Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации.





1. Первый вопрос «Общество как способ бытия человека и его специфика» предполагает уяснение понятий «общество», «общественное бытие». Следует различать философский и социологический подходы в понимании общества. Философский подход изучает общество как совокупность людей, связанных определенными отношениями в их историческом развитии, то есть понятие общества в самом широком смысле слова. Бытие общества принципиально отличается от бытия природы.

Специфика общественного бытия определяется сознательной целенаправленной деятельностью людей, наделенных волей, свободой. В процессе деятельности происходит не только создание какого-то продукта, но и становление, совершенствование самого человека. Но социальное бытие наряду с объективной стороной включает и субъективную сторону, которая выражается в культурной деятельности. Свои моральные, эстетические и религиозные ценности человек объективирует в предметной форме от орудий труда до произведений искусства. Культура является единственным способом воспитания человеческого в человеке. Важное значение в общественном бытии играет ментальность, то есть душевный склад, мышление общества, которые выражаются в семейных отношениях, образе жизни, в особенностях быта и традициях. Немаловажное значение в бытии общества играет язык как средство общения и элемент культуры.

Следует уяснить, что бытие общества развивается по своим специфи-ческим законам, отличным от законов природы. Законы общества менее долговечны, в них определенную роль может играть субъективный фактор, они тенденциозны.

2. Второй вопрос«Основные сферы общественной жизни» посвящен более детальному изучению общества. В основе жизни общества лежит материально-производственная сфера. Необходимо выяснить сущность производства, потребления и обмена материальных благ. Далее следует уяснить сущность социальной сферы жизнедеятельности общества и значимость в ее структуре социальных групп, наций, народностей, социальных слоев, классов, конфессиональных объединений. Материальная и социальная сферы неразрывно связаны с политико-правовой, в которой важное значение имеет государство и его ветви власти, а также общественные организации и институты.

И, наконец, следует уяснить специфику духовной жизни общества, осмыслить понятие «духовное производство», «духовные потребности», «духовное общение», «общественное сознание», «идеология» и их значимость в жизни человека и общества.

3. Третий вопрос «Социальная структура общества: этническая, демографическая, поселенческая, классовая. Социальная стратификация» посвящен рассмотрению общества как в состоянии социальной статики, так и в состоянии социальной динамики. Все структуры, составляющие в своей совокупности социальную структуру общества, имеют двоякое происхождение. Две из них – этническая и демографическая связаны с биологической природой человека. Две другие – поселенческая и классовая - социальны в полном смысле слова. Поселенческая структура есть пространственная форма организации общества. Это понятие выражает отношение людей к территории их обитания, а еще точнее – отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (город, деревня). В отечественной социальной философии проблемы социальной стратификации в течение десятилетий не только не исследовались, но и открыто игнорировались. Социальная стратификация – функционально необходимая, а потому и обязательная черта любого общества. Определяя это понятие П.Сорокин писал: «Социальная стратификация – это дифференциация некоей данной совокупности людей (населения) на классы в их иерархическом ранге. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества». Стратификационная структура населения - понятие многомерное, что связано с многообразием выполняемых индивидом ролей и возможностью его изучения, характеристики и типологизации с различных оснований.

4. Четвертый вопрос«Проблема направленности социально-исторического процесса. Формационные и цивилизационные теории развития общества».

Одной из составных частей философии является философия истории, которая выделяет источники, движущие силы, направленность исторического развития общества.

При подготовке ответа на данный вопрос следует уяснить, что общество имеет свою историю, то есть развивается во времени, его формы и структура постоянно меняются. Общество в своем развитии проходит определенные этапы, которые оцениваются по тому, как в них обеспечивается свобода развития личности и уровень технических и технологических достижений. Целью развития общества является достижение “совершенного” общества, то есть обеспечение возможности свободного, гармоничного развития человека.

Необходимо выяснить источники и движущие силы истории, закономерности ее развития. Следует уяснить, что нет единой позиции по данному вопросу, наибольшим авторитетом пользуются религиозная концепция истории, философия истории Гегеля, материалистическое понимание истории, циклическая концепция исторического процесса. В современной социальной философии проблема крупномасштабного членения общества связана с дискуссией о преимуществах формационного, либо цивилизационного подходов. Попытка полностью заменить формационный подход на цивилизационный себя не оправдала. Необходимо нахождение такого сопряжения формационного и цивилизационного подходов, которое бы позволило сделать само видение истории более многомерным. При подготовке ответа необходимо обратить внимание на такой аспект проблемы истории общества, как тема “конца истории”, для этого следует проанализировать статью Френсиса Фукуямы «Конец истории?»

 

Контрольные вопросы и задания

1. Если производственные отношения изменяются под воздействием уровня развития производительных сил, то что же обуславливает развитие самих производительных сил?

2. В чем различие социально-философского и экономического подходов к материальному производству?

3. В чем заключается методологическое значение представлений о собственности, о власти и ответственности как формах общественных отношений?

4. Что является предметом социальной сферы общественной жизни?

5. Что означает превращение науки в непосредственную производительную силу общества?

Date: 2016-11-17; view: 221; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию