Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таргетирование наукоемких отраслей





 

Решение проблемы создания благоприятных условий для развития наукоемких отраслей привлекает внимание политиков, государственных структур, ученых, специалистов, частных предпринимателей, инвесторов. При этом оценка сложившейся ситуации и выработка практических рекомендаций по формированию новой модели регулирования развития наукоемких отраслей имеет первостепенное значение.

Разработка и реализация комплекса мер, направленных на укрепление конкурентоспособности промышленности на мировом и внутреннем рынках на основе создания условий для благоприятного развития стратегических отраслей, называется таргетированием (от англ. targeting policy).

Таргетирование наукоемких отраслей должно решить три задачи:

- во-первых, научно обосновать круг наукоемких отраслей, развитие которых имеет особо важное значение для роста как промышленности в целом, так и других традиционных отраслей, сферы услуг, экологического состояния, условий труда и быта населения;

- во-вторых, предоставить возможность сконцентрировать финансовые средства, полученные из различных источников, и привлечь инвесторов для развития этих отраслей;

- в-третьих, обеспечить снижение степени риска вложения средств для частных предпринимателей, которые могут разрабатывать и выпускать высокотехнологичную продукцию.

Таргетирование используется при проведении структурной перестройки. В той или иной степени оно использовалось в США, Японии, других странах. При этом использовались различные подходы, методы, инструменты.

Для практического использования таргетирования в условиях трансформационного общества необходимо решить следующие задачи:

а) определить комплекс наукоемких отраслей, для чего сформулировать критерии наукоемкости, показатели их оценки;

б) исследовать специфику воспроизводства наукоемких отраслей, их влияние на развитие других отраслей и конечное потребление;

в) выявить факторы, воздействующие на эффективность развития наукоемкого производства в условиях формирования рыночных отношений;

г) разработать механизм воздействия на субъектов, участвующих в указанном процессе;

д) создать условия для выхода на внешний рынок и развития внутреннего рынка научно-технической продукции.

В настоящее время в Республике Беларусь отсутствуют законодательные и нормативные акты, определяющие комплекс наукоемких отраслей и производств. Это обусловлено тем, что поставленная задача достаточна сложна и требует тщательной проработки. Дополнительные трудности обусловлены спецификой наукоемких отраслей, а также особыми условиями их воспроизводства и ролью в условиях формирования рыночных отношений.

В развитых странах принятию официальных решений в части таргетирования наукоемких производств и отраслей предшествовали глубокие научные исследования и дискуссии специалистов, занимающихся данным вопросом.

Во-первых, изучалось изменение инвестиционных потоков как государственных, так и частных, связанных со структурной перестройкой. Было отмечено, что процессы протекают не изолированно, а на фоне циклов экономического развития. Так, например, экономический кризис, который развернулся в США в 1974−1975 гг., характеризовался падением объемов производства в сочетании с высоким ростом цен. Экономический кризис 1980–1982 гг. также проходил на фоне инфляции, т.е. наблюдалась стагфляция. В эти периоды происходило падение объема инвестиций и расширение действующих мощностей на экстенсивной основе, одновременно увеличились объемы инвестиций, направляемых на качественное обновление оборудования с целью активизации интенсивных факторов производства.

Традиционные отрасли требовали обновления оборудования вследствие того, что материало- и энергоемкое производство резко снижало рентабельность производства в условиях роста цен на нефть, падения спроса на продукцию металлургии на мировом рынке и т.д. Наукоемкие отрасли производства притягивали инвестиции из-за все возрастающего спроса на высокотехнологичную и наукоемкую продукцию – компьютеры, ЭВМ на микропроцессорах, конторское оборудование, электрические приборы и т.д.

Частные инвестиции существенно повлияли на динамику структуры оборудования в США, существенно снизив спрос на капиталоемкое оборудование.

Стабильность развития наукоемких отраслей в условиях экономического кризиса обусловлена и сравнительно низкой зависимостью наукоемкой продукции от цен на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, что в ряде случаев приводит к снижению цен на нее на фоне их общего роста, что очень важно при принятии экономических решений в условиях кризиса.


Повышение роли наукоемкой продукции в расширении экспортного потенциала страны также повлияло на процесс выхода экономики из кризиса и оживления экономики.

В условиях кризиса одним из основополагающих факторов экономического развития и социальной стабильности является уровень занятости населения. Особенность развития наукоемких отраслей заключается в том, что на фоне сокращения численности занятых в традиционных отраслях происходит ее увеличение в наукоемких отраслях и производствах. На основе прогнозных расчетов можно предполагать, что такая тенденция сохранится и в будущем.

Развитие наукоемких отраслей влияет на занятость не только прямо, но и косвенно, увеличивая численность занятых в сфере услуг. В специальной литературе этот эффект получил название «круги на воде»: небольшое увеличение занятых в наукоемких отраслях вызывает кратное увеличение численности занятых в сопряженных отраслях, производствах и сфере услуг. Ускоренными темпами развивается сфера так называемых наукоемких услуг – консалтинга, программного обеспечения, инжинирин-
га и др.

Перечисленные особенности наукоемких отраслей оказывают влияние на развитие других сфер производства и услуг, отличаются от традиционных своей зависимостью от ресурсного обеспечения научных исследований, степенью использования накопленного научного потенциала. Анализ показывает, что страны, лидирующие на мировом рынке научно-технической продукции, направляют на развитие научного потенциала значительные средства. Особенность и необходимость таргетирования наукоемких отраслей обусловлены тем, что, во-первых, государство должно взять на себя часть риска, который велик при создании и использовании частными фирмами новой технологии в силу существенных особенностей инновационного процесса, а во-вторых, практика экономического развития показала невозможность обеспечить финансовыми и материальными ресурсами все научные и научно-технические направления даже в высокоразвитых государствах, что позволяет проводить обоснование и поддержку стратегически эффективных направлений. При этом таргетирование должно базироваться на общих принципах регулирования научно-технического развития.

В условиях трансформационного общества таргетирование наукоемких отраслей включает поддержку экспорта наукоемкой продукции и создание условий для развития предпринимательства в сфере наукоемкого производства. Цель таргетирования – формирование условий, при которых проведение структурной перестройки позволит наукоемким отраслям стать «точками роста» традиционных отраслей и сферы услуг, создать развитый экспортный потенциал, обеспечить воспроизводство на новом технологическом уровне.

Богатый опыт таргетирования в условиях развитых рыночных отношений накоплен в США и Японии. Анализ этого опыта позволяет сделать вывод, что таргетирование промышленности позволяет сформировать комплекс конкурентоспособных производств более эффективно, чем это происходит только под влиянием рыночных сил, хотя и существует опасность нанести ущерб отраслям, не попадающим под политику таргетирования.

При таргетировании наукоемких отраслей в экономике США используют следующие инструменты: государственные заказы, правительственные закупки, налоговые стимулы, дополнительное финансирование, поддержку экспорта и др.


Государство оказывает влияние на конкуренцию с целью поддержки развития национальных производств, например, используя метод «ценовой защелки», когда внешним конкурентам не позволяется снижать цены на внутреннем рынке ниже уровня местных производителей.

Формирование государственного портфеля заказов также учитывает необходимость государственной поддержки разработчиков и производителей высокой технологии.

Особо важным элементом таргетирования является комплекс мероприятий по поддержке частного предпринимательства, обеспечивающих благоприятные условия для потребителя наукоемкой продукции и высоких технологий, что, в свою очередь, должно стимулировать производителя наукоемкой продукции.

Следует подчеркнуть, что на определенном этапе развития практически все страны, лидирующие на мировом рынке научно-технической продукции, проводили политику поддержки наукоемких отраслей. При этом концепции таргетирования менялись в соответствии с условиями и этапом экономического роста. Так, анализ опыта Японии показывает, что энергетический кризис усугубил экономические проблемы страны и обусловил высокие темпы инфляции. В этих условиях Совет по структуре промышленности предложил новую концепцию развития промышленности Японии, ориентированную на вывод «грязных» производств и создание условий для развития наукоемких отраслей. Бюро индустриальной политики Министерства внешней торговли и промышленности (МВТП) обосновало необходимость уменьшить зависимость Японии от импорта нефти и сырьевых ресурсов и ориентироваться на развитие производства компьютеров, полупроводников и других наукоемких отраслей, а также создание «высоких технологий». С этой целью была обеспечена либерализация движения капитала и расширены возможности импорта, что привело к быстрому росту числа совместных предприятий, а также лицензионных соглашений с иностранными инвесторами.

Одним из важнейших направлений таргетирования является создание условий для аккумуляции средств, способствующих развитию производства наукоемкой продукции и освоению «высоких технологий». С этой целью было разрешено создавать совместные инвестиционные фонды на основе ограниченного партнерства, чтобы поддержать влияние антитрестовского законодательства на процесс коммерциализации научно-технических разработок. Для привлечения средств в такие фонды вкладчики, которыми могли быть как фирмы, так и частные лица, освобождались от налогов в размере суммы, эквивалентной размеру вложений в корпорацию – исполнителя разработок, и получали доход на представленный им в долговременное пользование капитал.

Особое значение для развития наукоемких отраслей имеет создание условий для малых фирм, которые обладают рядом преимуществ, действуя в научно-технической сфере.


Концепция развития экономики Японии, разработанная МВТП и названная «Взгляд в 80-е», обосновала необходимость поворота от широкого использования зарубежных технологий к созданию собственных «высоких технологий». Это обусловлено тем, что американские экономисты пришли к выводу о невыгодности продажи «высоких технологий» японской стороне из-за возможного «эффекта бумеранга», суть которого состоит в том, что на базе заимствованной технологии в обратном потоке идут товары высокой конкурентоспособности, выпущенные на основе закупленных технологий. Поэтому Япония берет ориентацию на развитие собственных научных исследований и таргетирование ускоренного развития 14 наукоемких отраслей: авиационной, космической, оптической электроники, биотехнологии, производства ЭВМ, роботов, медицинской электроники, полупроводников, электронной обработки текстов, новых сплавов, керамических материалов, лекарств, программного обеспечения и электронного машиностроения.

В целях таргетирования этих отраслей МВТП разработало национальные научно-технические программы на 10-летний период по созданию суперкомпьютеров, ЭВМ пятого поколения, робототехники, программного обеспечения, новых материалов, керамики, оптоэлектроники, биотехнологии, биокомпьютеров и полупроводников.

МВТП ориентировано на учет влияния рыночных факторов при таргетировании наукоемких отраслей. При этом используется метод «икусей», когда МВТП поддерживает новые наукоемкие отрасли, находящиеся на ранних фазах развития, а «зрелые» отрасли развиваются под воздействием рынка.

В «заходящих» отраслях, таких, как нефтехимия, судостроение, черная металлургия, отрасли добывающей промышленности, МВТП принимает меры по сокращению избыточных мощностей и ликвидации слабых фирм, а также по их перепрофилированию на выпуск наукоемкой продукции (например, нефтехимические компании ориентируются на использование биотехнологий, гибких производственных систем и новых химических продуктов; судостроительные – на производство подводных роботов и т.д.).

Такой подход к проведению политики таргетирования позволяет ориентироваться на действие рыночных отношений в соответствии с фазами зрелости отрасли. Цель своей деятельности МВТП сформулировала следующим образом: превратить Японию в «архипелаг новейших технологий» и опередить США на мировом рынке научно-технической продукции в XXI в.

Анализ политики таргетирования позволяет сделать выводы:

- во-первых, о необходимости определения комплекса наукоемких отраслей в зависимости от качественных критериев и порога наукоемкости;

- во-вторых, о необходимости выработки общей концепции и принципов таргетирования в зависимости от этапа развития экономики в целом;

- в-третьих, о сформировании системы методов воздействия на развитие каждой отрасли в зависимости от фазы ее зрелости.

Япония на первом этапе таргетирования комплекса наукоемких отраслей вливала значительные государственные инвестиции в структурную перестройку экономики. На сегодняшний день Япония ставит задачу предугадать и обеспечить развитие высоких технологий, рынков сбыта, новых отраслей, т.е. таргетирование ориентируется на предугадывание возможностей наиболее эффективного направления развития и помощи с целью катализации процессов на базе развития благоприятных условий для перелива частных капиталовложений, трансфера новейших технологий и коммерциализации разработок.

Смещение акцента в политике таргетирования в сторону формирования системы мер по созданию благоприятных условий для вложения частных инвестиций в наукоемкие отрасли и разделения повышенного риска с государственными и другими специальными структурами должно осуществляться с учетом особенностей модели развития наукоемких отраслей.

Эти положения являются очень важными для развития наукоемких отраслей в условиях трансформационного общества.

Таргетирование как один из новых методов регулирования научно-технического развития, ориентированный на поддержку предпринимательства в научно-технической сфере, должно получить развитие в условиях белорусской экономики.

 







Date: 2016-11-17; view: 315; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию