Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образцы выполнения практических заданий
по разделу (дисциплине) «Уголовное право» Порядок решения задачи по тематике дисциплин по «Уголовному праву» или «Уголовному процессу». Первый вопрос в задаче по дисциплине «Уголовное право», а второй и третий, как правило, посвящены тематике «Уголовного процесса». Решение задач показывает способность самостоятельно, логически обоснованно мыслить, аргументировано излагать выводы, правильно применять уголовный закона при квалификации преступлений. При этом следует иметь в виду, что фактические обстоятельства, изложенные в условии задачи, являются установленными, поэтому их нельзя опровергнуть, изменять или дополнять. Возможно, отдельные условия, имеющие значение по делу, намеренно не даны в задаче. В этом случае, необходимо уточнить, что при соблюдении такого условия деяние следует оценить так, а при не соблюдении иным образом. Решение каждой задачи следует начинать с ответа: есть ли в содеянном тем или иным участником состав преступления или усматриваются ли признаки преступления в совершенном деянии. При положительном ответе надо дать точную квалификацию: указать пункт, часть и номер статьи Особенной части УК РФ, а также, если имеются основания, то часть и номер статьи Общей части. А именно, при наличии приготовления к преступлению или покушения на преступление надо дополнительно сослаться на соответствующую часть ст. 30 УК РФ. При обнаружении признаков соучастия в необходимых случаях следует сослаться на соответствующую часть ст. 33 УК РФ. Применение ст. ст. 30 и 33 УК должно быть мотивировано далее при анализе признаков состава преступления. Если в руководящих постановлениях Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР или РФ имеются разъяснения о квалификации описанных в условии задачи преступлений, необходимо сослаться на их содержание. Квалификацию деяний участников следует давать раздельно по всем совершенным эпизодам. Если в содеянном содержится несколько самостоятельных преступлений, то оценка дается каждому. Предложенную квалификацию затем следует обосновать, приведя развернутый юридический анализ каждого (раздельно) преступления, изложенного в задаче. Это делается путем обнаружения и выделения конкретных признаков, их сопоставления с обобщенными признаками, присущими данному составу преступления, и установления тождества между ними. Необходимо определить основной непосредственный объект преступления, а также, если имеются, дополнительный и факультативный объекты, предмет преступления, признаки потерпевшего от преступления в статье УК РФ. Сравнить с данные признаки с признаками в задаче на наличие сходства. Раскрывая объективную сторону состава преступления, следует указать, в каких конкретно действиях (бездействии) они выразились. Далее нужно определить вид состава преступления по конструкции объективной стороны (формальный, материальный, формально-материальный, усеченный). С учетом вида состава по конструкции объективной стороны требуется определить стадию преступной деятельности виновного (приготовление, покушение, оконченное преступление). Если состав преступления сконструирован по типу материального, то следует сравнить последствия, предусмотренные статьей УК РФ и последствия в задаче, а также обратить внимание на наличие причинно-следственной связи между деянием и наступившими общественно-опасными последствиями. Исходя, из конструкции состава преступления указать момент окончания преступления. Только затем рассмотреть вопрос о наличии в данном составе факультативных признаков объективной стороны (время, место, способ, обстановка, орудия и средства совершения преступления) и провести их сравнение с признаками изложенными в условии задачи. Характеризуя субъект преступления, надо в соответствии со ст. 20 УК РФ и требованиями данного состава преступления указать три обязательных признака субъекта (физическое лицо, вменяемость, достижение возраста уголовной ответственности), а также дополнительные признаки специального субъекта, если они предусмотрены как обязательные для данного состава преступления в УК РФ. При описании субъективной стороны преступления, исходя из требований ст. ст. 25 и 26 УК РФ, необходимо четко определить форму и предметное содержание вины, раскрыв интеллектуальный и волевой моменты. Следует определить содержание и значение цели и мотива в конкретном преступлении. (Структура анализа признаков вменяемого состава преступления в задаче схожа с той, которая рекомендуется в ходе устного теоретического ответа при анализе той или иной статьи Особенной части Уголовного кодекса.) Только затем следует перейти к анализу и обоснованию имеющихся в содеянном квалифицирующих (особо квалифицирующих) признаков, либо признаков, образующих состав со смягчающими обстоятельствами. Если одно преступление совершено несколькими лицами, тo анализ надо производить одновременно в отношении всех соучастников, подчеркнув при необходимости их особенности. Если отвечающий придет к выводу, что в содеянном отсутствует состав преступления, необходимо обстоятельно мотивировать такой вывод, указав, каких признаков в каком элементе состава преступления нет в содеянном.
Задача № 1 Панов рассказал малолетнему Литвинову, что в местном магазине собралась большая выручка, за которой не приехали инкассаторы, и предложил ему ночью проникнуть туда через небольшое отверстие в решетке окна, предварительно разбив стекло. Помимо денежных средств Литвинов забрал ценные вещи, о которых они не договаривались в ходе подготовительных действий, оставил их себе и впоследствии спрятал. В ходе производства неотложных следственных действий оперуполномоченный Королев установил, что похищенные Пановым и Литвиновым из магазина ценности спрятаны на опушке леса в стоге сена, принадлежащем фермеру Иванову. 1. Квалифицируйте действия указанных лиц. 2. Какое следственное действие необходимо провести в данном случае? 3. Какие требования предъявляются для проведения данного следственного действия и какие участники уголовного процесса могут в нем участвовать? Ответ на 1 вопрос: В указанной задаче в действиях двух лиц (Панова и малолетнего Литвинова), усматриваются признаки общественно-опасного поведения, запрещенного уголовным законом. Действия Панова, при соблюдении определенных условий, содержат все признаки состава преступления, предусмотренного п. «б» части 2 статьи 158 и частью 1 статьи 150 Уголовного кодекса РФ. Объектом преступления предусмотренного статьей 158 УК РФ являются охраняемые уголовным законом общественные отношения обеспечивающие право собственности. В данном случае пострадало право собственности владельца магазина и товара, который там находился. В качестве предмета преступления в статье предполагается – собственность. В нашем случае в этом качестве выступают похищенные денежные средства и ценные вещи. В качестве потерпевшего выступает владелец похищенной собственности. Объективная сторона преступления в ст.158 УК РФ предполагает, что преступление совершается в форме действия – хищения, с использованием тайного способа завладения имуществом, и последующим наступлением общественно опасных последствий. По конструкции объективной стороны состав преступления материальный. Преступление окончено с момента наступления указанных в законе последствий. Согласно примечанию 1 к статье 158 под хищением понимается совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. Таким образом, все названные объективные признаки хищения содержатся в действиях данных лиц. Литвинов и Панов хищение совершали тайно – в отсутствии других лиц. Преступление считается оконченным, так как потерпевшему был причинен имущественный вред, а Литвинов и Панов получили возможность распоряжаться похищенным имуществом. В действиях Литвинова по совершению хищения ценного имущества, которые не охватывались умыслом Панова, формально усматриваются признаки эксцесса исполнителя. Однако имеются определенные вопросы по установлению у него признаков субъекта. Субъект преступления для статьи 158 УК предусматривает признаки вменяемого физического лица, достигшего возраста уголовной ответственности. Для кражи этот возраст согласно ч.2 ст. 20 УК РФ установлен в 14 лет. Исходя из условия задачи, Литвинов является малолетним, следовательно, не достиг возраста 14 лет и не подлежит уголовной ответственности, так как не отвечает требования субъекта. Если Панов соответствует признакам субъекта, то он подлежит уголовной ответственности в качестве посредственного исполнителя в силу ч.2 ст.33 УК РФ. В противном случае он также не подлежит уголовной ответственности по ст.158 УК РФ. Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 158 предполагает умышленную форму вины, в виде прямого умысла. Панов осознавал общественную опасность совершаемых действий, предвидел неизбежность наступления последствий в виде причинения вреда собственнику магазина и желал их наступления. При совершении хищения Панов действовал с корыстной целью, которая предполагает наличие выгоды от совершаемых действий. При квалификации действий Литвинова вменен квалифицирующий признак, предусмотренный п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ, с проникновением в помещение или иное хранилище. Магазин, в который было совершено проникновение, относится, согласно примечанию 3 ст. 158 УК РФ, к помещению. Таким образом, малолетний Литвинов не подлежит уголовной ответственности по ст.158 УК РФ, а в действиях Панова усматриваются все признаки состава преступления, предусмотренного п. «б» части 2 статьи 158 УК РФ. Кроме того, в действиях Панова усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 150 УК РФ. Объектом данного преступления являются общественные отношения в сфере нормального нравственного и духовного развития несовершеннолетнего. Потерпевшим согласно ст. 150 является несовершеннолетний, в данном случае им являлся Литвинов и именно его нравственному развитию причинялся вред вследствие вовлечения его в преступную деятельность. Объективная сторона этого состава преступления заключается в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления любым способом. В данном случае присутствовал способ уговор, на который прямо указывается в диспозиции статьи. Вовлечение считается оконченным, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 №1 (ред. от 02.04.2013) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» с момента начала приготовительных действий несовершеннолетнего к преступлению, либо с момента начала его действий непосредственно направленных на совершение преступления, в том числе и с моментом совершения самого преступления. Учитывая, что Литвинов выполнял объективную сторону кражи, то данное преступление окончено. По конструкции состав преступления построен по типу формального и не требует наступления общественно опасных последствий. Состав простой. Субъектом преступления в ст.150 УК РФ является совершеннолетнее вменяемое, физическое лицо. Таким образом, если на момент вовлечения в преступную деятельность Литвинова Панову исполнилось 18 лет, то он является субъектом преступления. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 150 УК РФ предполагает наличие умышленной формы вины, вид умысла прямой. В нашем случае Панов осознавал общественную опасность действий по вовлечению Литвинова в совершение преступления и желал совершения таких действий. Таким образом, действия Литвинова нельзя назвать преступными, так как здесь отсутствует один из признаков субъекта преступления. Действия Панова, при соблюдении определенных условий, содержат все признаки состава преступления, предусмотренного п. «б» части 2 статьи 158 и частью 1 статьи 150 Уголовного кодекса РФ. Последующие ответы на первые вопросы задачи требуют подобных решений. 6.6. по разделу (дисциплине) «Уголовный процесс» 1. Участники уголовного процесса со стороны обвинения, процессуальное положение права и обязанности. При подготовке ответа используйте следующий план: сформулируйте содержательное определение по каждому из участников уголовного процесса со стороны обвинения, перечислите полномочия и обязанности каждого из участников уголовного процесса со стороны обвинения, опишите особенности по реализации полномочий следователя, дознавателя, органа дознания по самостоятельному принятию процессуальных решений.
2. Участники уголовного процесса со стороны защиты, процессуальное положение права и обязанности. При подготовке ответа на данный вопрос необходимо: сформулировать определение по каждому из участников уголовного процесса со стороны защиты, раскрыть полномочия и обязанности каждого из участников уголовного процесса со стороны защиты, перечислить случаи обязательного участия защитника.
3. Доказательства, понятие, свойства, классификация, значение. При ответе на данный вопрос необходимо дать понятие доказательств. Далее необходимо охарактеризовать такие свойства доказательств, как относимость, допустимость, достоверность, достаточность. Для лучшего понимания данного вопроса рекомендуется изучить примеры признания доказательств недопустимыми с опорой на ст. 75 УПК РФ, примеры отбора доказательств для приобщения их к делу, примеры «отбраковки» доказательств по признаку противоречия собранной совокупности доказательств. Далее следует перейти к классификации доказательств, в основу которой положено понятие «источник доказательств». Она закреплена в ч. 2 ст. 74 УПК РФ. Требуется четко уяснить, что представляет из себя каждый из источников доказательств, как и в результате каких процессуальных действий они формируются.
4. Меры пресечения, виды, основания, порядок избрания. При ответе на данный вопрос следует уяснить место и роль мер пресечения в системе мер процессуального принуждения. Далее, давая определение мер пресечения, рекомендуется выделить отличия их от иных мер процессуального принуждения. В дальнейшем отвечая на вопрос, следует четко раскрыть: сущность данной меры, порядок и основания ее назначения, сроки (размеры), порядок оформления. Особое внимание целесообразно уделить такой мере как заключение под стражу, учитывая большой объем правового материала по этому поводу. Кроме того, нужно обязательно обратить внимание на изменения, внесенные в последнее время в гл. 13 УПК.
5. Общие условия предварительного расследования. Отвечая на данный вопрос необходимо раскрыть понятие подследственности, указать виды подследственности и способы разрешения споров о подследственности. Также при ответе на данный вопрос стоит заострить внимание на таких аспектах общих условий предварительного расследования, как: место производства предварительного расследования, выделение и соединение уголовных дел, производство неотложных следственных действий, восстановление уголовных дел, обязательность рассмотрения ходатайств.
6. Дознание, порядок, сроки и особенности производства. При ответе на данный вопрос целесообразно начать с понятия дознания как формы предварительного расследования и усвоения перечня органов дознания, указанного в ст. 40 УПК РФ. Особое внимание следует уделить тем органам, которые имеют право на производство дознания в полном объеме. Далее следует более детально рассмотреть особенности дознания в обычной форме (гл. 32 УПК РФ), выделить отличия от следствия, дать характеристику обвинительного акта. При изучении особенностей сокращенного дознания (гл. 32.1 УПК РФ) обучающийся должен определить условия, при которых оно может производиться, порядок сокращенного дознания, его сроки и порядок окончания. 7. Привлечение лица в качестве обвиняемого: порядок предъявления обвинения, допрос обвиняемого. При рассмотрении вопроса необходимо определить порядок привлечения лиц в качестве обвиняемых, а также порядок предъявления обвинения. Далее стоит раскрыть специфику допроса обвиняемого с учетом требований п. 9 ч. 4 ст. 47 и ч. 3 ст. 50 УПК РФ. Кроме того автор должен раскрыть такой аспект как изменение и дополнение обвинения, а также частичное прекращение уголовного преследования.
8. Возбуждение уголовного дела, основания и поводы. Изучение данного вопроса следует начать с определения понятия стадии возбуждения уголовного дела, далее уяснить ее основания и задачи, круг субъектов, временные границы, содержание, виды принимаемых решений. Требуется четко усвоить основание возбуждения уголовного дела, указать, какие виды поводов для возбуждения уголовного дела выделены в УПК РФ, особенности каждого из них, а также ответить на вопрос, что является основанием для возбуждения уголовного дела. Кроме того необходимо перечислить процессуальные документы по выносимым процессуальным решениям.
9. Допрос, очная ставка, опознание, проверка показаний на месте, основания, требования и особенности производства. При подготовке к ответу по данному вопросу обучающимся необходимо усвоить понятие перечисленных выше следственных действий, порядок производства и оформления каждого из них. При ответе необходимо руководствоваться не только нормами УПК, но и положениями Конституции РФ. При разборе особенностей перечисленных следственных действий рекомендуется придерживаться следующей логической схемы: содержание соответствующего следственного действия; его цель; основания и установленный законом процессуальный порядок производства; фиксация хода и результатов выполненного следственного действия.
10. Обыск, осмотр, выемка, контроль и запись переговоров, основания, требования и особенности производства. При подготовке ответа по данному вопросу обучающимся необходимо усвоить понятие и виды отдельных перечисленных следственных действий, порядок производства и оформления каждого из них. При разборе особенностей каждого следственного действия рекомендуется придерживаться следующей логической схемы: содержание соответствующего следственного действия; его цель; основания и установленный законом процессуальный порядок производства; фиксация хода и результатов выполненного следственного действия; полномочия суда в части контроля за законностью производства некоторых следственных действий (ст. 29 УПК).
11. Приостановление и возобновление уголовного дела, основания и порядок. При ответе на данный вопрос обучающемуся необходимо раскрыть основания, порядок и сроки приостановления предварительного следствия, а также действия следователя после приостановления предварительного следствия. Также при ответе на вопрос необходимо указать особенности производства розыска подозреваемого, обвиняемо, при этом обучающийся должен рассказать об институте отдельных поручений и сроке их исполнения. Кроме того, при рассмотрении данного вопроса необходимо раскрыть порядок возобновления предварительного расследования и указать какие процессуальные решения (документы) должны быть вынесены уполномоченным должностным лицом.
12. Окончание предварительного следствия. Раскрывая данный вопрос, следует определить понятие окончания предварительного расследования. При рассмотрении данного вопроса также необходимо описать такие аспекты как: прекращение уголовного дела и уголовного преследования; окончание предварительного следствия с составлением обвинительного заключения; процессуальный порядок окончания дознания с составлением обвинительного акта или обвинительного постановления; действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, актом или постановлением. Обучающийся также должен объяснить разницу в итоговых процессуальных решениях выносимых органами следствия и дознания. Для более подробного изучения вопроса обучающимся необходимо обратиться к главам 4, 30 и 32 УПК РФ. 13. Производство в суде первой инстанции, порядок подготовки и рассмотрения дела. Рассматривая данный вопрос, обучающемуся необходимо кратко описать: подготовку к судебному заседанию; проведение предварительного слушания; подготовительную часть судебного заседания; производство судебного следствия; прение сторон; последнее слово подсудимого; постановление приговора. При этом обучающемуся при подготовке необходимо обратиться к главам 33-39 УПК РФ.
14. Сущность и содержание пересмотра судебных решений, не вступивших в законную силу. Давая ответ по данному вопросу слушателю необходимо дать определение суда апелляционной инстанции. После чего необходимо остановиться на рассмотрении: содержания апелляционной жалобы и представления, сроков рассмотрения указанных документов, кроме того необходимо описать последствия которые влечет за собой рассмотрение в суде апелляционной инстанции и виды решений принимаемых судом апелляционной инстанции.
15. Сущность и содержание пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу. Исследуя данный вопрос, слушатель должен раскрыть понятие кассационной и надзорной инстанции перечислив соответствующие суды уполномоченные рассматривать дела по вышеуказанным инстанциям, кроме того, необходимо указать суд рассматривающий производства по уголовным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Характеризуя данные стадии необходимо указать виды и особенности рассмотрения дела и виды решений принимаемых по итогам рассмотрения дел в данных инстанциях.
16. Особенности судебного разбирательства у мирового судьи. При ответе на данный вопрос слушатель должен раскрыть специфику возбуждения уголовных дел частного обвинения у мирового судьи (требования, предъявляемые к заявлению). Также при ответе на вопрос, обучающийся должен рассмотреть: полномочия мирового судьи по уголовному делу частного обвинения; полномочия по уголовному делу с обвинительным актом, раскрыть порядок рассмотрения, постановления и обжалования приговора мирового судьи.
17. Особенности рассмотрения дела судом присяжных. При рассмотрении данного вопроса необходимо осветить следующие аспекты: порядок формирования присяжной скамьи, подсудность дел рассматриваемых судом присяжных, состав суда присяжных и особенности деятельности председательствующего и старшины присяжных заседателей. Кроме того, необходимо раскрыть особенности проведения судебного следствия, прения сторон и порядка вынесения вердикта, а также последствия его вынесения.
18. Особый порядок судопроизводства при согласии с предъявленным обвинением и заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. При рассмотрении указанного вопроса обучающемуся необходимо описать порядок применения особого порядка принятия судебного решения, особенности проведения судебного заседания и постановления приговора, а также пределы обжалования решений вынесенных при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением. Далее необходимо остановиться на порядке заключения досудебного соглашения о сотрудничестве и особенностей производства предварительного расследования в данных случаях. Кроме того стоит обратить внимание на порядок судебного рассмотрения дела и пересмотра судебных решений с подсудимыми, с которыми заключено досудебное соглашение о сотрудничестве.
19. Приговор: понятие, виды и содержание. Постановление и провозглашение приговора. При ответе на данный вопрос обучающемуся необходимо раскрыть: порядок вынесения приговора и вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора. Кроме того при ответе на данный вопрос необходимо раскрыть виды приговора, его структуру и содержание. Также необходимо определить различия в содержании оправдательного и обвинительного приговора и раскрыть принимаемые судом решения связанные с провозглашением приговора. 20. Стадия исполнения приговора: ее понятие, задачи и значение, особенности производства и виды принимаемых решений. При подготовке ответа используйте следующий план: дайте определение стадии исполнения приговора, раскройте задачи и значение стадии, а также опишите ее границы; опишите вопросы, разрешаемые в стадии исполнения приговора, а также укажите порядок их рассмотрения. Отдельно коснитесь такого аспекта как отсрочка приговора. Date: 2016-07-05; view: 1586; Нарушение авторских прав |