Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологическое взаимодействие наук





В древности научные представления мыслителей опирались на единую картину мира. Развивались и выделялись лишь отдельные направления, но все они существовали в рамках философии.

Разделение областей знания на отдельные науки получило бурное развитие в эпоху Возрождения, начиная со второй половины XV в. Однако уже в XVII в. стали предлагаться общие системы с целью объединения всех наук в одно целое. И то же время никакие внутренние связи между отдельными науками не раскрывались. Поэтому переходов между науками не могло быть.

До конца третьей четверти XIX в. продолжалось нарастающими темпами разделение наук, их дробление на мелкие разделы и подразделы. Вследствие этого тенденция к интеграции наук не могла проявиться в достаточной степени.

С середины XIX в. тенденция к интеграции наук из простого дополнения к их дифференциации начала проявляться как доминирующая тенденция. Нараставшее объединение наук стало осуществляться как раз благодаря их дифференциации, появления «мостов» в виде разделов и подразделов наук, заполнявших пробелы в пространстве научного знания.

Методологически такое выравнивание тенденций объясняется органичностью сочетания методов анализа и синтеза как способов познания.

Основой для возникновения «мостов» промежуточных отраслей научного знания служили переходы между различными формами движения материи.

В неорганической природе – это процессы взаимного превращения различных форм энергии. Переход между неорганической и органической природой был отражён в гипотезе Энгельса о химическом происхождении жизни на Земле. Он выдвинул представление о биологической форме движения.

Спектральный анализ был первой промежуточной отраслью науки, позволившей связать между собой физику, химию и астрономию. В результате возникли астрофизика и астрохимия.

Возникновение наук промежуточного характера происходит, когда метод одной науки применяется в качестве нового средства для изучения предмета другой науки. Так возникла радиоастрономия как часть современной астрофизики.

После революционного интегрирующего воздействия на науку спектрального анализа возникла химическая термодинамика, соединившая химию и ранее уже связанные между собой механику и учение о теплоте в виде термодинамики.

К ним присоединилось учение о разбавленных растворах и электрохимия, в результате чего возникла физическая химия.

Биофизика как наука зародилась ещё в XIX в. Так И.М. Сеченов (1829–1905), используя методы физической химии и математический аппарат, изучал динамику процесса дыхания и установил количественные законы растворимости газов в биологических жидкостях. Он предложил назвать область этого вида исследований молекулярной физиологией.

В СССР в 1922 году открывается Институт биофизики. В конце 30-х годов физико-химическое направление в биологии развивается в Институте биохимии АН СССР. В начале 50-х годов организован Институт биологической физики и кафедра биофизики в МГУ.

Процесс заполнения «ничейных зон» между науками продолжается в нарастающих масштабах. Дифференциация наук служит основой для появления промежуточных междисциплинарных научных направлений и выливается в глубокую интеграцию наук.

В попытке представить общую систему наук применяют три подхода путём ответа на соответствующие вопросы. Из них вытекают соответствующие системы научного знания.

1. Предметный подход (что изучается?) – объектно-предметная система.

2. Методологический подход (как, какими способами изучается?) – методологически-исследовательская система.

3. Практический подход (зачем, ради чего, с какой целью изучается?) – практически-целевая система.

Здесь при переходе от одной системы к другой нарастает удельный вес субъективного момента.

Все существующие научные дисциплины условно разделены на две основные группы – естественнонаучные, которые занимаются изучением объектов природы и явлений, не являющиеся продуктом человеческой деятельности, и гуманитарные, которые изучают явления и объекты, возникшие в результате человеческой деятельности.

Естественные науки выстраивают по уровням организации материи в следующую иерархию: астрономия, экология, геология, биология, химия, физика. Специалисты верхних уровней опираются на достижения наук нижних уровней. Физика, как фундамент наук, их низший уровень, в ходе развития стала изучать всё более «элементарные», а в действительности более фундаментальные уровни организации материи (молекулярный, атомарный, элементарных частиц).

 

Date: 2016-11-17; view: 286; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию