Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические подходы в психосоциальной работе ( когнитивно-бихевиористические модели, экзистенциально-гуманистический и системный подход)





Научные представления о социальной адаптации определяются с позиции различных психологических школ. Психоаналитическое понимание социальной адаптации опирается на представления З. Фрейда, объяснявшего процесс адаптации с трех позиции: Ид, Эго, Суперэго и представляется в виде обобщённой формулы: конфликт-тревога-защитные реакции. Идеи З. Фрейда развили его последователи, которые ввели термин «свободная от конфликта сфера Я», Г. Гартман отмечал, что не всякая адаптация и созревания конфликтны. Современные психоаналитики выделяют две разновидности социальной адаптации: аллопластическую и аутопластическую адаптацию. Существенное влияние на разработку современных профилактических программ оказала транзактная теория стресса и копинга Р. Лазаруса. По мнению Р. Лазаруса, развитие различных форм поведения, приводящих к адаптации личности, определяется механизмами преодоления стресса. Поведение рассматривается как результат взаимодействия человека и окружающей среды. Р. Лазарус вводит понятие копинг, обозначающее преодоление стресса, совладание с ним.

 

 

7феномен социализации личности в практике психосоциальной работы.социальная адаптация и дезадаптация агенты социализации -люди в непосредственном взаимодействии с которыми находится объект социализации и роль которых различается в зависимости от того,насколько они значимы для объекта. адаптация -процесс и результат становления индивида как социального существа.адаптивность-организация комплекса условий для продуктивной адаптации человека в изменившихся условиях жизнедеятельности. дезадаптация -психическое состояние,возникающее из-за несоответствия психосоциального или психофизиологического статуса человекатребованиям изменившейся,возможно критической социальной ситуации.в зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную,психосоциальную и социальную дезадаптацию.сущность социализации состоит в приспособлении человека к условиям социально-культурной ситуации(адаптации)и в тоже время обособления (автономизации)от них.в зависимости от жизненной сферы выделены следующие виды социальной дезадаптации:физическая,психологическая,экономическая,профессиональная,социально-бытовая,правовая,ситуационно-ролевая,социокультурная.

 

8. Кризисная психологическая помощь в социальной работе. Понятие и типология эксвизитных ситуаций. Понятие «кризис» означает острую ситуацию или момент времени для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент. А.Г. Амбрумова связывает кризисную ситуацию с внутриличностным переживанием и реакциями, выделяет следующие типы ситуационных реакций: реакция эмоционального дисбаланса; пессимистическая ситуационная реакция; реакция отрицательного баланса; ситуационная реакция демобилизации; ситуационная реакция оппозиции. В остро начавшемся кризисном состоянии можно выделить 4 последовательные стадии: психотравмы(психического шока), дезорганизации; «принятия»(адаптация к утрате); восстановления. Непродуктивная (защитная) адаптация к жизни-фиксированное, негибкое построение человеком отношений с собой, своими близкими и с внешним миром на основе действия механизма отчуждения, попытки разрешить трудную жизненную ситуацию неадекватными способами. Позитивная адаптация к жизни-процесс сознательного построения, упорядочения или достижения человеком относительно равновесных отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

 

9.Психологическая травма или психическая травма — вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий на его психику. Часто бывает связана с физической травмой, угрожающей жизни, либо нарушающей ощущение безопасности.Выделены общие симптомы, которые могут возникнуть после травматического события. Иногда эти ответы могут быть отложены во времени, в течение нескольких месяцев или даже лет после события. Ниже приведены симптомы, которые могут возникнуть в результате неразрешенной эмоциональной травмы: Физические симптомы: • Нарушения приема пищи (более или менее, чем обычно) • Нарушения сна (более или менее, чем обычно) • Сексуальная дисфункция • Упадок сил • Хронические, необъяснимые боли Эмоциональные симптомы: • Депрессия, непроизвольные слезы, отчаяние и безнадежность • Тревога • Панические атаки • Пугливость • Компульсивное и навязчивое поведение • Чувство потери контроля • Раздражительность, злость и обида • Эмоциональное онемение • Выход из нормальной жизни и отношений Когнитивные симптомы: • Провалы в памяти, особенно о травмирующей ситуации • Сложность в принятии решений • Снижение способности к концентрации

внимания.

10.Понятие жестокого обращения с детьми, формы и виды домашнего насилия. Физическое жестокое обращение определяется как любое нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим уход. Как правило, выделяют физическое, вербальное, психологическое и сексуальное насилие, при этом вербальное насилие может включаться в понятие психологического насилия. Сексуальное насилие над детьми - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения. Пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

Психологическое насилие делится на психологическое пренебрежение и психологическое жестокое обращение. Психологическое пренебрежение - это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимые поддержку, внимание, чувство надежной привязанности. Психологическое жестокое обращение - хронические негативные паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.

 

11. Социальная виктимология в психосоциальной работе. Виктимологичнеские характеристики агрессивного поведения. Социальная виктимология исследует феноменологию закономерности и механизмы деформированного интерактивного культурогенеза в результате чего личность становится жертвой социогенных и персоногенных воздействий. Агрессивное поведение - по­ведение, единственная цель которого — причинить боль, на­вредить или разрушить; поведение агрессивно, если: наступают губительные для жертвы последствия; нарушены нормы поведения. Агрессивность — свойство личности, ее особенность, выража­ющаяся в готовности к агрессивным действиям в отношении дру­гого объекта (человека, животного, иногда опосредованного пред­мета), также социально-перцептивный ком­понент — готовность воспринимать и интерпретировать поведе­ние другого человека как враждебное. Виктимологические характеристики агрессивного поведения:1. Важна роль отрицательных эмоций: боль, психодискомфорт- возбудители агрессии, реакция борьбы и бегство –побудители страха и гнева (Барковиц). 2.Теория научения-важная роль в возникновении агрессии- подкрепление (изображения агрессии в СМИ вызывают склонность к агрессии у наблюдателя) - Бандура. 3. Жесткая дисциплина в семье, отторжение сверстниками связаны с повышенным уровнем последующей детской агрессивности. 4. Виды: Непрямая агрессия включает в себя попытку причинить вред другому человеку без явного конфликта лицом к лицу (злобные сплетни); прямая агрессия (причинение вреда- удары руками, щипки, оскорбление, ругань или угроза в адрес другого человека). 5. Виды: Эмоциональная агрессия- это поведение, нацеленное на причинение вреда другому человеку дающее выход злобным чувствам, выходящим из-под контроля. Инструментальная агрессия- это причинение вреда другому человеку для достижения какой-нибудь неагрессивной цели (для наказания или повышения статуса).6. На возникновение агрессии большое влияние оказывают СМИ, компьютерные игры.

 

12.Виктимность как предпосылка формирования жертв социализации. Виктимность – обретенные человеком физические, психологические и социальные черты и признаки, которые в состоянии сделать его предрасположенным к превращению в жертву (злодеяния, злосчастного варианта, детруктивного культа и т. д.). Жертва – это в большей степени физическое лицо, которому конкретно причинен вред. Реальными жертвами неблагоприятных условий социализации могут стать инвалиды; дети, подростки, юноши, девушки с психосоматическими дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных организаций. Потенциальными и в то же время реальными жертвами можно считать детей, подростков, юношей и девушек с пограничными психическими состояниями и с акцентуациями характера; детей мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город и из города в село; детей, родившихся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнями; метисов и представителей инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса. Латентными жертвами неблагоприятных условий социализации можно считать тех, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации.

Субъективными предпосылками того, станет ли человек жертвой неблагоприятных условий социализации, являются, в первую очередь, его индивидуальные особенности как на индивидном, так и на личностном уровнях. От этого зависит и субъективное восприятие человеком себя жертвой. На индивидном уровне виктимизация человека в тех или иных обстоятельствах зависит от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению. На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации, зависит от многих личностных характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таким характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации и т. д.

От наличия и развитости у человека этих характеристик во многом зависит то, в состоянии ли он противостоять и в какой мере сопротивляться различным опасностям, с которыми он сталкивается, а также прямому негативному влиянию окружающих.

 

 

13. Поведенческие девиации: понятия, виды. Причины поведенческих девиаций. Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм – отклонения как агрессивной или корыстной ориентации, так и социально-пассивного типа; система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды отклоняющегося поведения – преступность и уголовно-ненаказуемое (не противоправное) аморальное поведение (системное пьянство, стяжательство, сексуальная распущенность и др). Причины поведенческих девиаций: 1) в несовершенстве человеческой природы и различных пороках людей (эгоизм, стремление выделиться; 2) в их биологических и психологических особенностях (генетическая предрасположенность некоторых индивидов к девиантности, умственные дефекты и т.д.); 3) в сознательных условиях жизни (воспитание, образование и т.д.)Также различают положительную или отрицательную, девиацию. Позитивная девиация - это отклоняющееся поведение, которое и воспринимается многими как необычное, странное, но в тоже время не вызывает неодобрения (героические поступки, самопожертвование). Негативная девиация - представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения или осуждения (терроризм, вандализм, жесткое обращение с животными и т.д.)

14.Феномен аддиктивности в практике психосоциальной работы. Виды зависимого поведения.Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, стремление уйти от реальности путем изменения своего психического состояния приемом некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности, сопровождающихся развитием интенсивных эмоций.

Профилактика аддиктивного поведения: первичная профилактика – работа с условно здоровыми людьми, среди которых существует определенное кол-во лиц из «группы риска».

Вторичная профилактика предназначена людям, у которых поведение риска уже сформировано. Это система действий, направленная на изменение уже сложившихся дезадаптивных форм поведения и позитивное развитие личностных ресурсов и личностных стратегий.

Третичная профилактика – это профилактика рецидивов через систему действий, направленную на уменьшение риска совершения асоциальных поступков или возобновление употребления алкоголя, наркотиков, а также на активизацию личностных ресурсов, способствующих адаптации к условиям среды и формированию социально-эффективных стратегий поведения.

 

15. Феномен суицида в практике психосоциальной работы. Суицидальная мифология. Понятие превенции суицидального поведения. Суицид- это процесс, а не событие. Это не проблема, а попытка разрешить проблему. Представление о суициде в нашей культуре окружено огромным количеством мифов. Осознание их может удержать консультанта от многих ошибок. О суицидальных намерениях могут свидетельствовать свидетельствовать следующие предупреждающие знаки: -сниженное настроение;-нарушение сна, режима питания;-злоупотребление алкоголем, наркотиками;-саморазрушительное поведение;-разговоры о смерти, обращение к песням, стихам, литер.произведениям, в которых говорится о самоубийстве, смерти, жизни после смерти;-саморазрушительное отчуждение; снижение внимания к себе(непонятность, неряшливость, прогулы);-резкое изменение состояния(внезапное просветление после периода длительной депрессии);-приведение дел в порядок(составление завещания, устройство на попечение домашних животных…);-разговор об отсутствии смысла жизни, о собственной ненужности, о безвыходности своей ситуации.

 

16.Конфликтология и сферы разрешения конфликтов в психосоциальной практике.Конфликт- противоречие,воспринимаемоечеловеком как значимая для него проблема,требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на ее разрешение. Конфликт межличностный- столкновение противоположных целей,мотивов,точек зрения интересов участников взаимодействия.По сути дела,это взаимодействие людей,либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели,либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы. Медиация- это процедура примирения конфликтующих сторон,путем их вступления в добровольные переговоры в присуствии нейтрального лица-медиатора(посредника),с целью достижения взаимопонимания и составления договора,разрешающего конфликтную ситуацию. Социальный конфликт- наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий,возникающих в процессе социального взаимодействия,заключающийся в противодействии субьектов конфликта и сопровождающийся их неготивными эмоциями по отношению друг к другу.Решающим фактором при этом становится заинтересованность самих участников конфликтной ситуации в ее разрешении и в сохранении и продолжении их отношений.

17. Психосоциальная оценка и оценка ресурсов в психосоциальной работе. Социальный паспорт как психосоциальное заключение. Психсоц. Оценка – итоговое заключение, сделанное социальным работником на основе анализа личностных особенностей клиента и его взаимоотношений с окружающими. П.О. необходима на начальном этапе работы с клиентом для обоснования избираемых форм и методов его социального обслуживания. В процессе работы с клиентом. П.О. может использоваться для анализа изменения его внутреннего состояния и эффективности проводимой работы. Социальный паспорт представляет собой профессиональное зак­лючение о психическом здоровье индивида, составленное специали­стом по социальной работе. Как правило, факт составления соци­ального паспорта означает, что человек прошел диагностическое обследование относительно нервно-психического расстройства и стал клиентом или пациентом служб психиатрической помощи. Социальный паспорт в качестве итогового диагностического документа сопоставим с заключениями патопсихологической и психиатрической экспертизы. В некоторых случаях социальный паспорт может быть разрабо­тан для оценки семьи, а не отдельного индивида с психическими расстройствами.

№18.Методы психодиагностической работы с различными категориями населения. Психодиагностика, как метод, является основным способом сбора, обработки и анализа данных и реализуется в конкретных диагностических методиках – тестах. Психодиагностические тесты подразделяются по различным основаниям. Так, по предмету диагностики, личности выделяются тесты способностей (в частности, тесты для исследования интеллекта), тесты личности (в т.ч. социально-психологические). Важнейшей формой психодиагностических тестов являются опросники. Крупнейшими исследователями в области психодиагностики считаются ее основатели Ф. Гальтон и Дж. Кеттел, а также А. Анастази, А. Бине, Ч. Спирмен, Э. Торндайк, Г. Айзенк, Р. Кеттел, Д. Роттер, Л.Ф. Бурлачук, А.Г. Шмелев и др. Сама психодиагностика, как наука и дисциплина определяется в современной психологии как «область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности». Необходимо отметить ряд известных психодиагностических опросников, используемых в практике современной социальной работы. Опросники представляют собой психодиагностические методики в виде вопросов (или утверждений) для опроса клиентов с целью получения информации об их личности в целом или о тех или иных ее сторонах (чертах, свойствах и т.д.). В связи с этим опросники делятся на опросники черт личности, мотивов, интересов, состояний и т.п. Среди личностных опросников важнейшее значение имеют опросники, разработанные на основе освещавшихся персонологических концепций, в том числе, З. Фрейда, К. Юнга, Э. Кречмера, И. П. Павлова, Б. П. Ганнушкина, Г. Айзенка, Р. Кеттела, К. Леонгарда, Д. Роттера. При выборе психодиагностических тестов психосоциальный работник должен исходить из четко осознанной и поставленной задачи по обследованию данного клиента (клиентов). Психодиагностические тесты должны правильно использоваться, что является залогом их эффективности.

Date: 2016-11-17; view: 415; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию