная работа может превратиться в весьма увлекательное хобби. Примеров таких масса и наверняка в вашем ближайшем окружении найдутся такие люди, кто это упражнение в своей жизни проделал уже в зрелом возрасте. Но при наличии горячего желания можно реализовать и несбывшиеся юношеские мечты. Это, возможно, будет несколько дольше и сложнее, чем базироваться на вашей текущей компетенции, но вполне возможно и это. Тут стоит напомнить нашу трактовку понятия Карма (глава 4), для достижения того, что сегодня кажется абсолютно нереальным, достаточно просто в течение некоторого времени (иногда достаточно продолжительного) быть последовательным и делать все выборы в жизни в направлении вашей цели. А возможностей таких представится огромное количество, тут стоит также вспомнить о рассмотренном нами ранее принципе достижения цели, который называется «лавирование».

Для примера расскажу маленькую историю из собственного опыта. Одна моя знакомая (в возрасте между 30 и 40 годами) четко сформулировала в разговоре все признаки наступления кризиса интеграции, кстати, она ничего не знала про технологИю. Мы, не заглубляясь в теорию, просто обсудили варианты ее дальнейшего развития. Оказалось, что настоящая ее деятельность никак не мотивировала ее к дальнейшему развитию, тогда мы попробовали поискать среди актуальных хобби, но и там не нашлось ничего привлекательного. Тогда мы задались вопросом, а что ей больше всего нравилось делать в жизни. Ответ на первый взгляд был обескураживающий, она ответила, что любимым ее занятием было делать витражи из папиросной бумаги на занятиях в детском саду. Я думаю, вы уже догадались, кем она стала через 2 года - совершенно верно – художником-витражистом. Доказательством тому - прекрасное бра из стекла, подаренное мне на очередной день рождения. При этом, по ее собственному свидетельству, она никогда не жила так интересно и увлекательно и не общалась с таким количеством интересных людей, как в течение этих 2 лет.

Вот еще упражнение, которое может поспособствовать определению базисной деятельности, если вы еще не определились. Метод «Корреляция хочу-могу-должен». Нужно выделить три группы возможных задач и активностей в будущем, относящимся к трем группам:

  • Желаемые – те дела, которые хочется делать, и цели, которые хочется достичь. В этот список нужно включить то, что вы хотели бы сделать в рамках своей текущей деятельности или вне ее, что вы готовы делать даже бесплатно, за что готовы даже приплачивать. Это касается именно деятельных аспектов, но не получения каких-то вещей или других благ.
  • Возможные – то, что вы в принципе умеете делать, чему учились, чем можете зарабатывать на жизнь или чему можете без труда научиться (верите в то, что вы на это способны).
  • Необходимые – список дел, которые необходимо сделать. Сюда должны войти внешние и внутренние обязательства. Пример внешних обязательств – купить квартиру маме, внутренних – написать диссертацию.

Масштаб планирования – до 10 лет, при этом не нужно сюда писать мелкие дела, типа отдать 100 долларов или тому подобное. Активности могут повторяться в трех разделах – «могу», «хочу» и «должен», порядок их должен соответствовать приоритету. Исходить надо, прежде всего, из теперешних возможностей, но также можно делать предположения на 5-10 лет в будущем. Например, если чего-то не умеешь, но очень хочешь, можно записать как в «хочу», так и в «могу» и «должен», но при этом, чем меньше вероятность (собственная уверенность в достижимости), тем приоритет будет ниже. Для простоты, в каждом разделе должно быть по 10 пунктов с приоритетом от 1 до 10. Собственно, техника заключается в том, чтобы постепенно изменяя списки, добиться того чтобы они совпали (или взаимно дополнили друг друга) в верхней своей части. Именно эти варианты и будут служить основной для принятия решения о выборе базисной деятельности.

Еще очень важный методологический момент при построении Вектора. Очень часто человек находящийся в устойчивом состоянии «интерес» имеет ситуацию, подобную описанной в басне Крылова «Лебедь, рак и щука». Т.е. его как бы разрывает между несколькими одинаково важными на его взгляд и одинаково интересными занятиями, но которые не дают возможности сконцентрироваться и требуют постоянного отвлечения и переключения внимания. Эта ситуация крайне полезная на стадии преодоления 3-го кризиса, становится существенным стопором при преодолении 4-го. При этом постепенно начинает возникать ощущение недостаточной реализованности в каждой из означенных деятельностей и жуткого дефицита времени и сил.

Если вы диагностируете у себя эту ситуацию, то вам необходимо провести процедуру сбора Вектора. Сводится она к следующему. Нужно перечислить все ваши значимые занятия, на которые тратится более 10 процентов времени, свободного от необходимого для поддержания нормальной жизни (сон, питание, гигиенические процедуры, перемещения). Определить главный из них (вокруг которого будет строиться ваш Вектор, который и будет базисной деятельностью). Определить вес (% времени, усилий и ресурсов) каждого из перечисленных занятий. Нарисовать розу ветров вашей жизни – из одной точки отложить в правом направлении вектор базисной деятельности длиной, равной весу, а также векторы всех других видов деятельности, попавших в список. Направления их должны быть определены в соответствии с дополнительностью или, наоборот, противоположностью каждого из них. Например, если вы занимаетесь вокалом и актерским мастерством, это вполне может быть дополняющими друг друга занятиями, так как и актеру и певцу полезен и тот и другой навык. А если вы еще и являетесь фанатом Зенита, то вектор «болельщик» будет прямо противоположен вектору «певец», так как оранье речевок на морозе может загубить все ваши усилия по занятию вокалом. Следующим шагом является, собственно, сборка Вектора. Все имеющиеся у вас вектора должны либо изменить свое направление в сторону со-направленную с базисным, либо исчезнуть из вашей розы ветров. Они могут быть даже перпендикулярны, то есть никак не влиять на вашу базисную деятельность, но ни в коем случае не вносить отрицательного эффекта в суммарный вектор. Дело это тоже, надо сказать, достаточно творческое, но, как правило, Вектор собрать удается (например, вы можете решить, что орать на морозе вы не будете, но зато организуете хор болельщиков и будете им дирижировать и записывать гимны клуба в студии). Однако с частью векторов, возможно, придется просто расстаться.

Могу привести свой пример, из четырех занятий – работа, психология, музицирование и театр, в свое время у меня получилось следующее. Работа, выбранная в качестве базисной деятельности, стала основой моего теперешнего бизнеса, психология превратилась в технологИю (в результате чего моя базисная деятельность собственно и реализовалась так успешно, да к тому же получилась и вот эта книга). Музицирование же превратилось в хобби, которому я уделял исключительно свободное время, и стало способом расслабления (хотя определенная коллинеарность все-таки была и в этом, я достаточно неплохо умею организовать хор из коллег на корпоративных тимбилдингах, или организовать музыкальные поздравления на 8 марта). Что касается театра, то он хоть и внес очевидную пользу в мою базисную деятельность, упростив овладение навыками публичных выступлений, но исчез из моей жизни, как значимая ее часть.

На этом закончим с базисной деятельностью и перейдем к трем другим составляющим Вектора.

 







Date: 2016-11-17; view: 223; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию