Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эвристические методы научного познанияЭвристические методы в научном исследовании – это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики субъекта, решающего задачу, стимулирующих его интуитивное мышление в процессе решения и генерирования новых идей. На этой основе существенно повышается эффективность решения определённого класса творческих задач. Если алгоритмические методы жёстко детерминируют наши действия и гарантируют в случае их точного выполнения достижение успеха в решении соответствующего типа задач, то эвристические методы лишь задают стратегии и тактике наиболее вероятные направления поиска идеи решения, но не гарантируют успеха решения. Эвристические методы применяются на ранних этапах экономического исследования, тогда как сфера применения алгоритмических методов – это заключительные этапы исследования. К эвристическим методам относятся следующие методы: 1. Метод «мозгового штурма» («мозговой атаки») основан на генерации идей каждым из участников при абсолютном запрете критики при их выдвижении и поощрении самых «сумашедших» идей. 2. Метод коллективного поиска оригинальных идей базируется на принципах сотворчества, доверия творческим силам и способностям друг друга, использования оптимального сочетания интуитивного и логического. 3. Метод эвристических вопросов (метод «ключевых вопросов») предполагает поиск ответов на вопросы: Кто? Что? Где? Чем? Как? Когда? 4. Метод многомерных матриц (метод «морфологического анализа») базируется на принципе системного анализа новых связей и отношений известных и неизвестных элементов исследуемой проблемы. 5. Метод свободных ассоциаций базируется на установлении неординарных взаимосвязей между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира. 6. Метод инверсии основан на поиске идей в новом неожиданном направлении, чаще всего противоположном традиционным взглядам (например, обычно нагревают, попробуем охладить). 7. Метод эмпатии (метод личной аналогии) основан на отождествлении личности человека с исследуемым процессом или явлением. Применяется принцип замещения исследуемого объекта другим. Эвристические методы находят широкое применение в бизнесе и управлении, так как стимулируют развитие интуитивного мышления, способности к воображению и творчеству.
19 Экономическая наука и её специфика
Первоначально понятие «экономика» происходит от греческих слов «ойкос» – дом, жилище и «номос» – закон, правило. Экономика понималась как наука о домашнем хозяйстве. В настоящее время в самом широком смысле понятие «экономика» трактуется как область человеческой деятельности по созданию искусственной окружающей среды. Экономическая наука изучает способы эффективного использования ограниченных ресурсов – природных ископаемых, трудового потенциала и созданного ранее капитала – для удовлетворения потребностей населения. Экономическая наука подразделяется на два направления – микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает принципы и способы ведения хозяйства предпринимателем. Она изучает отношения между предпринимателями, между предпринимателями и наёмными работниками, между продавцами и покупателями. В рамках микроэкономики сформулированы законы спроса и предложения, убывающей доходности, предельной производительности труда и капитала. По мере объединения предпринимательских хозяйств в отрасли и отраслей в национальные экономики, которые в свою очередь формируют огромную систему мировой экономики, формируются проблемы повторяющихся экономических кризисов, хронической безработицы, инфляции. Эти проблемы не могут быть описаны категориями микроэкономики, такими, как цена, прибыль, конкуренция и др. Макроэкономика, как часть экономической науки, появляется в XX в. в связи с потребностью решения проблем государственной политики, международных экономических отношений, а затем и решения глобальных проблем. В результате макроэкономического анализа возникают знания об обратной зависимости между инфляцией и безработицей в масштабе общества, о связи банковского процента и темпов роста валового продукта, о зависимости обменного курса национальной валюты от роста инфляции. Эти знания также нужны предпринимателю для учёта изменений конъюнктуры и принятия эффективных решений в управлении предприятием. Специфика экономической науки заключается в том, что в отличие от естественных и технических наук, она имеет дело с человеческим обществом, которое подвержено воздействию традиций, психологических особенностей, национального менталитета. Поэтому экономическая наука в разных странах должна учитывать влияние этих национальных особенностей. Кроме того, не следует абсолютизировать знание, получаемое на основе методов и подходов экономической науки. «Нет, мы вовсе не против науки, мы даже признаём вслед за практикой массу научных истин. Но мы против абсолютизации научного знания, его культивирования вопреки и за счёт иных, не менее, а даже более истинных в некоторых сферах познания, видов знания. Чем глубже в мир, чем ближе к абсолюту, тем слабее наука, тем сильнее философия и религия. И ничего здесь не поделаешь, с этим надо считаться. И наука, если она не предвзята, с этим считается, ибо на границах своего знаниевого поля она переходит к иным, как бы ненаучным методологиям, отнюдь от этого не страдая. Но одних таких переходов недостаточно: потребно органическое единение всех видов знаний в сложном познавательном процессе, осуществляемом человеком. Самоограниченность новейшей теоретической экономии довольно-таки ясна. Во-первых, это знание разделённое. Сегодня нет и не может быть при сугубо научном, сциентистском подходе одной теоретической экономии. … Во-вторых, это знание, которое отдаёт предпочтение поверхности и поверхностным взаимосвязям. … В-третьих, это знание явно технологизировано, а предмет изучения – экономика – явно не технологичен, он социален, гуманитарен, трансцендентен. В-четвёртых, это знание слишком математизированное, – и в частностях, когда действительно требуется математика, и в общем, когда математика никак не требуется….Короче, отрыв современной научной экономии – экономикса – от реальности очевиден, что и является лучшим подтверждением её самоограниченности» [9, с. 235–237].
|