Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типовая карта методики САН





Фамилия, инициалы_______________________________ Пол____ Возраст_____

Дата_________________________ Время____________

 

  Самочувствие хорошее               Самочувствие плохое
  Чувствую себя сильным               Чувствую себя слабым
  Пассивный               Активный
  Малоподвижный               Подвижный
  Веселый               Грустный
  Хорошее настроение               Плохое настроение
  Работоспособный               Разбитый
  Полный сил               Обессиленный
  Медлительный               Быстрый
  Бездеятельный               Деятельный
  Счастливый               Несчастный
  Жизнерадостный               Мрачный
  Напряженный               Расслабленный
  Здоровый               Больной
  Безучастный               Увлеченный
  Равнодушный               Взволнованный
  Восторженный               Унылый
  Радостный               Печальный
  Отдохнувший               Усталый
  Свежий               Изнуренный
  Сонливый               Возбужденный
  Желание отдохнуть               Желание работать
  Спокойный               Озабоченный
  Оптимистичный               Пессимистичный
  Выносливый               Утомленный
  Бодрый               Вялый
  Соображать трудно               Соображать легко
  Рассеянный               Внимательный
  Полный надежд               Разочарованный
  Довольный               Недовольный

 

Тест 4. Методика «Накопление эмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя»

Методика, разработанная В. В. Бойко, представлена в несколько модифицированном виде, чтобы можно было судить о степени накапливаемого у человека эмоционально-энергетического заряда, не получающего выхода вовне.

Инструкция. Прочтите предлагаемые положения и выразите свое отношение к ним. Если вы согласны с положением, поставьте рядом с его номером знак «+», если не согласны, то знак «-».

 

Текст опросника

1. В последнее время вы почти всегда находитесь в состоянии мобилизации для отражения угрозы, неприятностей, несправедливости, но тем не менее держите себя в руках.

2. Вы часто испытываете недовольство, гнев, разочарование и стараетесь не показывать свои переживания.

3. Вас огорчают обстоятельства в семье, на работе или отношения с друзьями, и вы носите в себе эти впечатления.

4. Вам приходится скрывать антипатию, неприязнь к кому-либо из тех, с кем часто общаетесь.

5. Критику в своей адрес обычно долго помните.

6. Вы часто ругаете себя или злитесь на себя за то, что допустили ошибку, не смогли что-то сделать хорошо или вовремя.

7. Вы завидуете тем, кто лучше живет или достиг больше вас в работе или семейной жизни.

8. Вы часто сдерживаете себя, чтобы не сказать все, что думаете о непосредственно окружающих вас людях (родных, близких, друзьях, коллегах).

9. Вы почему-то не можете или не хотите открыто радоваться хорошим людям, приятным встречам, событиям.

10. Вы не можете или стесняетесь заплакать в тех случаях, когда другие это обычно делают.

11. Вам не к кому обратиться или не хочется жаловаться на свою усталость от жизни.

12. Вы не решаетесь публично высказывать свое мнение.

13. Вы обычно боитесь сделать решительный шаг, «промахнуться» в жизни.

14. Вы чувствуете себя одиноким человеком, вам не с кем поговорить, поделиться сокровенными мыслями.

15. Вы часто чувствуете себя неловко в новой обстановке или вам трудно вступать в контакты с малознакомыми людьми.

16. Вы чаще всего недовольны собой или своей работой.

17. Вас беспокоит собственное здоровье или здоровье близких, но вы об этом ни с кем не говорите.

18. Вы обычно чувствуете себя скованно, напряженно.

Обработка данных и выводы. За каждый положительный ответ начисляется по 1 баллу. Подсчитывается общая сумма баллов. Если опрашиваемый набирает 14-18 баллов, то у него имеется большая скрытая эмоциональная напряженность. Сумма, меньшая 6 баллов, свидетельствует о слабой напряженности или ее отсутствии.

 

Тест 5. Опросник НПН (признаки нервно-психического напряжения). Опросник разработан Т. А. Немчиным.

Инструкция. Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком «+» те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время.

 

Фамилия, имя, отчество_____________________________________

Пол______________

Возраст______________

Профессия, род занятий_____________________________________

Характер ситуации (указывается экспериментатором после заполнения опросника)________________________________________

Отметка_____________________________________________________

Характер признака ____________________________________________

1. Наличие физического дискомфорта:___________________________

а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений

б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе

в) наличие многих и разнообразных неприятных ощущений, серьезно мешающих работе

2. Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие каких-либо болей

б) болевые ощущения появляются лишь иногда, быстро исчезают, не мешают работе

в) имеют место постоянные болевые ощущения, серьезно мешающие работе

3. Температурные ощущения:

а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении

температуры тела

б) ощущение тепла, повышения температуры тела

в) ощущение похолодания конечностей, чувство озноба

4. Состояние мышечного тонуса:

а) обычный, неизмененный мышечный тонус

б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство умеренного мышечного напряжения

в) значительное мышечное напряжение, дрожание рук, подергивание (тик) мышц лица, глаз, губ

5. Координация движений:

а) обычная, неизмененная координация движений

б) повышение двигательной активности, увеличение скорости, точности, ловкости, координированное™ движений во время работы, письма

в) ухудшение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности

6. Двигательная активность:

а) обычная, неизмененная двигательная активность

б) повышение двигательной активности, увеличение

скорости и энергичности движений

в) резкое усиление общей двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление двигаться, ходить, изменять положение тела

7. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца

б) ощущение усиления сердечной деятельности,

не привлекающее внимания и не мешающее работе

в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца, резкое сердцебиение, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в области сердца

8. Проявления (ощущения) со стороны желудочно-кишечного тракта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе

б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работать ощущения в животе — подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое умеренное «урчание в животе»

в) выраженные неприятные ощущения в области живота — боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды

9. Проявления со стороны органов дыхания:

а) отсутствие каких-либо ощущений

б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе

в) значительные изменения дыхания — одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле»

10. Проявления со стороны выделительной системы:

а) отсутствие каких-либо изменений

б) умеренная активизация выделительной функции, более частое, чем обычно, желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (потерпеть)

в) резкое учащение позывов в туалет, трудность или невозможность воздержаться

11. Состояние потоотделения:

а) обычное потоотделение без каких-либо изменений

б) умеренное усиление потоотделения

в) появление обильного «холодного, проливного» пота

12. Состояние слизистой оболочки полости рта:

а) обычное состояние без каких-либо изменений

б) умеренное увеличение слюноотделения

в) ощущение сухости во рту

13. Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи лица, рук, шеи

б) покраснение кожи лица, рук, шеи

в) побледнение кожи лица, рук, шеи, появление на коже «мраморного» (пятнистого) оттенка

14. Восприимчивость к внешним раздражителям, чувствительность:

а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность

б) умеренное повышение чувствительности, восприимчивости к внешним раздражениям, не отвлекающее от работы

в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях

15. Чувство уверенности в себе, в своих силах:

а) обычное состояние, отсутствие каких-либо изменений

б) повышение уверенности в себе, уверенность в успехе

в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала

16. Настроение:

а) обычное, неизмененное настроение

б) приподнятое, повышенное настроение, чувство подъема, приятного удовлетворения деятельностью, работой

в) снижение настроения, чувство подавленности

17. Особенности сна:

а) нормальный, обычный сон

б) крепкий, освежающий сон накануне (перед выполнением) задания

в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких ночей, и в том числе накануне выполнения задания

18. Особенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие каких-либо изменений в сфере чувств и эмоций

б) чувство озабоченности, ответственности, появление «азарта», положительно окрашенной «злости»

в) чувство страха, паники, отчаяния

19. Помехоустойчивость:

а) обычное состояние без каких-либо изменений

б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума, других помех и отвлекающих раздражителей

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособ­ность работать при наличии отвлекающих раздражителей

20. Особенности речи:

а) обычная, неизмененная речь

б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (грамотности, логичности)

в) нарушения речи — появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, слишком тихий голос

21. Общая оценка психического состояния:

а) обычное, неизмененное состояние

б) состояние внутренней собранности, повышенной готовности к работе, подъем душевных сил, мобилизованность, высокий психический тонус

в) чувство усталости, безразличия, рассеянности, несобранности, апатии, снижение психического тонуса

22. Особенности памяти:

а) обычная, не измененная память

б) улучшение памяти — легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент

в) ухудшение памяти

23. Особенности внимания:

а) обычное внимание бел каких-либо изменений

б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел

в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на выполняемой работе, отвлекаемость

24. Сообразительность:

а) обычная сообразительность без каких-либо изменений

б) повышение сообразительности, высокая находчивость

в) растерянность, ухудшение сообразительности

25. Умственная работоспособность:

а) обычная умственная работоспособность

б) повышение умственной работоспособности

в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость

26. Явления психического дискомфорта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний, связанных с психическим состоянием

б) единичные, слабовыраженные, не мешающие работе изменения, чувство психического комфорта, удовлетворения, радости от выполнения работы, задания

в) резко выраженные и многочисленные проявления психического дискомфорта, неприятное общее психическое самочувствие, мешающее работе

27. Степень распространенности (генерализованности) признаков напряжения:

а) единичные и слабовыраженные признаки напряжения, не привлекающие к себе внимания

б) отчетливые признаки напряжения, которые сопутствуют повышенной работоспособности и успешности деятельности

в) большое количество разнообразных неприятных проявлений нервно-психического напряжения, наблюдающихся со стороны многих органов и систем организма и существенно мешающих работе

28. Частота возникновения состояния напряжения:

а) напряжение возникает чрезвычайно редко

б) напряжение развивается часто, но только при наличии реально трудных ситуаций

в) напряжение развивается весьма часто и нередко в тех случаях, когда для этого нет достаточных причин

29. Продолжительность состояния нервно-психического напряжения:

а) напряжение продолжается очень короткий срок: не более нескольких минут и исчезает до того, как миновала сложная ситуация

б) напряжение продолжается в течение всего времени пре­бывания в условиях сложной ситуации и выполнения работы

в) напряжение длится необычайно долго (несколько часов и более) и не прекращается даже после исчезновения трудной ситуации

30. Общая оценка степени выраженности напряжения:

а) полное отсутствие либо весьма слабое напряжение

б) умеренно выраженное напряжение

в) резко выраженное, чрезмерное напряжение

Общая сумма баллов:

Обработка данных. После заполнения испытуемым правой части бланка производится подсчет набранных баллов. При этом за знак «+», поставленный против подпункта а), начисляется 1 балл, за этот же знак, поставленный против подпункта б), — 2 балла и против подпункта в) — 3 балла. Таким образом, максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, может быть равно 90, и в таком случае следует считать, что у него имеет место резко выраженное нервно-психическое напряжение. Минимальное количество баллов — 30, что соответствует отсутствию нервно-психического напряжения.

Литература:

1. Губарева, Л.И. Психофизиология: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.А. Агаркова. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2007. –188с.

2. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – СПб.: ПИТЕР, 2005. – 412 с.

3. Носкова, О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.

4. Рыбников, О.Н. Психология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений /О.Н. Рыбников. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320с.

5. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов /Н.В. Самоукина. – СПб.: «ПИТЕР», 2005. – 220с.

6. Трудовой кодекс РФ. — М.: ООО ВИТРЭМ, 2011.

 

 

Date: 2016-07-05; view: 547; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию