Психофизиология профориентации, профессионального отбора и профпригодности. Психофизилогоческие компоненты работоспособности
Цель: обобщение теоретических знаний по теме, формирование умений составить примерный план собеседования, составить резюме.
План:
1. Фронтальный опрос:
Ø Что такое профессиональный отбор? Назовите его компоненты.
Ø В чем суть профориентационной работы?
Ø Каковы основные направления профессиональной ориентации?
Ø Охарактеризуйте различные формы профориентации.
Ø Чем характеризуется профессиональная пригодность?
Ø В чем заключаются психофизиологические компоненты (аспекты) профотбора и профпригодности?
Ø Определите соотношение понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация» и «профконсультация»
Ø Дайте определение понятию «профессиональная адаптация».
Ø Каковы особенности психофизиологии работоспособности?
2. По Дифференциально-диагностическому опроснику Е.А.Климова определите свои способности к овладению той или иной профессией.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климов). В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда:
1. Человек – природа.
2. Человек – техника.
3. Человек – человек.
4. Человек – знаковая система.
5. Человек – художественный образ.
Перед испытуемым ставится задача — дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке «Листа ответов ДДО» знак плюс (+). Если определенно нравится — два плюса (+ +), а если очень нравится— три плюса (+ + +). Если скорее не нравится, чем нравится, — один минус (—), если определенно не нравится — два минуса (--), а если очень не нравится — три минуса (---).
Инструкция: предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?
Стимульный материал к опроснику ДДО
1а. Ухаживать за животными
| 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
| 2а. Помогать больным
| 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
| За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок
| 3б. Следить за состоянием, развитием растений
| 4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
| 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать
| 5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
| 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
| 6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
| 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
| 7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)
| 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
| 8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
| 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
| 9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище
| 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
| 10а. Лечить животных
| 10б. Выполнять вычисления, расчеты
| 11а. Выводить новые сорта растений
| 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
| 12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
| 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
| 13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
| 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
| 14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
| 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
| 156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
| 15а. Составлять точные описания отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
| 6а. Делать лабораторные анализы в больнице
| 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
| 17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
| 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
| 18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
| 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
| 19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
| 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
| 20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
| 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)
|
Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчитываются по каждой колонке «Листа ответов ДДО».
Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Однако следует оговорить, что результаты ДДО лишь в какой-то мере характеризуют его способности в данный момент.
Лист ответов ДДО
Фамилия, имя учащегося___________________________________________
Класс ______ Школа __________ Дата _____________________
Природа
| Техника
| Человек
| Знаковая система
| Художественный образ
| 1а
| 1б
| 2а
| 2б
| 3а
| 3б
| 4а
| 4б
| 5а
| 5б
| 6а
| 7б
| 6б
| 9б
| 7а
| 10а
| 9а
| 8а
| 10б
| 8б
| 11а
| 11б
| 12а
| 12б
| 13а
| 13б
| 14а
| 14б
| 15а
| 15б
| 16а
| 17б
| 16б
| 19б
| 17а
| 20а
| 19а
| 18а
| 20б
| 18б
| Е+ =
| Е+ =
| Е+ =
| Е+ =
| Е+ =
| Е- =
| Е- =
| Е- =
| Е- =
| Е- =
| Пе =
| Ее =
| ЗСе =
| ЗСе =
| ХОе =
|
3. Вы находитесь в поиске работы и обратились в службу занятости населения. На приеме специалист службы занятости предложил Вам составить резюме. Составьте резюме.
4. Представьте, что Вам необходимо провести собеседование с потенциальным работником. Составьте список вопросов, которые Вы будете ему задавать, продумайте и обоснуйте их порядок.
5. Используя знания о своей нервной системе, темпераменте, характере работы с учетом работоспособности человека в течение рабочего дня, суток и недели составьте свой наиболее оптимальный режим дня.
Литература:
1. Губарева, Л.И. Психофизиология: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.А. Агаркова. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2007. –188с.
2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов – М.: Академия, 2004 - 304 с.
3. Носкова, О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
4. Рыбников, О.Н. Психология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений /О.Н. Рыбников. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320с.
5. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов /Н.В. Самоукина. –СПб.: «ПИТЕР», 2005. – 220с.
6. Трудовой кодекс РФ. — М.: ООО ВИТРЭМ, 2011.
Date: 2016-07-05; view: 856; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|