Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типовая карта методики САНФамилия, инициалы_______________________________ Пол____ Возраст_____ Дата_________________________ Время____________
Тест 4. Методика «Накопление эмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя» Методика, разработанная В. В. Бойко, представлена в несколько модифицированном виде, чтобы можно было судить о степени накапливаемого у человека эмоционально-энергетического заряда, не получающего выхода вовне. Инструкция. Прочтите предлагаемые положения и выразите свое отношение к ним. Если вы согласны с положением, поставьте рядом с его номером знак «+», если не согласны, то знак «-».
Текст опросника 1. В последнее время вы почти всегда находитесь в состоянии мобилизации для отражения угрозы, неприятностей, несправедливости, но тем не менее держите себя в руках. 2. Вы часто испытываете недовольство, гнев, разочарование и стараетесь не показывать свои переживания. 3. Вас огорчают обстоятельства в семье, на работе или отношения с друзьями, и вы носите в себе эти впечатления. 4. Вам приходится скрывать антипатию, неприязнь к кому-либо из тех, с кем часто общаетесь. 5. Критику в своей адрес обычно долго помните. 6. Вы часто ругаете себя или злитесь на себя за то, что допустили ошибку, не смогли что-то сделать хорошо или вовремя. 7. Вы завидуете тем, кто лучше живет или достиг больше вас в работе или семейной жизни. 8. Вы часто сдерживаете себя, чтобы не сказать все, что думаете о непосредственно окружающих вас людях (родных, близких, друзьях, коллегах). 9. Вы почему-то не можете или не хотите открыто радоваться хорошим людям, приятным встречам, событиям. 10. Вы не можете или стесняетесь заплакать в тех случаях, когда другие это обычно делают. 11. Вам не к кому обратиться или не хочется жаловаться на свою усталость от жизни. 12. Вы не решаетесь публично высказывать свое мнение. 13. Вы обычно боитесь сделать решительный шаг, «промахнуться» в жизни. 14. Вы чувствуете себя одиноким человеком, вам не с кем поговорить, поделиться сокровенными мыслями. 15. Вы часто чувствуете себя неловко в новой обстановке или вам трудно вступать в контакты с малознакомыми людьми. 16. Вы чаще всего недовольны собой или своей работой. 17. Вас беспокоит собственное здоровье или здоровье близких, но вы об этом ни с кем не говорите. 18. Вы обычно чувствуете себя скованно, напряженно. Обработка данных и выводы. За каждый положительный ответ начисляется по 1 баллу. Подсчитывается общая сумма баллов. Если опрашиваемый набирает 14-18 баллов, то у него имеется большая скрытая эмоциональная напряженность. Сумма, меньшая 6 баллов, свидетельствует о слабой напряженности или ее отсутствии.
Тест 5. Опросник НПН (признаки нервно-психического напряжения). Опросник разработан Т. А. Немчиным. Инструкция. Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком «+» те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время.
Фамилия, имя, отчество_____________________________________ Пол______________ Возраст______________ Профессия, род занятий_____________________________________ Характер ситуации (указывается экспериментатором после заполнения опросника)________________________________________ Отметка_____________________________________________________ Характер признака ____________________________________________ 1. Наличие физического дискомфорта:___________________________ а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе в) наличие многих и разнообразных неприятных ощущений, серьезно мешающих работе 2. Наличие болевых ощущений: а) полное отсутствие каких-либо болей б) болевые ощущения появляются лишь иногда, быстро исчезают, не мешают работе в) имеют место постоянные болевые ощущения, серьезно мешающие работе 3. Температурные ощущения: а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела б) ощущение тепла, повышения температуры тела в) ощущение похолодания конечностей, чувство озноба 4. Состояние мышечного тонуса: а) обычный, неизмененный мышечный тонус б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство умеренного мышечного напряжения в) значительное мышечное напряжение, дрожание рук, подергивание (тик) мышц лица, глаз, губ 5. Координация движений: а) обычная, неизмененная координация движений б) повышение двигательной активности, увеличение скорости, точности, ловкости, координированное™ движений во время работы, письма в) ухудшение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности 6. Двигательная активность: а) обычная, неизмененная двигательная активность б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений в) резкое усиление общей двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление двигаться, ходить, изменять положение тела 7. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца б) ощущение усиления сердечной деятельности, не привлекающее внимания и не мешающее работе в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца, резкое сердцебиение, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в области сердца 8. Проявления (ощущения) со стороны желудочно-кишечного тракта: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работать ощущения в животе — подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое умеренное «урчание в животе» в) выраженные неприятные ощущения в области живота — боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды 9. Проявления со стороны органов дыхания: а) отсутствие каких-либо ощущений б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе в) значительные изменения дыхания — одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле» 10. Проявления со стороны выделительной системы: а) отсутствие каких-либо изменений б) умеренная активизация выделительной функции, более частое, чем обычно, желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (потерпеть) в) резкое учащение позывов в туалет, трудность или невозможность воздержаться 11. Состояние потоотделения: а) обычное потоотделение без каких-либо изменений б) умеренное усиление потоотделения в) появление обильного «холодного, проливного» пота 12. Состояние слизистой оболочки полости рта: а) обычное состояние без каких-либо изменений б) умеренное увеличение слюноотделения в) ощущение сухости во рту 13. Окраска кожных покровов: а) обычная окраска кожи лица, рук, шеи б) покраснение кожи лица, рук, шеи в) побледнение кожи лица, рук, шеи, появление на коже «мраморного» (пятнистого) оттенка 14. Восприимчивость к внешним раздражителям, чувствительность: а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность б) умеренное повышение чувствительности, восприимчивости к внешним раздражениям, не отвлекающее от работы в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях 15. Чувство уверенности в себе, в своих силах: а) обычное состояние, отсутствие каких-либо изменений б) повышение уверенности в себе, уверенность в успехе в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала 16. Настроение: а) обычное, неизмененное настроение б) приподнятое, повышенное настроение, чувство подъема, приятного удовлетворения деятельностью, работой в) снижение настроения, чувство подавленности 17. Особенности сна: а) нормальный, обычный сон б) крепкий, освежающий сон накануне (перед выполнением) задания в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких ночей, и в том числе накануне выполнения задания 18. Особенности эмоционального состояния в целом: а) отсутствие каких-либо изменений в сфере чувств и эмоций б) чувство озабоченности, ответственности, появление «азарта», положительно окрашенной «злости» в) чувство страха, паники, отчаяния 19. Помехоустойчивость: а) обычное состояние без каких-либо изменений б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума, других помех и отвлекающих раздражителей в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при наличии отвлекающих раздражителей 20. Особенности речи: а) обычная, неизмененная речь б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (грамотности, логичности) в) нарушения речи — появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, слишком тихий голос 21. Общая оценка психического состояния: а) обычное, неизмененное состояние б) состояние внутренней собранности, повышенной готовности к работе, подъем душевных сил, мобилизованность, высокий психический тонус в) чувство усталости, безразличия, рассеянности, несобранности, апатии, снижение психического тонуса 22. Особенности памяти: а) обычная, не измененная память б) улучшение памяти — легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент в) ухудшение памяти 23. Особенности внимания: а) обычное внимание бел каких-либо изменений б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на выполняемой работе, отвлекаемость 24. Сообразительность: а) обычная сообразительность без каких-либо изменений б) повышение сообразительности, высокая находчивость в) растерянность, ухудшение сообразительности 25. Умственная работоспособность: а) обычная умственная работоспособность б) повышение умственной работоспособности в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость 26. Явления психического дискомфорта: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний, связанных с психическим состоянием б) единичные, слабовыраженные, не мешающие работе изменения, чувство психического комфорта, удовлетворения, радости от выполнения работы, задания в) резко выраженные и многочисленные проявления психического дискомфорта, неприятное общее психическое самочувствие, мешающее работе 27. Степень распространенности (генерализованности) признаков напряжения: а) единичные и слабовыраженные признаки напряжения, не привлекающие к себе внимания б) отчетливые признаки напряжения, которые сопутствуют повышенной работоспособности и успешности деятельности в) большое количество разнообразных неприятных проявлений нервно-психического напряжения, наблюдающихся со стороны многих органов и систем организма и существенно мешающих работе 28. Частота возникновения состояния напряжения: а) напряжение возникает чрезвычайно редко б) напряжение развивается часто, но только при наличии реально трудных ситуаций в) напряжение развивается весьма часто и нередко в тех случаях, когда для этого нет достаточных причин 29. Продолжительность состояния нервно-психического напряжения: а) напряжение продолжается очень короткий срок: не более нескольких минут и исчезает до того, как миновала сложная ситуация б) напряжение продолжается в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения работы в) напряжение длится необычайно долго (несколько часов и более) и не прекращается даже после исчезновения трудной ситуации 30. Общая оценка степени выраженности напряжения: а) полное отсутствие либо весьма слабое напряжение б) умеренно выраженное напряжение в) резко выраженное, чрезмерное напряжение Общая сумма баллов: Обработка данных. После заполнения испытуемым правой части бланка производится подсчет набранных баллов. При этом за знак «+», поставленный против подпункта а), начисляется 1 балл, за этот же знак, поставленный против подпункта б), — 2 балла и против подпункта в) — 3 балла. Таким образом, максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, может быть равно 90, и в таком случае следует считать, что у него имеет место резко выраженное нервно-психическое напряжение. Минимальное количество баллов — 30, что соответствует отсутствию нервно-психического напряжения. Литература: 1. Губарева, Л.И. Психофизиология: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.А. Агаркова. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2007. –188с. 2. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – СПб.: ПИТЕР, 2005. – 412 с. 3. Носкова, О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с. 4. Рыбников, О.Н. Психология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений /О.Н. Рыбников. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320с. 5. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов /Н.В. Самоукина. – СПб.: «ПИТЕР», 2005. – 220с. 6. Трудовой кодекс РФ. — М.: ООО ВИТРЭМ, 2011.
|